Автор: Стаценко Евгения Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №4"
Населённый пункт: г.Михайловск, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка по патриотическому воспитанию для дошкольников
Тема: Конспект НОД "Народы России - давайте жить дружно!"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4»
Шпаковского муниципального района Ставропольского края.
Конспект НОД
по нравственно– патриотическому воспитанию
в старшей группе
«Народы России – давайте жить дружно!»
Подготовила:
Воспитатель 1 квалификационной категории
Стаценко Евгения Витальевна.
г. Михайловск,
2022 г.
Конспект занятия по нравственно– патриотическому воспитанию
в старшей группе «Наша родина Россия»
Цель: Формирование патриотических чувств у детей дошкольного
возраста.
Задачи:
- Обучающие: систематизировать знания детей о символике
государства. Продолжать обогащать и расширять активный словарь.
- Развивающие: развивать внимание, способность рассуждать,
делать выводы. Продолжать развивать интерес к окружающему миру.
- Воспитательные: воспитывать в детях интерес и любовь к родной
стране, формировать чувство гордости за свою Родину.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: глобус, герб, флаг, презентация
(слайды символов России), карточки для игры «Найди Российский
флаг», «Собери герб РФ» аудиозапись гимна России, мяч.
Раздаточный материал: вырезанный из картона контур герба для
раскрашивания, цветные карандаши.
Предварительная работа:
1. Беседы о родной стране – России;
2. Рассматривание книги «Моя Родина – Россия»;
3. Знакомство детей с государственными символами России – флаг,
герб, гимн, их значение для страны, толкование;
4. Знакомство детей с глобусом;
5. Чтение стихотворений о Родине, пословиц, рассматривание
фотографий, пейзажей;
9. Рассматривание различных иллюстраций символов России
10. Слушание песен о России, Родине, ее просторах, о бережном,
заботливом отношении к природе родной страны, людям своей
страны, о нашем единстве, разучивание хороводных игр.
Ход занятия
1. Вводная часть
(Под музыку «Моя Россия» воспитатель и дети входят в зал,
становятся полукругом)
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу.
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
(Воспитатель обращает внимание детей на гостей, просит детей
поприветствовать их)
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости, наши уважаемые
воспитатели, давайте скажем все вместе «Добрый день!»
Дети: «Добрый день!»
Воспитатель: Если каждый друг другу улыбнется,
То непременно настроение проснется! – Давайте улыбнемся и
подарим друг другу веселое настроение.
Сюрпризный момент: (На столике стоит большой глобус, он
накрыт, синей тканью)
Воспитатель: Ребята, сегодня нам в группу привезли необычный
предмет, давайте вместе с вами посмотрим, что может быть спрятано
под тканью, может кто - то уже догадался? (Дети думают,
предлагают ответы)
- Послушайте внимательно загадку и отгадайте, о чем говорится в
ней?
Шар земной передо мной
Круглый он и не большой.
Я его верчу рукой.
Сразу край нашла лесной.
Рядом с ниточкой рекой.
Точка - город мой родной. (Глобус)
Воспитатель: Правильно, ребята. Это глобус. – А что же это такое
глобус?
Дети: - модель нашей планеты Земля.
Воспитатель: (слегка прокручивает глобус) – Какая же удивительная
наша планета. На огромной поверхности плещутся моря и океаны,
текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса,
поднимаются высокие горы. (дети рассматривают поверхность
земли) – Вова, покажи как выглядят моря и океаны? – Каким цветом
они обозначены? (синим) - Милана, как выглядят леса, луга, и
поляны? - Каким цветом они обозначены? (зеленым) - А горы и
равнины, Ксения, каким цветом обозначены? (коричневым) - Что еще
можно найти на поверхности нашего глобуса? (на нем можно найти
много стран)
Воспитатель: - Правильно, и одна из них есть наша, самая родная и
любимая страна, как мы ее называем? (слайд №1)
Дети: РОССИЯ
Воспитатель: - Да, ребята, мы с вами живём в самой прекрасной
стране, под названием Россия! - Кто может показать, где наша Россия
на глобусе? (Дети находят Россию) – Давайте с вами посмотрим на
экран, какая огромная территория у нашей страны России. (слайд №2)
Воспитатель: - Россия - самая большая страна в мире. Когда на
одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце
начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на
другом - припекать жаркое солнце. Вот такая у нас удивительная
страна.
Воспитатель: - А сейчас, я предлагаю вам отправиться на экскурсию
по нашей стране России, на ковре - самолете, (воспитатель
расстилает покрывало) присаживайтесь поудобнее, готовы к отлету?
(готовы!)
Показ слайдов презентации:
Воспитатель: - Ребята, наша страна Россия славится своей красивой
природой, посмотрите: Бескрайние просторы России (колоситься
пшеница) (слайд №3), Уральские горы (слайд №4), Льды крайнего
севера (слайд №5), Пресное озеро Байкал (слайд №6), Долина
Гейзеров (слайд №7), Самый большой Ключевский вулкан (слайд
№ 8), Самое холодное место Северного полушария Якутия ( слайд
№9), Северное сияние (слайд №10).
Воспитатель: - В каждой стране есть свои государственные символы,
назовите их.
Дети: это – флаг России, герб, гимн
Воспитатель: - Ребята, вы забыли еще сказать какое дерево
считается тоже символом России? (Русская береза) (Слайд№11)
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали. (качают руками над головой)
Это – березы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – (встряхивают руками)
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем, (машут руками, словно крыльями)
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем (садятся на корточки, руки за спину)
Руки согнули назад.
Воспитатель: - Давайте, разберем все символы поподробнее.
(слайд №12) Флаг России
Сколько цветов в нашем флаге? (Три)
Дети: Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белая,
посредине голубая, внизу красная полоса.
Воспитатель: - Что символизируют эти цвета: Например «Белый
цвет» что означает?
Дети: Это белые облака, снега. Это цвет мира и добра.
- А синий цвет? Это голубое небо, моря и океаны, реки и озера.
- А что же тогда означает красный цвет? - Красный – это наша с вами
отвага, храбрость, сила воли, любовь к своей Родине.
Дидактическая игра: «Найди Российский знак»
(На столе разложены карточки с изображением флагов других
стран, задача детей, найти Российский флаг. Затем задача
усложняется, детям нужно найти парные картинки, по 2
одинаковых флага)
Воспитатель: - Давайте снова посмотрим на экран, что это за символ
России? (слайд №13)
Дети: Герб России.
Воспитатель: - Красивый у нас ГЕРБ, что на нём изображёно?
Дети: (необычный, а двуглавый орёл).
Воспитатель: Что он символизирует? (Орёл символ солнца и
небесной силы, бессмертия).
- А почему орёл двуглавый? (потому, что солнце восходит на
востоке, а садится на западе, поэтому одна голова повернута на
восток, а другая на запад).
- Внутри герба, на груди орла, расположен щит, на щите всадник на
коне.
- Кто этот всадник? (это святой Георгий Победоносец, который
считается защитником добра на земле, отечества)
- Кого он пронзает копьём? (Дракона – это зло, которое есть на
земле)
Воспитатель: Обратите внимание, какого цвета конь (белого), плащ у
всадника (синего), сам щит (красного), напоминают ли вам что –
нибудь эти цвета? (цвета флага).
(на столе другой стороны зала лежат разрезные картинки
разрезанные на 6 частей, комплект для каждого ребенка)
Дидактическая игра: «Собери Герб России»
Воспитатель: Еще один немало важный символ государства – это
Гимн России.
Воспитатель: А что такое ГИМН? (Ответы детей) это
торжественная песня. Гимн является официальным символом
государства.
- Когда исполняется гимн? (гимн исполняется в особенных,
торжественных случаях). Гимн России очень красивый и
величественный.
Давайте вспомним, как надо слушать гимн.
Дети: Стоя, не разговаривать, не баловаться, не смеяться.
Воспитатель: - Правильно, таким образом, гражданин страны
проявляет уважение к гимну своей страны. Давайте послушаем
отрывок и внимательно вслушаемся в замечательные торжественные
слова о России.
(Включает аудиозапись. Звучит гимн России)
Воспитатель: - А кто вспомнит, какой самый главный город – столица
нашей Родины? (Москва)(слайд №14) - А в Москве находится наш
самый главный человек, который руководит нашим государством, кто
это? (В.В.Путин – наш президент Российской Федерации)(слайд
№15)
Москва – очень большой и красивый город, давайте посмотрим, какие
есть в Москве достопримечательности. – А что такое
достопримечательности? (это красивые места в городе) (Просмотр
слайдов № 26,27,28, 29,30)
Воспитатель: А еще, ребята, мы должны вспомнить о своей малой
Родине.
Скажите мне, пожалуйста, что такое – малая Родина? (Ответы
детей)
Наша малая Родина – это город… (Михайловск) и мы с вами кто? …
(Михайловцы)
Воспитатель: - На нашей планете много разных стран, людей и
народов. И у каждого народа есть своя Родина.
- Давайте поиграем в игру.
Малоподвижная игра: «Кто в какой стране живет?» (с мячом)
В Италии - итальянцы
В Испании - испанцы
В Америке - американцы
Во Франции - французы
В Украине - украинцы
В Китае - китайцы
В Грузии – грузины
В Белоруссии – белорусы и т.д.
- А как же называются, люди живущие в России?
Дети: - Россияне.
Воспитатель: - Молодцы, как много стран и жителей вы назвали. –
Сегодня мы познакомимся с национальностями, которые живут
именно на территории нашей страны России (показ слайдов)
Башкиры, Буряты, Чукчи, Русские, Армяне, Татары, Чеченцы,
Даргинцы.
У каждого народа есть свой язык, свой национальный костюм.
3. Практическая часть.
(На столах лежат распечатки силуэтов разных национальных
костюмов и цветные образцы, а также карандаши или краски)
Воспитатель: - А сейчас, я предлагаю вам расскрасить национальные
костюмы по образцу. (После расскрашивания дети берут свои
работы и становятся рядом друг с другом)
Воспитатель: - Ребята, мы живем с вами в самой богатой и огромной
стране под названием Россия, мы разные – и в этом наше богатство, и
мы вместе – и в этом наша сила! Давайте дружить и уважать друг
друг!
4. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили
и чем занимались: говорили о нашей стране, России, и ее символике;
читали стихи и пословицы; играли в игры. – Что понравилось вам
больше всего на занятии? – Тебе Кира, Миша, Ульяна и т.д.
Ребята, любите нашу страну Россию– старайтесь, больше узнать о ее
истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции! Гордитесь
тем, что живете в самой большой, сильной и самой доброй стране
мира - России!