Автор: Сапожникова Жанна Анатольевна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 30"
Населённый пункт: Вологда Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: "Почему мы так говорим"
Раздел: начальное образование
Зав. Библиотекой: Сапожникова Жанна Анатольевна.
Класс: 3 класс
Библиотечное занятие:
Тема занятия: Почему мы так говорим?
Место занятия: 3 занятие (раздел «Словари»)
Тип занятия: «Открытие новых знаний»
Цель и ожидаемый результат:
Формировать умение пользоваться фразеологическим словарём.
Формировать умение применять в речи фразеологические обороты.
Задачи занятия:
Обнаружить и объяснить те фразеологические обороты, которые делают текст необычным;
Развивать у учащихся умение формулировать цели и задачи занятия и планировать свои действия в
соответствии с ними;
Использовать воспитательные возможности фразеологических оборотов для формирования
нравственных качеств учащихся.
Оборудование к занятию: конспект занятия, презентация к занятию, «Фразеологические словари»,
карточки для учащихся с текстом.
Этапы занятия,
Задачи в
деятельности
обучающихся
Деятельность библиотекаря
Деятельность
учащихся
УУД
1.Организационны
й момент (настрой
на работу, быстрое
включение
учащихся в процесс
занятия)
Слайд №1
Почему мы так говорим?
Начинаем наше библиотечное
занятие.
Я предлагаю вам послушать
меня и выполнить первое
задание. Глазками можно
следить по тексту на карточке,
которая лежит перед вами на
парте.
Слайд №2
Да, ну и вид у вас сегодня,
затрапезный какой-то. И кто
же это руку приложил к
вашему гардеробу? Свой стиль
в одежде только у нескольких
человек в классе
просматривается. Сколько вам
не говори, а с вас, как с гуся
вода. Но пора нам заканчивать
играть в бирюльки и лить
крокодиловы слёзы. Я,
конечно, понимаю, что это
сизифов труд, но готова быть
козлом отпущения в этом
неблагодарном деле.
- Какие необычные выражения
услышали вы сегодня в моей
речи?
дети перечисляют:
затрапезный вид, свой
стиль, как с гуся вода,
играть в бирюльки,
лить крокодиловы
слёзы, сизифов труд,
Личностные:
Самоопределение
Коммуникативные:
Учебное
сотрудничество с
библиотекарем и
одноклассниками
козёл отпущения
2.Актуализация
знаний
(актуализация
знаний, фиксация
затруднений в
деятельности,
выявление опорных
знаний,
установление
правильности
выполнения
задания)
Как вы думаете, почему мне
захотелось сегодня начать
наше занятие с такого текста?
- Как мы называем такие
выражения?
Слайд №3
Продолжаем знакомиться со
словарями.
Какую долговременную цель
при изучении этого раздела мы
поставили перед собой?
А для чего это нам нужно?
Потому, что на
библиотечных
занятиях мы говорим о
словарях.
- Фразеологические
обороты,
фразеологизмы.
Познакомиться со
словарями.
Чтобы правильно
понимать и
использовать в речи
слова,
фразеологические
обороты, уметь
находить их в
словарях, текстах.
Познавательные:
(логические) анализ
объекта с целью
выделения
признаков
Коммуникативные:
учебное
сотрудничество с
библиотекарем и
одноклассниками в
выделении
информации
Регулятивные:
контроль,
коррекция
Личностные:
мотивация учения
3. Постановка
учебных задач
(формулирование и
согласование темы,
цели и задач урока)
Давайте определим тему
сегодняшнего занятия. Как это
сделать?
Я дам вам подсказку: мы
сегодня познакомимся не с
одним, а сразу с несколькими
фразеологическими словарями.
- Как вы думаете, почему?
- А ещё научимся быстро
находить нужную нам
информацию по словарю и
узнаем, что же такое
информационная грамотность
учащегося.
Слайд№4
- Фразеологический словарь
для детей
- Словарь
- Словарь
- Словарь
Знакомы ли вам эти словари?
Какую цель можем мы
поставить на этот урок?
- Как это можно сделать?
(Познакомиться со словарями
Это разные словари.
Да. Нет.
Познакомиться с
разными видами
фразеологических
словарей.
- Просмотреть словари,
Регулятивные:
(целеполагание)
постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того,
что уже известно и
усвоено
учащимися, и того,
что ещё неизвестно;
(планирование)
определение
последовательности
промежуточных
целей с учётом
конечного
результата
Познавательные:
(общеучебные)
формулирование
познавательной
цели
Проанализировать словари
Узнать, как они построены
Узнать, как ими пользоваться.)
Итак, задачи занятия мы
определили, можем приступать
к их реализации.
узнать, как они
построены, как ими
пользоваться.
4. Проблемное
объяснение нового
знания
(выстраивание
диалога по
проблемному
объяснению нового
знания)
- Часто мы слышим
выражения, которые не всегда
понимаем. Удивляемся, при
чём здесь это, почему это
было сказано?
- Как вы думаете, почему
некоторые фразеологические
обороты мы не сразу можем
понять?
- А всё потому, что время
бежит быстро и многие
выражения уже устарели или
изменили своё значение. Вот
сегодня мы и попробуем
разобраться, а почему же мы
продолжаем так иногда
говорить, когда уместно
употреблять тот или иной
фразеологический оборот.
- Разобраться нам в этом
помогут ребята, которые
подготовили для вас
выступление, как работать с
разными фразеологическими
словарями.
Выступление учащихся:
- Словарь
- Словарь
- Словарь
Фразеологический словарь для
детей
(Приложение 1)
- Сейчас так не
говорят, устарели,
такие слова не
употребляют в речи.
Выступление учащихся
(Приложение 1)
Познавательные:
(общеучебные) поиск
и выделение
информации;
(логические) анализ
с целью выделения
признаков,
доказательство
Коммуникативные:
учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками в
выделении
информации, умение
с достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли
Регулятивные:
контроль, коррекция,
оценка
Личностные:
нравственно –
этическое
оценивание
4.Самостоятельная
работа с
самопроверкой
(самостоятельное
выполнение
учащимися заданий )
- А теперь вы сначала
попробуете самостоятельно
объяснить предложенный вам
фразеологический оборот, а
потом проверим его
объяснение по словарю.
- Для этого мы с вами
поделимся на 4 (6) группы. Для
каждой группы я приготовила
своё устойчивое выражение,
которое вы попробуете сначала
самостоятельно объяснить.
Группа работает в течение 10
Регулятивные:
осуществлять
самоконтроль за
ходом выполнения
работы и
полученного
результата;
выделение и
осознание учащимися
того, что уже
усвоено и что ещё
подлежит усвоению,
осознание качества и
уровня усвоения
минут и потом озвучивает
свою версию крылатого
выражения. Вы должны
вспомнить, когда и при каких
обстоятельствах
употребляется это выражение,
привести примеры и
объяснить, что оно обозначает.
1. Работа в группах.
2. Проверка.
А теперь давайте выслушаем,
как вы поняли свой
фразеологический оборот.
Выступление творческих
групп.
3. Проверка по словарю.
- Теперь возьмите каждая
группа свой словарь и,
пользуясь той информацией,
которую вы получили из
выступления ребят, найдите,
как трактуется ваше
устойчивое выражение в
словаре.
Выступление
творческих групп.
Работа со словарями
учащихся.
Коммуникативные:
оценка действий
партнёра
Познавательные:
установление
причинно-
следственных связей
5.Итог урока
(проведение
самооценки
учениками работы
на уроке, фиксация
направления
будущей
деятельности.
Давайте подведём итог
занятия, какая же группа была
более близка к статье из
словаря?
Легко ли было найти
фразеологизм, зная, как надо
работать с этим словарём?
Какие этапы работы мы можем
выделить?
Слайд №6 (этапы работы со
словарём)
-
-
-
Работа со словарями – это
умение находить нужную вам
информацию, развитие
информационной грамотности
учащихся.
Слайд №5
ИНФОРМАЦИОННАЯ
ГРАМОТНОСТЬ – это умение
формулировать
информационную потребность,
запрашивать, искать, отбирать,
оценивать и перерабатывать
- … группа
- Да.
Коммуникативные:
оценка действий
партнёра
Познавательные:
установление
причинно-
следственных связей
информацию, в каком бы виде
она ни была.
- Где же в школе мы можем
получить информацию?
- Правильно, главным
помощником в получении
информации является
библиотека. Библиотекарь
всегда сможет подобрать
интересующую вас литературу,
книгу, словарь, информацию.
Слайд №7
Спасибо за работу!
- В школьной
библиотеке, у
учителя, в интернете.