Напоминание

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей


Автор: Гарипова Светлана Борисовна
Должность: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МБДОУ № 79 "Садко"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья

на

тему:

«Современные

подходы

к

развитию

взаимодействия

детского сада и семьи, педагогов и родителей»
Автор статьи: С.Б. Гарипова, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе МБДОУ № 79 «Садко» г. Сургут Современный подход к решению проблем взаимодействия детского сада и семьи возможно как на традиционно отработанных подходах, так и используя новые подходы. Педагоги, работающие в системе дошкольного образования давно, эти подходы знают не по наслышке, зачастую и сам являлся носителем этого подхода либо встречался с аналогичным подходом. Чаще всего в практике дошкольного образования наблюдается взаимодействие детского сада и семьи в следующих 4-х подходах: - ФОРМАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД; - РАЗРЕШИТЕЛЬНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД; - ПРОСВЕЩЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД; - ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД.
Формально-административный

подход
характеризуется тем, что администрация дошкольной организации не заинтересована привлечению родителей к сотрудничеству. Общение чаще всего происходит в форме собраний, консультаций, бесед. И наверняка такой подход продолжает использоваться в работе с родителями. Также наблюдается более мягкий подход, который также не дает особого качества развитию взаимодействия,
разрешительно-разделительный

подход
, при котором продолжают развиваться ограничивающее взаимодействие детского сада и семьи, может наблюдаться частичное допущение семьи к участию в делах ДОУ. Но очень ограниченно, когда это выгодно, безопасно для педагогов и администрации дошкольной организации. Намного лучше в сравнении с вышеназванными двумя подходами –
просвещенческий

подход
. Нередко дошкольные учреждения увлекаются этим подходом стремясь повысить педагогический общий уровень культуры педагогов и семьи и предлагая уважаемым педагогам разные формы организации просветительской работы это и лектории и консультации, всевозможные вебинары, тренинги и т.д. Эти формы ориентированы на передачу родителям педагогических, психологических знаний различных методик организации взаимодействия с детьми, но при этом подходе, к сожалению, нет новых граней взаимодействия. При таком подходе и родительские собрания проходят более разнообразно нередко можно наблюдать выход на диалог, на использование различных медиа презентаций, игр и т.д. Но, тем не менее, у этого подхода есть тоже свои ограничения.А что же тогда? Согласно новым требованиям наиболее выигрышным современным подходом сотрудничества ДОУ и семьи является партнёрский подход. Это более сложный, многообразный способ организации совместной деятельности родителей, детей и педагогов, но продуктивный. Он создаёт условия для полноценного сотрудничества в триаде «дети- педагоги–родители». И именно вот эта сложность параллельно с продуктивностью и вызывает очень много преград и барьеров его овладения как внутренних так и внешних. Сегодня ФГОС ДО стимулирует нас сделать определённый выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьёй Нам предлагается развитие открытой модели партнёрского конструктивного взаимодействия.
Подходы, которые выше названы наиболее привычны и ясны. Партнёрский подход представляет собой доминирование сотрудничества, сотворчества наиболее сложен, требует усилий. И самое главное требует обновления своего педагогического мышления. Для того чтобы партнёрский подход стал реальностью сегодняшнего дня важно осознать, что формально-административный подход разрешительно-разделительный подход и в какой-то степени просвещенческий подход пока ещё суть авторитарной педагогики, которая не подразумевает сотрудничества, поскольку в нем нередко видит угрозу разрушения привычки понукать детьми и их родителями, управляя их сознанием, чувствами, поведением, так гораздо легче. И в этой авторитарной педагогике активно используется «
работа
с родителями», смысл которой — упорядочить процесс воспитания, который осуществляется в разных средах (детском саду, семье) и расширение сферы влияния на ребенка. А
работать
с родителями, значит контролировать семейное воспитание, значит поучать, и при необходимости принимать меры, которые нередко запускают механизм насилия в семье, который в школе затем увеличивается и приводит к серьёзной невротизации детей. В авторитарной педагогике мы также наблюдаем, что ведущей формой работы с родителями, которая воздействует на их сознание, выступает родительское собрание. К примеру: когда воспитатели собирают родителей на родительские собрания и обнаруживают что 1,5-2 часа используется на критику и назидание родителей, как недобросовестных воспитателей своих детей, которые, по мнению педагогов, не способны без руководства успешно решать задачи воспитания. Итак, партнёрский подход находится в русле гуманной педагогики. Она в отличие от авторитарной совершенно другая по своему внутреннему содержанию. Она не мыслит воспитания детей без сотрудничества, сотворчества, утверждает
осознанность

во

взаимодействии с родителями
, поскольку именно благодаря тому, как мы осознаём это взаимодействие нам удается понять базовые стремления и потребности воспитывающих взрослых и детей, и двигаться навстречу и вместе друг с другом к стратегической цели – воспитанию благородного и великодушного Человека. Какие же формы организации партнёрского подхода существуют в практике? Это и семейная гостиная, художественный салон, фестиваль педагогических инициатив, интерактивный родительский университет, родительская школа, Клуб выходного дня. Дошкольная организация и каждый педагог свободен в выборе форм. И на вопрос как же привлечь родителей к партнёрству, нужно заметить, что первое, что нужно для себя сделать, это попробовать осознать, что путь осознания своей педагогической и родительской миссии очень не проста. И нужно преодолеть барьер, который есть внутри педагога. Это сложно, но возможно. Что же необходимо сделать для этого? В мире нашего образования доминирует инерционный авторитаризм. Это веками сложившаяся практика воспитания и обучения, основанная на принуждении и насилии, на принципе «кнута и пряника». Педагогам важно осознать, что родители испытывают потребность быть хорошими так же, как и их дети. Они не желают быть плохими, неуспешными родителями неуспешных детей. Они нуждаются в ситуации педагогического успеха в воспитании сына/дочери, потому что это развивает их способность быть хорошей матерью, хорошим отцом. Согласованности действий взрослых в воспитании детей способствует диалог. Диалог не предлагает готовых ответов, а приглашает собеседников к совместному поиску ответов на актуальные для них вопросы о развитии, воспитании, образовании детей. Перейти к диалогу – задача сложная, особенно для педагогов, которые привыкли недооценивать родителей как
воспитателей и воспринимать себя как единственных носителей истинного знания о сущности детства и взрослости, о семье и родительстве, об образовательном процессе. Непросто слушать и слышать, интересоваться, понимать другого прежде, чем себя, видеть причинно-следственные связи. Непросто принять правила возносящего общения и жить, руководствуясь золотой формулой мудрой речи: «Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь, и какие из этого будут последствия». Веками ответственность в воспитании детей лежала на плечах семьи, родителей и прародителей, старших братьях и сестер, а также духовных родителях, заботящихся об обретении ребенком веры. Однако промышленная эпоха, с ее товарно-денежными отношениями сильно подорвала семейный уклад и изменила сложившуюся систему семейного воспитания. Это привело к ослаблению ответственности родителей в воспитании детей, но к усилению ответственности специально подготовленных к воспитанию, образованию детей педагогов. Только терпением можно сохранить любовь и согласие между родителями и детьми, педагогами и родителями. От нетерпения воспитывающих взрослых (вызывающего злость, обиду, боль) мир и согласие разрушаются, утверждается вражда, от которой, прежде всего, страдают дети. Педагогам важно наблюдать за собой и спрашивать себя: благодарю ли я родителей воспитанников за внимательное отношение к здоровью ребенка, за ответственное отношение к воспитанию сына/дочери, за усилия, приложенные в совместном воспитании детей? И самое главное победить и себя и использовать во взаимодействии с родителями партнёрский подход сотрудничества.


В раздел образования