«Снеговики»
18 февраля - всемирный день снеговика.
Зачем искать его в горах?
Его найдёте во дворах.
Из года в год, из века в век
Живет здесь снежный человек.
Он на дворовом пятачке
Стоит, держа метлу в руке.
Он веселит ребят весь день,
Ведро, напялив набекрень…
Длительность проекта: краткосрочный.
Участники: дети подготовительной группы №11 «Кораблик», воспитатель,
родители.
Руководитель проекта: Рыцарская Наталья Владимировна
Форма проведения: групповая и индивидуальная.
Цель проекта:
Для
педагога :
вовлечь
каждого
ученика
в
активный
познавательный,
творческий процесс.
Для
детей: познакомиться
с
историей
появления
снеговика
и
научиться
делать снеговика своими руками из различных материалов.
Задачи проекта:
Для воспитателя
1. Развивать интерес у детей дошкольного возраста к истории возникновения
Снеговика через знакомство с традициями разных стран и русской народной
культурой.
2.
Формировать
умение
собирать,
анализировать
и
представлять
информацию, а также изготавливать Снеговика своими руками.
3. Способствовать развитию творческого потенциала детей и их родителей.
4. Содействовать укреплению связи школы и семьи.
Для детей
1.
Собрать
краткую
информацию
о
том,
что
символизирует
снеговик
за
нашим
окном
и
кто
придумал
этого
зимнего
красавца?
Подготовить
презентацию.
2. Найти стихотворения и сказки, посвященные снеговикам.
3. Подумать над подбором оборудования, инструментов, материалов.
4. Вместе с родителями работать над изготовлением изделия.
5. Участие в выставке – конкурсе снеговиков.
Актуальность проекта
Главная задача дошкольного учреждения– обеспечить развитие личности
ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида
деятельности: воспитательно - образовательная и творческая.
Для развития творческих способностей дошкольников важно понимать
потребности характерных для этого возраста. В первую очередь – это
желание заслужить похвалу родителей и воспитателей. Такое стремление
можно использовать как мотивацию к творческой деятельности. У ребенка,
который увидит свой окончательный результат, появится желание к
дальнейшей деятельности, появится настроение.
Данная тема представляет еще особую актуальность, так как настроение
детей тоже играет большую роль в образовательном процессе. Испытывая
“подавленное” настроение ребенок не сможет в полной мере погрузиться в
образовательный процесс.
Наш информационно-творческий проект
назван “День рождения
снеговика” и посвящен дню Снеговика, который празднуется в России 28
февраля.
Реализация проекта по образовательным областям
Познавательное развитие.
Социально – коммуникативное развитие.
Развитие речи.
Художественно – эстетическое.
Этапы реализации проекта
I этап (организационно-подготовительный):
- определение темы проекта;
- формулировка цели и задач;
- привлечение родителей;
- поиск художественных произведений о снеговиках.
II этап(теоретический):
изучение
литературы,
знакомство
детей
с
историей
возникновения
Снеговика.
III этап (практико-ориентированный):
1-е направление – формирование знаний о разнообразии и назначении
Снеговика
через
различные
виды
деятельности
(игровую,
речевую,
театрализованную, музыкальную и т.д.).
2-е
направление –
изображение
Снеговиков
в
процессе
различных
видов деятельности (совместной, самостоятельной).
3-е
направление –
демонстрация
результатов
деятельности
детей
в
форме выставки, презентации,
конкурса и т.д., где изготовленные
Снеговики играют главную роль.
Реализация проекта в образовательном процессе
Познавательное развитие.
На занятиях по ФЭПМ дети составляли и решали задачи про снеговиков,
из
геометрических
фигур
нужно
было
сложить
и
нарисовать
снеговика.
Использовались
дидактические
игры
«Чего
изменилось»,
«Найди
по
описанию и по форме», «Чего не стало», «Волшебный мешочек».
Детям было дано задание подумать и рассказать где
и как мы лепим
снеговика. Входе беседы было выяснено:
во дворе под окном, в саду, на даче. и чтобы было много чистого
снега;
одежда
снеговика:
ведро
(шапка,
шляпа),
шарфик,
пуговицы
(из
камешков, угольков);
морковка для носа;
глаза, рот – из угольков, веточек или камешков;
две веточки для рук;
аксессуары: метла, веник, лопата и пр.
Снеговик состоит из трёх круглых снежных (комков) разного размера,
получаемых путём лепки снежков и накатывания на них лежащего
снега.
Чтобы
скатать
такой
ком,
сначала
формируют
в
руках
небольшой
плотный шар, постепенно добавляя порции снега, и уплотняют до тех
пор, пока не получится ком достаточно большого размера. Далее - шар
начинают катать на снегу до необходимого размера. Самый большой
ком - основание снеговика (брюшко), поменьше ком – грудь, а самый
маленький — голова.
Размещают шары друг на друге от большего к меньшему, хорошо
уплотняют, чтобы они не спадали друг с друга. В вариациях можно
сделать большее или меньшее количество шаров разных размеров - от
двух до трёх.
НАШИ ЭКСПЕРИМЕНТЫ:
Почему не всегда можно слепить снеговика?
Снеговик – зимняя забава. Но мы обнаружили, что снеговик можно лепить не
всегда, когда захочется. У нас возникли вопросы:
Почему не всегда зимой можно слепить снеговика?
Что влияет на липкость снега?
И мы поставили цель выяснить влияет ли температура на свойство снега.
Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели ряд экспериментов и записали
свои наблюдения.
При ответе на вопросы мы в течение всего проекта рассматривали снег,
пробовали лепить комочки при разной температуре воздуха.
Для этого мы провели эксперименты со снегом:
а) в разное время суток
Детям было предложено лепить снежок утром, днём и вечером: несколько
дней подряд . Температура воздуха в эти дни была почти одинаковая: от
-16ºС до -18ºС. Снежок ни разу не слепился.
Вывод: Значит, время суток на липкость снега не влияет.
б) при разных природных условиях
Затем мы проверили, как температура воздуха влияет на состояние снега.
Уже зная о том, что снег не лепится ни при - 17˚С, мы стали ждать теплой
погоды. И дождались. В конце января резко потеплело и снег стал сырым и
липким.
Дети
легко
могли
лепить
снежные
комки.
Следовательно,
мы
сделали
вывод,
что
при
изготовлении
снеговика
мокрый
снег
не
рассыпаетсяся и легко можно было скатать для снеговиков комья.
Вывод: При проведении этого эксперимента обнаружилось, что температура
воздуха влияет на состояние снега.
При работе со снегом мы выделили его основные свойства:
Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду
хорошо лепится .
Главные выводы наших исследований: Подтвердилось предположение, что на
липкость снега влияет температура воздуха.
На
занятия
использовались
физминутки
и
пальчиковая
гимнастика
про
снеговика.
На
занятиях
по
развитию
речи
и
формированию
социально
–
коммуникативных навыков была показана презентация с историей снеговика,
прочитаны и разучены стихотворения о снеговиках: «Я вылепил снегурку»
Благининой Елены, «Снеговик» Виктории Черняевой, «Снежная семейка»
Лидии Слуцкой и т. д. Сказки: «Морозко», «Снегурочка», «Мороз Иванович»,
«Снегурушка и лиса», а так же выступление детей в роли снеговиков на
новогоднем празднике.
История снеговика
Милый друг! Задумывался ли Ты над тем, что символизирует снеговик за
Твоим окном, и кому впервые во всем мире пришло в голову слепить этого
зимнего красавца?
Сегодня я расскажу Тебе необычную и очень интересную историю
снеговика и открою тайну его появления на свет.
Представь
себе,
наших
любимых,
милых
снеговиков
ранее
изображали
огромными,злыми снежными монстрами. И не зря — ведь когда-то зимы
были намного холоднее, поэтому приносили в дома немало хлопот.
Считалось, слепить снежную бабу в полнолуние — к несчастьям и ночным
кошмарам. А в Норвегии верили, чторассматривать снеговиков ночью из-за
штор опасно! Встретить снежную фигуру вечером считалось плохим знаком.
Поэтому в темное время суток ее пытались обойти стороной. Это уже потом
снеговики стали неотъемлемыми символами зимних праздников.
На Руси снеговиков лепили с древних времен и уважали, как и обладателя
зимы Мороза. Снеговиков просили об уменьшении сильных морозов. Наши
предки
верили,
что
метелями,
снегопадами
руководят
духи-женщины.
Поэтому и лепили во своих дворах снежных баб. Интересно, что другие
европейцы
всегда
считали
снеговую
бабу
особой
мужского
пола.
По-
английски ее называли «snowman».
Христианская легенда рассказывает, что снеговики — это ангелы. Ведь снег
— дар неба. Эти зимние герои передают Богу просьбы людей. Поэтому из
свежевыпавшего
снега
лепили
маленького
снеговика
и
шептали
ему
сокровенные желания. Считалось, как только фигурка растает, желание будет
доставлено на небеса и непременно сбудется.
В
Европе снеговиков
всегда
роскошно
украшали:
наряжали
гирляндами,
закутывали
в
шарфы
и
давали
в
руки
большие,
густые
метлы. Нос
из
морковки задабривал духов урожая и плодородия. Перевернутое ведро на
голове символизировало достаток в семье.
Интере сный
обычай
украшать
снеговика б у с а м и
и з
г о л о в о к
чеснока существовал в Румынии. Он защищал семейство от злых духов и
болезней.
По старинному преданию, примерно в 1493 годувпервые слепил снежную
фигуру
скульптор,
поэт
и
архитектор Микеланджело
Буонарроти.
Исторические
данные
уверяют,
что
первое
письменное
упоминание
о
снеговике можно встретить в одной из книг XVIII в., которая рассказывает о
«красивом снеговике» огромных размеров.
Его
величество
снеговик
впервые
украсил
детскую
книгу,
изданную
в Лейпциге.
Лишьв
XIX
снеговики
«стали»
добрыми героями
новогодних
сказок,
появились
на
поздравительных
открытках
и завоевали
любовь
детских
сердец.
На Руси снеговиков лепили с древних времен и почитали как духов зимы. К
ним, как и к Морозу, относились с уважением и обращались с просьбами о
помощи. Для этого маленького снеговика лепили из свежевыпавшего снега и
тихонько шептали ему свою просьбу или желание. Верили, что как только
снежная фигурка растает, желание сразу исполнится.
На
занятиях
по
изобразительной
деятельности
и
конструированию
дети
рисовали
снеговиков,
делали
аппликацию
из
ватных
дисков,
в
технике
оригами складывали снеговика, лепка из пластилина.
Работа с родителями
Работа с родителями:
- беседа с родителями “Знакомство с проектом”;
- совместная деятельность детей и родителей, направленная на изготовление
Снеговика;
- помощь в организации выставки “Парад снеговиков”.
Результат проекта
Внешний продукт: выставка творческих работ “Парад снеговиков”.
Внутренний
продукт: у
детей
дошкольного
возраста
буд е т
сформирован интерес к культуре своего народа; появится желание к
дальнейшей деятельности.
Дальнейшее развитие проекта
1.
Приобщать
детей
к
народной
культуре
через
организацию
праздников и проектов.
2. Формировать интерес у детей к другим объектам народной культуры
путём использования современных информационных технологий.
Заключение
Опыт работы над проектом позволяет быть уверенным в том, что проводимые
в
детском
саду
семейные
выставки,
способствуют
созданию
атмосферы
доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества родителей, детей и
педагогов, появлению новых семейных традиций и традиций группы.
Ценность полученных результатов заключается в том, что в ходе работы
развиваются
творческие,
коммуникативные,
организаторские
способности,
эстетический вкус, познавательные мотивы.