Напоминание

"Портфолио учителя как инструмент оценки педагогических достижений"


Автор: Девина Мария Андреевна
Должность: учащаяся программы профессиональной переподготовки "педагогическое образование. учитель изобразительного и декоративно- прикладного искусства"
Учебное заведение: Институт новых технологий и управления
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Портфолио учителя как инструмент оценки педагогических достижений"
Раздел: начальное образование





Назад




Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования

Институт новых технологий и управления

Статья

«Портфолио учителя как

инструмент оценки педагогических

достижений».

Выполнила:

Девина Мария Андреевна

Учащаяся программы профессиональной переподготовки

«Педагогическое образование. Учитель изобразительного и декоративно- прикладного искусства

г.Москва

2022г.

Содержание

Актуальность создания портфолио педагога

Методическая работа современной школы

Портфолио

Структура портфолио

2

Актуальность создания портфолио педагога

“Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот

для чего мы живем”

О. Уайльд

Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований,

которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические

ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по

повышению профессионального мастерства педагогов — формирование

исследовательской культуры.

Создать профессиональное портфолио – это одно из важнейших действий, которое

необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для

достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами,

портфолио участвует в процессе формирования имиджа работника в глазах

работодателя.

Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения

архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных

проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы,

представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных

качествах претендента.

Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования

нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего

современными методами и технологиями образования, приемами психолого-

педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования

педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,

умением прогнозировать свой конечный результат.

Одним из инструментов, позволяющих учителю систематизировать, проанализировать

свою профессиональную деятельность, продемонстрировать умение решать задачи

своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику

профессионального поведения и предназначенных для оценки уровня

профессионализма учителя, выступает на современном этапе портфолио.

3

«Новый» тип учителя – это

А) творчески думающий,

Б) владеющий современными технологиями образования,

В) приёмами психолого-педагогической диагностики,

Г) способами самостоятельного конструирования педагогического процесса,

Д) умением анализировать свою профессиональную деятельность,

Е) прогнозировать её конечный результат.

Методическая работа современной школы

Методическая работа современной школы — это система научно-практических

мероприятий, базирующаяся на достижениях педагогики и смежных наук (психологии,

методики, социологии и др.), идеях передового педагогического опыта и

обеспечивающая профессиональную адаптацию, становление, развитие и

саморазвитие личности педагога для качественного решения задач обучения,

воспитания и развития учащихся.

Одним из важнейших направлений общешкольной методической работы является

самообразование , которое определяется как специально организованная,

самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на

достижение прогнозируемых личностно-профессиональных целей.

Одним из инструментов, позволяющих учителю систематизировать, проанали-

зировать свою профессиональную деятельность, продемонстрировать умение решать

задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику

профессионального поведения и предназначенных для оценки уровня

профессионализма учителя, выступает на современном этапе портфолио .

Портфолио

Портфолио– это коллекция работ и результатов деятельности учителя, которая

является действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций

учителя, позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных

видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической,

исследовательской, самообразовательной, фиксирует динамику изменения качества

профессиональной деятельности, служит инструментом, обеспечивающим внешнюю

экспертизу деятельности учителя и её результатов, а также рефлексию и самооценку

своей деятельности самим учителем.

4

Портфолио учителя — это способ фиксирования, накопления материалов,

демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей

профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень

подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах

деятельности.

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые

результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной

компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах,

проведённые педагогом исследования.

Следующее важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма

оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении

экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Среди учителей портфолио завоёвывает всё большую популярность, и становится

необходимым для педагогов, повышающих свой профессиональный уровень.

Учитель использует портфолио

-при участии в профессиональных конкурсах, где он может показать себя с лучшей

стороны и выявить свои творческие способности.

Среди них можно отметить следующие:

«Лидер образования»

«Самый классный классный»

«Панорама методических идей»

«Учитель года» и премия лучшим учителям РФ учреждённая в рамках ПНП

«Образование».

Самым престижным является, конечно же, конкурс «Учитель года».

Аттестация работников образования

проводится на основе экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и

результативности педагогической деятельности. Экспертиза представляет собой

комплексную оценку деятельности работника на основании представленных

материалов и документов, собранных в индивидуальной папке аттестуемого

(портфолио). Портфолио может быть представлено:

1)на бумажных носителях

2)в электронной версии.

5

Критерии оценки портфолио :

- творческий подход к созданию портфолио;

- степень обоснованности содержащихся в нем материалов;

- глубину и практическую значимость данных материалов;

- наличие выраженной авторской позиции при разработке материалов;

- способ подачи материалов;

- оформление портфолио и др.

Для того чтобы работа с портфолио приобрела определенную систему, целесообразно

в функциональных обязанностях заместителя директора по учебно-воспитательной

работе предусмотреть:

- обучение педагогов работе с технологией портфолио (значимость его для

творческого роста, структура, подбор материалов, их оформление);

- оказание помощи педагогам в подготовке к публичной презентации авторского

портфолио;

- информирование педагогического коллектива о содержательной составляющей

авторского портфолио успешного учителя, профессиональная деятельность которого

представляет значимость для коллег;

- учет оценки портфолио при подведении итогов работы педагогов

Прикладное значение портфолио велико. Согласно действующему положению,

аттестация педагогических и руководящих работников государственных и

муниципальных образовательных учреждений проводится на основе экспертной

оценки уровня из квалификации, профессиональной компетенции, качества и

результативности педагогической или управленческой деятельности.

Диагностика профессиональной деятельности позволяет:

Учитель:

- представляет результаты своего труда

- видит свои резервы

- имеет стимул к непрерывному самосовершенствованию

Администрация выполняет:

- осуществление непрерывной диагностики результатов труда учителя

- Лицензирование и аттестация

- аккредитация ОУ

- расширение методического диапазона ОУ

- основание для назначения стимулирующих выплат и денежного вознаграждения

- мониторинг эффективности работы учителя

– объективность системы оценивания успешности учителя

6

Практическая значимость портфолио:

- Аттестация

- Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ

- Систематизация деятельности учителя

- Стимулирующий фактор

Цель портфолио:

- раскрыть объективную информацию о профессиональных достижениях педагога, о

реальном качестве его работы, фиксировать динамику изменений качества

профессиональной деятельности учителя

Цели ведения портфолио :

- определение уровня и результатов профессиональной деятельности педагогов при

назначении стимулирующих выплат, денежного вознаграждения ;

- оценка профессиональных достижений педагога при аттестации на категорию;

- анализ деятельности педагога, мониторинг профессионального роста педагога;

- анализ профессиональной деятельности с точки зрения вклада педагога в развитие

школы.

Задачи портфолио :

с точки зрения представления информации :

- систематизировать и обобщить результаты научно-методической работы педагога,

представить результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности: учебной,

воспитательной, творческой, методической, исследовательской;

с точки зрения рефлексии и самоанализа деятельности :

- самооценка педагогом личных достижений, своего вклада в развитие школы,

результатов своей научно-исследовательской работы, влияние этих достижений на

повышение качества знаний учащихся и квалификации педагога;

с точки зрения мониторинга деятельности :

- мониторинг профессионального роста педагога, динамики его педагогической

деятельности;

- основание для аттестации педагогического работника;

- основание для назначения стимулирующих выплат ;

- основание для назначения денежного вознаграждения.

7

Регламент:

портфолио постоянно пополняется педагогом и представляется аттестационной

комиссии при аттестации педагога, администрации школы и Управляющему совету

при определении стимулирующих выплат и денежного вознаграждения педагога,

администрации школы при проведении мероприятий, направленных на повышение

имиджа школы (городских и областных семинаров, выставок профессионального

мастерства педагогов, дней открытых дверей и т.д.).

СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО

Общепринятой модели портфолио нет. Портфолио учителя индивидуально. Кроме

этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной

дисциплины, в рамках которой оно создается.

Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и

систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности

и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Рекомендуемые разделы Портфолио:

Раздел 1. “Общие сведения об учителе”.

Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных

областях и позволяет судить о процессе индивидуального профессионального

развития педагога.

Раздел 2. “Результаты педагогической деятельности”.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов

педагогической деятельности учителя за определенный период.

Помещённые в этом разделе материалы, характеризуют результаты освоения

обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых

компетенций по преподаваемым учителем предметам, сравнительный анализ

деятельности педагога за 3 года (в виде схем, графиков, таблиц) на основании

контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских

олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;

наличие среди учеников медалистов; данные о поступлении учеников в вузы по

предметной направленности.

Раздел 3. “Научно-методическая деятельность”.

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о

профессионализме педагога;

использование им современных образовательных технологий в учебной и

воспитательной работе:

8

- материалы, в которых обосновывается выбор образовательной

программы;

- выбор образовательных технологий;

- обоснование и применение средств педагогической диагностики для

оценки образовательных результатов;

- использование информационно-коммуникационных технологий в

образовательном процессе;

- работа в методических объединениях;

- участие в профессиональных и творческих конкурсах;

- участие в методических и предметных неделях;

- организация и проведение семинаров, круглых столов; мастер-

классов;

- проведение научных исследований, разработка авторских программ;

- подготовка творческого отчёта, реферата, доклада;

- публикации

Раздел 4. “Внеурочная деятельность по предмету”.

- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских

работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;

- список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований,

интеллектуальных марафонов и др.;

- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с

записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии,

КВНы, брейн-ринги и т.п.);

- программы кружков, факультативов, элективных курсов

Раздел 5. “Учебно-материальная база”.

В этом разделе отражается вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета:

- список словарей и другой справочной литературы по предмету;

- список наглядных пособий;

- наличие технических средств;

- наличие компьютера и компьютерных средств;

- аудио - и видеопособия;

- наличие дидактического материала;

- измерители качества обученности учащихся.

Раздел 6. “Работа в качестве классного руководителя”.

Этот раздел содержит базу данных по итогам учебно-воспитательного процесса с

выведением рейтинга учащихся в целом и по предметам. Выявление уровня развития

детского коллектива. Систему работы с Портфолио ученика.

9

Работа с родителями:

- анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;

- сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;

- информация о правонарушениях;

- сведения о работе с родителями;

- разработки классных часов и родительских собраний.

Раздел 7. “Отзывы”

В этом разделе размещаются отзывы руководителей разных уровней, коллег,

родителей, учеников, выпускников, также могут быть представлены тексты

заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т. п.

Вспомним мудрые слова А.П.Чехова "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо,

и одежда, и душа, и мысли".

Создание своего имиджа как учителя-профессионала, владеющего методикой

преподавания, а также современными инновационными технологиями, правильное

оформление и представление своего наработанного педагогического опыта - всё это

пора активно осваивать.

При организации работы творческой группы по ознакомлению с Портфолио учителя,

участникам можно предложить заполнение анкет (входное и итоговое анкетирование),

что позволит выявить позицию каждого по заявленной тематике.

10



В раздел образования