Напоминание

"Комплексный подход в развитии технических навыков в младших классах специального фортепиано "


Автор: Гареева Оксана Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №4"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: "Комплексный подход в развитии технических навыков в младших классах специального фортепиано "
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Комплексный подход в развитии технических навыков

в младших классах специального фортепиано»

Гареева Оксана Владимировна - МАУДО «Детская музыкальная школа №4»

г. Набережные Челны

«Техника-это

ящик

с

инструментами, из которого искусный

мастер берет то, что ему нужно в

данное время и для данной цели»

И. Гофман

Художественная сторона исполнения музыкального произведения

зависит

от

должного

уровня

развития

техники,

что

ведет

к

совершенствованию

исполнительского

мастерства.

В

художественной

деятельности

музыканта

само

понятие

исполнительского

мастерства

складывается из сочетания музыкальных и технических данных, и только при

наличии обоих компонентов возможен успех в области исполнительства.

Поэтому развитие технического мастерства должно занимать чрезвычайно

важное место, и в особенности на начальном этапе обучения игре на

инструменте. Не удивительно, что этому вопросу уделялось много внимания

в практической педагогике, в методических пособиях и трудах по теории

исполнительства.

Проблемы развития фортепианной техники учеников-пианистов,

формирование необходимого аппарата «воплощения», воспитание свободы

пианистических движений всегда были в центре внимания музыкальной

педагогики. Вопрос недостаточного развития технического мастерства,

напряженных, скованных движений, мышечной зажатости рук учеников –

пианистов в ДМШ остается и сегодня одним из серьезных в решении

проблем фортепианного исполнительства.

На протяжении всего своего существования техника развивалась и

претерпевала различные изменения в зависимости от тех задач, которые

ставились перед пианистами. Менялась и ее классификация.

По словам И. Гофмана техника включает в себя «гаммы, арпеджио,

аккорды, двойные ноты, октавы, легато и различные виды стаккато, а также

динамические оттенки».

К. Мартиссен классифицирует технику на три типа:

классический,

экстатический

или

романтический

(техника

подушечки

пальца, то есть все внимание должно быть направлено на формирование

красивого звука) и экспансивный (техника плечевого пояса).

А. Бирмак своей

книге «О художественной технике пианиста» классифицирует технику на два

вида, сохранивших свое значение и в наше время: крупная техника (аккорды,

октавы, тремоло и скачки) и мелкая техника (пальцевая игра)

.

В основу обучения игре на фортепиано положено техническое

воспитание.

Техника

органически

вырастает

из

индивидуальных

способностей ребенка.

Существует

ряд моментов, влияющих на

эффективность технической работы: ощущаемость игрового аппарата,

непринужденность игры в целом и в звукоизвлечение в частности, принцип

безошибочности

в

работе,

выявление

и

устранение

двигательных

затруднений. Наиболее важными на начальном этапе обучения игре на

фортепиано являются двигательные затруднения.

Основным методом работы над пианистической техникой является

метод повторения. Он составляет фундамент всей работы пианиста, в том

числе и технической. Вместе с тем степень эффективности проведения

работы с целью воспитания беглости зависит от выполнения целого ряда

условий.

Первое условие – отбор материала. Это может быть упражнение,

различные модификации технически сложных мест, встречающихся в

произведении и т.д. Инструктивные этюды, конечно, представляют полезный

материал для работы, но скорее, для комплексного развития двигательно-

координационных и физических качеств. Однако достижение максимальной

скорости в них часто затруднено различными техническими сложностями,

максимальную скорость значительно легче показать в игре специально

подобранных упражнений. Упражнения должны быть достаточно просты в

координационном отношении, удобны для исполнения, то есть представлять

благодатный материал для проявления скоростных качеств. Они должны

быть небольшими, позволяющими максимально сконцентрироваться на

скорости их исполнения. Работа над упражнениями позволят сосредоточить

все внимание на ритмической стороне игры, правильных ощущениях и

движениях, качестве звука и туше.

Второе условие касается способа

выполнения скоростного задания. Осваивая упражнения, пианист должен

позаботиться о том, чтобы подобрать наиболее перспективные движения,

которые

будут

соответствовать

особенностям

двигательного

аппарата

музыканта.

Современная методика рассматривает упражнения, как важное и

эффективное

средство

развития

ученика.

Они

являются

основными

элементами

технических

форм,

которые

вырабатывают

у

ученика

необходимые технические и слуховые навыки.

Во время исторического развития техники пианиста наметились три

аспекта в классификации фортепианных упражнений:1. Упражнения через

освоение

типовых

формул.

2.Упражнения

для

преодоления

текущих,

нестандартных

технических

затруднений

в

изучаемом

произведении.

3.Упражнения – как импровизационные модели.

Четко выраженной спецификой отличаются упражнения для детей,

начинающих свое обучении на фортепиано.

Ребенок 6-7 лет, наиболее полно

свои возможности

раскрывает в игре. Она помогает сделать процесс

обучения

интересным

и

увлекательным,

активизирует

творческие

наклонности детей. С ее помощью каждый извлекаемый звук, любое

упражнение приобретает эмоционально-образное содержание.

Особенности психофизического развития детей младшего школьного

возраста (пластичность игрового аппарата, психологическая готовность к

обучению, активность творческого начала и др.) создают благоприятные

воздействия для формирования устойчивых слухо-двигательных комплексов,

предпосылок

дальнейшего

совершенствования

индивидуальной

исполнительской техники. Монотонность, однообразие упражнений, которые

якобы могут спровоцировать негативное отношение учащегося к занятиям,

не должны стать причиной и оправданием для исключения данной формы

работы из учебного процесса. Задача педагога – сделать ее привлекательной,

занимательной для детей, значит, еще более эффективной. В этом поможет

знание

особенностей

развития

детской

психики

(непосредственный,

конкретно-чувственный

характер

восприятия,

преобладание

образного

мышления, стремление к познанию нового, тяготение к игровым видам

деятельности и др.). Данные факторы обусловливают необходимость

использования при моделировании комплекса упражнений для детей,

начинающих свое обучение на фортепиано, игровых форм, а также методов

ассоциаций, подтекстовок и варьирования.

Обучение в процессе игры увлекает ребенка, обеспечивает атмосферу

непринужденности на занятиях, позволяет раскрепостить его во время

выполнения учебных заданий. Метод вариантов допускает использование

одного и того же материала для постановки и решения различных

педагогических

задач,

разнообразие

и

изобретательность

в

подборе

модификаций отвечает природе детской любознательности.

Соединение

движения пальцев с речевым произнесением слов способствует выявлению

ритмической организации и структуры музыкальной фразы, стимулирует

отчетливость

произнесения

каждого звука,

активизирует

воображение

ребенка. Упражнения, подчиненные конкретным звуковым, физическим и

автоматизированным задачам, воспитывают профессиональные навыки и

совершенствуют весь аппарат пианиста. Различные типовые упражнения,

проверенные многолетней практикой (игра гамм, аккордов, арпеджио и т.д.)

не только укрепляют мышцы и развивают пальцевую беглость, но и

вырабатывают

привычку

к

исполнению

ряда

технических

формул,

встречающихся в художественных произведениях.

Изучение различных видов техники способно принести огромную пользу

для

технического

и

музыкального

развития

того,

кто

обучается

фортепианной игре. Оно позволяет овладеть основными принципами

фортепианной

техники;

на

практике

познакомиться

с

основными

аппликатурными формулами; выработать пальцевую четкость, ровность,

беглость. Техника – средство выразительности, которое требует постоянного

совершенствования.

Список литературы

1.

Абдуллина,

А.А.

Моделирование

упражнений

для

начинающих

обучение игре на фортепиано: Учебно-методическое пособие. – М.:

МПГУ, 2005. – 24 с.

2.

Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной

игре. \ И.Гофман. – М.: Классика - XXI, 2002. – 244 с.

3.

Землянский, Б.Я. О музыкальной педагогике. / Б.Я. Землянский. – М.:

Музыка, 1987. -

4.

Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой. \ Е.Либерман. – М.:

Классика - XXI, 2002. – 84 с.

5.

Мазель, В. Музыкант и его руки: Физиологическая природа и

формирование двигательной системы. \ В.Мазель. – СПб.: Композитор

(СПб), 2002. – 180 с.

6.

Мартисен, К.А. Методика индивидуального преподавания игры на

фортепиано. [Текст] \ К.А.Мартисен. – М.: Классика - XXI, 2003. – 120

с.

7.

Милич, Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. [Текст] / Б.Е.Милич. -

Методическое пособие. – М.: Кифара, 2002. – 287с.

8.

Психология музыкальной деятельности. Теория и практика (под ред.

Г.М.Цыпина). М. 2003.

9.

Савшинский, С.И. Пианист и его работа. \ С.И.Савшинский. – М.:

Классика-XXI, 2002. – 244 с.

10.Савшинский, С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. \

С.И.Савшинский. – М.: Классика – XXI, 2004. – 192 с.

11.Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков. \

А.А. Шмидт-Шкловская, - М.: Классика - XXI, 2004. – 192с



В раздел образования