Автор: Девина Мария Андреевна
Должность: учащаяся программы профессиональной переподготовки "педагогическое образование. учитель изобразительного и декоративно- прикладного искусства"
Учебное заведение: Институт новых технологий и управления
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Портфолио учителя как инструмент оценки педагогических достижений"
Раздел: начальное образование
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
Институт новых технологий и управления
Статья
«Портфолио учителя как
инструмент оценки педагогических
достижений».
Выполнила:
Девина Мария Андреевна
Учащаяся программы профессиональной переподготовки
«Педагогическое образование. Учитель изобразительного и декоративно- прикладного искусства
г.Москва
2022г.
Содержание
Актуальность создания портфолио педагога
Методическая работа современной школы
Портфолио
Структура портфолио
2
Актуальность создания портфолио педагога
“Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот
для чего мы живем”
О. Уайльд
Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований,
которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические
ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по
повышению профессионального мастерства педагогов — формирование
исследовательской культуры.
Создать профессиональное портфолио – это одно из важнейших действий, которое
необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для
достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами,
портфолио участвует в процессе формирования имиджа работника в глазах
работодателя.
Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения
архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных
проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы,
представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных
качествах претендента.
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования
нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего
современными методами и технологиями образования, приемами психолого-
педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования
педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
умением прогнозировать свой конечный результат.
Одним из инструментов, позволяющих учителю систематизировать, проанализировать
свою профессиональную деятельность, продемонстрировать умение решать задачи
своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику
профессионального поведения и предназначенных для оценки уровня
профессионализма учителя, выступает на современном этапе портфолио.
3
«Новый» тип учителя – это
А) творчески думающий,
Б) владеющий современными технологиями образования,
В) приёмами психолого-педагогической диагностики,
Г) способами самостоятельного конструирования педагогического процесса,
Д) умением анализировать свою профессиональную деятельность,
Е) прогнозировать её конечный результат.
Методическая работа современной школы
Методическая работа современной школы — это система научно-практических
мероприятий, базирующаяся на достижениях педагогики и смежных наук (психологии,
методики, социологии и др.), идеях передового педагогического опыта и
обеспечивающая профессиональную адаптацию, становление, развитие и
саморазвитие личности педагога для качественного решения задач обучения,
воспитания и развития учащихся.
Одним из важнейших направлений общешкольной методической работы является
самообразование , которое определяется как специально организованная,
самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на
достижение прогнозируемых личностно-профессиональных целей.
Одним из инструментов, позволяющих учителю систематизировать, проанали-
зировать свою профессиональную деятельность, продемонстрировать умение решать
задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику
профессионального поведения и предназначенных для оценки уровня
профессионализма учителя, выступает на современном этапе портфолио .
Портфолио
Портфолио– это коллекция работ и результатов деятельности учителя, которая
является действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций
учителя, позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных
видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической,
исследовательской, самообразовательной, фиксирует динамику изменения качества
профессиональной деятельности, служит инструментом, обеспечивающим внешнюю
экспертизу деятельности учителя и её результатов, а также рефлексию и самооценку
своей деятельности самим учителем.
4
Портфолио учителя — это способ фиксирования, накопления материалов,
демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей
профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень
подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах
деятельности.
Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые
результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной
компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах,
проведённые педагогом исследования.
Следующее важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма
оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении
экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Среди учителей портфолио завоёвывает всё большую популярность, и становится
необходимым для педагогов, повышающих свой профессиональный уровень.
Учитель использует портфолио
-при участии в профессиональных конкурсах, где он может показать себя с лучшей
стороны и выявить свои творческие способности.
Среди них можно отметить следующие:
«Лидер образования»
«Самый классный классный»
«Панорама методических идей»
«Учитель года» и премия лучшим учителям РФ учреждённая в рамках ПНП
«Образование».
Самым престижным является, конечно же, конкурс «Учитель года».
Аттестация работников образования
проводится на основе экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и
результативности педагогической деятельности. Экспертиза представляет собой
комплексную оценку деятельности работника на основании представленных
материалов и документов, собранных в индивидуальной папке аттестуемого
(портфолио). Портфолио может быть представлено:
1)на бумажных носителях
2)в электронной версии.
5
Критерии оценки портфолио :
- творческий подход к созданию портфолио;
- степень обоснованности содержащихся в нем материалов;
- глубину и практическую значимость данных материалов;
- наличие выраженной авторской позиции при разработке материалов;
- способ подачи материалов;
- оформление портфолио и др.
Для того чтобы работа с портфолио приобрела определенную систему, целесообразно
в функциональных обязанностях заместителя директора по учебно-воспитательной
работе предусмотреть:
- обучение педагогов работе с технологией портфолио (значимость его для
творческого роста, структура, подбор материалов, их оформление);
- оказание помощи педагогам в подготовке к публичной презентации авторского
портфолио;
- информирование педагогического коллектива о содержательной составляющей
авторского портфолио успешного учителя, профессиональная деятельность которого
представляет значимость для коллег;
- учет оценки портфолио при подведении итогов работы педагогов
Прикладное значение портфолио велико. Согласно действующему положению,
аттестация педагогических и руководящих работников государственных и
муниципальных образовательных учреждений проводится на основе экспертной
оценки уровня из квалификации, профессиональной компетенции, качества и
результативности педагогической или управленческой деятельности.
Диагностика профессиональной деятельности позволяет:
Учитель:
- представляет результаты своего труда
- видит свои резервы
- имеет стимул к непрерывному самосовершенствованию
Администрация выполняет:
- осуществление непрерывной диагностики результатов труда учителя
- Лицензирование и аттестация
- аккредитация ОУ
- расширение методического диапазона ОУ
- основание для назначения стимулирующих выплат и денежного вознаграждения
- мониторинг эффективности работы учителя
– объективность системы оценивания успешности учителя
6
Практическая значимость портфолио:
- Аттестация
- Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ
- Систематизация деятельности учителя
- Стимулирующий фактор
Цель портфолио:
- раскрыть объективную информацию о профессиональных достижениях педагога, о
реальном качестве его работы, фиксировать динамику изменений качества
профессиональной деятельности учителя
Цели ведения портфолио :
- определение уровня и результатов профессиональной деятельности педагогов при
назначении стимулирующих выплат, денежного вознаграждения ;
- оценка профессиональных достижений педагога при аттестации на категорию;
- анализ деятельности педагога, мониторинг профессионального роста педагога;
- анализ профессиональной деятельности с точки зрения вклада педагога в развитие
школы.
Задачи портфолио :
с точки зрения представления информации :
- систематизировать и обобщить результаты научно-методической работы педагога,
представить результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности: учебной,
воспитательной, творческой, методической, исследовательской;
с точки зрения рефлексии и самоанализа деятельности :
- самооценка педагогом личных достижений, своего вклада в развитие школы,
результатов своей научно-исследовательской работы, влияние этих достижений на
повышение качества знаний учащихся и квалификации педагога;
с точки зрения мониторинга деятельности :
- мониторинг профессионального роста педагога, динамики его педагогической
деятельности;
- основание для аттестации педагогического работника;
- основание для назначения стимулирующих выплат ;
- основание для назначения денежного вознаграждения.
7
Регламент:
портфолио постоянно пополняется педагогом и представляется аттестационной
комиссии при аттестации педагога, администрации школы и Управляющему совету
при определении стимулирующих выплат и денежного вознаграждения педагога,
администрации школы при проведении мероприятий, направленных на повышение
имиджа школы (городских и областных семинаров, выставок профессионального
мастерства педагогов, дней открытых дверей и т.д.).
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
Общепринятой модели портфолио нет. Портфолио учителя индивидуально. Кроме
этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной
дисциплины, в рамках которой оно создается.
Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и
систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности
и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Рекомендуемые разделы Портфолио:
Раздел 1. “Общие сведения об учителе”.
Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных
областях и позволяет судить о процессе индивидуального профессионального
развития педагога.
Раздел 2. “Результаты педагогической деятельности”.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов
педагогической деятельности учителя за определенный период.
Помещённые в этом разделе материалы, характеризуют результаты освоения
обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых
компетенций по преподаваемым учителем предметам, сравнительный анализ
деятельности педагога за 3 года (в виде схем, графиков, таблиц) на основании
контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских
олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
наличие среди учеников медалистов; данные о поступлении учеников в вузы по
предметной направленности.
Раздел 3. “Научно-методическая деятельность”.
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о
профессионализме педагога;
использование им современных образовательных технологий в учебной и
воспитательной работе:
8
- материалы, в которых обосновывается выбор образовательной
программы;
- выбор образовательных технологий;
- обоснование и применение средств педагогической диагностики для
оценки образовательных результатов;
- использование информационно-коммуникационных технологий в
образовательном процессе;
- работа в методических объединениях;
- участие в профессиональных и творческих конкурсах;
- участие в методических и предметных неделях;
- организация и проведение семинаров, круглых столов; мастер-
классов;
- проведение научных исследований, разработка авторских программ;
- подготовка творческого отчёта, реферата, доклада;
- публикации
Раздел 4. “Внеурочная деятельность по предмету”.
- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских
работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
- список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований,
интеллектуальных марафонов и др.;
- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с
записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии,
КВНы, брейн-ринги и т.п.);
- программы кружков, факультативов, элективных курсов
Раздел 5. “Учебно-материальная база”.
В этом разделе отражается вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета:
- список словарей и другой справочной литературы по предмету;
- список наглядных пособий;
- наличие технических средств;
- наличие компьютера и компьютерных средств;
- аудио - и видеопособия;
- наличие дидактического материала;
- измерители качества обученности учащихся.
Раздел 6. “Работа в качестве классного руководителя”.
Этот раздел содержит базу данных по итогам учебно-воспитательного процесса с
выведением рейтинга учащихся в целом и по предметам. Выявление уровня развития
детского коллектива. Систему работы с Портфолио ученика.
9
Работа с родителями:
- анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
- сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;
- информация о правонарушениях;
- сведения о работе с родителями;
- разработки классных часов и родительских собраний.
Раздел 7. “Отзывы”
В этом разделе размещаются отзывы руководителей разных уровней, коллег,
родителей, учеников, выпускников, также могут быть представлены тексты
заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т. п.
Вспомним мудрые слова А.П.Чехова "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо,
и одежда, и душа, и мысли".
Создание своего имиджа как учителя-профессионала, владеющего методикой
преподавания, а также современными инновационными технологиями, правильное
оформление и представление своего наработанного педагогического опыта - всё это
пора активно осваивать.
При организации работы творческой группы по ознакомлению с Портфолио учителя,
участникам можно предложить заполнение анкет (входное и итоговое анкетирование),
что позволит выявить позицию каждого по заявленной тематике.
10