Напоминание

Программа по профориентации МОЙ ВЫБОР на 2022-2025 у.г.


Автор: Июлия Семеновна Охлопкова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Тюляхская СОШ им.Д.Д.Оллонова"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Усть-Алданский улус с.Кылайы
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа по профориентации МОЙ ВЫБОР на 2022-2025 у.г.
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тюляхская средняя общеобразовательная школа

им. Д.Д.Оллонова

Программа

по профориентации МБОУ Тюляхской СОШ

им. Д.Д. Оллонова

«МОЙ ВЫБОР»

на 2021-2024 у.г.

Составитель: Охлопкова Июлия Семеновна

педагог-психолог

МБОУ «Тюляхской СОШ

им. Д.Д. Оллонова

с. Кылайы

2021 г.

1. Пояснительная записка.

Профориентация

-

это

научно

обоснованная

система

социально-экономических,

психолого-педагогических, медико-биологических ипроизводственно-технических мер по

оказанию

молодёжи

личностно-ориентированной

помощи

в

выявлении

и

развитии

способностей исклонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе

профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка,

многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-

воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Старшеклассники

должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими

личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и

социальном плане.Существенное отличие современного понимания профориентационной

работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником,

а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять

сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой

выбор, быть профессионально мобильными.

Профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся

внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. Профориентация в

личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс

освоения личностью той или иной профессии. Программа определяет основные пути развития

формирования у подростков профессионального самоопределения.

Актуальность проблемы. Анализ практики работы с молодежью на рынке труда

свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников

образовательных учреждений общего образования. Одна из таких проблем – несоответствие

между потребностями рынка труда с одной стороны и мотивацией, характерологическими

особенностями и профессиональными качествами работников, с другой.

Таким образом, формирование у молодежи мотивации к труду и потребности

приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в

системе общего образования, а роль и значение профессиональной ориентации и психолого-

педагогической

поддержки

в

личностно-профессиональном

становлении

молодежи

возрастает.

2. Цели и задачи профориентационной работы.

Цель профориентационной работы в школе: воспитание трудолюбия, формирование

профессиональных

знаний,

умений

и

навыков,

формирование

личностных

качеств,

способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики и современных реалий

жизни.

Задачи:

1.

Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное

самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со

своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда, научить

анализировать свои возможности и способности.

2.

Формирование

умений

самоорганизации,

индивидуальной

и

коллективной

деятельности, умения налаживать отношения с людьми;

3.

Формирование педагогической культуры, т.е. способностей воспитывающего влияния

на других людей;

4.

Информировать учащихся о путях получения профессии, подготовить учащихся к

осознанному выбору профессии.

3. Аспекты реализации программы профориентационной работы.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя

просвещение,

воспитание,

изучение

психофизиологических

особенностей,

проведение

психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по

психологии. Это неслучайно, т.к. только на них происходит прямое воздействие на психику

школьника через специально организованную деятельность общения.

Можно

выделить

следующие

аспекты:

социальный,

экономический,

психолого-

педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в

профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к

квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в

соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании

профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора

профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка

критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также

требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

4.

Этапы реализации программы профориентационной работы

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить

следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1 этап – начальная школа. Формирование у младших школьников ценностного

отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе. Развитие интереса к

учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в

различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

На 2 этапе – 5-7 классы.Происходит развитие у школьников личностного смысла в

приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности,

представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»);

приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной

практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому

способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести

свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной

деятельностью к человеку. Профориентационная работа находит свое продолжение через

профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия, тренинги, делают первые

шаги в проектной деятельности. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно

изучить мир профессий, представить себя в этом мире.

3 этап – 8-9 классы. Работа предусматривает целенаправленную профориентационную

работу среди учащихся, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения,

а в дальнейшем и профессии.Происходит уточнение образовательного запроса в ходе

факультативных занятий и других курсов по выбору, ведется групповое и индивидуальное

консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о

выборе профиля обучения; Формирование образовательного запроса, соответствующего

интересам и способностям, ценностным ориентациям. Учащиеся изучают профессии, которые

наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной

моральной

ответственности:

сотрудник

внутренних

дел,

спасатель,

работник

МЧС,

здравоохранения, образования.

4 этап – 10-11 классы - обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию,

формирование

профессиональных

качеств

в

избранном

виде

труда,

коррекция

профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. В системе

профориентационной работы является самым ответственным и направлен на содействие

старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. В этот период более масштабно

разворачивается

консультационная

деятельность

среди

учащихся

и

их

родителей.

Используются

различные

формы

работы

с

учащимися

старшей

ступени:

беседы,

информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к

человеку, оплате труда.

5.

Принципы и формы профориентационной работы

При организации профориентационной работы в школе соблюдаются следующие

принципы:

1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа не ограничивается

работой только с обучающимися выпускных классов. Эта работа ведется с первого по

одиннадцатый класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от

возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и

жизненных планах, от уровня успеваемости.

3)

Оптимальное

сочетание

массовых,

групповых

и

индивидуальных

форм

профориентационной работы с обучающимися и родителями.

4)Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости,

общественных организаций.

В данной программе предусмотрены следующие формы работы:

1. Профпросвещение педагогов, родителей, обучающихся через учебную и внеучебную

деятельность

с

целью

расширения

их

представлений

о

рынке

труда.Начальная

профессиональная

подготовка

школьников

осуществляется

через

организацию

интеллектуальных школы и кружков дополнительного образования.

2. Диагностика и консультирование – оказание помощи в выборе профессии путем изучения

личности школьника с целью выявления факторов, влияющих на выбор профессии

иформирования у подростков осознанного выбора профессии

3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных

ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе.

6. Направления работы.

Организационно-методическая деятельность:

-работа классных руководителей и воспитателей по профориентационной работе с

учащимися;

-методическая помощь воспитателям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися:

-комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий,

занятий и тренингов по планированию карьеры;

-консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);

-анкетирование;

-организация и проведение экскурсий;

-встречи с представителями различных профессий.

Работа с родителями

-проведение

родительских

собраний,

(общешкольных,

классных,

совместно

с

учащимися);

-индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

-анкетирование родителей учащихся;

-привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных

секций, общественных ученических организаций.

7.

Сроки реализации Программы: 2021– 2024 учебный год.

8.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

повысить мотивацию воспитанников к труду;

оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей

профессии;

обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и

навыкам поведения на рынке труда;

сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных

социальных условиях.

План мероприятийпрофориентационной работы

на 2021-2024 у.г.

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1

Проведение анализа результатов

профориентационной работы за предыдущий

учебный год

Сентябрь

Зам. директора по

УВР работе

2

Психолого-педагогическое сопровождение

обучающихся, педагогов, родителей по

профориентации. Проведение индивидуальных

бесед, консультаций, диагностических работ по

запросу

Сентябрь-май

Сотрудники СПС

4

Обеспечение школы документацией и

методическими материалами по профориентации

Сентябрь-май

Зам. директора по

ВР

5

Организация работы:

- по проведению курсов внеурочной деятельности,

направленных на планирование учащимися

профессиональных и жизненных перспектив;

- по реализации дополнительных общеразвивающих

программ по профориентации

Сентябрь-май

Зам. директора по

УВР, зам.директора

по ВР

6

Информационно-просветительская работа по

вопросам профориентации. Оформление

стендов, наглядных пособий, плакатов,

методических материалов.

Сентябрь-май

Зам.директора по

ВР,

ответственный за

профориентацию

7

Вовлечение учащихся в общественно – полезную

деятельность в соответствии с познавательными и

профессиональными интересами

Сентябрь-май

Зам. директора по

ВР, классные

руководители,

социальный педагог

8

Диагностика профессиональных склонностей

учащихся

Педагог-психолог

9

Проведение анализов прогнозов профориентации

выпускников 9, 11-ых классов (вопросы

трудоустройства и поступления в профессиональные

учебные заведения)

Зам. директора по

воспитательной

работе, увр,

психолог

10

День самоуправления

Октябрь

Руководитель

РДШ

11

Тренинговые занятия, профориентационные

игры, занятия для учащихся

Сентябрь-май

Педагог-

психолог

12

Проведение классных часов (согласно возрастным

особенностям):

«Что может помочь в планировании моего

будущего», «Образование и формирование

жизненных планов», «Экскурс в мир профессий»,

«Выбор профессии – дело серьезное», «Анализ

рынка труда. Востребованные профессии»

Сентябрь-май

Классные

руководители

13 Проведение родительских собраний (общешкольных,

классных) по темам:

«Востребованные профессии через 6 – 7 лет»,

«Престижные профессии», «Анализ рынка труда и

востребованности профессий в регионе», «Мир

профессий или какую дверь открыть», «Как

правильно выбрать профессию своему ребенку»,

Сентябрь-май

Зам. директора по

воспитательной

работе, классные

руководители,

сотрудники СПС

«Влияние семьи на выбор профессии», «Как

правильно выбрать профессию. Рынок

труда»,«Помощь в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»,

«Востребованные профессии через 6 – 7 лет», «Роль

семьи в профессиональном самоопределении»;

«Престижные профессии», «Анализ рынка труда и

востребованности профессий в регионе», «Мир

профессий или какую дверь открыть», «Как

правильно выбрать профессию своему ребенку»

14

Конкурс рисунков «Моя будущая профессия», «Кем

я хочу стать», «Профессии будущего»

Сентябрь-май

Ответственный по

профориентации,

руководитель

кружка «Дизайнер»

15

Привлечь учащихся к исследовательской и

проектной деятельности по профориентации в

рамках участия в муниципальной НПК Шаг в науку

Сентябрь-май

Руководители ШМО

учителей, учителя –

предметники

16

Проведение анализа прогнозов профориентации

выпускников 9, 11-ых классов (вопросы

трудоустройства и поступления в профессиональные

учебные заведения)

Октябрь

Зам. директора по

воспитательной

работе

17

Обеспечение участия учащихся в работе трудовых

отрядов, трудоустройство учащихся

Сентябрь-май

Администрация

школы, социальный

педагог

18

Выявление профессиональных интересов и

склонностей учащихся. Организация

тестирования и анкетирования учащихся с целью

выявления профнаправленности

Сентябрь-май

Педагог-

психолог

19

Выявление предпочтений обучающихся

занятий в творческих группах, кружках,

секциях

Сентябрь

Зам.директора по

ВР, классные

руководители

20

Организация работы дополнительного

образования

Сентябрь-май

Зам.директора по

ВР, руководители

кружков, секций.

21

Проведение предметных недель, олимпиад,

конкурсов, викторин по предметам.

Сентябрь-май

Руководители

МО, учителя-

предметники,

библиотекарь

22

Групповые беседы, лекции, занятии для учащихся

на темы: "Влияние темперамента на выбор

профессии", "Профессии которые нас окружают",

"Мои умения и навыки", «Профессиональная

деятельность. Этапы построения карьеры», «Куда

пойти учиться», «Ошибки при выборе профессии»,

«Современный рынок труда в Республике Саха

(Якутия)», «Стратегия выбора профессии»,

«Интересы и склонности в выборе профессии»,

«Определение профессионального типа личности»,

«Что может помочь в планировании моего

будущего», «Образование и формирование

жизненных планов», «Экскурс в мир профессий»,

«Выбор профессии – дело серьезное», «Анализ

Сентябрь-май

Организатор по

профориентации,

классные

руководители

рынка труда. Востребованные профессии»

23

Семинары, лекции, беседы для педагогов:

«Инновационные технологии и формы

профориентационной работы», «Методика

профориентационной работы по возрастным

группам», «Работа с учащимися по интересам»,

«Подготовка учащихся к компетентному выбору

профессии», «Психологическая и социальная

обусловленность выбора профессии

старшеклассниками»

Сентябрь-май

Зам. директора по

УВР, зам. директора

по ВР,

руководители МО

учителей,

сотрудники СПС

24

Работа с родителями (законными представителями)

детей с инвалидностью и ОВЗ «Самоопределение и

профориентация учащихся» (индивидуальные

консультации, помощь в организации

образовательного маршрута)

Сентябрь-май

Классные

руководители,

сотрудники СПС

25

Привлекать родителей к участию в проведении

экскурсий учащихся на предприятия и учебные

заведения

Ноябрь-март

Классные

руководители

26

Круглый стол «Выбираем свой путь» для учащихся и

их родителей с участием представителей учебных

заведений.

Январь

Ответственный по

профориентации,

классные

руководители

27

Организация встреч с представителями различных

профессий и с представителями учреждений

высшего и среднего профессионального образования

в рамках онлайн – трансляций и видеоконференций

по условиям организации приема и обучения,

направления подготовки и специальности в рамках

сетевого взаимодействия

Сентябрь-май

Зам. директора по

воспитательной

работе,

ответственный за

профориентацию

28

Проведение экскурсий на предприятия наслега и в

учебные заведения города

Сентябрь-май

Ответственный по

профориентацию,

классные

руководители

29

Привлечение учащихся к исследовательской и

проектной деятельности по профориентации в

рамках участия в муниципальной НПК Шаг в

будущее

Сентябрь-май

Руководители МО

учителей, учителя –

предметники

30

Осуществление индивидуальных и групповых

консультаций учащихся, родителей, педагогов (по

запросу)

Сентябрь-май

Педагог-психолог

31

Организация и проведение с учащимися выставок «В

мире профессий»:

«Профессия – учитель», «Медицинские профессии»,

«Профессия – военный»

Организация и проведение с учащимися викторин,

бесед.

Сентябрь-май

Ответственный по

профориентации,

библиотекарь

32

Обеспечение участия старшеклассников в Днях

открытых дверей учебных заведений

Ноябрь-апрель

Зам. директора по

ВР, классные

руководители

33

Встреча со студентами «Тропинка школьная моя»

Январь

Организатор по

профориентации

34

Изучение читательских интересов школьников,

составление индивидуальных планов чтения,

обсуждение книг, имеющих профориентационное

значение

Октябрь-май

Библиотекарь

35

Мониторинг качества организации

профориентационной работы. Анализ работы по

реализации плана мероприятий в рамках

профориентационной работы на данный учебный

год. Перспективное планирование на следующий

учебный год.

Май

Зам. директора по

воспитательной

работе



В раздел образования