Авторы: Никифорова Светлана Николаевна, Тугушева Альфия Гайязовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №6"
Населённый пункт: г.Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: Мастер-класс по теме: "Золотая хохлома"
Тема: Методическая разработка
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 6»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Волоха, 20, тел. 56-66-86
Мастер-класс по теме:
«Золотая хохлома»
Авторы:
Никифорова Светлана Николаевна,
Тугушева Альфия Гайязовна
г. Энгельс
2022 г.
МАСТЕР–КЛАСС по теме «Золотая Хохлома»
Цель:
Расширить знания об истории промысла и продолжить ознакомление с на-
родным декоративно-прикладным искусством Хохломы, видами и особенностями
хохломской росписи и технологией её выполнения.
Задачи:
- Формировать навыки кистевой росписи по заготовленным зарисовкам
хохломских мотивов, развивать наблюдательность, фантазию; способствовать
проявлению аккуратности в работе;
- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и
патриотизма за богатое культурное наследие России.
Оборудование:
Заранее заготовленные разделочная доска, тарелка, ложка с окрашенным в
желтый цвет фоном. Гуашь, кисти №1, №2, баночка для воды, салфетки. Репро-
дукции, открытки, готовые изделия с хохломской росписью.
План мастер-класса:
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией Хохломских изде-
лий.
3. Объяснение этапов росписи.
4. Практическая часть. Самостоятельная роспись изделий.
5. Заключительная часть. Подведение итогов.
Ход:
Все листочки как листочки
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой!
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в
округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в
нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо.
Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, каза-
лось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у
меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом,
топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились сол-
даты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо ма-
стера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую
посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижего-
родской области.
Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из
дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и
блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность
лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становит-
ся серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают
посуду «под хохлому» масляными красками. Традиционные элементы Хохломы —
красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встреча-
ются птицы, рыбы и звери.
Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора до-
пускается немного белого.
Роспись бывает «верховая» - на серебристую заготовку наносят рисунок крас-
ным и черным цветом; и «под фон» - сначала намечается контур орнамента, а потом
заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается се-
ребристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и
станет похоже, как будто оно сделано из золота.
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной
сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при
температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цве-
та. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Основные элементы для хохломской росписи:
Травка - узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травин-
ки, капельки, усики, завитки и кустики. Ведущий стебель травного орнамента –
криуль.
Травный орнамент
Узор листочки - стебельки и листики.
Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка,
клубничка, рябинка, малинка.
Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометриче-
ская фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.
В росписи «под фон» чаще используется элемент «кудрИна». Роспись «кудри-
на» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками,
напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам
собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот
гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.
Вот и мы сегодня попробуем росписать разделочную доску, тарелку, ложку
хохломскими узорами.
Демонстрация этапов росписи.
Самостоятельная работа, индивидуальная помощь в демонстрации техниче-
ских приёмов кистевой росписи.
Подведение итогов занятия мастер-класс «Золотая Хохлома»
В настоящее время у хохломской росписи два центра – город Семёнов, где
находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Семи -
но Ковернинского района фабрика «Хохломская роспись».
Может кто-то и из наших воспитанников станет последователем народных
традиций и продолжит народное ремесло уже в современном стиле, сохраняя тем
самым культуру России. Ведь культура, как и растение, - у неё есть не только вет-
ви, но и корни. Поэтому очень важно чтобы рост начинался именно с корней.