Напоминание

Методическая разработка


Авторы: Никифорова Светлана Николаевна, Тугушева Альфия Гайязовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №6"
Населённый пункт: г.Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: Мастер-класс по теме: "Золотая хохлома"
Тема: Методическая разработка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 6»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Волоха, 20, тел. 56-66-86

Мастер-класс по теме:

«Золотая хохлома»

Авторы:

Никифорова Светлана Николаевна,

Тугушева Альфия Гайязовна

г. Энгельс

2022 г.

МАСТЕР–КЛАСС по теме «Золотая Хохлома»

Цель:

Расширить знания об истории промысла и продолжить ознакомление с на-

родным декоративно-прикладным искусством Хохломы, видами и особенностями

хохломской росписи и технологией её выполнения.

Задачи:

- Формировать навыки кистевой росписи по заготовленным зарисовкам

хохломских мотивов, развивать наблюдательность, фантазию; способствовать

проявлению аккуратности в работе;

- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и

патриотизма за богатое культурное наследие России.

Оборудование:

Заранее заготовленные разделочная доска, тарелка, ложка с окрашенным в

желтый цвет фоном. Гуашь, кисти №1, №2, баночка для воды, салфетки. Репро-

дукции, открытки, готовые изделия с хохломской росписью.

План мастер-класса:

1. Организационный момент.

2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией Хохломских изде-

лий.

3. Объяснение этапов росписи.

4. Практическая часть. Самостоятельная роспись изделий.

5. Заключительная часть. Подведение итогов.

Ход:

Все листочки как листочки

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой!

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в

округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в

нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо.

Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, каза-

лось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у

меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом,

топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились сол-

даты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо ма-

стера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую

посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижего-

родской области.

Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из

дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и

блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность

лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становит-

ся серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают

посуду «под хохлому» масляными красками. Традиционные элементы Хохломы —

красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встреча-

ются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора до-

пускается немного белого.

Роспись бывает «верховая» - на серебристую заготовку наносят рисунок крас-

ным и черным цветом; и «под фон» - сначала намечается контур орнамента, а потом

заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается се-

ребристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и

станет похоже, как будто оно сделано из золота.

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной

сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при

температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цве-

та. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Основные элементы для хохломской росписи:

Травка - узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травин-

ки, капельки, усики, завитки и кустики. Ведущий стебель травного орнамента –

криуль.

Травный орнамент

Узор листочки - стебельки и листики.

Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка,

клубничка, рябинка, малинка.

Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометриче-

ская фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.

В росписи «под фон» чаще используется элемент «кудрИна». Роспись «кудри-

на» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками,

напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам

собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот

гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.

Вот и мы сегодня попробуем росписать разделочную доску, тарелку, ложку

хохломскими узорами.

Демонстрация этапов росписи.

Самостоятельная работа, индивидуальная помощь в демонстрации техниче-

ских приёмов кистевой росписи.

Подведение итогов занятия мастер-класс «Золотая Хохлома»

В настоящее время у хохломской росписи два центра – город Семёнов, где

находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Семи -

но Ковернинского района фабрика «Хохломская роспись».

Может кто-то и из наших воспитанников станет последователем народных

традиций и продолжит народное ремесло уже в современном стиле, сохраняя тем

самым культуру России. Ведь культура, как и растение, - у неё есть не только вет-

ви, но и корни. Поэтому очень важно чтобы рост начинался именно с корней.



В раздел образования