Автор: Дёмина Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог спсв
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 23
Населённый пункт: р.п. Переяславка
Наименование материала: Работа с родителями
Тема: Рекомендации психолога по гармонизации детско-родительских отношений
Раздел: среднее профессиональное
Рекомендации психолога по
-
гармонизации детско
родительских отношений
Доверие – исходное отношение ребенка к миру. Но доверие часто
наталкивается на обман, непонимание и насмешку. Постепенно ребенок
учится закрываться от окружающих, прятать свои чувства, скептически
относиться к тому, что ему говорят. При этом ребенок начинает понимать:
одни люди заслуживают доверия, а другие нет.
Нарушение
доверительных
отношений
приводит
со
временем
к
«отдаленности» между родителем и ребенком, что может вылиться в
различные психоэмоциональные отклонения у детей: фобии, депрессию,
агрессию, тревожность, застенчивость, плаксивость, и т.д.
Основные составляющие доверительных отношений между родителями и
ребенком
Принятие ребенка
– это когда ребенка принимают полностью – и его
сильные стороны, и его слабости. Ребенок на подсознательном уровне,
«всеми фибрами своей души» должен чувствовать: «Меня любят не за
то, каким я должен быть, а за то, каков я есть». Психологи
отмечают, что при таком подходе ребенок получает необходимую
эмоциональную поддержку для изменения себя и своего поведения. В
ситуации принятия очень важен физический контакт. Специалисты
говорят о четырех обязательных объятиях в день (это минимум,
который нужно нарушать в сторону увеличения)!
Уважение детской личности
Уважительное отношение включает в себя следующие компоненты:
1. Возможность быть услышанным взрослым.
Естественно, это не означает, что мы постоянно должны соглашаться с
ребенком, отдавать ему пальму первенства в разговоре. Желательно
выстроить ваши диалоги таким образом, чтобы ребенок чувствовал, что с его
мыслями и мнением считаются, что его позиция принимается наравне с
другими. Он может ошибаться, но может и услышать извинения взрослого,
когда тот неправ. Кстати, ваши точные и простые извинения (если в них,
конечно, есть необходимость) покажут ребенку, что вы уважаете его чувства
и сожалеете о своем поведении.
2.Уважение к ребенку проявляется в честном отношении взрослого к
личному пространству ребенка
Ребенку необходимо знать, что есть кто-то, кому он может доверять, кто-то,
кто сохранит его тайну. Искренность, неподдельность в общении с ребенком
3. Третья составляющая доверительных отношений – это: в отношениях с
ребенком не нужно «казаться», нужно «быть». Надо продолжать жить
своей жизнью, в которой роль «воспитателя» является одной из нескольких, а
не единственной. Если взрослый искренен с самим собой, искренность и
откровенность в отношениях с детьми для него будет естественной, он будет
отдавать себя, выражать свои истинные чувства. Что бы ни произошло,
ребенок должен чувствовать по отношению к себе и к своим проблемам
искренний интерес и заботу. Однако все это должно исходить от живых
людей, а не от манекенов, надевших заданные маски.
Формирование позитивных ожиданий в отношении ребенка
Следующий важный момент в создании доверительных отношений: ребенок
учится настолько хуже или лучше, насколько взрослый верит в него. Нужно
сказать, что в жизни (а не только в учебе) поведение ребенка во многом
определяется тем, чего от него ожидают.
Эффективная похвала
Вы когда-нибудь задумывались над тем, как часто вы хвалите своего
ребенка, как вы это делаете, сколько хороших слов у вас есть в запасе? У
американцев
есть
специальные
буклеты,
где
учителям
и
родителям
предлагается 101 способ похвалы! Похвала может быть заслуженная,
искренняя,
немедленная,
конкретная,
направленная
на
внутреннюю
мотивацию, индивидуальная, повторяющаяся, спонтанная и прочее. Всегда
действуйте по ситуации и руководствуйтесь своими эмоциями, тогда ваша
похвала будет искренней и эффективной.
Руководство по развитию доверительных отношений
Делитесь вашими чувствами с детьми.
Не скрывайте от них своих радостей и огорчений.
Дайте детям возможность быть услышанными. Ребенку, как и
взрослому, необходимо понимание того, что его слушают, когда он
говорит. Вы можете выбрать в течение дня определенный период – час
или даже несколько минут, когда вы отложите все свои дела и ваше
внимание будет полностью принадлежать ему.
Принимайте активное участие во всех занятиях ребенка. Этим вы, с
одной стороны, как бы «делитесь собой», с другой – выступаете
образцом увлеченного выполнения заданий.
Сделайте ящик «ЛИЧНЫЕ ПИСЬМА». Поощряйте детей писать вам
письма
личного
характера,
где
они
описывают
свои
чувства,
переживания.
Оставляйте ребенку специальные записочки с признанием тех или
иных его заслуг.
Три способа открыть ребенку свою любовь:
1.
Слово
Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища,
рассказывайте сказки, различные поучительные истории. И пусть в вашем
голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение
Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать,
чтобы он перестал плакать, капризничать и расстраиваться. А потому как
можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимание на советы
многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический
контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие
ребенка. Переласкать ребенка, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд
Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не
кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и
скажите то, что хотите.
Все это может помочь оптимизировать (улучшить) отношения с собственным
ребенком, снизить уровень конфликтности, агрессии, повысить уровень
доверия, что в свою очередь приводит к миру и благополучию в семье.
Что делать родителям для улучшения отношения с вашим ребенком:
Интересуйтесь жизнью и увлечениями ребенка. Старайтесь задавать
ребенку не только вопросы, которые бы касались его учебы, но и
вопросы о повседневной и личной жизни. Если подросток не хочет вам
сообщать некую информацию, то значит нужно оставить его с этим
вопросом в покое и не пытаться вытянуть силой. Когда придет время –
он сам поделится с вами.
Похвалы много не бывает. Похвала помогает повышению самооценки
и настраивает на позитив.
Поддерживайте. Несмотря на то, что подросток кажется взрослым, он
по-прежнему нуждается в вашей поддержке. Поддерживайте подростка
во всех начинаниях, и тогда он начнет еще больше стараться, чтобы вы
это увидели и похвалили его.
Разговаривайте по душам и находите время для общения.
Делитесь опытом. Хоть вы и росли в совершенно иное время, но ваш
опыт может быть полезен и эти знания могут пригодиться ребенку.
Делитесь опытом ненавязчиво, и тогда подросток быстрее станет
чувствовать свою самостоятельность.
Будьте
терпеливы.
Чтобы
наладить
отношения
с
ребенком,
необходимо набраться терпения и настойчивости. Если первый опыт
оказался неудачным, то не стоит опускать руки. Семейные отношения
невозможно нормализовать за пару дней – необходимо немало
приложить усилий, чтобы получить положительный результат.
Используйте «Я-высказывания» - когда хотите сказать, о том, что
недовольны.
Устанавливайте свои границы и правила.
Будьте примером для подражания.
Будьте искренни и честны с подростком.
Чего стоит избегать родителям, чтобы не провоцировать конфликт с
подростком:
Упреки и претензии: дети в подростковом возрасте не всегда адекватно
реагируют на критику и упреки. И чтобы избежать не очень приятных
последствий, лучше
заменить
упреки
добрыми
советами
и
рекомендациями. Таким образом, вы сможете наладить контакт с
подростком, и у вас станут более доверительные отношения. Ведь это
очень важно, при этом он не будет выслушивать критику в свой адрес.
«Ты-высказывания» - такие высказывания способствуют появлению
конфликта и поддерживает его.
Критика: прибегая к критике вы можете ранить подростка и задеть его,
что скорее всего вызовет ответную реакцию и желание делать сделать
наоборот, досадить вам.
Если вы родитель, хотите наладить отношения с ребенком и не знаете, как
это сделать, то, скорее всего, вам необходимо начать изменения с тактики
своего поведения по отношению к своему взрослеющему ребенку. При этом
важно помнить следующее:
1.
Прямое воздействие на подростка, как правило, не эффективно,
особенно когда есть негативные высказывания;
2.
Любое давление, которое вы оказываете на подростка, обязательно
вызовет его сопротивление, а затем ответное противодействие;
3.
Излишний родительский контроль обязательно вызывает желание от
него избавиться и выйти из-под родительского контроля, отсюда
поведение, которое можно назвать «назло родителям»;
4.
Недоверие к ребенку и его способности справиться самостоятельно –
понижает
самооценку
подростка
и
заставляет
искать
способы
компенсирующие способы повышения самооценки, которые далеко не
всегда
являются
конструктивными
(курение,
принадлежность
к
различным группам и компаниям и т.д.)
Для того, чтобы изменить отношения между родителями и подросткам в
лучшую сторону, необходимо:
1. Родителям четко озвучить свои страхи и опасения, так, чтобы ребёнок мог
услышать и понять родителей.
2. Подростку необходимо честно рассказывать о том, что с ним происходит,
говорить о своих страхах и переживаниях. Подростку важно знать, что его
выслушают без критики.
3. Родителю необходимо показать свою готовность слушать и понимать
подростка. Понимание создает твердую основу, на которой можно строить
дальнейшие доверительные отношения.
4. Подростку нужно объяснить родителям, что он нуждается в том, чтобы его
просто выслушали и не давали советов, пока вы их сами не попросите.
5. Родители, должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно
следовать советам родителей и подростку необходимо давать право выбора.
Если придерживаться приведенных выше рекомендаций, то возможен диалог
между родителем и подростком на равных и, как следствие, развитие
взаимопонимания в дальнейшем.
____________