Напоминание

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.


Авторы: Чиркова Елена Владимировна, Польчунова Юлия Александровна
Должность: учитель математики, учитель физики
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 1 г. Харабали им. М.А. Орлова" Астраханской области
Населённый пункт: г. Харабали
Наименование материала: статья
Тема: СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Раздел: полное образование





Назад




На этапе введения Федерального государственного образовательного

стандарта возникла необходимость соединения системного и

деятельностного подхода в обучении и воспитании, при котором

образовательная система рассматривается как совокупность

взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет реализовать

принцип системности на практике. Основная его идея заключается в том, что

главный результат образования – это способность и готовность

обучающегося к эффективной и продуктивной деятельности во

всевозможных социально-значимых ситуациях.

Путей развития потенциала личности существует много, но

исследовательская деятельность один из самых продуктивных. Задача

педагогов, используя средства обучения и воспитания на основе

современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка

информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать

знания самостоятельно, чтобы использовать в разных жизненных ситуациях.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более

прочными. Ребенок – исследователь, проявляет интерес ко всему, что его

окружает. Как известно, ни одну воспитательную или образовательную

задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьей и полного

взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы

его мама и папа поддерживали его интересы. Никому не секрет, что для

ребенка родители – самые главные в мире люди, и родительские слова

становятся руководством к действию.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если эта

работа проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных

занятий. Однако, очень важно сделать так, чтобы родители не брали на себя

выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея

методов проектов, а вот помощь советом, информацией, проявление

заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания

мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении

ими проектной деятельности.

Первое знакомство родителей с проектной деятельностью целесообразно

начать на этапе дошкольного образования. В идеале, если существует

взаимодействие воспитателей и учителей. В нашей школе открывается уже

третья группа предшкольной подготовки, где дети готовятся к предстоящему

обучению в школе, а значит, постигают исследовательскую деятельность на

самом начальном её этапе. Кому, как ни им без помощи родителей не

обойтись. Задача родителей – знать суть проектной деятельности, ее этапов,

требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к

содействию своему ребенку, если он обратиться к ним за помощью. И в этом

им поможет учитель. Знакомство родителей с азами исследовательской

деятельности происходит на родительских собраниях, беседах. В нашей

школе работают творческие, увлеченные учителя и воспитатели. Оснащение

групп мини – лабораториями, планшетами, книгами способствует

проведению простейших исследований на занятиях, дают им первоначальное

представление о физике, химии и биологии. Эта работа продолжается дома,

где вместе с родителями дети создают поделки, рисунки на определенные

темы, а затем проходят выставки. Дети уже на этом этапе имеют

возможность поучаствовать в конкурсах и почувствовать себя

исследователями, а поскольку их поддерживали папа и мама, они осознают

всю значимость работы.

Придя в начальную школу, ни дети, ни родители не боятся таких слов как

проект, исследование. Уже на этом этапе можно познакомить родителей с

вопросами: что такое исследование в школе? Каковы этапы его выполнения?

Первые темы исследований посвящены семье, Родине, природе, то есть всему

тому, что знакомо и понятно с детства. Становясь старше, дети в своих

исследованиях затрагивают вопросы фактических из всех областей

окружающего мира и изучаемых наук.

Выполнение учебного исследования предусматривает несколько

последовательных этапов: выбор темы исследования, выдвижение

первоначальных идей, сбор материала, обобщение материалов, подготовка к

защите, защита итогов исследования. Какова же роль родителей на каждом

из них? На этапе выбора темы исследования действия родителей могут быть

следующие: помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор. Очень

важно чтобы родители с первых шагов поняли значимость этого

исследования для ребенка. А учитель может и должен лишь «подтолкнуть»

их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы: что

мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь?

На следующем этапе вместе с ребенком и родителями мы формулируем

проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего

исследования, и которые являются мощной движущей силой процесса

дальнейшего исследования. Поиск проблемы – дело непростое, а способность

творчески одаренного человека видеть проблемы – особый дар. Проблема –

это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются

действия, направленные на исследования всего, что связано с данной

проблемной ситуацией. Поэтому на данном этапе большая роль отводится

учителю и консультанту, в роли которых выступают родители. Важно, чтобы

ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему, но не обязательно

требовать ясного словесного оформления этой проблемы.

Прежде, чем приступить к этапу сбора материала, надо договориться с

детьми о способах фиксации получаемых сведений (запомнить, записать на

бумаге, на диктофоне, сфотографировать, зарисовать). В ходе сбора

материала родители могут посоветовать дополнить список необходимых

источников по теме исследования или исключить из него те, которые не

совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые посодействуют ребенку в

передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске

источников дополнительной информации (опрос, наблюдение, эксперимент,

интервью, Интернет, книги и периодические издания).

На этапе обобщения материала родители могут помочь ребенку кратко

изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом другим людям. Для

этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на

вопросы по результатам исследования, подготовить тексты. Макеты,

чертежи. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке,

грамматическом и стилистическом контроле.

На этапе подготовки к защите работы родители могут помочь провести

последнюю проверку перед презентацией. Прорепетировать выступление,

снять волнение ребенка перед выступлением.

Защита итогов исследования – это венец исследования и один из главных

этапов обучения начинающего исследователя. Без него не может

исследование считаться завершенным. Естественно защита работы бывает

публичной, с привлечением автором других работ, зрителей. В ходе защиты

ребенок учиться излагать добытую информацию, сталкивается с другими

взглядами на проблему, учится убеждать, доказывая свою точку зрения.

Родители должны помогать детям не только в начальной, но и в средней

школе. Конечно, дети приобрели опыт, могут работать самостоятельно, но

бывают ситуации, в которых без помощи родителей им не обойтись.

В учебнике физики за 8 класс под редакцией А.В. Перышкина есть

задание: «По электросчетчику определите и запишите, какая электроэнергия

расходуется в вашей квартире за неделю (месяц). В течение следующей

недели (месяца) постарайтесь экономить энергию – выключать, когда это

возможно, электроприборы. Определите по счетчику, сколько

электроэнергии вы сумели сэкономить».

Именно эта задача заинтересовала и убедила учащихся разных возрастов

из научного общества школы и послужила созданию исследования «Мой

первый опыт экономии электроэнергии».

Участники исследования решили на примере своих семей провести

исследования, как можно сэкономить потребление электроэнергии в доме.

Каждый член семьи выполнял какую-то роль. Папы, были ответственными за

техническое обеспечение, мамы координировали проект, а дети изучали

литературу по проблеме, осуществляли наблюдения, проводили

статистические исследования и анализировали полученные данные.

Данная работа помогла сделать жизнь семей более дружественной по

отношению к природе, осознанно перейти к ресурсосбережению в доме,

сэкономить средства на оплату потребляемых ресурсов, улучшить свой быт,

добиться большего комфорта.

Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и

родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для

каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный

вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно

обогащает знаниями каждого из её участников.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много

нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их

родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

Литература.

1.Емельянова Е. Исследовательская деятельность детей./ «Ребенок в детском

саду», 2009, №3.

2. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего

дошкольного ребенка в детском саду. /«Дошкольное воспитание», 2003, № 3/

3. А.В. Перышкин. Физика 8 кл.: учебник для общеобразовательных

учреждений/А.В. Перышкин. – М.:Дрофа, 2013.-237с.



В раздел образования