Авторы: Чиркова Елена Владимировна, Польчунова Юлия Александровна
Должность: учитель математики, учитель физики
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 1 г. Харабали им. М.А. Орлова" Астраханской области
Населённый пункт: г. Харабали
Наименование материала: статья
Тема: СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Раздел: полное образование
На этапе введения Федерального государственного образовательного
стандарта возникла необходимость соединения системного и
деятельностного подхода в обучении и воспитании, при котором
образовательная система рассматривается как совокупность
взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет реализовать
принцип системности на практике. Основная его идея заключается в том, что
главный результат образования – это способность и готовность
обучающегося к эффективной и продуктивной деятельности во
всевозможных социально-значимых ситуациях.
Путей развития потенциала личности существует много, но
исследовательская деятельность один из самых продуктивных. Задача
педагогов, используя средства обучения и воспитания на основе
современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка
информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать
знания самостоятельно, чтобы использовать в разных жизненных ситуациях.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более
прочными. Ребенок – исследователь, проявляет интерес ко всему, что его
окружает. Как известно, ни одну воспитательную или образовательную
задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьей и полного
взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы
его мама и папа поддерживали его интересы. Никому не секрет, что для
ребенка родители – самые главные в мире люди, и родительские слова
становятся руководством к действию.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если эта
работа проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных
занятий. Однако, очень важно сделать так, чтобы родители не брали на себя
выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея
методов проектов, а вот помощь советом, информацией, проявление
заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания
мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении
ими проектной деятельности.
Первое знакомство родителей с проектной деятельностью целесообразно
начать на этапе дошкольного образования. В идеале, если существует
взаимодействие воспитателей и учителей. В нашей школе открывается уже
третья группа предшкольной подготовки, где дети готовятся к предстоящему
обучению в школе, а значит, постигают исследовательскую деятельность на
самом начальном её этапе. Кому, как ни им без помощи родителей не
обойтись. Задача родителей – знать суть проектной деятельности, ее этапов,
требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к
содействию своему ребенку, если он обратиться к ним за помощью. И в этом
им поможет учитель. Знакомство родителей с азами исследовательской
деятельности происходит на родительских собраниях, беседах. В нашей
школе работают творческие, увлеченные учителя и воспитатели. Оснащение
групп мини – лабораториями, планшетами, книгами способствует
проведению простейших исследований на занятиях, дают им первоначальное
представление о физике, химии и биологии. Эта работа продолжается дома,
где вместе с родителями дети создают поделки, рисунки на определенные
темы, а затем проходят выставки. Дети уже на этом этапе имеют
возможность поучаствовать в конкурсах и почувствовать себя
исследователями, а поскольку их поддерживали папа и мама, они осознают
всю значимость работы.
Придя в начальную школу, ни дети, ни родители не боятся таких слов как
проект, исследование. Уже на этом этапе можно познакомить родителей с
вопросами: что такое исследование в школе? Каковы этапы его выполнения?
Первые темы исследований посвящены семье, Родине, природе, то есть всему
тому, что знакомо и понятно с детства. Становясь старше, дети в своих
исследованиях затрагивают вопросы фактических из всех областей
окружающего мира и изучаемых наук.
Выполнение учебного исследования предусматривает несколько
последовательных этапов: выбор темы исследования, выдвижение
первоначальных идей, сбор материала, обобщение материалов, подготовка к
защите, защита итогов исследования. Какова же роль родителей на каждом
из них? На этапе выбора темы исследования действия родителей могут быть
следующие: помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор. Очень
важно чтобы родители с первых шагов поняли значимость этого
исследования для ребенка. А учитель может и должен лишь «подтолкнуть»
их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы: что
мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь?
На следующем этапе вместе с ребенком и родителями мы формулируем
проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего
исследования, и которые являются мощной движущей силой процесса
дальнейшего исследования. Поиск проблемы – дело непростое, а способность
творчески одаренного человека видеть проблемы – особый дар. Проблема –
это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются
действия, направленные на исследования всего, что связано с данной
проблемной ситуацией. Поэтому на данном этапе большая роль отводится
учителю и консультанту, в роли которых выступают родители. Важно, чтобы
ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему, но не обязательно
требовать ясного словесного оформления этой проблемы.
Прежде, чем приступить к этапу сбора материала, надо договориться с
детьми о способах фиксации получаемых сведений (запомнить, записать на
бумаге, на диктофоне, сфотографировать, зарисовать). В ходе сбора
материала родители могут посоветовать дополнить список необходимых
источников по теме исследования или исключить из него те, которые не
совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые посодействуют ребенку в
передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске
источников дополнительной информации (опрос, наблюдение, эксперимент,
интервью, Интернет, книги и периодические издания).
На этапе обобщения материала родители могут помочь ребенку кратко
изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом другим людям. Для
этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на
вопросы по результатам исследования, подготовить тексты. Макеты,
чертежи. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке,
грамматическом и стилистическом контроле.
На этапе подготовки к защите работы родители могут помочь провести
последнюю проверку перед презентацией. Прорепетировать выступление,
снять волнение ребенка перед выступлением.
Защита итогов исследования – это венец исследования и один из главных
этапов обучения начинающего исследователя. Без него не может
исследование считаться завершенным. Естественно защита работы бывает
публичной, с привлечением автором других работ, зрителей. В ходе защиты
ребенок учиться излагать добытую информацию, сталкивается с другими
взглядами на проблему, учится убеждать, доказывая свою точку зрения.
Родители должны помогать детям не только в начальной, но и в средней
школе. Конечно, дети приобрели опыт, могут работать самостоятельно, но
бывают ситуации, в которых без помощи родителей им не обойтись.
В учебнике физики за 8 класс под редакцией А.В. Перышкина есть
задание: «По электросчетчику определите и запишите, какая электроэнергия
расходуется в вашей квартире за неделю (месяц). В течение следующей
недели (месяца) постарайтесь экономить энергию – выключать, когда это
возможно, электроприборы. Определите по счетчику, сколько
электроэнергии вы сумели сэкономить».
Именно эта задача заинтересовала и убедила учащихся разных возрастов
из научного общества школы и послужила созданию исследования «Мой
первый опыт экономии электроэнергии».
Участники исследования решили на примере своих семей провести
исследования, как можно сэкономить потребление электроэнергии в доме.
Каждый член семьи выполнял какую-то роль. Папы, были ответственными за
техническое обеспечение, мамы координировали проект, а дети изучали
литературу по проблеме, осуществляли наблюдения, проводили
статистические исследования и анализировали полученные данные.
Данная работа помогла сделать жизнь семей более дружественной по
отношению к природе, осознанно перейти к ресурсосбережению в доме,
сэкономить средства на оплату потребляемых ресурсов, улучшить свой быт,
добиться большего комфорта.
Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и
родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для
каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный
вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно
обогащает знаниями каждого из её участников.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много
нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их
родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
Литература.
1.Емельянова Е. Исследовательская деятельность детей./ «Ребенок в детском
саду», 2009, №3.
2. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего
дошкольного ребенка в детском саду. /«Дошкольное воспитание», 2003, № 3/
3. А.В. Перышкин. Физика 8 кл.: учебник для общеобразовательных
учреждений/А.В. Перышкин. – М.:Дрофа, 2013.-237с.