Напоминание

" Формирование универсальных учебных действий УУД в начальной школе".


Авторы: Бойченко Елена Алексеевна, Елена Алексеевна Бойченко
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Полтавская школа"
Населённый пункт: Красногвардейский р-н,с.Полтавка, Республика Крым
Наименование материала: Статья
Тема: " Формирование универсальных учебных действий УУД в начальной школе".
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование универсальных учебных действий (УУД)

в начальной школе

.

Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения научных открытий,

быстрое обновление знаний и появление новых профессий требуют повышенной

профессиональной мобильности и непрерывного образования. Особую значимость

приобретает готовность обучающихся к поиску и переработке информации, осознанность

умственной деятельности, способность к переносу освоенных навыков на другие области.

В тексте Фундаментального ядра содержания общего образования читаем: «Важнейшей

задачей современной системы образования является формирование совокупности «УУД»,

обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и

самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового

социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и

навыков в рамках отдельных дисциплин».

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением

парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития

личности учащегося.

Под УУД в Концепции федеральных государственных стандартов общего образования

понимается «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его

культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к

самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого

процесса»

«…умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию

путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»

В традиционном образовании образовательный процесс в подавляющем большинстве

случае основан на подборе необходимой для изучения информации и развитию

психических процессов, и в меньшей степени – обучению эффективным приемам

(операциям) как мышления, так и обучения в целом. Это значительно снижает общую

эффективность образовательного процесса и негативно сказывается на развитии личности.

Кроме того, обозначенный подход снижает уровень ответственности и самостоятельности

обучающихся, не стимулируя их саморазвития.

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный,

метапредметный характер, реализуют целостность личностного, социального,

познавательного, коммуникативного развития личности; обеспечивают успешное

усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой

предметной области; создают условия для обучающихся к решению жизненных задач.

Заявленные ФГОС результаты обучения согласуются с моделью выпускника начальной

школы, определяемой как личность с основами нравственного поведения и общеучебных

навыков, необходимых для продолжения образования в основной школе и

обеспечивающих «умение учиться»; личность, способная к совместной деятельности с

учителем и одноклассниками.

Функции УУД:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,

ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы

достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к

непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в

поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины

мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Реализация формирования УУД направлена на достижение личностных, метапредметных,

предметных результатов

Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

сформированность мотивации к учению и познанию, ценносто-смысловые установки

выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,

социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,

гражданской идентичности.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися познавательные, регулятивные

и коммуникативные УУД.

Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов

опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового

знания, его преобразованию и применению , а также система основополагающих

элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

К основным видам универсальных учебных действий относятся личностные,

регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные,

коммуникативные УУД

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение

соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных

норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных

ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание как

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено

учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом

конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных

характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ

действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще

подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность

к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к

преодолению препятствий.

Познавательные УД включают общеучебные, логические и направленные на постановку

и решение проблемы навыки.

Общеучебные навыки

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в

устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью

(подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие

теме, жанру, стилю речи и др.);

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов

деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование,

декодирование, моделирование)

Логические навыки

сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств /

различия, определения общих признаков и составления классификации);

опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот

или иной класс);

анализ– выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;

синтез– составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,

восполняя недостающие компоненты;

сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную

ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или

деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение

цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка

альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его

реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий

партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии

с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической

формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами

родного языка.

Формирование УУД в контексте учебной деятельности

При определении методологической основы формирования УУД младших школьников

наиболее ценными являются положения теории поэтапного формирования умственных

действий, разработанной П.Я. Гальпериным и его последователями. В ее основу было

положено представление о генетической зависимости между внутренними

интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Ранее это

положение получило разработку во французской психологической школе (А. Валлок, Ж.

Пиаже). Основное содержание теории составляет анализ процесса и условий перехода

внешних, материализованных действий во внутренний, интеллектуальный план.

Процесс формирования универсальных учебных действий подобен процессу

формирования умственных действий и состоит в следующем:

1.

Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с

требованиями (образец), которым оно в конечном итоге должно соответствовать.

Это ознакомление – ориентировочная основа будущего действия. ООД - это

система ориентиров и указаний, сведений обо всех компонентах действия

(предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций).

2.

Выполнение действия во внешней, материальной (или материализованной) форме с

развертыванием всех входящих в него операций. В таком виде совершается и

ориентировочная, и исполнительная, и контрольная части действия. Этот этап дает

возможность обучаемым усвоить содержание действия, а обучающему

осуществлять объективный контроль за выполнением каждой входящей в действие

операции.

3.

Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы и их

заменители. Перенесение действия в план громкой речи.

4.

Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное

проговаривание действия целиком про себя.

5.

Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его

преобразованиями и сокращениями с переходом действия, его процесса и деталей

выполнения из сферы сознательного контроля на уровень интеллектуальных

умений и навыков (интериоризация). На этом этапе действие очень быстро

приобретает автоматическое течение, становится недоступным самонаблюдению.

Теперь это уже акт мысли, где процесс скрыт, а сознанию открывается лишь

продукт этого процесса.

Эти этапы должны учитываться учителем в процессе формирования всех без исключения

универсальных учебных действий с учетом специфики учебного предмета или вида

деятельности.

Следует подчеркнуть, что использование теории поэтапного формирования

умственных действий, разработанной П.Я. Гальпериным, позволяет качественно

обучать детей с различными каналами восприятия. По правилам этой теории любое

умственное действие, которое предстоит освоить ребенку, сначала необходимо

развернуто, с пояснениями особо значимых моментов продемонстрировать, т.е. рассказать

и показать. В таком виде информация становится доступной для аудиалов

и визуалов.

На

втором этапе, когда обучающиеся должны выполнить соответствующие действия с

предметами в материальном плане, к работе подключаются кинестетики. Громкое

проговаривание алгоритма будущего умственного действия способствует осознанию,

а значит, овладению действием. Построение полной системы ориентиров не только

сводит к минимуму количество ошибок, но и обеспечивает возможность

самостоятельного контроля учеником правильности выполнения умственного действия на

каждом этапе его формирования.

При организации контрольной части действия необходимо знать, какой тип контроля

должен быть обеспечен - пооперационный или по конечному продукту, как часто должен

осуществляться контроль - при выполнении каждого задания или же лишь некоторых из

них. Наконец, внешний контроль может производиться самим учеником или другим

человеком.

Методами мониторинговых исследований являются:

анкетирование;

сбор информации;

собеседование;

педагогическое наблюдение;

педагогический анализ;

психологическая диагностика.

Средства мониторинга:

анкеты для родителей и педагогов;

карты наблюдений уроков и внеурочной деятельности;

входящие, промежуточные и итоговые контрольные срезы;

административные контрольные работы и тесты;

компетентностные задания;

социально-диагностические ситуации, в т.ч. психологические игры

оценочные карты;

портфолио ученика.

тесты на определение уровня тревожности и мотивации.

Потенциал системы Л.В. Занкова для развития универсальных учебных действий

Известно, что Л.В. Занков был против того, чтобы рассматривать начальную школу как

лишь пропедевтический этап в обучении школьников. Он настаивал на том, что

начальные классы – это особый самоценный этап в жизни ребенка, в котором

закладываются основы не только учения в средних и старших классах, но и всей

последующей деятельности человека. Эта же мысль выражена в новых образовательных

стандартах следующими словами: «Образование в начальной школе является базой,

фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается

сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности

ребенка – умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать,

контролировать и оценивать учебные действия и их результат».

В Стандарте принципиально новым являются Требования к результатам освоения

основной образовательной программы начального общего образования, в частности, к

личностным и метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных

учебных действий.

Рассматривая возможности учебно-методического комплекта системы Л.В. Занкова

относительно развития УУД, можно утверждать, что у ребенка одновременно

формируются и совершенствуются все группы УУД. Чтобы раскрыть это утверждение,

необходимо принять как аксиому то, что цель обучения - развитие личности ребенка.

Это означает, в первую очередь, его осознанное отношение к процессу познания на

каждом этапе. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к

учению, способность к самооценке и т.п. составляют группу личностных УУД.

Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъектом процесса, то он учится

принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия,

осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно

воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает регулятивные УУД. Заметим еще

раз, что без участия части названных действий невозможно осуществлять процесс учения

на сознательном уровне. Выполнять же действия по образцу можно без большей части

перечисленных операций.

Целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он

выполняет целый комплекс познавательных УУД: работает с информацией, осуществляет

анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, высказывается в устной и

письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.п.

Для решения учебных задач ребенку и для работы в зоне его ближайшего развития

учителю необходимо, чтобы у учеников на уроке были созданы условия для

продуктивной коммуникации как между учениками, так и между учениками и

учителем. Из этого следует, что часть выше названных действий будет осуществляться

учащимися в условиях коммуникации. То есть в процессе учения они будут

контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия,

договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к

координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут

развиваться и коммуникативные УУД.

Таким образом, УМК системы Л.В. Занкова обладает потенциалом, необходимым для

успешного формирования и развития универсальных учебных действий в

соответствии с требованиями стандарта.

«…чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений

учащихся как субъектов познания, нет необходимости вводить в учебную программу

какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих

учебных программ. Должен быть изменён способ обучения…» Академик РАО

В.С.Лазарев.



В раздел образования