Напоминание

Менеджмент как основа управления дошкольной организацией


Автор: Савчук Людмила Викторовна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 79 "Садко"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Менеджмент как основа управления дошкольной организацией
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья на тему: «Менеджмент как основа управления дошкольной организацией»
Автор: Людмила Викторовна Савчук, заведующий МБДОУ № 79 «Садко» г.Сургут Современная дошкольная организация - сложная динамично развивающаяся система, которая требует компетентного управления. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в нашей стране, основательно изменили содержание управленческой деятельности в ДОУ: повысилась самостоятельность и ответственность руководителя за результаты деятельности своего дошкольного учреждения. Для эффективного и рационального руководства современным дошкольным учреждением необходим руководитель-менеджер образования, обладающий основами управления, умеющий разобраться в современных эффективных стратегиях и методах управления дошкольной организацией, технологиях работы с коллективом, сформированных на позитивном конструктивном подходе и лидерских функциях руководителя. Согласно современным взглядам трактовка понятия «педагогический менеджмент» рассматривается в качестве нового социального явления как организация воспитания, развития, обучения и формирования управленческой компетенции руководителя. Современные потребности социальной жизни требуют поиска новых направлений и форм деятельности. Понятие «менеджмент» в педагогике стали использовать сравнительно недавно. Менеджмент — это умение достигать поставленные задачи, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей (Маскон М.Х.). Менеджмент — это также и функция, вид деятельности, содержание которых составляет руководство подчиненным в пределах организации; менеджмент — это и область знаний, помогающих осуществлять функцию управления; менеджмент — это способ, манера общения с людьми, власть и мастерство выстраивания отношений, особого рода умения и административные навыки [3]. Менеджмент в педагогике — это управление (планирование, регулирование, контроль), руководство педагогическим производством, его организация. Это также совокупность методов, форм, средств управления для достижения намеченных целей [2]. Актуальность исследований в этой области подтверждается многочисленными изданиями по вопросам управления в сфере образования таких ведущих специалистов, как М.М. Поташник, B.C. Лазарев, П. И. Третьяков, Ю.А. Конаржевский, A.M. Моисеев, В.А. Сластенин, Е.А. Ямбург, и многих других. Теория педагогического менеджмента признана современными исследователями одной из линий формирования культуры управления, содержащий комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами подготовки служащих, направленными на повышение эффективности их профессиональной деятельности и развития личностных качеств [2]. Под педагогическим менеджментом в целом нужно понимать процесс организации человеческих, материальных, финансовых ресурсов для достижения определенных целей. Особое внимание в педагогическом менеджменте уделяются умению общаться с людьми, специфичным управленческим умениям, и способности к организации. С позиции управления образовательными системами и процессами педагогический менеджмент — это отрасль педагогики, предметом которой являются вопросы организации управления в сфере образования и в образовательно-воспитательных учреждениях [4].
Использование теории педагогического менеджмента позволяет изменить всю парадигму управления в сфере образования. При этом происходит переход от традиционной системы управления, характеризующейся доминирующими вертикальными связями и, соответственно, субъект-объектными отношениями, к системе организационно- управленческого сотрудничества, характеризующейся доминирующими горизонтальными связями и субъект-субъектными отношениями [1]. Педагогический менеджмент включает следующие уровни: управление деятельностью педагогического коллектива; управление деятельностью педагога; управление деятельностью обучающегося [4]. Педагогическая реальность представляет собой множество связанных между собой систем, между которыми возникают обусловленные отношения. К содержательным и постоянным компонентам педагогических систем отнесены: - цели (смысл) функционирования системы. Главная цель — формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; - содержательное наполнение процессов и подпроцессов; - организация (формы и методы) процесса; - побуждение (мотивация) участников педагогических процессов к достижению высоких результатов; - продукты (результаты) функционирования системы. Исследователи в качестве компонентов педагогического менеджмента обозначили следующие: — образовательный компонент (организация процесса обучения и воспитания во взаимосвязи с принципами, методами, средствами и формами управления образовательным процессом); — мотивационный компонент (постановка целей отдельных участников трудового процесса); — когнитивный компонент (педагогические знания в качестве методов развития корпоративного мышления); — деятельностный компонент (использование научных педагогических подходов, образовательных концепций и человеческого фактора); — творческий компонент (творческий характер к работе, постановке целей и разработке способов их достижения); — информационный компонент (информация как предмет педагогической деятельности); — интегративный компонент (реализация функции управления образовательной деятельностью посредством постановки целей и способов их достижения, разрабатываемых субъектами образовательного процесса) [2]. Главными задачами педагогического менеджмента В.А. Ситаров определяет постановку целей и задач; планирование процесса; ресурсное обеспечение процесса; обеспечение высокой мотивации участников; контроль и координацию процесса; анализ результатов. Менеджмент в сфере образования и воспитания имеет такие специфические особенности, как непосредственное и личностно включенное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса; необходимость дифференциации и
индивидуализации образовательных услуг; зависимость функционирования организации от поведения потребителей; сложность определения параметров качества; необходимость владения совершенными навыками работы с потребителями и другие. Ведущая роль в педагогическом менеджменте отводится руководителю дошкольной организации, а именно той философии и мотивации руководства, на основе которой он организует свою деятельность. Следовательно, руководитель МБДОУ должен быть лидером в своей организации. Исходя из опыта управления образовательными учреждениями выделяется пять типов лидерства, которыми должен обладать руководитель образовательного учреждения, для того чтобы его организация считалась успешной [4]: - техническое лидерство (руководитель успешно планирует, организует, координирует, участвует в составлении бюджета, решении хозяйственных проблем ДОУ и т.д.); - человеческое лидерство
(
руководитель хорошо общается с людьми, может оказать поддержку и управлять конфликтами, влияет формирование моральных традиций и нравственных ценностей, способствует развитию творчества; активно использует тактику совместного принятия решений); - образовательное лидерство (руководитель успешен в выявлении и решении проблем дошкольной организации и педагогов; оказывает помощь в оценке педагогов (как воспитателей, так и специалистов); в подготовке педагогов ДОУ, в планировании деятельности педагогического коллектива; в структурировании образовательной программы МБДОУ; - Символическое лидерство (руководитель становится символом дошкольной организации; председательствует на встречах; знает по имени детей педагогов и родителей; посещает непосредственно образовательную деятельность и делает обход дошкольной организации; - Культурное лидерство
(
руководитель является главным носителем и хранителем культуры дошкольной организации, ее традиций; поддерживает психологический климат; основополагающие идеи и общие задачи; следит за передачей традиций и культуры вновь пришедшим в коллектив. Таким образом, очевидно, что личностные качества руководителя неотделимы от его профессиональной деятельности и непосредственно влияют на успешный ход дел. Для того, чтобы добиться успеха, руководителю дошкольной организации необходимо постоянно совершенствовать свое управленческое искусство, внедрять современные методы работы, выбрать оптимальный стиль руководства, делегировать полномочия. Литература: 1. Гвоздева А.В., Жилин В.В. Понятие и функции педагогического менеджмента как средства управления учебной информацией. [Электронный ресурс] // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2. Симонов, В.П. (2009) Педагогический менеджмент. Ноухау в образовании: учеб. пособие. М.: Высшее образование; ЮрайтИздат. 357 с. 3. Ситаров, В.А., Смирнов, А.И. (2006) Культура предпринимательства: теория и практика. М.; Вологда: Полиграфист. 192 с. 4. Ситаров В.А., Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом // Знание. Понимание. Умение. 2014. Том . №3:- С.18-24.


В раздел образования