Автор: Корчигина Надежда Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - Д/С №2 "Развитие"
Населённый пункт: г.Верхний Уфалей, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование литературно-краеведческого материала в работе логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Использование литературно-краеведческого материала в работе логопеда при
накоплении и активизации словаря дошкольников.
В настоящее время наиболее многочисленной группой в ДОУ являются дети,
имеющие речевые нарушения. Образовательный процесс в дошкольном учреждении
детей с ОВЗ отличается преимущественно учебной направленностью коррекционно-
педагогической работы, повышенным вниманием к решению задач коррекции речевых
нарушений. Перед нами стоит задача: «воспитание гуманной личности, всесторонне и
гармонически развитого, эмоционального благополучного и счастливого ребёнка», а
также, «социальная адаптация и интеграция ребёнка, имеющего речевые нарушения, в
среду нормально развивающихся сверстников».
Огромный потенциал для решения перечисленных задач, а также развития
интеллектуально-речевой,
эмоционально-волевой,
нравственно-эстетических
сфер
личности,
коррекции
речевых
и
неречевых
нарушений
в
развитии
ребёнка
дошкольного возраста заложен в краеведении. У детей с ОНР отмечается нарушение
всех компонентов речи: бедный словарный запас, большой разрыв между активным и
пассивным словарём, ограниченные представления об окружающем мире. Материал
по краеведению позволяет логопеду расширять объём словаря детей с опорой на их
активное познание ближайшего окружения, истории родного края; формировать и
совершенствовать
грамматический
строй
речи;
развивать
речевую
культуру
посредством родного языка.
Краеведение включает в себя знакомство с природой, животным миром родного
края, изучение особенностей быта и культуры народов, живущих рядом, традиции
народной педагогики. На этом богатом материале педагог может решать как
воспитательные и образовательные задачи, так и задачи коррекции речевого развития
дошкольников.
Реализация краеведческого принципа в дошкольном учреждении заключается в
ознакомлении
детей
на
доступном
материале
с
историческим,
культурным,
национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием региона,
который для ребенка начинается с того места, где он живет. В соответствии с
запросами «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром»
(А.В.
Мудрик)
является
гуманистическое
воспитание
ребенка
с
опорой
на
общечеловеческие ценности, любовь к родителям, семье, родному месту, Родине.
Краеведческий материал гармонично вписывается в любую лексическую тему
коррекционного занятия. Начинаем с темы «Мой дом», «Мой город», знакомим детей
с историей родного края. Учим сравнивать, как было в прошлом, а что сейчас (в
настоящем).
Можно
рассмотреть
старинную
избу
и
современную
квартиру.
Целесообразно использовать такие речевые игры, как
- «Наоборот» - умение подбирать слова с противоположным значением.
- «Один-много»: дом-дома, изба-избы и т.д.
- «Скажи одним словом» - умение подбирать обобщающие слова.
- На этом же материале учим детей образовывать относительные прилагательные: изба
из дерева какая? (деревянная), дом из дерева какой? (деревянный), дом из кирпича
какой? (кирпичный), кувшин из глины какой? (глиняный).
- Учим составлять детей предложения с противительным союзом а: Старинный дом
тёмный, а квартира светлая и т.п. Можно рассмотреть с детьми предметы и изделия
народных промыслов, сравнить их с современными.
- Проводится игра «Прошлое - настоящее»
Основная цель игры: знакомство и закрепление знаний детей о предметах быта
прошлого, соотнесение их с предметами настоящего, их назначении, накопление и
активизация словарного запаса детей..
В игре дети берут карточку с предметом быта прошлого, называют его, говорят о его
назначении, затем выбирают ему современную версию.
- Проводится словесная игра «Найди объект своего города»
В ходе игры нужно из четырех фотографий найти объект, расположенный в Верхнем
Уфалее, например поликлинику, школу или детский сад.
- Словесная игра «Русская изба»
Цель: знакомство с древнерусским бытом, активизация словаря дошкольников.
Детям предлагается расположить предметы быта и старинную утварь в избе назвать их
и сказать о назначении.
Тесно поддерживаем связь с Городским краеведческим музеем и Городской
библиотекой города. Также начинаем знакомить детей с названиями улиц и
микрорайонов города, учим детей рассуждать: микрорайон Центральный – находится
в центре, микрорайон Пригородный – примыкает к городу, сквер «Сиреневый» -
растёт много сирени, речка Генералка – произошло от слова генерал (по легенде:
рядом стоял дом солидного генерала), улица Бабикова (раньше называлась Болотной
почему? Шла по краю болота), по улице Барановой гоняли мелкий скот: овец, баранов,
улица Береговая – расположена на берегу реки, улица Гранильная – на ней были
построены Гранильные мастерские и т.д.
При прохождении темы «Урожай», можно познакомить детей с тем, что выращивали
и употребляли в пищу наши предки. Какие современные овощи и фрукты выращиваем
мы. Закрепить обобщающие понятия: фрукты, овощи.
Тема «Краски осени» так же сливается с темой Краеведения. Знакомим детей с
деревьями и кустарниками, которые растут в нашем городе и регионе. Можно
предложить детям собрать гербарий, рассказать: где нашёл такой листик, где растёт
дерево, организовать игру «С какого дерева листок» - закрепить названия деревьев и
кустарников.
Тема «Животный мир» - знакомим детей с животными наших лесов. Проводим
такие словесные игры: «Животные и детёныши» - У волка – волчонок, «Один –
много»- лисёнок – лисята. Составляем предложения из 3-4 слов, используя
графические схемы. Закрепляем полученные знания на занятии по связной речи:
составляем рассказ, с опорой на наглядность.
Изучаем тему «Моя семья» - этот материал личностно значим для каждого ребёнка,
так как предполагает разговор о семейных традициях, взаимоотношениями между
родными людьми. Наводим детей на мысль: не только общий дом объединяет людей,
но и взаимовыручка, забота друг о друге, совместный труд.
Каждое утро в семье начинается с доброго отношения друг к другу- это
приветствие: доброе утро, привет (я принёс тебе добрую весть), здравствуйте – это
пожелание добра и здоровья. С детьми обсуждаем значение этих слов и знакомим с
приветствием наших предков: «Здраве буде», «бью челом».
Знакомим детей с русской матрёшкой, которая является символом семьи. Название
игрушки произошло от русского имени – Матрёна. Используем игрушку для
закрепления цвета, размера, счёта, для формирования грамматического строя речи,
при обучении построению предложений, ориентации в пространстве. Используем
словесную
игру
«Где
спряталась
матрёшка?»
-
ориентация
в
пространстве,
закрепление в речи предлогов. Словесная игра «Посчитай» - формирование
грамматического строя речи: одна матрёшка, две матрёшки,.., пять матрёшек.
При завершении каждого коррекционного периода с детьми организуется конкурс
стихов в форме фольклорных праздников. Так, в конкурсе «К нам весна шагает
быстрыми шагами…» дети заучивают и исполняют заклички, чистоговорки, которыми
на Руси встречали приход весны. Такая форма работы позволяет логопеду не только
автоматизировать поставленные звуки у детей на поэтических текстах, но и
воспитывать у них внимание к устному слову, приучает наблюдать за изменениями в
природе,
осмысливать
взаимозависимость
явлений
в
окружающем
мире,
сопереживать заботам взрослых через тексты устного народного творчества.
Совместные проекты, такие как «Книга экскурсий», мини-музей народных
промыслов, позволяет привлечь к работе родителей, образовательная деятельность
педагога
приобретает
комплексный,
многоплановый характер
и
способствует
зарождению
истинной
духовности
детей,
развитию
их
интеллектуального,
эмоционального и социально – нравственного здоровья.
Знакомясь со своей малой родиной, ее достопримечательностями, ребенок с одной
стороны учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в
определенных этно-культурных условиях, начинается процесс приобщения дошколь-
ников к богатствам национальной и мировой культуры, а с другой стороны у детей
накапливается и активизируется словарь, происходи формирование грамматического
строя и развитие связной речи.