Автор: Муравьева Юлия Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2"
Населённый пункт: пгт. Нижний Одес г. Сосногорск Республика Коми
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: Народная игрушка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к традиционной культуре народа"
Раздел: дошкольное образование
Обобщение опыта работы по теме
Народная игрушка, как средство приобщения детей дошкольного возраста
к традиционной культуре народа»
Муравьева Ю.А., воспитатель МБДОУ «детский сад №2» пгт. Нижний Одес г.
Сосногорск, Республика Коми.
В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям
народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-
образовательной работе современного детского сада мало реализуется воспитательный
потенциал
народной
игрушки.
Чаще
всего
народные
игрушки
используются
для
познавательного развития детей, украшения интерьера, обогащения предметной среды. На
занятиях предметы народно-декоративной культуры предлагаются в качестве образца,
которому ребенок должен следовать в своей художественной деятельности.
В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только
развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и
мы, педагоги и родители, часто задумываемся над тем, какие игрушки находятся рядом с
детьми. Ведь в современных семьях в большинстве преобладают игрушки нового поколения,
например куклы Барби или же игрушки, образы которых созданы из мультфильмов.
Нравственное воспитание дошкольников является одной из сложнейших задач для
педагогов и родителей. В этом заключается актуальность исследования проблемы
нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Народные игрушки способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя
лишь
на
положительные
общечеловеческие
ценности.
Воспитательные
функции ознакомления с детей игрушкой как частью народной культуры усиливается, если
дети не только пользуются готовыми изделиями, но и создают красоту своими руками.
Народная игрушка,
за пример возьмем тряпичную куклу,
играет неоценимую
воспитательную роль. У будущих хозяюшек воспитываются усидчивость, аккуратность,
терпение, дети учатся любить свой труд и уважать труд других. Раньше игрушки, сделанные
своими руками, хранили и передавали по наследству. Как хочется, чтобы эта славная
традиция вернулась!
Практические уроки рукоделия при изготовлении тряпичной народной куклы развивают
мелкую
моторику
рук
ребёнка,
что,
как
доказано,
способствует
его
общему
развитию, развиваются глазомер, образное и пространственное мышление.
Сам процесс творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку,
размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества,
указывая
путь
к
развитию
личности.
Формировались
конкретные,
первоначальные
представления ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие
отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые
отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Через
игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение
к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались
потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.
При
изготовлении
конкретной
куклы-поделки
дети
учатся
планировать
и
контролировать свою деятельность, а также анализировать и адекватно оценивать ее
результаты. Таким образом, формируется целенаправленная деятельность дошкольников.
Дети имеют возможность попробовать себя в области прикладного искусства, а это
способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка.
Я думаю, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь
сохранить психическое здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к
природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
Народная традиционная кукла является необходимым элементом воспитательного
процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в
обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о
материальном мире.
Более углубленно стала работать по ознакомлению детей с народной игрушкой с детьми
старшей и подготовительной к школе
группы в непосредственно-образовательной
деятельности педагога с детьми, в совместной деятельности и в самостоятельных играх
детей.
С родителями были проведено анкетирование по теме: «Приобщение к основам русской
народной
культуры»,
проведен
мастер-класс
«Изготовление
куклы-оберега»,
была
организована выставка «В гостях у народных мастеров», также проведено родительское
собрание на тему: «Современная игрушка в жизни ребенка». Родителям были даны
рекомендации на тему: Народная культура и традиции».
Разработала перспективное планирование по ознакомлению с народной игрушкой. Целью
которого является формирование у детей представление о народных игрушках, приобщение
к традициям русского народа. Разработала и реализовала проект «Знакомство детей
дошкольного возраста 2-3 лет с народной игрушкой «Матрешка», цель которого является
формирование у детей интереса к народной культуре через знакомство с народной игрушкой.
Итоговым мероприятием был проведен «Праздник народной игрушки».
В работе с детьми использую различные методы и приемы: беседы, использование
художественного слова, дидактические игры, интерактивные игры, обучающие ситуации.
В ходе реализации работы достигнуты определённые результаты: сформированы знания и
интерес к народным игрушкам; создан предметно- развивающий уголок: «Игрушки из
сундучка»; своими руками изготовили игрушки для игры: куклы - пеленашки, куклы
колокольчики, игрушки – забавы, куколки из соломы; оформлена выставка творческих работ
детей и родителей «Куколка для дочки»
Я считаю, что выбранная мною работа по ознакомлению детей с народной игрушкой
является наиболее эффективной и динамичной в решение образовательных задач.