Напоминание

"Использование литературно-краеведческого материала в работе логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников"


Автор: Корчигина Надежда Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - Д/С №2 "Развитие"
Населённый пункт: г.Верхний Уфалей, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование литературно-краеведческого материала в работе логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование литературно-краеведческого материала в работе логопеда при

накоплении и активизации словаря дошкольников.

В настоящее время наиболее многочисленной группой в ДОУ являются дети,

имеющие речевые нарушения. Образовательный процесс в дошкольном учреждении

детей с ОВЗ отличается преимущественно учебной направленностью коррекционно-

педагогической работы, повышенным вниманием к решению задач коррекции речевых

нарушений. Перед нами стоит задача: «воспитание гуманной личности, всесторонне и

гармонически развитого, эмоционального благополучного и счастливого ребёнка», а

также, «социальная адаптация и интеграция ребёнка, имеющего речевые нарушения, в

среду нормально развивающихся сверстников».

Огромный потенциал для решения перечисленных задач, а также развития

интеллектуально-речевой,

эмоционально-волевой,

нравственно-эстетических

сфер

личности,

коррекции

речевых

и

неречевых

нарушений

в

развитии

ребёнка

дошкольного возраста заложен в краеведении. У детей с ОНР отмечается нарушение

всех компонентов речи: бедный словарный запас, большой разрыв между активным и

пассивным словарём, ограниченные представления об окружающем мире. Материал

по краеведению позволяет логопеду расширять объём словаря детей с опорой на их

активное познание ближайшего окружения, истории родного края; формировать и

совершенствовать

грамматический

строй

речи;

развивать

речевую

культуру

посредством родного языка.

Краеведение включает в себя знакомство с природой, животным миром родного

края, изучение особенностей быта и культуры народов, живущих рядом, традиции

народной педагогики. На этом богатом материале педагог может решать как

воспитательные и образовательные задачи, так и задачи коррекции речевого развития

дошкольников.

Реализация краеведческого принципа в дошкольном учреждении заключается в

ознакомлении

детей

на

доступном

материале

с

историческим,

культурным,

национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием региона,

который для ребенка начинается с того места, где он живет. В соответствии с

запросами «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром»

(А.В.

Мудрик)

является

гуманистическое

воспитание

ребенка

с

опорой

на

общечеловеческие ценности, любовь к родителям, семье, родному месту, Родине.

Краеведческий материал гармонично вписывается в любую лексическую тему

коррекционного занятия. Начинаем с темы «Мой дом», «Мой город», знакомим детей

с историей родного края. Учим сравнивать, как было в прошлом, а что сейчас (в

настоящем).

Можно

рассмотреть

старинную

избу

и

современную

квартиру.

Целесообразно использовать такие речевые игры, как

- «Наоборот» - умение подбирать слова с противоположным значением.

- «Один-много»: дом-дома, изба-избы и т.д.

- «Скажи одним словом» - умение подбирать обобщающие слова.

- На этом же материале учим детей образовывать относительные прилагательные: изба

из дерева какая? (деревянная), дом из дерева какой? (деревянный), дом из кирпича

какой? (кирпичный), кувшин из глины какой? (глиняный).

- Учим составлять детей предложения с противительным союзом а: Старинный дом

тёмный, а квартира светлая и т.п. Можно рассмотреть с детьми предметы и изделия

народных промыслов, сравнить их с современными.

- Проводится игра «Прошлое - настоящее»

Основная цель игры: знакомство и закрепление знаний детей о предметах быта

прошлого, соотнесение их с предметами настоящего, их назначении, накопление и

активизация словарного запаса детей..

В игре дети берут карточку с предметом быта прошлого, называют его, говорят о его

назначении, затем выбирают ему современную версию.

- Проводится словесная игра «Найди объект своего города»

В ходе игры нужно из четырех фотографий найти объект, расположенный в Верхнем

Уфалее, например поликлинику, школу или детский сад.

- Словесная игра «Русская изба»

Цель: знакомство с древнерусским бытом, активизация словаря дошкольников.

Детям предлагается расположить предметы быта и старинную утварь в избе назвать их

и сказать о назначении.

Тесно поддерживаем связь с Городским краеведческим музеем и Городской

библиотекой города. Также начинаем знакомить детей с названиями улиц и

микрорайонов города, учим детей рассуждать: микрорайон Центральный – находится

в центре, микрорайон Пригородный – примыкает к городу, сквер «Сиреневый» -

растёт много сирени, речка Генералка – произошло от слова генерал (по легенде:

рядом стоял дом солидного генерала), улица Бабикова (раньше называлась Болотной

почему? Шла по краю болота), по улице Барановой гоняли мелкий скот: овец, баранов,

улица Береговая – расположена на берегу реки, улица Гранильная – на ней были

построены Гранильные мастерские и т.д.

При прохождении темы «Урожай», можно познакомить детей с тем, что выращивали

и употребляли в пищу наши предки. Какие современные овощи и фрукты выращиваем

мы. Закрепить обобщающие понятия: фрукты, овощи.

Тема «Краски осени» так же сливается с темой Краеведения. Знакомим детей с

деревьями и кустарниками, которые растут в нашем городе и регионе. Можно

предложить детям собрать гербарий, рассказать: где нашёл такой листик, где растёт

дерево, организовать игру «С какого дерева листок» - закрепить названия деревьев и

кустарников.

Тема «Животный мир» - знакомим детей с животными наших лесов. Проводим

такие словесные игры: «Животные и детёныши» - У волка – волчонок, «Один –

много»- лисёнок – лисята. Составляем предложения из 3-4 слов, используя

графические схемы. Закрепляем полученные знания на занятии по связной речи:

составляем рассказ, с опорой на наглядность.

Изучаем тему «Моя семья» - этот материал личностно значим для каждого ребёнка,

так как предполагает разговор о семейных традициях, взаимоотношениями между

родными людьми. Наводим детей на мысль: не только общий дом объединяет людей,

но и взаимовыручка, забота друг о друге, совместный труд.

Каждое утро в семье начинается с доброго отношения друг к другу- это

приветствие: доброе утро, привет (я принёс тебе добрую весть), здравствуйте – это

пожелание добра и здоровья. С детьми обсуждаем значение этих слов и знакомим с

приветствием наших предков: «Здраве буде», «бью челом».

Знакомим детей с русской матрёшкой, которая является символом семьи. Название

игрушки произошло от русского имени – Матрёна. Используем игрушку для

закрепления цвета, размера, счёта, для формирования грамматического строя речи,

при обучении построению предложений, ориентации в пространстве. Используем

словесную

игру

«Где

спряталась

матрёшка?»

-

ориентация

в

пространстве,

закрепление в речи предлогов. Словесная игра «Посчитай» - формирование

грамматического строя речи: одна матрёшка, две матрёшки,.., пять матрёшек.

При завершении каждого коррекционного периода с детьми организуется конкурс

стихов в форме фольклорных праздников. Так, в конкурсе «К нам весна шагает

быстрыми шагами…» дети заучивают и исполняют заклички, чистоговорки, которыми

на Руси встречали приход весны. Такая форма работы позволяет логопеду не только

автоматизировать поставленные звуки у детей на поэтических текстах, но и

воспитывать у них внимание к устному слову, приучает наблюдать за изменениями в

природе,

осмысливать

взаимозависимость

явлений

в

окружающем

мире,

сопереживать заботам взрослых через тексты устного народного творчества.

Совместные проекты, такие как «Книга экскурсий», мини-музей народных

промыслов, позволяет привлечь к работе родителей, образовательная деятельность

педагога

приобретает

комплексный,

многоплановый характер

и

способствует

зарождению

истинной

духовности

детей,

развитию

их

интеллектуального,

эмоционального и социально – нравственного здоровья.

Знакомясь со своей малой родиной, ее достопримечательностями, ребенок с одной

стороны учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в

определенных этно-культурных условиях, начинается процесс приобщения дошколь-

ников к богатствам национальной и мировой культуры, а с другой стороны у детей

накапливается и активизируется словарь, происходи формирование грамматического

строя и развитие связной речи.



В раздел образования