Напоминание

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста .


Автор: Колмыкова Яна Сергеевна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: ГАОУ средняя школа 577
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста .
Раздел: начальное образование





Назад




Для осуществления воспитания в детских образовательных учреждениях необходимо

решение следующих задач: определение содержания, форм и методов воспитания с

учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей

обучающихся. Поэтому важно осознать, что сегодня надо говорить не о мероприятийной

деятельности, а о воспитательной деятельности, о человеческом общении, о формировании

отношений, о развитии качеств личности.

Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве приоритетных

направлений в воспитании рассматриваются физическое и нравственное здоровье детей;

интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей;

гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание;

формирование жизненных планов школьников, подготовка к семейной жизни и др.

Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной

воспитательной работы:

– традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;

– дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;

– телевизионные: “Тема”, “Счастливый случай”, “КВН”;

– коллективно творческие дела: эстафета “Ромашка”, кольцовка;

– нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс;

– импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром”.

Профессионализм воспитателя, организатора заключается в овладении наибольшим

количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной

педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам

А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя,

педагога, классного руководителя.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек

развивается ,формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе

современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный

руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать

разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей),

а для детей она является их естественной жизнью.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой , в любой школе

всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми

помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют

существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и

для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить

хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся

стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты

единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и

учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы,

ее социальной значимости, востребованности. как сейчас говорят.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а

именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная,

эстетическая, досуговая. Понятно,что все они тесно связаны с учебным процессом, с

содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных

образовательных, воспитательных целей. Так, познавательная деятельность направлена на

развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных

способностей и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс

формирования отношений к миру, формирования убеждений , взглядов, усвоения

нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Классный

руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками

отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по

социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно,

усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах

деятельности.

Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления

школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в

трудовых, политических и других акциях кампаниях. Это происходит в таких формах, как

работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и

работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру,

способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий обучающихся,

которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных

учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже

имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы,

школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театров и многое

другое.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное

общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен

быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого.

Сюда же можно отвести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение,

досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха,

коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих

форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе не очень ясно

само понятие “формы работы” и ее трудно отличить от метода. Однако для воспитателя

важно все же знать, как он организует деятельность обучающихся, какими он обладает

возможностями, так сказать, методическим арсеналом.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный

способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их

самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В

воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом

поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной

работы путем выделения преобладающего, главного компонента воспитательного дела.

Можно сказать, что в основе нашей типизации – главные средства (методы, типы)

воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание,

деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг).

Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками:

– словесно – логические

– образно – художественные

– трудовые

– игровые

– психологические

Словесно-логические формы.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее

ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные

диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь – обмен информацией,

сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип

воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика,

техника или даже технология его проведения могут быть разными.

Образно- художественные формы.

Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является

совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные,

глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди

испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.

Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели

хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых

чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить

совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше.

Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают

большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок – концерты, дискотеки,

“тусовки” неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этих

представлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю пустоту, не

оставляют места глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни, очевидно,

вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При

организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания,

наполненные созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем

мире, людях, себе.

Трудовые формы внеурочной работы.

Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность,

любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы,

разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива,

типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в

органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд

может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы.

Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные,

познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм

воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово,

образ, чувства, работу.

Особое внимание следует обратить на ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ работы с учащимися.

В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы

психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой

психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации.

Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.



В раздел образования