Напоминание

"Использование техник НЛП в школе"


Автор: Керусенко Надежда Михайловна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №5"
Населённый пункт: г.Норильск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Использование техник НЛП в школе"
Раздел: среднее образование





Назад





НЛП в школе
Начиная работать учителем, мы получаем право управлять учениками, забывая порой об ответственности за полученное нами право. Изучив кучу статей посвященных теме Нейролингвистического программирования в образовании я увидела их узкую специфическую направленность на:  Расширение использования модальностей, что в принципе, для студентов, изучающих курс школьной психологии в пединституте не является ничем новым.  Попытками перенести использование техник НЛП в американской школе на российский уровень, что при перенасыщенной школьной программе не дает желаемый результат.  Используется в работе школьных психологов  Или преподносится детям в виде простых игр на калибровку и моделирование ситуаций. Все, что я искала раньше и сейчас это КТО и КАК использует свои знания НЛП. Став НЛП – практиком, понимаешь, что навыки видения мира, способы постановки цели, методы коммуникации стали твоей неотъемлемой частью. Меняешься сам и меняешь окружение вокруг себя. Но я хочу попытаться простым языком описать элементы, которые применимы и могут быть использованы на традиционных уроках, добавить то, что позволило бы улучшить, сделать более эффективным, даже обычный традиционный урок.
Маркирование.
Проводя урок мы вольно или невольно маркируем пространство. Если учитель делает маркирование осознанно он добивается успеха, но чаще это похоже на беспорядочные взмахи руками, которые приводят к противоположным эффектам. Например, учитель определяет дробь, указывая и обводя запись дроби на доске, далее разделяет, поясняя нахождения числителя и знаменателя, и снова описывает окружность около дроби. Обычная ситуация, но разделив и определив место числителя и знаменателя не стоит смешивать их снова, иначе все что останется в голове ребенка – конечный результат (и не удивительно, что учащиеся 8го класса путают понятия и расположение числителя и знаменателя). Другой вариант, когда учитель махает рукой в сторону класса с возгласом «А эта половина сегодня не работает, спит» и прочее. А далее с удивлением смотрит, что класс разделился на две половинки из которых одна действительно спит. Таких примеров можно привести множество. Разделяя пространство на части, фиксируя место каждого элемента мы «наводим порядок в полочках и шкафчиках подсознания» и насколько правильно и умело мы это делаем, такой и будет порядок в головах наших учеников. Поэтому, если вы всё таки маркируете класс, указывайте только положительное, позитивное в том месте, на которое показали. Маркируя пространство вокруг себя, запоминайте, куда и что положили. Если уже разобранная информация повторяется удобно использовать уже расставленные ранее маркеры. Задавая вопрос, можете понаблюдать за учениками, их взгляд будет двигаться в сторону установленного маркера. Как использовать маркеры. 1. Можно несколько раз указать на какой-либо рисунок, таблицу. Любой Ваш взмах в сторону с рисунком будет расцениваться учениками, как просьба вспомнить изображенную информацию. 2. Если необходимо что-то разделить, предложить выбор: «Мы можем выполнить данную работу письменно или устно», «Мы можем пойти в кино или театр», и прочее. Стоит разделить данный выбор на две руки, давая понять необходимость принятия решения. Главное не сводить руки вместе (что приведет к соединению 1
порой несоединимых вещей). Хорошо маркировать в пространстве разделение общего на части (схемы, таблицы) 3. Если надо объединить понятия, найти в них общее, хорошо представить воображаемый мешок, в который все складывается, еще лучше, если это будет шкаф с полками. Я использую «воздушные круги», проводя аналогию со множествами и подмножествами. 4. Если в классе нет левшей (это надо учитывать обязательно), можно использовать линию времени. Правши ее будут воспринимать как координатную ось ОХ, у левшей же эта ось перевернута. По линии времени хорошо ходить, рассказывая о прошлом и будущем. На самом деле очень эффективная вещь для учителей истории, биологии и географии.
Субмодальности.
Маркировать в пространстве можно не только понятия, но и ощущения, эмоции, субмодальности (визуальные (то что вижу), аудиальные (то что слышу) и кинестетические (что чувствую: запахи, ощущения, вкус)). Переводя восприятие информации на сенсорный (органами чувств) уровень восприятия мы повышаем уровень понимания материала. Не секрет, что школьник, покрутивший куб, сосчитавший его грани усвоит это понятие лучше. Но если шагнуть дальше, убрав кубик из рук, попросить описать его свойства: форму, размер, углы, равенство сторон, шероховатость граней, цвет, температуру… И выделить главное, то что будет объединять все кубики в мире. Казалось бы, что субмодальности можно использовать лишь при познании мира, но это не так. Например, у многих детей есть проблема в использовании клавиши Delete, им проще «прошагать» строчку и использовать Backspase.(эффективность и оптимальность решений для них не аргумент и во внимание не принимается). Делаю следующее: поднимаю руку вверх – это курсор и говорю «Backspase ест все, что передним: ням, ням, ням», одновременно двигаю рукой вправо. Возвращаю руку. «А Delete, как пылесос, всасывает». Поворачиваю руку влево, но оставляю ее на месте, изображаю звук. Далее прошу повторить то же действие детей. Они это делают с удовольствием, уже возникают названия-аналогии: для Backspase – «Пэкмен», а для Delete – «слоник». На следующем уроке достаточно повернуть ладонь влево или вправо, для того чтобы дети определили, о какой клавише идет речь. Все просто, но я использовала субмодальности: визуальную, аудиальную и кинестетическую и закрепила (заякорила) ощущения на их пике. Мой преподаватель геометрии, объясняя линии второго порядка, сделал примерно то же самое. Сначала он достал «линию второго порядка», помятую из кармана, потом пригласил двух гвоздиков-студентов и, определив 2 центра, нарисовал эллипс. Тогда про НЛП только начинали говорить, знал ли он, что понятие, которое он дал, осталось в его студентах на всю жизнь? Переводя обучение в сферу сенсорного восприятия окружающего мира мы учим детей видеть детали, чувствовать их, а значит и понимать. Уровень заучивания выходит на уровень понимания.
Эквалайзеры
Дети более взрослых восприимчивы к окружающему миру, научить их использовать эквалайзеры легко и использовать их в будущем очень удобно. Представьте себе большой магнитофон, но который может регулировать не только громкость, тембр и частоту звука, но и яркость окружающих красок, их насыщенность, контрастность, цветность, может влиять на запахи и температуру. Изменяя какой-то из параметров своего эквалайзера, вы начинаете видеть изменение вокруг. Вспомните, как учителя порой опуская руку, вниз говорят «тише» и шум в классе стихает. Сам не ведая того учитель использует эквалайзер, а теперь представьте, что такими эквалайзерами можно увеличить ощущение бодрости, уверенности, спокойствия 2
(главное чтобы ребенок понимал и мог описать сенсорно, как он ощущает эти состояния), как бы это могло помочь вашим ученикам при контрольных, экзаменах? Например, у Вас первый урок, полярная ночь, дети еще спят, сидя за партами. В общем, восприятие нулевое. Некоторые проводят физминутки, но попробуем сделать другое: «Сегодня мне хочется солнца, которое разлилось по всему классу, (и начинаю двигать руки от пола вверх) и окутало всех так, что мои ребята распрямили спины, подняли головы, сели ровно, вздохнули легко и улыбнулись мне. Спасибо за ваши улыбки». Главное следить за изменениями, которые происходят в теле учеников и быть максимально сенсорно понятными детям) А дальше все в Ваших руках.
Якоря и якорение.
Ученики приходят в школу уже с кучей якорей, поставленных родителями и воспитателями детского сада. Якорь это любой элемент окружающего мира (звук, запах, прикосновение, мелодия) на который когда-то возник при эмоциональном подъеме. Приятные якоря: запах скошенной травы, запах тундры или маминого пирога, мелодия из юности, когда гладят по голове и другие Неприятные: звонок будильника, окрик. Как то в школу к нам приходил психолог, рассказывать о сложностях подросткового периода и начал он свой рассказ: «Стены школы подавляют каждого в нее входящего» и это был его якорь на школу. Мы ставим якоря детям, порой не задумываясь. Все знают, что стук ручкой по столу означает требование тишины, математики активно используют мнемонические правила это тоже попытка якорения. Но в правильной постановке якоря есть своя особенность: он ставится на пике эмоций или на подходе к нему. А это значит, что якорь срабатывает только при правильной его постановке. Возьмем мнемоническое правило обозначения пересечения и объединения множеств. Объединение – руки вверх «дружба». Добавьте ярких эмоций: «Давайте все встанем возьмемся за руки и покачаемся (субмодальность + кинестетический и визуальный якорь на поднятые руки). Пересечение – руки вниз «это и это мое»: «Опустили руки и выбрали свое особенное». Хотя я люблю ставить кинестетические якоря на похвалу: у малышей – гладишь по голове «какой же ты все таки молодец, просто здорово у тебя получается», у старших – легкое прикосновение к плечу. Впрочем мне уже не надо слов, достаточно только прикоснуться, чтобы ученик почувствовал удовлетворение от своей работы и с него спало напряжение и тревога. А теперь обратим взор на себя, не секрет, что у каждого учителя есть ученики: успешные, талантливые, одаренные, добрые, трудолюбивые, старательные, ленивые, грубые, наглые и так далее. Почему с одного взгляда на ученика учитель формирует о нем свое мнение (ставит штамп)? На самом деле это смесь нашего жизненного опыта и якорей. Как может сформироваться якорь на ученика? Смоделируем ситуацию: учитель ведет урок, он на подъеме своего вдохновения объясняет материал и задает простой вопрос ученику. Ответ удачный – якорь положительный (ученик попадает в успешные), ответ по принципу «а можно выйти» и тут все зависит от учителя, кто-то махнет рукой «иди» и пропустит ситуацию мимо своего внимания, а кто-то заякорит раздражение на не полученный вовремя ответ. У меня есть ученик, который всегда садится со своим другом, любящим над ним иногда поиздеваться («прикольнуться»). В результате драка или грубая ругань между друзьями может вспыхнуть в любой момент, пересаживать их бесполезно, так как расстояние роли не играет. И я наблюдаю за собой, что в этом классе я постоянно не выпускаю из поля зрения эту пару, каждый урок в этом классе это напряжение, и это состояние переносится на весь класс. И каждый раз я работаю над собой и над своим состоянием. Да и не секрет, что у большинства людей одинаковое отношение к ученикам, сидящим на последней парте - «камчатка», к гиперактивным учащимся, которые 3
постоянно крутятся, к ученикам, в руках которых сотовый телефон или наушники плеера в ушах, любой взрослый, глядя на таких детей, считает, что они не будут работать на уроке. Мы не можем отбирать у детей сотовые, плееры, посадить всех за первую парту, но мы можем изменить свое отношение к этим детям и в результате изменить стратегию урока. Представьте учителя, который говорит: «Я знаю, что на последних партах сидят творческие и неординарные личности, добрые и заботящиеся о своих плохо видящих одноклассниках, и сегодня я буду обращаться к их помощи при ведении урока». Максимум внимания учеников с последних парт Вам обеспечено. Но есть одно главное НО, Вы должны ВЕРИТЬ в то, что говорите, иначе все прозвучит как сарказм.
Обратная связь высокого качества.
В НЛП есть понятие обратной связи высокого качества. Хотелось бы адаптировать ее структуру к работе с учениками в полной мере, но пока не представляю как, а вот для самого учителя провести самоанализ урока или администратору, посещающему открытый урок или контролирующего молодого педагога это просто необходимо. Когда мы даем человеку обратную связь предполагается, что наши слова помогут ему изменить свои действия к лучшему. В этом случае важно чтобы нас услышали, поняли и приняли наши слова к действию. Так какой же должна быть обратная связь, чтобы она оказалась высокого качества? В НЛП существуют подходы, при которых обратная связь будет наиболее эффективной. Вот они:  Особое внимание уделяется Раппорту, или по другому, предварительному созданию состояния доверия.  Обратная связь дается из 3-й позиции. То есть при этом, как правило, используется третье лицо «он», «она», а не привычное «ты» или «вы».  Описание ведется с логического уровня — «Поведение». Говорится не кто ты есть после этого или на самом деле, а как это было сделано.  Разговор строится в прошедшем времени.  В первую очередь описывается то, что было проделано успешно и качественно.  Во вторую очередь предлагаются добавления и пожелания в позитивной форме.  Каждое добавление желательно выразить максимально сенсорно, лучше его продемонстрировать.  Первое слово предоставляется самому исполнителю рассматриваемого действия, и только потом говорит наблюдатель.[1] 4

Критика
позволяет:
ОСВК
позволяет: Выставить себя экспертом, показать свой статус Выплеснуть эмоции Вызвать агрессию, раздражение, апатию Отбить желание проявлять инициативу, высовываться Притормозить осуществление любого дела, начинания Мотивировать на достижение результата Ставить новые цели задачи Более качественно оттачивать мастерство, навык Мягко указать на слабые места и недочеты Открыть новые пути и способы решения любой задачи Сохранить раппорт и дружественное взаимодействие Если бы обратная связь давалась посещающими урок в таком виде, меньше бежало бы молодых учителей из школы, полностью разочаровавшись в своей работе. Критика и ОСВК бывают полезны в разных ситуациях. И то и другое позволяет достигать целей. Только вероятно эти цели будут отличаться. Работая с детьми мы должны стараться избегать критики, помня о чрезмерной детской восприимчивости, но и использовать ОСВК сложно, поэтому оставляем самое важное: 1. НАЙТИ самое лучшее, что было сделано. Это самое сложное. 2. Похвалить за выполненное. Это должно быть искренне. 3. Оценить реакцию ребенка, она должна быть позитивна, если нет Ваши слова не убедительны. 4. Максимально сенсорно описываете, что стоит добавить, изменить. Это реально работает! Например, приходит моя ученица в синем полосатом свитере и синих ярко ультрамариновых штанах, реально «лыжная турбаза». Говорю: «У тебя классный костюм (ведь для турбазы он на самом деле очень хорош)! И он тебе очень идет. (девочка улыбается, ее оценили). А ты не пробовала комбинировать эту кофту с черной юбкой? Тебе не кажется, что тогда свитер будет смотреться еще эффектнее, ярче? А брюки с белой или однотонной кофтой? Поэкспериментируй, это будет интересно. («Точно и учителя к тебе цепляться перестанут, а то, как будто на лыжах собралась»: говорит ее подруга). То, что девочка больше не носила совместно свитер и брюки это одно, она стала внимательней относиться к своей одежде, а это уже результат. Сегодня учителя, подтверждающие свои компетенции в должности выбирают варианты: конспект урока или решение проблемных, конфликтных ситуаций с детьми. Если при выборе конфликтных ситуаций использовать обратную связь высокого качества, экзамен сдается с легкостью. Рассмотрим предложенные примеры Вот выдержка из: «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ» министерства образования РФ: Представьте себе, что вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание. Что Вы будет делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.
0 баллов
– вариант ответа отсутствует или предложены варианты типа: «Никуда не денетесь, все равно придется сказать, только уже у директора», «Молчите, молчите, посмотрим, как заговорите на экзаменах», «Всем по поведению двойки за четверть» и т.п.
0 баллов
получат также ответы, не имеющие отношения к сути решаемой ситуации, например: «У меня такого не бывает», «Мои ученики, вряд ли, убегут в кино», «Сейчас в кино никто не ходит, все из Интернета скачивают» и т.п.
1 балл
– приведен возможный, но не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования. Типа: «Как хотите, тогда в каникулы на экскурсию не едем», «Все равно вам всем придется отработать этот урок», «Если виновный не будет назван, вы все будете отвечать за проступок» и т.п.
2

балла
– предложенный вариант реагирования и его обоснование требуют усовершенствования. Типа: «Инициатора выявлять не буду, скажу, что в общем - то и 5
неважно, кто подал идею, поинтересуюсь интересным ли был фильм и обязательно ли было уходить с урока» и т.п.
3 балла
– дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Типа: «Я постараюсь выяснить, почему возникла такая ситуация, скажу, что рада тому, что класс у нас дружный, но подверженность всех «стадному чувству» меня огорчает, любой поступок имеет последствия, их надо прогнозировать и принимать решения исходя из предполагаемых последствий», «Скажу, что дело уже сделано и, конечно, можно много возмущаться и искать зачинщиков, но теперь скорее надо думать, как исправлять ситуацию» . Это позволит избежать ненужного сопротивления и противостояния. «Подчеркну, что любое несоблюдение правил и норм приводит к трудностям, что таким необдуманным шагом они испортили свои отношения с учителями и что об этом тоже надо думать». Обязательно предложу выработать совместное решение по разрешению сложившейся ситуации. Это будет способствовать дальнейшему сплочению коллектива и развитию навыков разрешения (в том числе совместного) сложных социальных ситуаций. Обсуждение можно провести в форме мозгового штурма. В качестве одного из способов предложу выбрать делегатов, которые пойдут договариваться к учителю об отработке сорванного урока. Поддержу другие способы разрешения ситуации предложенные детьми, так как в этом случае повышаются шансы на их реализацию. Итак, вариант на высший бал приближается к обратной связи высокого качества, но давайте его еще немного улучшим: Я скажу, что рада тому, что класс у нас дружный (начнем с этого и добавим) и вы такие взрослые и самостоятельные и мне очень хотелось бы узнать, почему вы приняли такое решение? (даем возможность детям посмотреть и описать свои действия со стороны) А давайте подумаем, как стоило бы сделать лучше, чтобы больше не было проблем с пропуском уроков? Что теперь стоит нам сделать, чтобы ликвидировать конфликт с учителем, урок которого пропустили.» Такое решение не только к
сплочению

коллектива

и

развитию

навыков

разрешения



том

числе

совместного)

сложных

социальных

ситуаций,
но и доверительному отношению между классным руководителем (считающем проблемы учеников своими проблемами) и классом. Я представила несколько техник НЛП, которые использую в своей работе. Надеюсь, моя работа будет интересна учителям.
Литература.
1. Артем Тихонов. Обратная связь 2. Роберт Дилтс. Фокусы языка 3. Солодова Илона. Метафора и «чистый язык» Дэвида Грова 6


В раздел образования