Автор: Лобанова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Старомайнский детский сад №5
Населённый пункт: Ульяновская область р.п. Старая Майна
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Моя семья"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Моя семья» в разновозрастной младшей
группе
Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы, родители.
Срок реализации: 2 недели (февраль с 6.02. – 20.02.2023г.)
Тип проекта: краткосрочный.
Вид проекта: образовательный, творческий.
Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности:
речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное
развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность:
Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно
в семье он учится любить, радоваться, сочувствовать. В
условиях семьи складывается эмоционально-нравственный
опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и
социального развития ребенка. Родители являются первыми педагогами, они
закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального
развития личности ребёнка с раннего возраста.
Поэтому, нам необходимо использовать разнообразные формы
сотрудничества с родителями, которые дают возможность сформировать у
них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять
имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности своих
детей. Именно наши партнёрские отношения с родителями дадут большой
результат в развитии наших детей. Помогут детям более доступно и наглядно
освоить понятие «Моя семья».
Проблема: Некоторые дети плохо знают членов своей семьи по именам.
Плохо рассказывают о своей семье. Когда приходят в детский сад и уходят
домой во время одевания и раздевания между детьми и родителями
происходят часто недовольство чем-то, обиды и конфликты. У некоторых
семей нет при общении друг с другом тёплого взаимопонимания.
Цель проекта: Формировать у детей понятие «Семья», показать её ценность
для каждого человека, воспитывая любовь к своим близким родственникам и
привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом.
Задачи проекта:
- формировать у детей представление о семье;
- формировать представления о родственных отношениях;
- закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой
деятельности.
- воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
- воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи.
- привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения,
обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных
ценностей.
Ожидаемый результат: в результате реализации данного проекта у детей
расширится и активизируется словарный запас, обогатятся представления о
своих родственниках, о своей семье и своих семейных традициях.
I э тап. Подготовительный этап.
Разработка проекта;
Подбор соответствующей литературы и информации по данной теме.
Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению
мероприятий;
Анкетирование родителей по теме.
Создание семейных альбомов; беседы «Моя семья», «Праздники в
моей семье», «Моя бабушка самая хорошая», рассказ детей о братьях и
сестрах, рассказы о маме и папе.
Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке.
Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр на семейную тематику.
Разработка итогового мероприятия «Неразлучные мы всегда мама, папа и
конечно - я».
II этап. Этап реализации проекта.
Беседы: «Моя семья». «Мои бабушка и дедушка». «Что такое хорошо, а что
такое плохо», «Как я помогаю дома?», Ситуационная беседа по вопросам
«Что делает ваша семья утром (вечером)», «На кого ты похож? И
почему?»; «Где живёт твоя семья», «В какие игры играют с вами ваши
родители»;
Цель: Продолжать развивать речь, как средство общения, умение
устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками беседы.
Формировать у детей представления о семье, о родственных отношениях;
закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек, их места
работы, домашнего адреса.
Чтение художественной литературы: Сказки «Волк и семеро козлят»,"Три
медведя», «Сказка о глупом мышонке» А. Маршак,. стихотворений «Вот
какая мама» «Посидим в тишине», Е. Благинина, «Моя семья» Д. Габе, С.
Капутикян «Моя бабушка», С. Баруздин «Мамина работа», И. Косякова «Всё
она»; Заучивание стихотворений Е. Благининой «Вот так мама», Я.
Аким «Моя родня».
Заучивание пословиц и поговорок о семье.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
Не нужен клад, когда в семье лад.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Цель:
формировать умение внимательно слушать сказки, стихотворения; развивать интерес к
чтению, умению рассказывать выученные стихи, пересказывать содержание сказок и рассказов.
Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Дочки-
матери», «Готовим обед, как мама», «В гости к бабушке», «Наш Дом».
Дидактические игры «Чья мама?», «Кого как зовут», «Кто у нас
хороший?», «Позвони по телефону», «Знакомство», «Моя семья», «Мамы и
детки», «Найди ладошки своей семьи», «Узнай про кого я расскажу», «Свой
– чужой», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Кем
быть», «Кому что нужно для работы».
Пальчиковые игры «Этот пальчик дедушка…», «Пальчик, пальчик, где ты
был», «Строим дом»; «Кто живёт у нас в квартире», «Семья».
Настольно- печатные игры «Фоторобот» (складывание из нескольких частей
портрета, «Бусы для мамы».
Рассматривание семейных альбомов, сюжетных картин: «Моя семья» «У
мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».
Развитие речи «Моя семья».
Цель: учить рассказывать по картинке "Моя семья", отвечать на вопросы
воспитателя простым предложением из 3- 4 слов, упражнять в согласовании
личных местоимений с существительными. Развивать умение произносить
звук (м) в словах, фразовой речи; произносить звукоподражания с разной
силой голоса. Воспитывать интонационной выразительность речи, любовь и
уважение к своей семье.
Аппликации «Мой портрет»
Цель: Учить на готовой форме (голове) размещать готовые детали (нос, глаза
рот). Развивать умение передавать в аппликации своё лицо. Воспитывать
интерес к занятиям.
Рисование: «Платье для мамы».
Лепка: «Угощение для бабушки и дедушки».
Конструирование «Дом»
Цель: Учить детей строить дом; видеть постройку в целом и выделять ее
части (стены, крыша, дверь, окно, отвечать на вопросы педагога,
рассказывать о том, как построена каждая часть. Развивать умение делать
анализ образца-постройки (два кирпичика стоят слева плотно друг к другу на
узких гранях, два таких же кирпичика стоят справа, сверху две призмы,
спереди и сзади построек, кирпичики, приставленные широкими гранями).
Воспитывать конструктивные навыки.
Подвижная игры: «По ровненькой дорожке», «Парами на
прогулку», «Найди свой домик», «Поезд», «Наседка и цыплята»,
«Такси»,«Тишина»,«Пройди – не задень»,«Пройди – не упади ,«Птички в
гнездышках», «Найди свое место».
Физкультминутки: «Я иду, и ты идешь «, «Ладушки у бабушки», «Посуду
моет наш Антошка», «Я человек и ты человек. "
Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног со словами
игры; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство
равновесия, ориентировке в пространстве; развитие умения бегать по
площадке, не наталкиваясь на других участников игры, начинать движение
по сигналу.
Работа с родителями:
Создание семейных альбомов «Наша дружная семья».
Изготовление листовки «Ладошки нашей семьи».
Консультации: «Семья и семейные ценности», «Семейные ценности - залог
успешного воспитания».
Анкетирование «Моя семья».
Семейная встреча «Неразлучные мы всегда мама, папа и конечно - я».
III этап. Заключительный этап.
Подведение итогов проекта «Моя семья».
Проведение итогового мероприятия «Неразлучные мы всегда мама, папа и
конечно - я».
Постановка детьми сказки «Волк и семеро козлят».
Выставка проделанных работ «Я и моя дружная семья».
Фотоотчет проведения проекта.
МДОУ Старомайнский детский сад №5
Проект «Моя семья» в
разновозрастной младшей
группе
Воспитатель:
Лобанова О.В.
Февраль 2023