Напоминание

Программа коррекционного курса "Двигательное развитие" для обучающихся с ТМНР"


Автор: Алексеева Юлия Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: КГБОУ Школа 3
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа коррекционного курса "Двигательное развитие" для обучающихся с ТМНР"
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования и науки Хабаровского края

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕ-

ЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВА-

ТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА № 3»

(КГБОУ Школа 3)

РАССМОТРЕНО

На заседании М/О

_______И.С. Контарева

Протокол № ____

«____»________20 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

__________Е.С. Суркова

«___» ____________20 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБОУ Школа 3

______________ И.И. Малых

«_____» ____________20 г.

Рабочая программа

по коррекционно-развивающему курсу

«Двигательное развитие»

для 2,3 ,5, 6, 8 класса

(II вариант)

Разработала:

Учитель-дефектолог

Ю.А.Алексеева

г. Комсомольск-на-Амуре

2022-2023 уч. г.

Содержание

I. Пояснительная записка………………………………………...........................3

II.Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса…...4

III.Содержание программы………………………………………………..……...6

IV. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса……….....7

V. Календарно-тематическое планирование……………………..……….……. 8

VI. Литература…………………………………………………………………….15

2

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу двигательное развитие 2варианта АООП

УО(ИН) для 1, 3, 4,6 классов разработана в соответствии со следующими

документами:

Положений Российского Федерального Закона «Об образовании в Российской Фе-

дерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 31.12.2014, с изменениями от 02.05.2015).

Федерального государственного образовательного стандарта образования обучаю-

щихся с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Приказ Ми-

нобрнауки РФ от декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государ-

ственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отстало-

стью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля

2015 г.).

Адаптированной основной образовательной программы образования обучающих-

ся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2).

Устава КГБОУ школа №3;

Приказа министерства образования и науки Российской федерации от 30 августа

2013 г. № 1015 «об утверждении порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным про-

граммам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие

двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и

функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних

органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигатель-

ных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности

обучающихся.

Целью программы является работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию

и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных

навыков.

Основные задачи:

мотивация двигательной активности;

поддержка и развитие имеющихся движений;

расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;

обучение переходу из одной позы в другую;

формирование функциональных двигательных навыков;

развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;

формирование ориентировки в пространстве;

обогащение сенсомоторного опыта.

Особенности обучения

Занятия по коррекционному курсу «Двигательное развитие» проводятся 1 раз в неделю.

Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку ра-

ботать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает

материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития

каждого ребенка.

В процессе занятий учитель может использовать различные виды деятельности: игровую

(сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру).

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-заня-

тия, с учетом уровня развития речи детей.

II. Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса

3

К концу года дети могут научиться:

2, 3 класс

- сгибать, разгибать пальцы в кулак;

- ходить на носках и пятках;

- выполнять упражнения по примеру учителя;

- различать пространственные понятия (лево-право, вниз-вверх, вперед, назад, в сто-

рону);

- бросать, перекладывать, перекатывать мяч (шар).

5, 6,8 класс

- сгибать, разгибать пальцы в кулак;

- ходить на носках и пятках;

- применять правила в игре;

- двигаться по заданному направлению (вперед, назад, в сторону);

- совершать повороты по указанным ориентирам;

- подбрасывать мяч на разную высоту, бросать мяч точно в цель.

Программа формирования БУД

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на раз-

витие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образова-

тельной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью

(вариант II).

Группа БУД

Учебные действия

и умения.

Виды заданий на

уроке.

Способы

оценки

сформированности

действий

помо-

щью каких заданий

можно оценить)

1. Подготовка ребенка

к нахождению и обу-

чению в среде сверст-

ников, к эмоциональ-

ному, коммуникатив-

ному взаимодействию

с

группой

обучаю-

щихся.

Формирование

благоприятного со-

циально-психоло-

гического климата

во время урока.

Наглядные - прак-

тические.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Дидактические

игры.

Пиктограммы.

«Найди свою парту»

«Покажи свое рабочее

место»

2. Формирование

учебного поведения:

- направленность

взгляда (на говоря-

щего взрослого, на

задание);

Наглядные.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Дидактические.

Игры.

Пиктограммы.

«Посмотри на меня»

«Найди на парте»

«Повтори за мной»

Ритмические движе-

ние вместе с педаго-

гом.

( физкультминутки,

динамические паузы)

« Найди в пенале»

«Что лишнее?»

Игра «можно- нельзя»

«Прописи»

- умение выполнять

инструкции педаго-

га;

- использование по

назначению

учеб-

ных материалов с

помощью взросло-

го;

- умение выполнять

действия по образ-

цу и по подража-

4

нию.

3. Формирование уме-

ния выполнять зада-

ние:

- в течение опреде-

ленного

периода

времени,

Наглядные.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Дидактические

игры.

Пиктограммы.

«Кто внимателен»

«Выбери правильный

ответ»

«Отгадывание зага-

док», «Раскрась»,

«Бусины и ниточки»,

«Построй домик »,

«Раскрась по шабло-

ну» «Соедини точки»

- от начала до кон-

ца,

- с заданными каче-

ственными

пара-

метрами.

4. Формирование уме-

ния

самостоятельно

переходить от одного

задания

(операции,

действия) к другому в

соответствии с распи-

санием занятий, алго-

ритмом

действия

и

т.д.

-Умение следовать

инструкции педаго-

га.

Устные.

Наглядные.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Пиктограмма,

«Найди тетрадь»

«Передай мяч».

В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп БУД, который отражает

индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности

проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия

используется балловая система оценки:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в

процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет дей-

ствие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помо-

щи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуа-

циях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, не-

редко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, ко-

торые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые до-

стижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить

общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе

осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени

обучения.

III. Содержание программы

Коррекционный курс содержит разделы:

п/п

Раздел

Кол-во

часов

Содержание раздела

5

1

Общеразвивающие

и корригирующее

упражнения

5

Дыхательные упражнения в образном оформле-

нии. Дыхательные упражнения по подражанию,

под хлопки, под счет. Грудное, брюшное и пол-

ное дыхание в исходном положении «лежа на

спине», «сидя», «стоя». Дыхание через нос, через

рот. Изменение длительности вдоха и выдоха.

Дыхание в ходьбе с имитацией. Движение рука-

ми в исходном положении. Движение предпле-

чий и кистей рук в различных направлениях. На-

клоны, приседания

2

Прикладные

упражнения

21

Ходьба - ровным шагом, в колонне, по кругу,

взявшись за руки, на носках, в медленном и бы-

стром темпе

Равновесие – ходьба по линии, на носках.

Броски, ловля, передача предметов - правильный

захват различных по величине и форме предме-

тов одной и двумя руками, передача и перекаты

мяча.

3

Игры

8

«Кошка и мышки», «Волшебный мешочек», «Вот

так позы», «Аист ходит по болоту», «Запомни по-

рядок»

Содержание каждого раздела представлено по принципу «от простого к сложному».

Для коррекционно-развивающей работы с учащимися с тяжелой или глубокой умственной

отсталостью и множественными нарушениями развития значим индивидуальный подход,

ориентированный

на

особенности,

интерес

и

потребности

каждого

ребенка

в

повседневной жизни.

IV. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Технологии обучения.

В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:

1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует дости-

жению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обес-

печению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном про-

6

странстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современ-

ных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имею-

щийся опыт и выявить его результативность.

2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта,

в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе

коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учеб-

ных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой

деятельности обучающихся.

4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения

здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений

и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной

жизни.

Учебно-методический комплекс:

- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного ин-

вентаря;

альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;

- гимнастические коврики, корзины;

- мягкие модули различных форм;

- гимнастические мячи разного диаметра, скакалки;

- игрушки.

7

V. Календарно-тематическое планирование

2 т класс

Название темы

Кол-во

часов

Календарные сроки

По плану

По факту

1

Дыхательные упражнения в образном

оформлении

2.09

2

Дыхательные упражнения по подража-

нию, под хлопки. Под счет.

9.09

3

Грудное, брюшное и полное дыхание в

исходных положениях

16.09

4

Изменение длительности дыхания

23.09

5

Дыхание при ходьбе с имитацией

30.09

6

Движение руками в исходных положени-

ях

7.10

7

Движение предплечий и кистей рук

14.10

8

Движение кистями рук.

Ощупывание предъявляемых предметов.

21.10

9

Сгибание, разгибание пальцев рук в ку-

лак. Игра «Фигуры из пальцев».

28.10

10

Наклоны головой

11.11

11

Наклоны туловищем

18.11

12

Сгибание стопы

25.11

13

Перекаты с носков на пятки

2.12

14

Приседания

9.12

15

Сгибание, разгибание пальцев рук в ку-

лак. Игра «Фигуры из пальцев».

16.12

16

Наклоны головой

23.12

17

Наклоны туловищем

30.12

18

Сгибание стопы

13.01

19

Перекаты с носков на пятки

20.01

20

Приседания

27.01

21

Отстукивание и отхлопывание разного

темпа

3.02

22

Выполнение по памяти комбинаций дви-

жения

10.02

23

Ходьба ровным шагом

17.02

8

24

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

1 ч.

24.02

25

ОРУ для всех групп мышц (общие разви-

вающие упражнения)

1ч.

3.03

26

Ходьба на носках. Повороты по ориенти-

рам

1ч.

10.03

27

Ходьба по сенсорной дорожке. Ощупыва-

ние, бросание сенсорных мешочков.

Перешагивание через модули разной

высоты, перенос модулей.

1ч.

17.03

28

Катание ступнями массажных мячей.

1ч.

31.03

29

Ходьба по лестнице вверх, вниз. Переша-

гивание через препятствия.

1ч.

7.04

30

Подбрасывание мяча на разную высоту.

1ч.

14.04

31

Метание мяча в цель.

1ч.

21.04

32

Выполнение простейших упражнений в

вытяжении.

1ч.

28.04

33

Работа с дидактическим пособием «Чере-

пашка» (по форме, по цвету)

1ч.

5.05

34

Двигательные игры («Кошка и

мышки»,«Мяч по кругу», «Кто быстрее

поймает»)

1ч.

12.05

Итого: 34ч

3 т класс

Название темы

Кол-

во

часов

Календарные сроки

По плану

По факту

1

Дыхательные упражнения в образном

оформлении

7.09

2

Дыхательные упражнения по подражанию,

под хлопки, под счет.

14.09

3

Грудное, брюшное и полное дыхание в ис-

ходных положениях

21.09

4

Изменение длительности дыхания

28.09

5

Дыхание при ходьбе с имитацией

5.10

6

Движение руками в исходных положениях

12.10

7

Движение предплечий и кистей рук

19.10

8

Движение кистями рук.

Ощупывание предъявляемых предметов.

26.10

9

Сгибание, разгибание пальцев рук в кулак.

Игра «Фигуры из пальцев».

9.11

10

Наклоны головой

16.11

9

11

Наклоны туловищем

23.11

12

Сгибание стопы

30.11

13

Перекаты с носков на пятки

7.12

14

Приседания

14.12

15

Отстукивание и отхлопывание разного тем-

па

21.12

16

Выполнение по памяти комбинаций движе-

ния

28.12

17

Ходьба ровным шагом

11.01

18

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

18.01

19

ОРУ для всех групп мышц (общие развива-

ющие упражнения)

25.01

20

Ходьба на носках. Повороты по ориентирам

1.02

21

Ходьба по сенсорной дорожке. Ощупыва-

ние, бросание сенсорных мешочков.

Перешагивание через модули разной

высоты, перенос модулей.

8.02

22

Катание ступнями массажных мячей.

15.02

23

Ходьба по лестнице вверх, вниз. Перешаги-

вание через препятствия.

22.02

24

Подбрасывание мяча на разную высоту.

1.03

25

Метание мяча в цель.

15.03

26

Выполнять простейшие упражнения в

вытяжении; Знать названия и правила

изучаемых игр, уметь играть, соблюдая

правила.

29.03

27

Работа с дидактическим пособием «Чере-

пашка» (по форме, по цвету)

5.04

28

Двигательные игры («Кошка и мышки» )

12.04

29

Двигательные игры («Волшебный мешо-

чек»)

19.04

30

Двигательные игры («Вот так позы»)

26.04

31

Двигательные игры («Аист ходит по боло-

ту»)

3.05

32

Двигательные игры («Мяч по кругу», «Кто

быстрее поймает»)

10.05

33

Двигательные игры («Запомни порядок»)

17.05

34

Двигательные игры («Быстро в круг»,

«Займи своё место»)

24.05

10

Итого: 34ч

5т класс

Название темы

Кол-

во

часов

Календарные сроки

По плану

По факту

1

Дыхательные упражнения в образном

оформлении

6.09

2

Дыхательные упражнения по подражанию,

под хлопки. Под счет.

13.09

3

Грудное, брюшное и полное дыхание в ис-

ходных положениях

20.09

4

Изменение длительности дыхания

27.09

5

Дыхание при ходьбе с имитацией

4.10

6

Движение руками в исходных положениях

11.10

7

Движение предплечий и кистей рук

18.10

8

Движение кистями рук.

Ощупывание предъявляемых предметов.

25.10

9

Сгибание, разгибание пальцев рук в кулак.

Игра «Фигуры из пальцев».

8.11

10

Наклоны головой

15.11

11

Наклоны туловищем

22.11

12

Сгибание стопы

29.11

13

Перекаты с носков на пятки

6.12

14

Приседания

13.12

15

Отстукивание и отхлопывание разного тем-

па

20.12

16

Выполнение по памяти комбинаций движе-

ния

27.12

17

Ходьба ровным шагом

10.01

18

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

17.01

19

ОРУ для всех групп мышц (общие развива-

ющие упражнения)

24.01

20

Ходьба на носках. Повороты по ориентирам

31.01

21

Ходьба по сенсорной дорожке. Ощупыва-

ние, бросание сенсорных мешочков.

Перешагивание через модули разной

высоты, перенос модулей.

7.02

22

Катание ступнями массажных мячей.

14.02

11

23

Ходьба по лестнице вверх, вниз. Перешаги-

вание через препятствия.

21.02

24

Подбрасывание мяча на разную высоту.

28.02

25

Метание мяча в цель.

7.03

26

Выполнять простейшие упражнения в

вытяжении; Знать названия и правила

изучаемых игр, уметь играть, соблюдая

правила.

14.03

27

Работа с дидактическим пособием «Чере-

пашка» (по форме, по цвету)

28.03

28

Двигательные игры («Кошка и мышки» )

4.04

29

Двигательные игры («Волшебный мешо-

чек»)

11.04

30

Двигательные игры («Вот так позы»)

18.04

31

Двигательные игры («Аист ходит по боло-

ту»)

25.04

32

Двигательные игры («Мяч по кругу», «Кто

быстрее поймает»)

2.05

33

Двигательные игры («Запомни порядок»)

16.05

34

Двигательные игры («Быстро в круг»,

«Займи своё место»)

23.05

Итого: 34ч

6 т класс

Название темы

Кол-

во

часов

Календарные сроки

По плану

По факту

1

Дыхательные упражнения (обучение

комплексу дыхательных упражнений).

5.09

2

Дыхательные упражнения по подражанию,

под хлопки. Под счет.

12.09

3

Грудное, брюшное и полное дыхание в ис-

ходных положениях

19.09

4

Изменение длительности дыхания

26.09

5

Дыхание при ходьбе с имитацией

3.10

6

Движение руками в исходных положениях

10.10

7

Движение предплечий и кистей рук

17.10

8

Движение кистями рук.

Ощупывание предъявляемых предметов.

24.10

9

Упражнения для пальчиков. Игра «Сложи

картинку»

7.11

10

Упражнения для развития мышц рук и

14.11

12

пальцев.

11

Наклоны головой, туловищем

21.11

12

ОРУ для всех групп мышц (общие развива-

ющие упражнения)

28.11

13

ОРУ со скакалками.

5.12

14

Приседания

12.12

15

Отстукивание и отхлопывание разного тем-

па

19.12

16

Выполнение по памяти комбинаций движе-

ния

26.12

17

Ходьба ровным шагом по линии.Ходьба в

медленном и быстром темпе.

9.01

18

Ходьба на носках, на пятках

16.01

19

Упражнения на движения с предметами

23.01

20

Ориентировка в частях тела. Выполнять по-

вороты на месте (направо, налево).

30.01

21

Ходьба по сенсорной дорожке. Перешагива-

ние через модули разной высоты, перенос

модулей.

6.02

22

Ходьба по лестнице вверх, вниз. Перешаги-

вание через препятствия.

13.02

23

Выполнение ритмичных движений под зву-

чащие инструменты, ориентировка в про-

странстве.

20.02

24

Перекладывание мяча из руки в руку, ката-

ние мяча.

27.02

25

Катание ступнями массажных мячей.

6.03

26

Выполнять простейшие упражнения в

вытяжении; Знать названия и правила

изучаемых игр, уметь играть, соблюдая

правила.

13.03

27

Игра «Поймай мяч»

27.03

28

Игра «Фигуры из пальцев»

3.04

29

Игра «Волшебный мешочек»

10.04

30

Игра «Вот так позы»

17.04

31

Игры: «Зоопарк», «Собери шишки»

24.04

32

Передача мяча в парах. Игра «Ловушки»

8.05

33

Двигательная игра «Запомни порядок»

15.05

34

Перекладывание мяча из руки в руку, ката-

22.05

13

ние мяча.

Итого: 34ч

8 т класс

Название темы

Кол-

во

часов

Календарные сроки

По плану

По факту

1

Дыхательные упражнения (обучение

комплексу дыхательных упражнений).

2.09

2

Дыхательные упражнения по подражанию,

под хлопки. Под счет.

9.09

3

Грудное, брюшное и полное дыхание в ис-

ходных положениях

16.09

4

Изменение длительности дыхания

23.09

5

Дыхание при ходьбе с имитацией

30.09

6

Движение руками в исходных положениях

7.10

7

Движение предплечий и кистей рук

14.10

8

Движение кистями рук.

Ощупывание предъявляемых предметов.

21.10

9

Упражнения для пальчиков. Игра «Сложи

картинку»

28.10

10

Упражнения для развития мышц рук и

пальцев.

11.11

11

Наклоны головой, туловищем

18.11

12

ОРУ для всех групп мышц (общие развива-

ющие упражнения)

25.11

13

ОРУ со скакалками.

2.12

14

Приседания

9.12

15

Отстукивание и отхлопывание разного тем-

па

16.12

16

Выполнение по памяти комбинаций движе-

ния

23.12

17

Ходьба ровным шагом по линии.Ходьба в

медленном и быстром темпе.

30.12

18

Ходьба на носках, на пятках

13.01

19

Упражнения на движения с предметами

20.01

20

Ориентировка в частях тела. Выполнять по-

вороты на месте (направо, налево).

27.01

21

Ходьба по сенсорной дорожке. Перешагива-

ние через модули разной высоты, перенос

модулей.

3.02

14

22

Ходьба по лестнице вверх, вниз. Перешаги-

вание через препятствия.

10.02

23

Выполнение ритмичных движений под зву-

чащие инструменты, ориентировка в про-

странстве.

17.02

24

Перекладывание мяча из руки в руку, ката-

ние мяча.

24.02

25

Катание ступнями массажных мячей.

3.03

26

Выполнять простейшие упражнения в

вытяжении; Знать названия и правила

изучаемых игр, уметь играть, соблюдая

правила.

10.03

27

Игра «Поймай мяч»

17.03

28

Игра «Фигуры из пальцев»

31.03

29

Игра «Волшебный мешочек»

7.04

30

Игра «Вот так позы»

14.04

31

Игры: «Зоопарк», «Собери шишки»

21.04

32

Передача мяча в парах. Игра «Ловушки»

28.04

33

«Запомни порядок»

5.05

34

Перекладывание мяча из руки в руку, ката-

ние мяча.

12.05

Итого: 34ч

Литература

1.

Баряева Л.Б., Бойко Д.И., Липакова В.И. и др. Программа обучения учащихся с

умеренной и тяжелой умственной отсталостью: СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой. – 2001 г.

2.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Ца-

быбин. – Волгоград: Учитель. 2009.

3.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении ум-

ственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя – М.: Просвещение, 1990, - 191 с.

4.

Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под

ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011 г.

5.

Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отстало-

стью, коллектив авторов: Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков, Е.Т. Логинова.

2013 г.

6.

Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей

с нарушением интеллекта. – 2-е изд., переработано и дополн. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с.

7. Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие

интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И.

М. Москва, 2012г

15



В раздел образования