Напоминание

Развитее речи младшего дошкольного возраста


Автор: Май Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С 472
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Развитее речи младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

по средством использования занимательного дидактического

материала"

В Федеральном государственном образовательном стандарте

дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников

направлено на «развитие связной, грамматически правильной диалогической

и монологической речи».

Младший дошкольный возраст – благоприятный период для развития

речи детей по средствам красочного, занимательного, яркого материала. В

этот период значительно возрастает речевая активность детей,

увеличивается запас активного словаря. Дети правильно называют предметы

ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают

использовать прилагательные, наречия, предлоги. Улучшается

произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть

детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные

звуки и слова. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена

звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой

структуры. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале

усвоения словообразовательных моделей. Дети овладевают фразовой речью,

их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в

рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо

известную ему сказку. Однако речь детей еще очень однотипна: все глаголы

они произносят в настоящем времени; предложения похожи друг на друга: на

первом месте подлежащее, потом –сказуемое, затем – дополнение.

Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения

детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры

внесла Н.К.Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это

средство воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них –

учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра

для дошкольников –способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета,

форму, свойства

материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает

растения, животных». В игре ребенок развивается, у него воспитывается

сообразительность, находчивость, инициатива. Н.К. Крупская отмечает, что

приобретать знания можно не только сидя за книгой, а через игру, которая

должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя. В процессе

дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и,

наоборот, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность, игры

подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов,

обозначающих обобщенные понятия (посуда, мебель, одежда, обувь,

продукты).

Поэтому дидактические игры – это не просто заполнение свободного

времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический

прием для расширения и закрепления полученных ими знаний, дети на

практике

самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем

в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их

умственное развитие и конечно же на речь.

В нашем детском саду с каждым годом возрастает количество детей с

различными речевыми нарушениями. На настоявшее время в нашем саду 7

комбинированных групп. Поэтому педагоги вынуждены непрерывно

повышать собственную компетенцию, осуществлять пропедевтику в

речевом развитии детей, начиная с младших групп.

В октябре 2021 года провела диагностическое обследование речевого

развития детей по «Методике выявления уровня речевого развития» О.С.

Ушаковой и Е.М. Струниной (Приложение 1). Результаты обследования

показали, что 45 % детей имеют низкий уровень речевого развития. При

обследовании дети испытывали затруднения в образовании уменьшительно-

ласкательных форм, составлении простых предложений по картинкам,

умении воспроизводить текст хорошо знакомой сказки. Результаты

диагностического обследования показали, что многие дети затрудняются

рассказать о предметах и явлениях окружающей действительности,

испытывают трудности при изменении слов (Приложение 2 ).

Проанализировав результаты обследования, сделала вывод, что

необходимо создать систему работы с применением различных

дидактических игр по развитию всех компонентов речевой деятельности и

вовлечению родителей в образовательный процесс.

В которой помимо программного УМК, включила методические

пособия,

которые

мной

активно

используются

при

реализации

педагогической деятельности. Это следующие методические пособия:

Мной

использовались

методические

пособие

для

реализации

педагогической деятельности:

Структурные составляющие ресурсное обеспечение состоит их:

1 УМК МАДОУ д/с 472 (Приложение №3)

Н.А.

Карпухина

«Реализация

содержания

образовательной

деятельности. Ранний возраст 3-4 года».Издательство М-книга.

2022г.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в младшей группе»

Вариативная образовательная программа

Л.В. Коломийченко «Занятия для детей 3-5 лет по социально-

коммуникативному развитию.- М.:ТЦ Сфера, 2016

О.С. Ушакова «Программа по развитию речи дошкольников» - М.: ТЦ

Сфера, 2016: «Развитие речи детей 3-5 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2016

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая

группа

О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной

культуры»

Парциальная

программа

СПб:

«ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.

Данные методические пособия соответствуют идеологии инновационной

программы дошкольного образования « От

рождения до школы» и

используются для углубленной работы по образовательным областям.

Дополнительная литература.

Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В.

Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.

Журналы:

« Дошкольное воспитание», «Дошкольный вестник»,

«Дошкольная

педагогика»,

«Справочник

старшего

воспитателя

дошкольного учреждения»

Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. -

М.: Просвещение, 2001.

Данные методические пособия имеют положительные отзывы по

реализации в дошкольных учреждениях, они направлены на развитие всех

компонентов речевой деятельности, формирование речевой активности и

коммуникативных

способностей

детей.

В

методических

пособиях

представлены конспекты организованной образовательной деятельности

(ООД); дидактические игры и упражнения для использование в работе с

детьми для совместной и самостоятельной деятельности в режиме дня.

Данных пособиях, помогают создать систему для полноценного речевого,

эмоционального и личностного развития детей интегрируют и дополняют

друг друга.

2. ИКТ

В

практике

использую

информационно-комуникационное

сопровождение

осуществляется

мной

посредством

использования

компьютера,

Интернета,

телевизора,

видео,

DVD,

CD,

мультимедиа.

Использую ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет

стимулировать познавательную и речевую активность детей, участвовать в

освоении новых знаний. Использую такие формы ИКТ в своей работе:

подбор дополнительного речевого материала к НОД;

подбор

иллюстративного

материала

к

НОД,

оформлению

родительских уголков группы, информационного материала для

оформления стендов, папок-передвижек;

оформление групповой документации;

создание

презентаций

для

повышения

эффективности

совместной деятельности с детьми.

Использование

ИКТ

способствует

повышению

качества

образовательного

процесса,

что

служит

улучшению

познавательной

мотивации воспитанников, развитию речевой деятельности, соответственно

наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Совместная

образовательная

деятельность

становится

эмоциональной,

яркой,

с

привлечением

большего

иллюстративного

материала,

использованием

звуковых и видеозаписей.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

в

группе

разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Она является

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

многофункциональной,

вариативной, доступной и безопасной. Содержательно-насыщенная среда –

подбираю средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют

обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие

детей; возможность самовыражения. Трансформируемость – изменению

РППС

в

зависимости

от

образовательной

ситуации,

интересов

и

возможностей

детей.

Многофункциональная

среда

разнообразно

использую составляющие РППС в разных видах детской активности.

Доступная среда – обеспечиваю свободный доступ воспитанников к играм,

игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской

деятельности. Безопасность – слежу за соответствием элементам РППС

требования СанПиН 2.4.1. 3049-13, пожарной безопасности и охране жизни и

здоровья детей.При работе использую наглядные, словесные и практические

методы.

С целью создания эффективной развивающей предметно –

пространственной среды, в группе оформлен речевой уголок «Речевичок».

Этот уголок был создан с целью всестороннего развития речи воспитанников

в развивающей среде группы.

В речевом уголке расположились игры и пособия:

Для развития речевого дыхания. Дыхательные упражнения

улучшают

ритмы,

повышают

энергетическое

обеспечение

деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и важны в

работе над произношением. Для обучения детей длительному

плавному выдоху оборудовала в речевом уголке полочку «Дуй,

ветерок». Здесь доступно для детей разместила дыхательные

тренажеры, также изготовленные руками взрослых: «Шторм»,

«Обезьянки», «Задуй свечу», «Дуйбол» и т. д. (Приложение ).

Пособия

для

развития

мелкой

моторики:

картотеки

с

упражнениями

на

развитие

пальчиковой

моторики,

сухой

пальчиковый бассейн, шнуровки, обводки, игры с пуговицами и

шнурками,

массажные

валики,

мячики,

прищепки

(Приложение ).

Картинки к артикуляционным упражнениям.

Игры на развитие мышления, внимание: разрезные картинки,

домино, «Четвертый — лишний», «Цвет и форма», «Узнай по

контуру» и др.

Игры на развитие фонематического слуха.

Картотека по развитию связной речи содержит различные группы

дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры

на развитие словаря, игры по формированию грамматического

строя речи, игры на речевые процессы, и тд. Данная картотека

помогает мне вести планомерную работу с детьми по развитию

речи.

Картотека

чистоговорок,

стихов,

потешек,

скороговорок

(Приложение ).

Предметные

картинки,

фотографии

и

открытки

по

всем

лексическим

темам

на

обогащение

словарного

запаса,

на

развитие грамматического строя речи, на развитие связной речи.

Сюжетные картинки и иллюстрации к сказкам для обучения

детей пересказыванию знакомых сказок и на составление

рассказов с последовательно развивающимся действием.

Уголок «Почитай -ка». Здесь представлены любимые детские сказки

и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал,

фотографии

детских

писателей.

Вместе

с

детьми

систематически

организовываем выставки произведений того или иного автора (например, к

юбилейным датам), проводим литературные викторины и конкурсы.

Совместно с родителями мы изготовили книжки-малышки по

лексическим темам: «Весна», «Одежда», «Мебель», «Дикие и домашние

животные», «Продукты питания».

Уголок сенсорного развития «Веселые пальчики». В этом уголке

находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки,

шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики,

тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия,

обоняния, развитию психических процессов

Театральный уголок « В гостях у сказки» В группе имеется разные

виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр

Би-ба-бо, театр марионеток с элементарной системой управления, мягкие, на

прочных нитях, соразмерные росту ребенка, теневой театр фигур и масок,

тростевые куклы, куклы с живой рукой.

Исходя из своей практики, могу сделать вывод, что правильно

организованная предметно-развивающая среда

создает возможности для

преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку закреплять

свои

способности

не

только

в

непосредственно

образовательной

деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие

самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство защищенности и

уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности



В раздел образования