Напоминание

Особенности формирования языковой способности у младших школьников с нарушением чтения и письма.


Автор: Ножкова Ирина Александровна
Должность: учитель логопед и дефектолог
Учебное заведение: Комсомольская СОШ, филиал МАОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: Тюменская область, г. Заводоуковск, п. Комсомольский
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности формирования языковой способности у младших школьников с нарушением чтения и письма.
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности формирования языковой способности у младших

школьников с нарушением чтения и письма.

Ножкова Ирина Александровна

учитель логопед и дефектолог

Комсомольская СОШ, филиал МАОУ «СОШ №4»

Аннотация: В

работе представлены качественные и количественные

результаты исследования по диагностике и формированию состояния языковой

способности у младших школьников с нарушением чтения и письма,

обусловленным общим недоразвитием речи третьего уровня. Составлено и

апробировано методический и практический инструментарий по преодолению

нарушений языковой способности у младших школьников.

Ключевые слова: языковая способность, общее недоразвитие речи, устная и

письменная речь.

Features of the formation of language ability in younger schoolchildren

with reading and writing disorders.

Nozhkova Irina Aleksandrovna

Scientific supervisor: Dmitrievskikh Lyudmila Sergeevna

Abstract: The paper presents qualitative and quantitative results of a study on

the diagnosis and formation of the state of language ability in younger schoolchildren

with reading and writing disorders due to the general underdevelopment of speech of

the third level. Methodological and practical tools for overcoming language disorders

in younger schoolchildren have been compiled and tested.

Keywords: language ability, general underdevelopment of speech, oral and written

speech.

Языковая способность (А.А.Леонтьев)– это совокупность ряда факторов, т.е

условий, обеспечивающих способность воспринимать, воспроизводить (т.е.

повторять) и порождать(т.е. создавать) речевые высказывания [1]. У детей с

нарушением языковой способности обнаруживается неустойчивость внимания

и памяти, а в особенности речевой, низкий уровень понимания словесных

инструкций,

недостаточность

регулирующей

функции

речи,

а

также

сниженный уровень контроля собственной деятельности [2].

Симптомами нарушенных процессов формирования языковой способности у

младших школьников с нарушением чтения и письма обнаруживается в

недостаточной сформированности синтаксических конструкции, в нарушении

словообразования и в неразвитом словаре. Общеизвестно, что письменная речь

ребенка прямо пропорционально зависит от объёма его лексикона. Чем богаче

словарь, тем проницательнее ребёнок видит мир, тоньше вычленяет явления,

точнее воспринимает услышанное и прочитанное, четко формулирует и

выражает свои мысли. Как нам известно, интонация, мимика, жест в

письменной речи передаются через хорошо подобранные слова. Для нас в

данной

работе

важно,

что

письменная

речь

речь

подготовленная,

поддающаяся исправлению, совершенствованию, ее развитие способствует

повышению общей языковой и речевой культуры обучаемых [3].

Изучив

работы Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б.В. Беляев, A.M.

Шахнарович, И.Н. Садовниковой, Н.В. Серебряковой мы выделим следующий

компонентный состав языковой способности: на уровне устной и письменной

речи. Изучение языковой способности на уровне устной речи включает в себя

такие параметры как, фонетика, лексика, грамматика. На уровне письменной

речи

нас

интересовали

такие

параметры

как:

предложно-падежные

конструкции, морфологическая структура речи, особенности построения слов в

предложении.

Цель

нашего

исследования

определение особенностей развития языковой способности у

детей младшего школьного возраста с нарушением чтения и письма на уровне

устной и письменной речи и разработка методических рекомендаций по

формированию языковой способности. Вся наша работа была проведена в три

этапа:

констатирующий

эксперимент,

формирующий

эксперимент

и

контрольный эксперимент.

Базой

исследования мы выбрали МАОУ «Школа №4» г. Заводоуковск. Всего в

эксперименте учувствовало 10 детей, 5 детей контрольной и 5 детей

экспериментальной

группы,

в

возрасте

8-9

лет,

имеющие

следующие

логопедическое заключение: нарушение чтения и письма обусловленное ОНР.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами было выделено два

этапа:

1.

Изучение языковой способности на уровне устной речи.

2.

Изучение языковой способности на уровне письменной речи.

При изучении устной речи мы опирались на методики Ю.Е. Алешиной,

В.П. Дудьева, Н.С. Жуковой,

Немов Роберта,

Л.Н. Ефименкова, И.Н.

Садовникова, Фотековой.

Мы определили следующие направления в изучении лексики:

Исследование

пассивного

словаря:

ребёнку

предлагались

наборы

слов,

зачитывается первое слово из первого ряда — «велосипед» и предлагалось из

следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие

с

данным

словом

единую

группу,

определяемую

одним

понятием.

Исследование активного словаря. Здесь предлагалось детям правильно показать

картинку части тела и диких птиц. Морфология: узнавание конкретных качеств,

свойств, признаков объектов; выбор средств выражения этих признаков. Детям

предлагалось образовать прилагательные от данных существительных ( т. е.

ответить на вопрос чей? или какой?). Синтаксис: составление предложений по

сюжетным картинкам («Кот - рыбак» по И.В. Баранникову и Л.А.Варковицкой,

8

картинок).

Словообразование:

Для

исследования

словообразования

необходимо было определить ориентировку детей в формально-сематической

структуре

слова.

Ребёнку

предлагалось

назвать

детёнышей

животных,

образовать прилагательные от существительных.

Изучение

письменной

речи у школьников происходило на основе результатов написанного диктанта и

изложения.

Итак, за итоговое выполнение

всех заданий можно было получить максимальное количество баллов - 30. В

итоге, мы выделили и описали четыре основных уровня сформированности

компонентов языковой способности у младших школьников в констатирующем

эксперименте (см. таблицу 1).

Таблица 1

Балльно-уровневая система сформированности языковой

способности

у младших школьников.

Уровень

развития

Количество

баллов

Описание

Высокий

уровень

30-23 баллов

У

детей

данной

группы

наблюдаются

хорошо

сформированные

языковые

способности.

Звукопроизношение, слоговая структура, фонематические

процессы, просодия, ритмическая организация в норме. У

школьников

наблюдается

достаточный

активный

и

пассивный словарь, грамматический строй в норме. На

письме нет нарушений в предложно-падежных конструкциях,

морфологической структуре, последовательность слов в

предложении.

Средний

уровень

22-15 баллов

У школьника наблюдается недоразвитие или отставание

компонента устной речи. В целом у ребёнка развиты

языковые способности. У ребёнка снижена мотивация к

выполнению задания, наблюдается незнание некоторых слов,

из-за чего возникают затруднения в развитии языковой

способности.

Ниже

среднего

14-7 баллов

Наблюдаются

грубые

ошибки,

вследствие

низких

показателей в развитии компонентов языковой способности,

наблюдается низкое развитие нескольких компонентов. У

школьников

наблюдаются

некоторые

нарушения

в

письменной речи.

Низкий

уровень

6-0 баллов

У

детей

отмечаются

стойкие

ошибки,

а

именно

несформированность

всех

компонентов

языковой

способности.

Отсутствует

мотивация

для

выполнения

задания. Ребёнок чаще отказывается от выполнения задания.

Коммуникативное развитие отстаёт от нормы.

Итак, составленная программа констатирующего эксперимента позволяет

нам наиболее полно и качественно оценить уровень сформированности

языковой способности у младших школьников с нарушением чтения и письма,

обусловленным общим недоразвитием речи третьего уровня.

Результаты обследования показали, что уровень сформированности языковой

способности у младших школьников – ниже среднего.

Сравнивая уровни сформированности параметров устной и письменной речи,

можно сказать, что наиболее сформированным оказалась устная речь, как в

контрольной, так и в экспериментальной группах. Можно сделать вывод, что

для овладения письменной речи необходима достаточная сформированность

устной речи (Рис.1).У детей были заметно выражены затруднения в построении

синтаксических конструкций, в восприятии слов

и передаче тех отрезков,

содержание которых оформлено «сложной» лексикой. При составлении

рассказа по сюжетной картинке у детей возникали трудности в повествовании,

встречались длительные паузы, перерывы. При изучении лексики наиболее

сформированным оказался пассивный словарь.

Предоставим

сравнительные результаты

исследования языковой способности на уровне

устной и письменной речи (Рис. 1 и 2).

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Устная речь

Письменная речь

Рис. 1. Сравнительная характеристика устной и

письменной речи в экспериментальной группе

П

р

е

д

л

о

ж

н

о

-

п

а

д

е

ж

н

ы

е

к

о

н

с

т

р

у

к

ц

и

и

М

о

р

ф

о

л

о

г

и

ч

е

с

к

а

я

с

т

р

у

к

т

у

р

а

р

е

ч

и

П

о

с

л

е

д

о

в

а

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

с

л

о

в

в

п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

и

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Устная речь

Письменная речь

Рис.2. Сравнительная характеристика устной и письменной речи в

контрольной группе

На основе выявленных нами результатов констатирующего эксперимента

мы разработали содержание формирующего эксперимента, цель которого

повысить уровень сформированности языковой способности у младших

школьников

с

нарушением

чтения

и

письма

обусловленное

общим

недоразвитием речь третьего уровня.

Формирующий эксперимент проводился с ноября 2021 г. по апрель 2022 г. на

базе МАОУ «Школа №4» г. Заводоуковск. В формирующем эксперименте

принимали участие пять младших школьников (экспериментальная группа) с

логопедическим заключением: нарушение чтения и письма, обусловленное

общим недоразвитием речи третьего уровня.

Этапы

формирующего

эксперимента были реализованы на логопедических занятиях и проводились

фронтально (35-40 минут). Занятия проходили в рамках коррекционно -

логопедической работы школы согласно перспективному планированию, а

также во время свободной деятельности детей. В процессе эксперимента все

упражнения дополняли основные логопедические занятия. Составленную

методику мы частично передали для реализации логопеду школы. Мы

определили следующие положения гипотезы:

а) опираясь на предпосылки к овладению языковой способности (Микляева

Н.В.) формировать механизмы языковой ориентировки на соответствующем

уровне языка (синтаксическом, лексико-семантическом, фонетическом).

б) опираясь на принцип системного подхода (Р.Е. Левиной) формировать

грамматическую, фонетическую, лексическую стороны речи.

в) опираясь на предпосылки к овладению письменной речи (А. А. Леонтьев)

формировать у детей в первую очередь устную речь, необходимую для

овладения письменной речи.

Согласно

положениям гипотезы, было отобрано и адаптировано содержание работы на

основании методик формирования языковой способности Л.Н. Ефименкова,

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, И.Н. Садовникова, Т.Б. Филичевой.

Работа по формированию языковой способности состояла из трёх этапов

(Таблица 2).

Таблица 2

Методический материал для формирования языковой способности у

младших школьников.

1 этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Память

Развитие

слухоречевой памяти

Прохорова И.Р. Котенёва К.А.

«Снежный ком»

Внимание

Развитие внимания

Прокопьева Л.Ю.

«Цепочка слов»

2 этап - ОСНОВНОЙ

Лексика

Активный словарь

(количественный и

качественный состав)

Садовникова И.Н

«Дополни группу»

Пассивный словарь

(понимание значений

слов)

Садовникова И.Н

«Уточнение и расширение словарного запаса»

Грамматик

а

Морфология

(узнавание

конкретных качеств,

свойств, признаков

объектов; выбор

средств выражения

этих признаков)

М.Р. Львова и Т.Г. Рамзаевой

«Падежные формы местоимений»

Синтаксис

(Синтаксические

конструкции)

Т.Б. Филичевой

Составить словосочетания по схеме.

Словообразование

(ориентировка детей в

формально-

семантической

структуре слов)

Т.А. Фотекова

Словообразование с помощью суффиксов

3 этап - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Письменная

речь

Предложено-

падежные

конструкции

Л. Н. Ефименкова

«Вставить пропущенный предлог»

Морфологическая

структура речи

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.

«Изменить глагол по лицам»

Последовательность

слов в предложении

Лалаева Р.И.

«Методика психолингвистического исследования

нарушений устной речи у детей»

После проведения логопедической работы с младшими школьниками в мае

2022 года был проведен контрольный эксперимент.

Его

целью являлось определение динамики в результатах исследования языковой

способности у младших школьников с нарушением чтения и письма,

обусловленным общим недоразвитием речи третьего уровня. Обследование

осуществлялось

по

прежним

диагностическим

методикам,

что

и

на

констатирующем этапе исследования.

Представим полученные результаты

(Рис. 3 и 4).

П

р

е

д

л

о

ж

н

о

-

п

а

д

е

ж

н

ы

е

к

о

н

с

т

р

у

к

ц

и

и

М

о

р

ф

о

л

о

г

и

ч

е

с

к

а

я

с

т

р

у

к

у

т

р

а

р

е

ч

и

П

о

с

л

е

д

о

в

а

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

с

л

о

в

в

п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

и

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

Устная речь

Пиьменная речь

Рис. 3. Сравнительная характеристика языковой способности на уровне

устной и письменной речи в экспериментальной группе на этапе

контрольного эксперимента

П

р

е

д

л

о

ж

н

о

-

п

а

д

е

ж

н

ы

е

к

о

н

с

т

р

у

к

ц

и

и

М

о

р

ф

о

л

о

г

и

ч

е

с

к

а

я

с

т

р

у

к

у

т

р

а

р

е

ч

и

П

о

с

л

е

д

о

в

а

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

с

л

о

в

в

п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

и

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Устная речь

Письменная реь

Рис. 4. Сравнительная характеристика языковой способности на уровне

устной и письменной речи в контрольной группе на этапе контрольного

эксперимента

Сравнивая уровни компонентов языковой

способности

на

уровне

контрольного эксперимента, можно сказать, что по всем компонентам

наблюдается прирост до среднего и выше среднего. По рисунку 3 и 4 мы видим,

что

у

контрольной

группы

параметры

сформированы

хуже,

чем

в

экспериментальной группе. У детей наблюдались улучшения в ориентировке на

листе бумаги, в конце предложения дети ставили точку, наблюдалось меньше

«грязи» на листе. Присутствовала логичность в написанном тексте. Возникали

затруднения

в

морфологической

структуре,

но

ошибок

стало

меньше.

Результаты на уровне устной речи перешли из уровня ниже среднего в средний

уровень. У детей отмечались улучшения в образовании прилагательных и

детёнышей животных. Дети развернуто составляли предложения по сюжетным

картинкам. Предложения были связными и логическими. Дети лучше на слух

определяли подходящие по смыслу слова на определение уровня пассивного

словаря. Значительно улучшился пассивный словарь. Результаты данного

параметра мы можем связать с использованием в своей работе методики на

совершенствование памяти и внимания. У детей меньше стали возникать

сомнения и паузы при выполнении заданий.

Качественный анализ полученных результатов контрольного эксперимента и

метода

математической

статистики

позволяет

выявить

положительную

тенденцию формирования языковой способности у младших школьников с

нарушением чтения и письма в экспериментальной группе, обусловленным

общим недоразвитием речи третьего уровня, а следовательно достоверность

заявленной нами гипотезы подтверждается.

Список литературы

1.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. -- М.: Смысл, 1997. - 287 с

2.

Винокурова, О. С. К проблеме психологии письменной речи

[Текст] : О. С. Винокурова // Известия Российского государственного

педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 67. – С. 362-

364

3.

Мисаренко

Г.Г.

Типологические

трудности

овладения письменной

речью// Логопед. – 2015. – № 3 – с. 4-11.

© И.А. Ножкова, 2022



В раздел образования