Напоминание

Рекомендации психолога по гармонизации детско-родительских отношений


Автор: Дёмина Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог спсв
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 23
Населённый пункт: р.п. Переяславка
Наименование материала: Работа с родителями
Тема: Рекомендации психолога по гармонизации детско-родительских отношений
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Рекомендации психолога по

-

гармонизации детско

родительских отношений

Доверие – исходное отношение ребенка к миру. Но доверие часто

наталкивается на обман, непонимание и насмешку. Постепенно ребенок

учится закрываться от окружающих, прятать свои чувства, скептически

относиться к тому, что ему говорят. При этом ребенок начинает понимать:

одни люди заслуживают доверия, а другие нет.

Нарушение

доверительных

отношений

приводит

со

временем

к

«отдаленности» между родителем и ребенком, что может вылиться в

различные психоэмоциональные отклонения у детей: фобии, депрессию,

агрессию, тревожность, застенчивость, плаксивость, и т.д.

Основные составляющие доверительных отношений между родителями и

ребенком

Принятие ребенка

– это когда ребенка принимают полностью – и его

сильные стороны, и его слабости. Ребенок на подсознательном уровне,

«всеми фибрами своей души» должен чувствовать: «Меня любят не за

то, каким я должен быть, а за то, каков я есть». Психологи

отмечают, что при таком подходе ребенок получает необходимую

эмоциональную поддержку для изменения себя и своего поведения. В

ситуации принятия очень важен физический контакт. Специалисты

говорят о четырех обязательных объятиях в день (это минимум,

который нужно нарушать в сторону увеличения)!

Уважение детской личности

Уважительное отношение включает в себя следующие компоненты:

1. Возможность быть услышанным взрослым.

Естественно, это не означает, что мы постоянно должны соглашаться с

ребенком, отдавать ему пальму первенства в разговоре. Желательно

выстроить ваши диалоги таким образом, чтобы ребенок чувствовал, что с его

мыслями и мнением считаются, что его позиция принимается наравне с

другими. Он может ошибаться, но может и услышать извинения взрослого,

когда тот неправ. Кстати, ваши точные и простые извинения (если в них,

конечно, есть необходимость) покажут ребенку, что вы уважаете его чувства

и сожалеете о своем поведении.

2.Уважение к ребенку проявляется в честном отношении взрослого к

личному пространству ребенка

Ребенку необходимо знать, что есть кто-то, кому он может доверять, кто-то,

кто сохранит его тайну. Искренность, неподдельность в общении с ребенком

3. Третья составляющая доверительных отношений – это: в отношениях с

ребенком не нужно «казаться», нужно «быть». Надо продолжать жить

своей жизнью, в которой роль «воспитателя» является одной из нескольких, а

не единственной. Если взрослый искренен с самим собой, искренность и

откровенность в отношениях с детьми для него будет естественной, он будет

отдавать себя, выражать свои истинные чувства. Что бы ни произошло,

ребенок должен чувствовать по отношению к себе и к своим проблемам

искренний интерес и заботу. Однако все это должно исходить от живых

людей, а не от манекенов, надевших заданные маски.

Формирование позитивных ожиданий в отношении ребенка

Следующий важный момент в создании доверительных отношений: ребенок

учится настолько хуже или лучше, насколько взрослый верит в него. Нужно

сказать, что в жизни (а не только в учебе) поведение ребенка во многом

определяется тем, чего от него ожидают.

Эффективная похвала

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как часто вы хвалите своего

ребенка, как вы это делаете, сколько хороших слов у вас есть в запасе? У

американцев

есть

специальные

буклеты,

где

учителям

и

родителям

предлагается 101 способ похвалы! Похвала может быть заслуженная,

искренняя,

немедленная,

конкретная,

направленная

на

внутреннюю

мотивацию, индивидуальная, повторяющаяся, спонтанная и прочее. Всегда

действуйте по ситуации и руководствуйтесь своими эмоциями, тогда ваша

похвала будет искренней и эффективной.

Руководство по развитию доверительных отношений

Делитесь вашими чувствами с детьми.

Не скрывайте от них своих радостей и огорчений.

Дайте детям возможность быть услышанными. Ребенку, как и

взрослому, необходимо понимание того, что его слушают, когда он

говорит. Вы можете выбрать в течение дня определенный период – час

или даже несколько минут, когда вы отложите все свои дела и ваше

внимание будет полностью принадлежать ему.

Принимайте активное участие во всех занятиях ребенка. Этим вы, с

одной стороны, как бы «делитесь собой», с другой – выступаете

образцом увлеченного выполнения заданий.

Сделайте ящик «ЛИЧНЫЕ ПИСЬМА». Поощряйте детей писать вам

письма

личного

характера,

где

они

описывают

свои

чувства,

переживания.

Оставляйте ребенку специальные записочки с признанием тех или

иных его заслуг.

Три способа открыть ребенку свою любовь:

1.

Слово

Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища,

рассказывайте сказки, различные поучительные истории. И пусть в вашем

голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение

Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать,

чтобы он перестал плакать, капризничать и расстраиваться. А потому как

можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимание на советы

многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический

контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие

ребенка. Переласкать ребенка, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд

Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не

кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и

скажите то, что хотите.

Все это может помочь оптимизировать (улучшить) отношения с собственным

ребенком, снизить уровень конфликтности, агрессии, повысить уровень

доверия, что в свою очередь приводит к миру и благополучию в семье.

Что делать родителям для улучшения отношения с вашим ребенком:

Интересуйтесь жизнью и увлечениями ребенка. Старайтесь задавать

ребенку не только вопросы, которые бы касались его учебы, но и

вопросы о повседневной и личной жизни. Если подросток не хочет вам

сообщать некую информацию, то значит нужно оставить его с этим

вопросом в покое и не пытаться вытянуть силой. Когда придет время –

он сам поделится с вами.

Похвалы много не бывает. Похвала помогает повышению самооценки

и настраивает на позитив.

Поддерживайте. Несмотря на то, что подросток кажется взрослым, он

по-прежнему нуждается в вашей поддержке. Поддерживайте подростка

во всех начинаниях, и тогда он начнет еще больше стараться, чтобы вы

это увидели и похвалили его.

Разговаривайте по душам и находите время для общения.

Делитесь опытом. Хоть вы и росли в совершенно иное время, но ваш

опыт может быть полезен и эти знания могут пригодиться ребенку.

Делитесь опытом ненавязчиво, и тогда подросток быстрее станет

чувствовать свою самостоятельность.

Будьте

терпеливы.

Чтобы

наладить

отношения

с

ребенком,

необходимо набраться терпения и настойчивости. Если первый опыт

оказался неудачным, то не стоит опускать руки. Семейные отношения

невозможно нормализовать за пару дней – необходимо немало

приложить усилий, чтобы получить положительный результат.

Используйте «Я-высказывания» - когда хотите сказать, о том, что

недовольны.

Устанавливайте свои границы и правила.

Будьте примером для подражания.

Будьте искренни и честны с подростком.

Чего стоит избегать родителям, чтобы не провоцировать конфликт с

подростком:

Упреки и претензии: дети в подростковом возрасте не всегда адекватно

реагируют на критику и упреки. И чтобы избежать не очень приятных

последствий, лучше

заменить

упреки

добрыми

советами

и

рекомендациями. Таким образом, вы сможете наладить контакт с

подростком, и у вас станут более доверительные отношения. Ведь это

очень важно, при этом он не будет выслушивать критику в свой адрес.

«Ты-высказывания» - такие высказывания способствуют появлению

конфликта и поддерживает его.

Критика: прибегая к критике вы можете ранить подростка и задеть его,

что скорее всего вызовет ответную реакцию и желание делать сделать

наоборот, досадить вам.

Если вы родитель, хотите наладить отношения с ребенком и не знаете, как

это сделать, то, скорее всего, вам необходимо начать изменения с тактики

своего поведения по отношению к своему взрослеющему ребенку. При этом

важно помнить следующее:

1.

Прямое воздействие на подростка, как правило, не эффективно,

особенно когда есть негативные высказывания;

2.

Любое давление, которое вы оказываете на подростка, обязательно

вызовет его сопротивление, а затем ответное противодействие;

3.

Излишний родительский контроль обязательно вызывает желание от

него избавиться и выйти из-под родительского контроля, отсюда

поведение, которое можно назвать «назло родителям»;

4.

Недоверие к ребенку и его способности справиться самостоятельно –

понижает

самооценку

подростка

и

заставляет

искать

способы

компенсирующие способы повышения самооценки, которые далеко не

всегда

являются

конструктивными

(курение,

принадлежность

к

различным группам и компаниям и т.д.)

Для того, чтобы изменить отношения между родителями и подросткам в

лучшую сторону, необходимо:

1. Родителям четко озвучить свои страхи и опасения, так, чтобы ребёнок мог

услышать и понять родителей.

2. Подростку необходимо честно рассказывать о том, что с ним происходит,

говорить о своих страхах и переживаниях. Подростку важно знать, что его

выслушают без критики.

3. Родителю необходимо показать свою готовность слушать и понимать

подростка. Понимание создает твердую основу, на которой можно строить

дальнейшие доверительные отношения.

4. Подростку нужно объяснить родителям, что он нуждается в том, чтобы его

просто выслушали и не давали советов, пока вы их сами не попросите.

5. Родители, должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно

следовать советам родителей и подростку необходимо давать право выбора.

Если придерживаться приведенных выше рекомендаций, то возможен диалог

между родителем и подростком на равных и, как следствие, развитие

взаимопонимания в дальнейшем.

____________



В раздел образования