Автор: Молчанова Марина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №20"
Населённый пункт: г. Абакан республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Технология разноуровневого обучения, как средство смыслового чтения"
Раздел: начальное образование
«Технология разноуровневого обучения, как средство смыслового чтения»
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро)
Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного
общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы в качестве обязательного компонента:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
При разноуровневом обучении задействованы все основные виды смыслового чтения:
- ознакомительное (выделение главного);
- поисковое (нахождение конкретного факта);
- вдумчивое (необходимость извлечь точную информацию с последующей интерпретацией,
выделение основной мысли, умения анализировать текст).
Применение данной технологии
1.
заставляет детей «вчитываться в задание» (анализ учебных заданий, инструкций, схем,
алгоритмов в карточках-информаторах)
2.
даёт возможность ученику трудиться самостоятельно с текстом и сопоставлять свою
работу с работой других учащихся при проверке, высказывать точку зрения, аргументировать
ответ
3.
задействовать по литературному чтению и окр. миру для анализа тексты разного уровня по
объёму и стилю с воспитывающе –познавательным характером
Цель разноуровневого обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных
особенностей личности, на уровне возможностей и способностей учащихся.
Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает
необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении. Обучение детей,
разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая
сложная задача, стоящая перед учителем. Решить ее невозможно без индивидуального подхода к
обучению, который и лежит в основе разноуровневого обучения.
Данная технология позволяет работать индивидуально с учениками, в группах и коллективно. Ее
характерными положительными чертами являются:
-открытость требований (дети видят материал для разного уровня обучения в сравнении и учатся
оценивать свои возможности),
-предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с
одного уровня на другой,
-работа в индивидуальном темпе,
-ответственность за свои успехи,
-формирование адекватной самооценки.
Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:
- изучение индивидуальных способностей и учебных возможностей ребёнка (уровня развития
внимания, памяти, мышления и т.д. и диагностики уровня ЗУН по определённому предмету;
- выявление отставаний и планирование ликвидации пробелов в обучении, устранения причин
неуспеваемости;
- дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика.
Иван Михеевич Чередов сформулировал критериальную базу уровней обученности учащихся по
уровню достижений и личностно-психологическим типам:
1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей
сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно,
творчески подходить к решению задач). Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и
торможения.
Они
обладают
устойчивым
вниманием,
хорошо
развитым
аналитическим
мышлением.
2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с
помощью учителя по опорным схемам). Ученики с преобладанием процессов возбуждения над
процессами торможения. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения.
Внешне
их
психические
особенности
проявляются
в
торопливости,
эмоциональности,
невнимательности.
3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют большего количества
тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), быстрой утомляемостью, с
большими пробелами в знаниях, игнорируют выполнение заданий. Они медлительны, при
отсутствии индивидуального подхода к ним совершенно теряют интерес к учебе.
Важно, что при разноуровневом обучении возможен переход учащихся из одной группы в другую.
Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов
в обучении и повышением интереса к получению знаний.
К.Д. Ушинский считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые
задания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по
возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и
давать для него материал.
Применение
данной
технологии
в
обучении
даёт
такую
возможность.
Разноуровневая
дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение
нового материала; дифференцированная домашняя работа
1 группа - -задания традиционные ( работа с текстом, иллюстрации, подготовка к пересказу,
ответы на вопросы…)
2 группа - дополнительные: сообщения, творческого характера ( сочинить, составить, пересказ от
имени персонажа, деление текста на части, д\ф к сказке, чтение в лицах, составление кроссворда,
картинный план , словесный план); учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного
материала; самостоятельные и контрольные работы (1,2,3,4 вариант по уровню сложности); уроки
закрепления.
Как одна из форм разноуровневого обучения может быть самостоятельный выбор заданий, т. е.
ученики сами выбирают уровень, над которым они работают. Здесь ученики сами оценивают свои
знания и возможности. На первых этапах этой работы можно столкнуться с тем, что одни ученики
переоценивают свои знания, другие наоборот – недооценивают свои силы.
Но при
систематической работе в данном направлении, ребята сами подходят к правильному выбору
заданий для себя. Для разноуровневого обучения можно использовать: карточки-информаторы,
включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи; альтернативные
задания для добровольного выполнения (ПУ*); задания, помогающие в овладении рациональными
способами деятельности.
Молчанова Марина Викторовна-учитель начальных классов МБОУ «СОШ №20» г. Абакана
Республики Хакасия