Автор: Май Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С 472
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Развитее речи младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
по средством использования занимательного дидактического
материала"
В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников
направлено на «развитие связной, грамматически правильной диалогической
и монологической речи».
Младший дошкольный возраст – благоприятный период для развития
речи детей по средствам красочного, занимательного, яркого материала. В
этот период значительно возрастает речевая активность детей,
увеличивается запас активного словаря. Дети правильно называют предметы
ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают
использовать прилагательные, наречия, предлоги. Улучшается
произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть
детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные
звуки и слова. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена
звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой
структуры. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале
усвоения словообразовательных моделей. Дети овладевают фразовой речью,
их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в
рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо
известную ему сказку. Однако речь детей еще очень однотипна: все глаголы
они произносят в настоящем времени; предложения похожи друг на друга: на
первом месте подлежащее, потом –сказуемое, затем – дополнение.
Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения
детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры
внесла Н.К.Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это
средство воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них –
учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра
для дошкольников –способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета,
форму, свойства
материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает
растения, животных». В игре ребенок развивается, у него воспитывается
сообразительность, находчивость, инициатива. Н.К. Крупская отмечает, что
приобретать знания можно не только сидя за книгой, а через игру, которая
должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя. В процессе
дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и,
наоборот, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность, игры
подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов,
обозначающих обобщенные понятия (посуда, мебель, одежда, обувь,
продукты).
Поэтому дидактические игры – это не просто заполнение свободного
времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический
прием для расширения и закрепления полученных ими знаний, дети на
практике
самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем
в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их
умственное развитие и конечно же на речь.
В нашем детском саду с каждым годом возрастает количество детей с
различными речевыми нарушениями. На настоявшее время в нашем саду 7
комбинированных групп. Поэтому педагоги вынуждены непрерывно
повышать собственную компетенцию, осуществлять пропедевтику в
речевом развитии детей, начиная с младших групп.
В октябре 2021 года провела диагностическое обследование речевого
развития детей по «Методике выявления уровня речевого развития» О.С.
Ушаковой и Е.М. Струниной (Приложение 1). Результаты обследования
показали, что 45 % детей имеют низкий уровень речевого развития. При
обследовании дети испытывали затруднения в образовании уменьшительно-
ласкательных форм, составлении простых предложений по картинкам,
умении воспроизводить текст хорошо знакомой сказки. Результаты
диагностического обследования показали, что многие дети затрудняются
рассказать о предметах и явлениях окружающей действительности,
испытывают трудности при изменении слов (Приложение 2 ).
Проанализировав результаты обследования, сделала вывод, что
необходимо создать систему работы с применением различных
дидактических игр по развитию всех компонентов речевой деятельности и
вовлечению родителей в образовательный процесс.
В которой помимо программного УМК, включила методические
пособия,
которые
мной
активно
используются
при
реализации
педагогической деятельности. Это следующие методические пособия:
Мной
использовались
методические
пособие
для
реализации
педагогической деятельности:
Структурные составляющие ресурсное обеспечение состоит их:
1 УМК МАДОУ д/с 472 (Приложение №3)
Н.А.
Карпухина
«Реализация
содержания
образовательной
деятельности. Ранний возраст 3-4 года».Издательство М-книга.
2022г.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в младшей группе»
Вариативная образовательная программа
Л.В. Коломийченко «Занятия для детей 3-5 лет по социально-
коммуникативному развитию.- М.:ТЦ Сфера, 2016
О.С. Ушакова «Программа по развитию речи дошкольников» - М.: ТЦ
Сфера, 2016: «Развитие речи детей 3-5 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2016
И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая
группа
О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры»
Парциальная
программа
–
СПб:
«ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.
Данные методические пособия соответствуют идеологии инновационной
программы дошкольного образования « От
рождения до школы» и
используются для углубленной работы по образовательным областям.
Дополнительная литература.
Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В.
Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.
Журналы:
« Дошкольное воспитание», «Дошкольный вестник»,
«Дошкольная
педагогика»,
«Справочник
старшего
воспитателя
дошкольного учреждения»
Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. -
М.: Просвещение, 2001.
Данные методические пособия имеют положительные отзывы по
реализации в дошкольных учреждениях, они направлены на развитие всех
компонентов речевой деятельности, формирование речевой активности и
коммуникативных
способностей
детей.
В
методических
пособиях
представлены конспекты организованной образовательной деятельности
(ООД); дидактические игры и упражнения для использование в работе с
детьми для совместной и самостоятельной деятельности в режиме дня.
Данных пособиях, помогают создать систему для полноценного речевого,
эмоционального и личностного развития детей интегрируют и дополняют
друг друга.
2. ИКТ
В
практике
использую
информационно-комуникационное
сопровождение
осуществляется
мной
посредством
использования
компьютера,
Интернета,
телевизора,
видео,
DVD,
CD,
мультимедиа.
Использую ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет
стимулировать познавательную и речевую активность детей, участвовать в
освоении новых знаний. Использую такие формы ИКТ в своей работе:
подбор дополнительного речевого материала к НОД;
подбор
иллюстративного
материала
к
НОД,
оформлению
родительских уголков группы, информационного материала для
оформления стендов, папок-передвижек;
оформление групповой документации;
создание
презентаций
для
повышения
эффективности
совместной деятельности с детьми.
Использование
ИКТ
способствует
повышению
качества
образовательного
процесса,
что
служит
улучшению
познавательной
мотивации воспитанников, развитию речевой деятельности, соответственно
наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Совместная
образовательная
деятельность
становится
эмоциональной,
яркой,
с
привлечением
большего
иллюстративного
материала,
использованием
звуковых и видеозаписей.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
в
группе
разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Она является
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
многофункциональной,
вариативной, доступной и безопасной. Содержательно-насыщенная среда –
подбираю средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют
обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие
детей; возможность самовыражения. Трансформируемость – изменению
РППС
в
зависимости
от
образовательной
ситуации,
интересов
и
возможностей
детей.
Многофункциональная
среда
–
разнообразно
использую составляющие РППС в разных видах детской активности.
Доступная среда – обеспечиваю свободный доступ воспитанников к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской
деятельности. Безопасность – слежу за соответствием элементам РППС
требования СанПиН 2.4.1. 3049-13, пожарной безопасности и охране жизни и
здоровья детей.При работе использую наглядные, словесные и практические
методы.
С целью создания эффективной развивающей предметно –
пространственной среды, в группе оформлен речевой уголок «Речевичок».
Этот уголок был создан с целью всестороннего развития речи воспитанников
в развивающей среде группы.
В речевом уголке расположились игры и пособия:
Для развития речевого дыхания. Дыхательные упражнения
улучшают
ритмы,
повышают
энергетическое
обеспечение
деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и важны в
работе над произношением. Для обучения детей длительному
плавному выдоху оборудовала в речевом уголке полочку «Дуй,
ветерок». Здесь доступно для детей разместила дыхательные
тренажеры, также изготовленные руками взрослых: «Шторм»,
«Обезьянки», «Задуй свечу», «Дуйбол» и т. д. (Приложение ).
Пособия
для
развития
мелкой
моторики:
картотеки
с
упражнениями
на
развитие
пальчиковой
моторики,
сухой
пальчиковый бассейн, шнуровки, обводки, игры с пуговицами и
шнурками,
массажные
валики,
мячики,
прищепки
(Приложение ).
Картинки к артикуляционным упражнениям.
Игры на развитие мышления, внимание: разрезные картинки,
домино, «Четвертый — лишний», «Цвет и форма», «Узнай по
контуру» и др.
Игры на развитие фонематического слуха.
Картотека по развитию связной речи содержит различные группы
дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры
на развитие словаря, игры по формированию грамматического
строя речи, игры на речевые процессы, и тд. Данная картотека
помогает мне вести планомерную работу с детьми по развитию
речи.
Картотека
чистоговорок,
стихов,
потешек,
скороговорок
(Приложение ).
Предметные
картинки,
фотографии
и
открытки
по
всем
лексическим
темам
на
обогащение
словарного
запаса,
на
развитие грамматического строя речи, на развитие связной речи.
Сюжетные картинки и иллюстрации к сказкам для обучения
детей пересказыванию знакомых сказок и на составление
рассказов с последовательно развивающимся действием.
Уголок «Почитай -ка». Здесь представлены любимые детские сказки
и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал,
фотографии
детских
писателей.
Вместе
с
детьми
систематически
организовываем выставки произведений того или иного автора (например, к
юбилейным датам), проводим литературные викторины и конкурсы.
Совместно с родителями мы изготовили книжки-малышки по
лексическим темам: «Весна», «Одежда», «Мебель», «Дикие и домашние
животные», «Продукты питания».
Уголок сенсорного развития «Веселые пальчики». В этом уголке
находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки,
шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики,
тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия,
обоняния, развитию психических процессов
Театральный уголок « В гостях у сказки» В группе имеется разные
виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр
Би-ба-бо, театр марионеток с элементарной системой управления, мягкие, на
прочных нитях, соразмерные росту ребенка, теневой театр фигур и масок,
тростевые куклы, куклы с живой рукой.
Исходя из своей практики, могу сделать вывод, что правильно
организованная предметно-развивающая среда
создает возможности для
преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку закреплять
свои
способности
не
только
в
непосредственно
–
образовательной
деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие
самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство защищенности и
уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности