Автор: Дубовицкая Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1400 ДО 5
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья по самообразованию
Тема: Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности
Раздел: дошкольное образование
«Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с
любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно
расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать
человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у
ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке,
дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш,
чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах
страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем
известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном
возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства
патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания
трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос –
как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать
дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к
своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и
средства патриотического воспитания:
Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения
предметно-развивающей среды);
Художественную литературу и все виды искусства;
Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного
народа);
Привлечение семьи.
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия,
Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто
прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И
каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с
детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада,
города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной –
Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического
воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном,
значит Россия для него – Родина.
Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и
компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического
воспитания дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
3. Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском
саду.
4. Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
6. Создать мини-музей матрёшек.
Период старшего дошкольного возраста благоприпятствует
воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит
формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы
личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной
адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также
период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-
психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности,
культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго,
а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Задачи патриотического воспитания дошкольников:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в
детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему родному городу на основе приобщения к
родной природе, культуре и традициям, знакомства с событиями и явлениями
общественной жизни, историей государства.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице
России
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами
эстетического воспитания: музыка, изо деятельность, художественное слово.
5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения
государственной символики.
6. Формирование любви к своему народу, родному языку, народному творчеству.
7. Знакомство детей с географией, достопримечательностями родного города, с
памятниками культуры и известными людьми.
Работа по нравственному воспитанию должна проводится регулярно и
в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и
методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с
создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду
должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.