Напоминание

"Организация и методика проведения экскурсии с учащимися"


Автор: Новикова Наталья Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "СДЮТиЭ"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация и методика проведения экскурсии с учащимися"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Организация и методика проведения экскурсии с учащимися»

Подготовила:

Н.А. Новикова

ПДО МБУ ДО «СДЮТиЭ»

НОРИЛЬСК, 2022

Содержание.

1. Введение.

1.1. Общие признаки экскурсий.

1.2. Классификация экскурсий.

1.3. Экскурсии в природу.

2. Методика подготовки и проведения экскурсий.

2.1. Методика подготовки экскурсий.

2.1.1. Подготовка педагога.

2.1.2. Подготовка обучающихся.

2.2. Методика проведения природоведческих

экскурсий.

2.3. Беседа с учащимися по итогам экскурсии.

2.4. Практические советы для подготовки и проведения

экологической экскурсии.

1. Введение.

Экскурсия — это процесс познания окружающего

мира

по

заранее

подобранным

объектам

(зрительным

рядам),

которые

служат

для

раскрытия той или иной темы.

Экскурсия

это

форма

организации

учебного

процесса,

направленная

на

усвоение

учебного

материала, но проводимая вне школы, которая

позволяет

проводить

наблюдения,

а

также

непосредственно

изучать

различные

предметы,

явления

и

процессы

в

естественно

или

искусственно созданных условиях.

1.1. Общие признаки экскурсий.

1. Протяженность по времени проведения от одного

академического часа (45 мин) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ

экскурсионных объектов на месте их расположения. 5.

Передвижение участников экскурсии по заранее

составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие

определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение,

изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи

признаков

лишает

права

называть

проводимое

мероприятие экскурсией.

Основной признак экскурсии

высокая степень наглядности.

Специфика экскурсии заключается в

органическом сочетании в ней

показа и рассказа.

Б) По составу и количеству

участников

экскурсии подразделяются на:

- индивидуальные

- для местного населения

- приезжих туристов

- взрослых и школьников и т.д.

1.2. Классификация экскурсий.

классифицируются по:

В настоящее время экскурсии

В) По тематике экскурсий

Г) По месту проведения

экскурсии бывают:

- городские

- загородные

- производственные

- музейные и т.д.

Д) По способу передвижения

- пешеходные

- с использованием различных видов

транспорта.

Е) По продолжительности экскурсия

составляет от 1 акад. часа (45 мин) до

суток.

Ж) По форме проведения

экскурсии могут быть различными:

- экскурсия-прогулка

- экскурсия-лекция

- экскурсия-концерт

- экскурсия-спектакль

- учебная экскурсия и т.д.

1.3. Экскурсии в природу.

Важное место в плане работы педагога

занимают экскурсии в природу, где

учащиеся могут увидеть взаимоотношения

природных объектов и их связь со средой

обитания.

Экскурсии в природу представляют способ

конкретного

изучения

природы,

то

есть

изучение объектов и явлений природы, а не

рассказов

или

книг

о

ней.

Здесь

открываются

широкие

возможности

для

организации творческой работы учащихся,

инициативы и наблюдательности.

На

экскурсиях,

как

и

на

практических

занятиях, у учащихся формируются навыки

самостоятельной

работы.

Планомерное

проведение экскурсий развивает у учащихся

навыки изучения своего края.

Именно

на

экскурсиях

у

учащихся

воспитывается интерес и любовь к природе,

эстетические чувства. Они учатся видеть ее

красоту,

понимать

необходимость

бережного отношения к природе.

Экскурсии

способствуют

формированию

экологического сознания учащихся.

Экскурсии имеют большое значение и для

физического развития учащихся.

Пребывание на чистом воздухе, в

естественной

природной среде, содействует закалке и

укреплению здоровья учащихся.

По содержанию экскурсии

делятся на 2 вида:

1.природоведческие (познавательные)

экскурсии – в парк, тундру, к озеру

2. экскурсии с целью ознакомления с

трудом взрослых. (школа, библиотека).

2. Методика подготовки и

проведения экскурсий

Экскурсию провести значительно труднее,

чем занятие в группе, поэтому ее успех

зависит от тщательной подготовки педагога

и детей.

Методика экскурсионной работы состоит

из двух главных частей –

- методики подготовки экскурсии

- методики ее проведения.

2.1. Методика подготовки

экскурсии.

2.1.1. Подготовка педагога.

Подготовка педагога к проведению учебной

экскурсии в природу включает:

-Формулировку цели и задачи экскурсии;

-Выбор темы;

-Выбор маршрута, ознакомление с ним на

местности, изучение природы района

экскурсии и его достопримечательностей;

-Отбор содержания и методов подготовки

учащихся к экскурсии.

-Определение

количества

и

местоположения

остановок

во

время

экскурсии, составление индивидуальных и

бригадных домашних заданий

-Определение возможностей использования

материалов

экскурсии

на

уроках

природоведения и экологии.

Подготовка педагога заключается прежде

всего

в

определении

цели

экскурсии и отборе

программного

содержания.

План описания проведения

экологической экскурсии.

В плане-конспекте педагог указывает:

Педагог должен продумать, какие учебные

игры и какой активный отдых организовать

с учениками во время экскурсии,

определить основные вопросы с ними

после экскурсии.

- содержание вступительной беседы,

- конспектирует пояснения на каждом этапе,

- записывает, что именно должны увидеть и сделать учащиеся.

План проведения экскурсии

:

Название экскурсии:

Тема:

Цель:

Задачи:

Образовательные

Воспитательные

Оборудование:

Содержание экскурсии.

Содержание практических заданий.

Итоги экскурсии.

2.1.2. Подготовка детей

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Инструкция по ТБ.

2. Предупредить об одежде и обуви.

3. Сбор оборудования для каждого звена.

Подготовка детей начинается с сообщения

педагогом цели экскурсии. Ребята должны

знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что

нужно собрать. Педагог напоминает детям о

правилах поведения на улице, в лесу, в

общественных местах. При подготовке к

экскурсии нужно обратить внимание на

одежду детей

.

Перед

экскурсией

педагогу

необходимо

тщательно

продумать,

какой

материал

собрать для дальнейшей работы в группе

и

какое

оборудование

в

связи

с

этим

нужно взять с собой.

2.2. Методика

проведения

природоведческих

познавательных экскурсий.

Природоведческая экскурсия

включает в себя:

- вводную беседу,

- коллективное наблюдение,

- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей,

- сбор природоведческого материала,

- игры детей с собранным материалом.

Педагог должен помочь детям подметить

и осознать характерные признаки предметов

и явлений.

- вопросы,

- загадки,

- сравнения,

- обследовательские действия,

- игры,

- рассказы,

- пояснения.

Для этого можно использовать различные приемы:

По

окончании

основной

части

детям

дается

возможность

удовлетворить

их

любознательность

в

индивидуальных

самостоятельных

наблюдениях

и

сборе

природоведческого материала.

В заключительной части экскурсии педагог

обращает внимание детей на общую

картину природы.

2.3. Беседа с учащимися по итогам экскурсии

Главная цель заключительного этапа —

подведение итогов экскурсионной работы.

Итоговые беседы имеют большое образова-

тельно-воспитательное значение.

В процессе беседы учащиеся:

- расширяют,

- углубляют,

- закрепляют знания по изученному на экскурсии материалу.

Таким

образом,

экскурсии

помогают

расширить

представления

воспитанников

об

экологических

системах

(парков,

водоемов), сформировать представления об

их "жизни" в течение года, понаблюдать,

какие

изменения

происходят

с

каждым

природным

объектом

в

зависимости

от

сезона,

научиться

любить

и

оберегать

окружающую среду.

Заканчивается

работа

по

экскурсии

анализом

педагога

ее

окончательных

результатов.

2.4. Практические советы для

подготовки и проведения экологической экскурсии.

При подготовке и проведения экскурсии

следует учитывать следующие советы:

-Экскурсия

в

природу

это

не

просто

развлекательная прогулка, а эффективная форма

экологического образования.

-Экскурсия

должна

быть

предварительно

подготовлена.

-Экскурсия

ни

в

каком

случае

не

должна

превращаться в лекцию под открытым небом.

- Придерживаться тематики экскурсии,

(не поддаваться на отвлекающие, провока-ционные

детские вопросы)

-

Активность участников экскурсии.

- Рекомендуется избегать длительных

объяснений, это утомляет обучающихся.

- Нельзя перегружать экскурсантов новыми

названиями, они их непременно забудут.

- Сконцентрируйте внимание обучающихся на

нужном природном объекте.

- Вовремя необходимо замечать утомление

школьников, нужно уметь закончить

экскурсию.

- Закрепить материал экскурсии в памяти

участников последующей его проработкой.

Эта послеэкскурсионная проработка, как

показывает

опыт,

также

имеет

немаловажное значение, и экскурсия очень

много

теряет,

если

она

остается

незавершенной.

ИНТЕРЕСНЫХ

и

НАПОЛНЕННЫХ

ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ

ВАМ

ЭКСКУРСИЙ!



В раздел образования