Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей
Автор: Гарипова Светлана Борисовна Должность: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе Учебное заведение: МБДОУ № 79 "Садко" Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей Раздел: дошкольное образование
детского сада и семьи, педагогов и родителей»
Автор статьи: С.Б. Гарипова, заместитель
заведующего по учебно-воспитательной
работе МБДОУ № 79 «Садко» г. Сургут
Современный
подход
к
решению
проблем
взаимодействия
детского
сада
и
семьи
возможно как на традиционно отработанных подходах, так и используя новые подходы.
Педагоги, работающие в системе дошкольного образования давно, эти подходы знают не по
наслышке, зачастую и сам являлся носителем этого подхода либо встречался с аналогичным
подходом.
Чаще всего в практике дошкольного образования наблюдается взаимодействие детского
сада и семьи в следующих 4-х подходах:
-
ФОРМАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД;
-
РАЗРЕШИТЕЛЬНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД;
-
ПРОСВЕЩЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД;
-
ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД.
Формально-административный
подход
характеризуется
тем,
что
администрация
дошкольной
организации
не
заинтересована
привлечению
родителей
к
сотрудничеству.
Общение чаще всего происходит в форме собраний, консультаций, бесед. И наверняка такой
подход продолжает использоваться в работе с родителями.
Также наблюдается более мягкий подход, который также не дает особого качества
развитию
взаимодействия, разрешительно-разделительный
подход ,
при
котором
продолжают развиваться ограничивающее взаимодействие детского сада и семьи, может
наблюдаться частичное допущение семьи к участию в делах ДОУ. Но очень ограниченно,
когда это выгодно, безопасно для педагогов и администрации дошкольной организации.
Намного лучше в сравнении с вышеназванными двумя подходами – просвещенческий
подход . Нередко дошкольные учреждения увлекаются этим подходом стремясь повысить
педагогический
общий
уровень
культуры
педагогов
и
семьи
и
предлагая
уважаемым
педагогам
разные
формы
организации
просветительской
работы
это
и
лектории
и
консультации,
всевозможные
вебинары,
тренинги
и
т.д.
Эти
формы
ориентированы
на
передачу
родителям
педагогических,
психологических
знаний
различных
методик
организации взаимодействия с детьми, но при этом подходе, к сожалению, нет новых граней
взаимодействия. При таком подходе и родительские собрания проходят более разнообразно
нередко можно наблюдать выход на диалог, на использование различных медиа презентаций,
игр и т.д. Но, тем не менее, у этого подхода есть тоже свои ограничения.А что же тогда?
Согласно
новым
требованиям
наиболее
выигрышным
современным
подходом
сотрудничества
ДОУ
и
семьи
является
партнёрский
подход.
Это
более
сложный,
многообразный способ организации совместной деятельности родителей, детей и педагогов,
но продуктивный. Он создаёт условия для полноценного сотрудничества в триаде «дети-
педагоги–родители».
И
именно
вот
эта
сложность
параллельно
с
продуктивностью
и
вызывает очень много преград и барьеров его овладения как внутренних так и внешних.
Сегодня ФГОС ДО стимулирует нас сделать определённый выбор в сторону новой
модели развития отношений между детским садом и семьёй
Нам предлагается развитие
открытой модели партнёрского конструктивного взаимодействия.
Подходы, которые выше названы наиболее привычны и ясны. Партнёрский подход
представляет собой доминирование сотрудничества, сотворчества наиболее сложен, требует
усилий. И самое главное требует обновления своего педагогического мышления.
Для
того
чтобы
партнёрский
подход
стал
реальностью
сегодняшнего
дня
важно
осознать, что формально-административный подход разрешительно-разделительный подход
и в какой-то степени просвещенческий подход пока ещё суть авторитарной педагогики,
которая не подразумевает сотрудничества, поскольку в нем нередко видит угрозу разрушения
привычки понукать детьми и их родителями, управляя их сознанием, чувствами, поведением,
так
гораздо
легче.
И
в
этой
авторитарной
педагогике
активно
используется
« работа
с
родителями», смысл которой — упорядочить процесс воспитания, который осуществляется в
разных средах (детском саду, семье) и расширение сферы влияния на ребенка. А работать с
родителями,
значит
контролировать
семейное
воспитание,
значит
поучать,
и
при
необходимости принимать меры, которые нередко запускают механизм насилия в семье,
который в школе затем увеличивается и приводит к серьёзной невротизации детей.
В
авторитарной
педагогике
мы
также
наблюдаем,
что
ведущей
формой
работы
с
родителями, которая воздействует на их сознание, выступает родительское собрание.
К
примеру:
когда
воспитатели
собирают
родителей
на
родительские
собрания
и
обнаруживают
что
1,5-2
часа
используется
на
критику
и
назидание
родителей,
как
недобросовестных воспитателей своих детей, которые, по мнению педагогов, не способны
без руководства успешно решать задачи воспитания.
Итак, партнёрский подход находится в русле гуманной педагогики. Она в отличие от
авторитарной
совершенно
другая
по
своему
внутреннему
содержанию.
Она
не
мыслит
воспитания
детей
без
сотрудничества,
сотворчества,
утверждает осознанность
во
взаимодействии с родителями , поскольку именно благодаря тому, как мы осознаём это
взаимодействие нам удается понять базовые стремления и потребности воспитывающих
взрослых и детей, и двигаться навстречу и вместе друг с другом к стратегической цели –
воспитанию благородного и великодушного Человека.
Какие же формы организации партнёрского подхода существуют в практике? Это и
семейная
гостиная,
художественный
салон,
фестиваль
педагогических
инициатив,
интерактивный
родительский
университет,
родительская
школа,
Клуб
выходного
дня.
Дошкольная организация и каждый педагог свободен в выборе форм.
И на вопрос как же привлечь родителей к партнёрству, нужно заметить, что первое, что
нужно для себя сделать, это попробовать осознать, что путь осознания своей педагогической
и родительской миссии очень не проста. И нужно преодолеть барьер, который есть внутри
педагога. Это сложно, но возможно. Что же необходимо сделать для этого?
В
мире
нашего
образования
доминирует
инерционный
авторитаризм.
Это
веками
сложившаяся практика воспитания и обучения, основанная на принуждении и насилии, на
принципе
«кнута
и
пряника».
Педагогам
важно
осознать,
что
родители
испытывают
потребность
быть
хорошими
так
же,
как
и
их
дети.
Они
не
желают
быть
плохими,
неуспешными родителями неуспешных детей. Они нуждаются в ситуации педагогического
успеха в воспитании сына/дочери, потому что это развивает их способность быть хорошей
матерью, хорошим отцом.
Согласованности действий взрослых в воспитании детей способствует диалог. Диалог
не предлагает готовых ответов, а приглашает собеседников к совместному поиску ответов на
актуальные для них вопросы о развитии, воспитании, образовании детей. Перейти к диалогу
– задача сложная, особенно для педагогов, которые привыкли недооценивать родителей как
воспитателей
и
воспринимать
себя
как
единственных
носителей
истинного
знания
о
сущности детства и взрослости, о семье и родительстве, об образовательном процессе.
Непросто слушать и слышать, интересоваться, понимать другого прежде, чем себя, видеть
причинно-следственные связи.
Непросто
принять
правила
возносящего
общения
и
жить,
руководствуясь
золотой
формулой
мудрой
речи:
«Думай,
что
говоришь,
кому
говоришь,
зачем
говоришь,
где
говоришь, и какие из этого будут последствия».
Веками ответственность в воспитании детей лежала на плечах семьи, родителей и
прародителей, старших братьях и сестер, а также духовных родителях, заботящихся об
обретении
ребенком
веры.
Однако
промышленная
эпоха,
с
ее
товарно-денежными
отношениями
сильно
подорвала
семейный
уклад
и
изменила
сложившуюся
систему
семейного воспитания. Это привело к ослаблению ответственности родителей в воспитании
детей,
но
к
усилению
ответственности
специально
подготовленных
к
воспитанию,
образованию детей педагогов.
Только терпением можно сохранить любовь и согласие между родителями и детьми,
педагогами и родителями. От нетерпения воспитывающих взрослых (вызывающего злость,
обиду, боль) мир и согласие разрушаются, утверждается вражда, от которой, прежде всего,
страдают дети.
Педагогам важно наблюдать за собой и спрашивать себя: благодарю ли я родителей
воспитанников за внимательное отношение
к
здоровью ребенка, за ответственное
отношение к воспитанию сына/дочери, за усилия, приложенные в совместном воспитании
детей?
И самое главное победить и себя и использовать во взаимодействии с родителями
партнёрский подход сотрудничества.