Напоминание

"Развитие эмоциональной выразительности и артистических способностей детей и подростков посредством танца"


Автор: Килязова Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр дополнительного образования "Перспектива"
Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие эмоциональной выразительности и артистических способностей детей и подростков посредством танца"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

«Развитие эмоциональной выразительности и артистических способностей детей и

подростков посредством танца».

Разработана:

Килязовой Ириной Александровной,

педагогом дополнительного образования

МБУДО «Центр дополнительного образования «Перспектива»

город Ханты- Мансийск

Аннотация

В

данной

методической

разработке

представлены

методы

и

приёмы,

способствующие

развитию

эмоциональной

выразительности

и

артистических

способностей детей и подростков на занятиях хореографией.

Музыка и танец это самый большой источник вдохновения и неотъемлемая часть

жизни каждого человека. Через танцевальные движения у обучающихся развивается не

только художественный вкус,

но и творческое воображение, а также формируется

внутренний духовный мир. Искусство танца способствует формированию эмоционально-

образного, художественного типа мышления.

Использование

на

занятиях

упражнений,

тренингов,

игр

и

танцевальной

импровизации, направленных на развитие умений и навыков не только танцевально-

музыкальных способностей,

но и актёрского мастерства,

способствует

развитию

творческого потенциала, формирует способность к глубокому пониманию образного

строя танца и умения быть выразительным исполнителем; развивают умение управлять

эмоциями, «вживаться» в разнообразные образы; помогают избавлению от зажимов.

Данная

методическая

разработка

может

быть

полезна

для

педагогов

дополнительного образования, педагог- хореографов,

для педагогов, воспитанники

которых представляют своё творчество на сцене.

Введение

Танец — это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение

для всестороннего развития личности.

Танец – это удивительный вид творчества и

древнейший способ выражения человеческих эмоций. С помощью движений человек

рассказывал о своих действиях и событиях в жизни, когда не владел речью, выражал

эмоции, когда не мог передать их словами.

Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, но и развивают

образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а также

помогают развивать музыкальную и образную выразительность. Хореография обладает

огромными возможностями для полноценного эстетического развития личности, для

гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и

творческой одаренности.

Методы и приёмы развития эмоциональной выразительности и артистических

способностей детей и подростков на занятиях хореографией

Работая педагогом – хореографом ни один год с детьми различного возраста,

столкнулась с тем, что творческий потенциал детей требует более широкого развития,

углубленной

работы над

особенностью

мышления

и

воображения

ребёнка,

его

эмоциональностью, активностью: не все дети, которые приходят в коллектив, умеют

показывать эмоции, не могут раскрепоститься, не умеют играть роль в танце… А это так

необходимо, так как исполнительское искусство танцора заключается не только в

техническом мастерстве, но и в умении эмоционально передать образ, основную мысль

танца, т. е. в выразительности и артистичности исполнения.

По статистике зритель воспринимает в выступающем на сцене артисте в первую

очередь костюм

(цветовая

гамма,

форма,

оригинальность), во

вторую

очередь эмоциональность танцующих, и лишь в третью очередь технику исполнения

номера. При этом, несомненно, эмоции должны соответствовать характеру и настроению

музыки. Именно это необходимо учитывать педагогу – хореографу в работе с детьми при

постановке танцевальной композиции.

В

литературе

по

хореографии

методического

материала

по

развитию

артистичности и эмоциональности у танцоров представлено мало, основной упор делается

именно на развитие и совершенствование техники исполнения танца. А потому и на

практике этот вопрос остается достаточно сложным: кто-то из педагогов не задумывается

и не придает внимания развитию данных качеств у детей, кто-то не знает, как правильно

добиться результата в этом направлении, ограничиваясь лишь фразой «Улыбаемся!», кто-

то все же стремится проговаривать характер и манеру исполнения того или иного танца на

репетициях.

Как показывает практика, эмоциональность и артистичность у детей в танце без

специальной тренировки начинает проявляться лишь с опытом, по прошествии

нескольких лет занятий хореографией. Как же научить детей выражать свои эмоции и

передавать заданный образ в танце? Что включает в себя процесс формирования

артистизма? Большинство считает, главным показателем артистизма является лицо. Что

такое наше лицо? Это часть тела, обладающая костной и мышечной тканью. А для

развития любых мышц тела нужен « тренаж» т.е. разминка.

Многие опытные педагоги-хореографы используют в своей работе над развитием

артистизма у детей свои собственные приемы и методики.

Предлагаю некоторые

приемы, которые могут выступать в качестве «разминки».

Упражнения для развития артистичности:

«Развитие мышц лица». Разминка проходит под ритмичную музыку. Каждое

движение исполняется по 10-16 раз, по принципу постепенного увеличения темпа и

усложнения координации. Это способствует разогреву мышц, созданию ярких

образов.

изучение различных актерских «масок» (маски – эмоции; обсуждается каждая

маска, особенности, способ выражения. Маски проучиваются на музыкальной

основе.

Одну

музыкальную

фразу

удерживаем

маску,

другую

отдыхаем.

Постепенно увеличивается скорость возникновения и исчезновения маски. Потом

добиваемся быстрых переходов из одной маски в другую. Эти упражнения

должны проходить «красной нитью» через все занятия. Например, в партерной

гимнастике: одно упражнение выполняем с улыбкой, другое с грустью и т. д.

Необходимо учитывать, чтобы движения соответствовали той или иной маске.

«Живое лицо». Лицо не застывает в маске, а находится в движении, переходя из

одного оттенка маски в другой. Здесь подключаются руки, корпус, наклоны,

повороты

головы. Если считать человеческое тело оркестром, части тела –

инструментами, то чем больше задействованы инструменты, тем богаче, ярче

танец.

Этюды на изображения животных и не только (развитию эмоциональной и

актерской выразительности послужат сценки подражания повадкам животных

(этюды «кошка», «петух», «лошадка», «лягушка» и др.; исполняются небольшие

пластические этюды с воображаемыми предметами (надувание шарика, игра с

мячом) помимо артистизма, они развивают фантазию и наблюдательность детей, и

им они очень нравятся.

Кроме

выше

перечисленного,

в

своей

практике

использую

развитие

эмоциональной и актерской выразительности, игры, этюды на импровизацию.

У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно

развивать Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной

деятельности. Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от

одной реальности к другой, здесь импровизация используется как способ раскрытия

творческих ресурсов личности. При использовании на занятиях игр – импровизаций

описывается ситуация, но ничего не показывается, чтобы дети сами искали образ,

проявляя свою творческую индивидуальность, артистическую выразительность. Чтобы

изобразить листочек или снежинку,

ребенок

должен

ее

хорошо представить

в

воображении. Поощряется непохожесть, оригинальность, поиск, оригинальные и точные

действия детей.

Импровизация в танце – это танец, рождающийся во время исполнения, это

мгновенное воплощение музыкального ритма средствами пластики тела, мимики и

эмоциональной окраски. Импровизацию можно рассматривать как средство обучения

танцу, как способ поиска нового, развития творческих способностей, творческой

фантазии, воображения, ассоциативного мышления и ритмопластической свободы, т.е.

артистизма в хореографии. Воображение – есть фантазия. Оно открывает новый

необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество.

На

занятиях

хореографии

необходимо

постепенно

подводить

учеников

к

возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как

подсказывает музыка. Но вначале сталкиваешься с мышечной зажатостью учащихся,

стеснительностью.

И только путем различных упражнений,

этюдов, игр можно

раскрепостить

детей,

обрести

внутреннюю

и

внешнюю

свободу

и

уверенность

(Приложение № 1). Отсюда основная задача развивать не столько воображение

школьника, сколько помочь ему проявить свою фантазию через импровизацию, так как

без этого невозможно творчество.

Танцевальная импровизация – это, прежде всего, спонтанность творческого

самовыражения. Импровизация движений – это прорыв к свободе движений, это выход за

рамки надуманных заранее движений.

В импровизации основную роль играют душевное настроение и вдохновение.

Именно в импровизации танца этот мышечный заслон лучше проходит через душевную

импровизацию, т.е. сначала надо начинать искать импровизацию в душе эмоционально, а

потом – в движениях танца. Таким образом, есть уже две «составляющих» у танцующего

– это музыка и его личное эмоциональное отношение (восприятие) к ней. Эти

составляющие рождают каждый раз эмоциональность танца, которая способствует

импровизации движений (Приложение № 2).

При создании учебных занятий на танцевальную импровизацию опираемся на

возрастные

интересы

обучающихся,

на

их

хореографическую

подготовку,

на

воспитывающую тематику импровизации и музыкальный материал, способный вызвать

положительный эмоциональный отклик.

Как показывают занятия, «творческая установка» стимулирует воображение и

фантазию обучающихся, заставляет их мыслить категориями искусства, что сразу

сказывается на качестве импровизации.

Своего

рода

установкой

является

и

раскрытие

обучающимся

способа

импровизационного действия, который резко отличается от способа «подражания»,

наиболее распространенного метода разучивания и «обыгрывания» движений. В этом

смысле первой пробой собственных творческих сил обучающихся являются упражнения,

включаемые в занятия импровизацией.

Для занятий

танцевальной

импровизацией нужна

творческая память,

она

тренируется запоминанием комбинаций упражнений данного занятия. обучающимся

предлагается запомнить и на следующем занятии показать упражнения. к числу

упражнений

относится

проигрывание

музыкальной

фразы,

в

процессе

которой

обучающийся должен «сочинить» упражнения «в уме», а затем рассказать, какие

движения использовались или показать упражнения.

Наиболее трудоёмкой является работа над импровизацией этюдов, поскольку для

интересной тематики трудно подобрать музыку, и здесь педагог должен проявить

инициативу и вместе с аккомпаниатором или сам и найти нужные музыкальные

произведения.

Поскольку танцевальная импровизация является физической – непосредственной

реакцией исполнителя на содержание и форму музыкального произведения, – мы отнесли

изначальный период работы над импровизацией к первому этапу, аналогичному по своему

характеру методу «физических действий» К.С.Станиславского.

На первом этапе проигрывается музыкальное произведение, а затем исполняется

импровизация, которая на данном этапе является как бы стартовой площадкой,

трамплином для дальнейшей работы над художественным качеством импровизации.

Этот важный момент физического действия под музыку, вне зависимости от качества

исполнения, должен быть пройден каждым, он-то и является пробой «творческих сил»

каждого обучающегося

Второй этап можно охарактеризовать как поиск средств формирования духовно-

интеллектуальной сферы обучающихся,

овладения ими

методом ассоциативно –

образного

художественного

мышления.

этот

этап

представляет

собой

наиболее

трудоёмкий вид работы, требующий и от педагога и обучающегося интенсивного

творческого труда.

Заключение

Подводя итоги вышесказанному отмечу, что в исполнении хореографического

номера недостаточно лишь правильно и технично выполнить танцевальные движения.

Умение выразить эмоции, образ и предложенные обстоятельства в танцевальном номере

согласно его сюжету, используя мимику, пантомимику, жесты является неотъемлемой

частью успешного исполнения танцевальной композиции. Ведь танец это маленькое

представление и исполняют его ещё не профессионалы, но уже артисты. Лицо должно

работать,

гармонировать

с

движением,

техническое

исполнение

должно

быть

эмоционально заразительным, поэтому одной задач педагога-хореографа является

развитие эмоциональной

выразительности,

артистических

способностей

детей и

подростков, занимающихся хореографическим искусством.

Приложение № 1

Упражнения на расслабление, на снятие мышечных зажимов, на творческое

воображение

Дети лежат на полу, на спине, ноги и руки раскрыты в сторону.

Задание 1.

Надо представить себя разбитым яйцом в состоянии, когда желток смешался с белком, и

получилась расплывающаяся и растекающаяся масса непонятно чего.

Задание 2.

Надо представить себя разбитым яйцом в состоянии, когда желток остался круглым, а

белок растекся.

Задание 3.

Надо представить себя разбитым яйцом в состоянии, когда яйцо внезапно разбили на

раскаленную сковороду. Это задание, как правило, вызывает бурю эмоций.

Задание 4. «Спичечка». Дети сидят на корточках, очень хорошо сгруппировавшись. По

хлопку «вспыхиваем» – энергично встаем, сильно вытянув руки наверх. Потом спичечка

потухает. Сбрасываем, расслабляя поочередно кисти, локти, руки, голову, плечи, корпус,

бедра, заднюю точку. Все это делаем в медленном раскачивании, чтобы еще сильнее

расслабиться.

Дети делятся на пары.

Задание 1.Один лежит на полу и представляет себя расплывшимся яйцом. Другой входит

в роль скульптора и лепит лежащего, представляя его в роли пластилина или песка, как

дети часто это делают на пляже. Начинает с ног, аккуратно проходя коленные чашечки,

переходит на руки, вылепливая каждый пальчик, заканчивает головой. Потом дети

меняются местами. Помимо релаксации, это упражнение развивает доверие того, кого

лепят, к тому, кто лепит. Дети учатся доверять друг другу через физические ощущения.

Это упражнение является начальным тренингом в технике контактной импровизации.

Упражнение не такое скучное, как кажется с первого раза. У всех, практически, деток

присутствует чувство щекотки, они начинают хихикать, в такие моменты снимается

психологическое напряжение между мало общающимися детьми.

«Напряжение-расслабление».

Дети стоят прямо.

Задание 1.. Сосредоточьте всё своё внимание на правой руке, напрягите её до предела.

Спустя несколько секунд расслабьте руку. Поочередно проделайте всё то же самое с

другой рукой, а затем с правой и левой ногами, шеей, поясницей.

«Перекат напряжения».

Задание 2. .Практически то же самое, что и в первом упражнении, только теперь вы не

просто напрягаете и расслабляете части тела, а плавно переносите мышечное напряжение

из одной части тела в другую: из правой руки — в левую, из левой руки — в правую ногу

и т. д.

«Огонь-лёд».

Дети делятся на пары или группы

Задание 1..Быстрое попеременное напряжение и расслабление всего тела сразу. По

команде «Огонь!» нужно начать интенсивно двигаться, а по произнесении слова «Лёд»

нужно застыть ровно в том положении, в котором вас застигла команда. Причём тело

нужно напрячь до предела. Потом снова «Огонь!» и т. д.

«Пластилиновые фигурки».

Задание 1.Положение первое. Представьте, что вы фигурка из пластилина, которую очень

долго держали в холодильнике, « жёсткая и твёрдая.

Задание 2.Работа в парах

Один попытается поменять позу другого, но не забывайте, что застывший пластилин (то

есть вы) должен осложнять его работу, сопротивляться.

Задание 3 .Теперь представьте, что в помещении вдруг одновременно включили

множество отопительных приборов. Начинайте «таять». Учтите, что это процесс, а не

мгновенное перевоплощение.

В первую очередь оплывают те части тела кукол, на которые «ушло меньше пластилина»:

пальцы, шея, руки, затем ноги. В конце упражнения вы должны буквально «стечь» на пол,

превратившись в бесформенную пластилиновую массу. Это и будет абсолютным

мышечным расслаблением.

«Марионетки».

Теперь вы — кукла-марионетка, которую после выступления повесили на гвоздик.

Зафиксируйте ваше тело в одной точке (в руке, пальце, шее, ухе, плече), всё остальное

оставьте «болтаться». Это упражнение можно выполнять даже с закрытыми глазами.

Приложение № 2

Упражнения, игры, этюды на танцевальную импровизацию

Задание № 1.

«Тема перепляса».

Музыка народная, – обучающимся предлагается встать друг против друга, затем

исполнить импровизацию. Условия: – один задает ритмический рисунок, другой отвечает

движением. Образ первого исполнителя настойчивый, второго – более тихий, но с

хитрецой или насмешкой.

Задание № 2.

Этюд «Осень»

Осенние листья. Тихая осень, Порывы ветра, Кружение листопада.. Выражение печали,

грусти, непогоды,. Движения: па курю, сиссон, опускание на колено, работа впартере.

Задание № 3.

Исполнить этюд на заданную тему. «Цветок»

Экспозиция радости жизни, встреча со злом, торжество добра.

Задание № 4.

Исполнить этюд на заданную тему. «Фокусник».

Перед нами цветок, превращаем цветок в бабочку, большую птицу в маленькую птичку.

Осенние листья в журавлей. Ветер в иней-узор на окне

Задание № 5.

Пластический этюд.

Показать сочетание мягких и острых движений,

параллельных – спокойных и

беспокойных контр-движений под различное музыкальное сопровождение.

Список используемой литературы:

1.

Баранов

А.Б.

Развитие

артистизма

у

детей

в

детских

хореографических

коллективах. Методические рекомендации. Журнал “Дополнительное образование”.

№11 2003 г. – С.12-15.

2.

Горшкова Е.В. От жеста к танцу / Горшкова Е.В. – М.: «Гном и Д», 2002. – 120 с.

3.

Иванов, С.А. Танцы, игры, для красивого движения./ М., 2000.- 102 с.

4.

Калинина О. Н. “Если хочешь воспитать успешную личность – научи ее танцевать”,

практическое пособие по хореографии для детей раннего и дошкольного возраста. Часть

I и II, Харьков, 2013 г.

5.

Харлашко, М.А. «О важности формирования артистических навыков у учащихся

младшего школьного образования» – Вестник МГУКИ – 2008г. № 1, 109 с.



В раздел образования