Автор: Смесова Наталья Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ Сынковская СОШ структурное отделение прогимназия
Населённый пункт: Г.о. Подольск пос.Радиоцентра Романцево
Наименование материала: Сообщение на методическое обьединение
Тема: готовность к школе
Раздел: дошкольное образование
Выступление на педагогическом совете
«Готовность к школе»
Уважаемые коллеги.
Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот
первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в нашу
непростую жизнь. От того, насколько хорошо ребенок будет учиться в
школе, зависит его самооценка, так как именно в школе начинается оценку
его интеллектуальных возможностей учителями, а в зависимости от их
оценки, и родителями. А от этой самооценки зависит его дальнейший успех в
жизни, то, чего он сможет в ней добиться.
Исследования психологов уже давно показали, что люди с низким
уровнем интеллекта не могут достичь успеха в жизни, а низкий достаток и
бедность
в
детские
годы,
которые
и
формируют
соответствующую
самооценку и мировоззрение ребенка, не позволяют в дальнейшем добиться в
жизни каких-то заметных успехов. Таким образом, очень важно, чтобы
ребенок с первого же дня чувствовал себя успешным учеником, а не «плелся
в хвосте» среди отстающих.
Школа – этот тот базис начальных знаний, который и позволяет
приобрести столь необходимую для успешного продвижения в жизни и
самопрезентации эрудицию. И очень важно, чтобы ребенок умел учиться
самостоятельно, а не под угрозой родительского наказания, чтобы обучение
вызывало у него интерес, желание что-то узнать самому, другими словами,
чтобы у него было желание учиться. В этом случае такой ребенок сохранит
тягу к постижению новых знаний на всю жизнь, а это уже само по себе
гарантирует успех, в том числе и материальный. Но возможно это только
тогда, когда ребенок будет чувствовать, что обучение в школе дается ему без
особого труда, а не превращается в «муку тяжкую».
Вот поэтому так важно, чтобы Ваш ребенок пошел в школу уже
подготовленным, и школьная нагрузка не оказалась для него непосильным
грузом. А для того, чтобы определить, насколько готов ребенок к школе,
соответствует ли уровень его мышления и обладает ли он знаниями,
соответствующими школьным требованиям, необходимо его протестировать.
И затем, обнаружив, где у малыша есть слабые места и пробелы, заниматься
с ним именно в данном направлении.
Затруднения в учебе могут возникать не только из-за того, что
ребенок не понимает какой-то предмет, а также из-за неусидчивости и
невнимательности. И это не шалость с его стороны, а психологическая
незрелость, возникающая в результате несформированности определенных
психических процессов, развить которые и есть основная задача родителей и
воспитателей детского сада.
Что такое «психологическая готовность к школе»?
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является
важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском
саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа
предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости
ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления
своим
поведением,
выполнения
умственной
работы,
обеспечивающей
сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками
взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не
отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны
присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может
быть разным.
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это
прежде
всего
мотивационная
готовность,
волевая
готовность,
интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития
зрительно-моторной координации.
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться.
Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и,
следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем
так. Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ
существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу,
потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что
попасть в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому что к школе
он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё
новое привлекает детей, а в школе практически всё (и классы, и учительница,
и систематические занятия) является новым. Однако это ещё не значит, что
дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они
поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем
дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6
лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или
машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка,
например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребёнку, а
покупка ранца или учебника - обязанностью перед ним. Точно так же дети
видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не
мешают старшим братьями или сёстрам, когда те засиживаются за уроками.
Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым,
иметь определённые права, например на ранец или тетрадки, а также
закреплённые за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки
(которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье).
Пусть он ещё полностью не осознаёт, что для того чтобы приготовить урок,
ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе
он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это
стремление
СТАТЬ
ШКОЛЬНИКОМ,
выполнять
правила
поведения
школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю
позицию» школьника.
Интеллектуальная
готовность. Многие
родители
считают,
что
именно она является главной составляющей психологической готовности к
школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это
убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к
школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу.
На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия
у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений
(например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны
быть.
Однако
главное
-
это
наличие
у
ребёнка
более
высокого
психологического
развития,
которое
и
обеспечивает
произвольную
регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать,
считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к
школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться,
сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит
взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание
учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для
этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции,
которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома,
давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно
просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё
услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить
ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить
порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте
несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении
сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к
рисунку.
18 апреля проводилась диагностика интеллектуальной готовности
детей подготовительных групп к школьному обучению. Диагностика
проводилась на основе известного теста психолога Лидии Журовой
«Готовность к школьному обучению».
Для определения готовности к школьному обучению детей был
проведен заключительный диагностический этап (несмотря на то, что
диагностика включает в себя 2 этапа: первый этап - сентябрь – октябрь,
второй – апрель).
В
исследовании
участвовало
16
человек.
Форма
проведения
диагностики: индивидуальная и фронтальная.
Целью диагностического обследования является выявление уровня
психологической готовности детей к школе.
Объект исследования: дошкольники подготовительной группы.
Предмет исследования: уровни интеллектуального, социального и
эмоционального развития детей.
Задачи:
1.
Подобрать
диагностические
методики,
исходя
из
исследовательских задач.
2. Разработать практические рекомендации в плане освоения детьми
учебной программы и выработки социальных норм поведения.
4. Определить степень сформированности основных показателей
готовности к школе у детей 6-7 лет;
5. Наметить пути дальнейшей работы в формирующем эксперименте,
как с педагогами, так и с родителями (создание методических рекомендаций
по каждому испытуемому).
Для решения поставленных цели и задач была подобрана следующая
диагностическая программа, включающая в себя 9 методик, направленных на
изучение познавательных и личностных сфер ребенка. Данная программа
позволяет оценить уровень сформированности предпосылок к учебной
деятельности:
возможности
работать
в
соответствии
с
фронтальной
инструкцией, умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять
контроль
за
выполнением
своей
деятельности,
а
также
уровень
работоспособности
и
переключаемости
с
выполнения
одного
вида
деятельности на другой. Таким образом, оценивается сформированность
регуляторного компонента деятельности. Кроме того, данная программа
позволяет оценить сформированность звукобуквенного анализа, соотнесение
числа и количества. Также оценивается уровень развития моторики ребенка,
в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной
программы
в
графической
деятельности.
Учитывается
уровень
сформированности пространственных и временных представлений; уровень
развития мышления (в том числе способность анализа и синтеза, владение
обобщающими понятиями), памяти (слуховой и зрительной), внимания
(объем, переключаемость и т.д.), восприятия, речи и воображения. Помимо
оценки результатов в процессе проведения обследования была возможность
учесть особенности деятельности и характер поведения каждого ребенка в
процессе работы.
Выполнение заданий оценивалось по 3 уровням: 1-й уровень
готовности – высокий: дети готовы к обучению в школе; 2-й уровень
готовности – средний: дети условно готовы к обучению, им требуется
наводящая помощь со стороны специалиста (педагога, логопеда, психолога);
3-й уровень готовности – низкий: не готовы к началу обучения (с трудом
формируются школьные навыки, нуждаются в обучающей помощи).
Детям было предложено 9 заданий, на каждое отводилось около 3
минут. Исследовались умения классифицировать предметы по заданному
признаку, уровень развития логического мышления и пространственных
отношений, умение производить звуковой анализ, а также уровень развития
психических процессов (памяти, воображения и т.д.). За каждое выполненное
задание ребенок получал от 1 до 3 баллов, за невыполненное задание
ставился 0.
В группе тестировалось 16 будущих первоклассников. Высокие
проценты дети показали в следующих областях: умению классифицировать
предметы (59%), пространственные отношения, в частности графический
диктант (76% высокий и 24% средний уровень, низкого нет), звуковой анализ
слова (71% высокий, 29% - средний, низкого нет), задание на зрительную
память (66% высокий, 34% средний). Некоторые затруднения вызвали
задания на выполнение математических задач (24% высокий уровень, 52%
средний, 24% низкий), на логическое мышление (соответственно 35, 47 и
18), на воображение (42, 46 и 12).
Общий итог такой: из 16 протестированных детей низкий уровень
продемонстрировал всего 1 обследуемый, это 6%. Средний уровень показали
60% детей. И высокий уровень готовности к обучению в школе показали 6
человек, что составляет 34% от общего числа.
Общий итог.
Высокие
показатели
дети
продемонстрировали
в
следующих
областях: умение классифицировать предметы, проводить звуковой анализ
слова, ориентироваться на плоскости (графический диктант), показали
хорошо развитую зрительную память. В группе сложности вызвало задание,
направленное на выявление уровня развития воображения («Дорисуй
картинку») и логическое мышление («Найди лишнее»).
Чуть позднее была оценена еще мотивационная (личностная)
готовность, то есть желание ребенка к обучению в школе, понимание и
принятие своих будущих обязанностей.
Детям предлагалось решить, как бы они поступили в той или иной
абстрактной ситуации (можно привести пример, где можно проходить
обучение дома, а не в школе).
В группе высокую мотивационную готовность к школьному
обучению продемонстрировали 31%, низкую также 31%, среднюю – 38%.
По результатам диагностики было проведено общее для обеих групп
родительское собрание, на котором были озвучены полученные
данные. Родителям также были предложены индивидуальные методические
рекомендации, направленные на развитие памяти, мышления, речи,
произвольной сферы и внимания. Особенно подчеркивалось, что до школы
еще 3 месяца, за которые, при регулярных занятиях, можно скорректировать
трудности ребенка в тех или иных областях.
Диагностика дошкольников имеет большое значение.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде
всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению с целью
проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику
школьной неуспеваемости и дезадаптации, поскольку плохо подготовленный
к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от
сверстников. Также диагностика должна помочь наметить пути дальнейшей
работы как с педагогами, так и с родителями. В следующем учебном году в
октябре планируется провести стартовую диагностику интеллектуальной
готовности детей к школе, а в начале апреля – итоговую. По результатам
стартовой диагностики будет скорректирована работа педагога в
необходимых областях. Возможно, возникнет необходимость в
промежуточной диагностике, которая в таком случае будет проведена в
декабре. Хочется особо отметить, что не следует специально готовить детей к
диагностике, «натаскивать» их на определенные задания.
Наша общая задача не в том, чтобы удалить, устранить
нежелательные недостатки, а в том, чтобы выявить и устранить их причину.
Корректировать надо не следствие, а причину - это главный принцип,
который должен регулировать практическую работу с ребенком.