Напоминание

Мотивационный компонент в работе Дефектолога


Авторы: Пархоменко Давид Александрович, Голиков Руслан Сергеевич
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Реабилитационно-образовательный центр № 76 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статью-презентацию
Тема: Мотивационный компонент в работе Дефектолога
Раздел: начальное образование





Назад




Мотивационный аспект в работе дефектолога

Мотивация ( определение)

Мотива

́

ция — побуждение к действию; психофизиологический процесс,

управляющий поведением человека, задающий его направленность,

организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно

удовлетворять свои потребности.

В мотивации тесно переплетены внешние и внутренние факторы, и они

определяют, на что направлена деятельность ребенка, насколько она активна,

организована, последовательна, а также в течение какого времени эта

мотивация будет устойчива. Об этом говорит тот факт, что иногда одаренный

ребенок, но не имеющий мотивации, не добивается успеха, а тот у кого

казалось нет никаких шансов, но имеющий устойчивую постоянную мотивацию,

добивается успеха.

Детская мотивация (Внутр/внешн., +/- подкрепление)

Итак мотивация бывает внешней, внутренней. Внешняя – это то что влияет на

нас извне, внутренняя, то что зарождается внутри нас. Также делится на

отрицательную и положительную. То есть говорится о том, что человек

ожидает получить от деятельности. Если есть ожидание поощрения за

выполнение деятельности – речь идет о положительной мотивации. Если речь

идет о наказании за невыполнение задания, то об отрицательной мотивации.

Но как показывает практика, отрицательная мотивация чаще всего дает

кратковременный эффект, и затрудняет работу с мотивационной сферой

вообще. В вопросах обучения необходимо помнить и о постоянной

(устойчивой) и временной (неустойчивой) мотивации. Устойчивая мотивация —

такая мотивация, мотивы которой привязаны к потребностям человека. Для

поддержания такой мотивации не требуется дополнительных подкреплений.

Например утолить чувство голода, для этого нас не нужно дополнительно

мотивировать. Неустойчивая мотивация, напротив, требует постоянного

подкрепления. И вопросы обучения у большинства детей относятся как раз к

неустойчивой мотивации. . У детей младшей школы мало развита внутренняя

мотивация и большое влияние оказывает внешняя мотивация. И цель

родителей и педагогов постепенно менять внешнюю мотивацию на

внутреннюю. По мере взросления внутренняя мотивация должна возрастать и

в ребенке должна развиваться группа мотивов саморазвития. Это слаженная

работа педагогов и родителей. Мотивация тесно связана с эмоциями.

Рассмотрим мотивацию, которая строится на таких эмоциях, как страх, боль,

стыд.

Р- Стыд как чувство.

В классической психологии эмоций стыд относят к категории базовых эмоций

[4]. В то же время большинство исследователей сегодня относят стыд к группе

эмоций самосознавания. Эмоции самосознавания (self-conscious emotions)

отличаются от базовых эмоций тем, что для них необходима и обязательна

связь с процессами самосознавания [16].

При этом индивид переживает рассогласование между тем, каким он является

«здесь и теперь» и тем, каким он должен быть в данной ситуации. Отсюда

понятно, что стыд затрагивает такие аспекты существования как «Я», «Другой»

и

«Ситуация».

Более

того,

во

многих

случаях

ситуация,

в

которой

переживается стыд, оказывается публичной, что несет в себе угрозу

социальному

образу

Я.

Переживание

стыда

также

характеризуется

внезапностью и невозможностью контроля над ситуацией, в результате чего

индивид становится претерпевающей фигурой и не в состоянии активно

действовать [1].

Чувство

стыда

отличается

выраженной

физиологической

реакцией

(покраснение или побеление кожных покровов, пот, остановка дыхания, потеря

опоры,

нечеткое

зрение),

ощущением

беззащитности

перед

недоброжелательным взглядом другого человека (или глобально всем миром),

а также желанием скрыться или спрятаться. Таким образом, неотъемлемой

частью стыда является предположения и убеждения субъекта относительно

того, как он выглядит в глазах другого человека.

В целом это стыд – это остановка возбуждения, связанного с реализацией

потребности, что может выражаться в замирании. Он может начаться со

смущения или неловкости и усилиться вплоть до позора. Это чувство тесно

соприкасается с презрением другого человека, собственной униженностью и

ущербностью, а также неправильностью и несостоятельностью. Стыд может

маскироваться другими чувствами, а именно гневом, злостью или даже

яростью, гордостью или одиночеством. Сам по себе стыд является одним из

табуированных

чувств,

которые

неприлично

демонстрировать

(страх

покраснеть) и даже испытывать. Для того чтобы его испытать, достаточно не

попадая

в

трудную

ситуацию,

просто

ее

припомнить.

Склонность

к

переживанию стыда препятствует эмпатичному пониманию других людей [15],

в силу того, что переживающий стыд субъект чрезвычайно сфокусирован на

самом себе.

Для того, чтобы избежать стыда индивид может:

- начать бороться с тем, кто стыдит (ответный удар родительской фигуре), а

также начать стыдить другого (проекция своего стыда);

- заняться самоосуждением (как следствие интроецирования мнения или

отношения родительской фигуры);

- компенсаторно занять полярную позицию с мнением о собственной

исключительности и презрением к остальным;

- стать перфекционистом, чтобы вырваться из стыда с помощью соответствия

идеальному Я;

- изолироваться (вариант социофобии).

Однако если стыд только переживается, а не познается, если мы не можем

отделить его от себя и сделать предметом рассмотрения его природу, то этот

стыд уходит из-под нашей власти, становится неконтролируемым и часто

деструктивным. /стыд/вина

Стыд – это чувство, которое переживает человек в тот момент, когда потеряна

связь с другими людьми и поддержка окружения (реально или проективно).

Маленький ребенок демонстрирует переживание стыла в ситуации, когда он

видим и справляется с ней, прячась за маму. Позднее ребенок может

интроецировать стыд от родительской фигуры, отвергающей его естественные

потребности и спонтанность. Одной из частых ситуаций является, например,

родительское пристыживание детей за обнаженность, а также

стыд в

результате насилия, сравнения с другими и нереалистических ожиданий.

Появление

токсического

стыда

связано

с

несформированностью

или

недифференцированностью функции личности. Не зная, какой он есть (нет

отражения со стороны родительской фигуры – какой именно), ребенок

хронически оказывается не соответствующим контексту ситуации (неуместным)

и переживает стыд. Испытывать стыд он может и в присутствии родителя,

считающего себя идеальным. Такой родитель не предполагает возможность

ошибок

или

неумелости

ребенка.

Послание

родителя,

отражающее

неидеальность ребенка, может быть и невербальным (мимика презрения или

отвращения). Это родительское поведение, при котором ребенку не хватает

принятия, выражающегося в контейнировании его чувств, человеческого

присутствии рядом. И тогда ребенок может чувствовать себя хуже других, но не

может объяснить (уже во взрослом состоянии у терапевта) в чем именно. В

становлении подростка играет важную роль разочарование в родителях. Если

такое разочарование не прожито, то родитель остается идеальной фигурой, по

отношению к которому постоянно возникает чувство стыда.

К наиболее частым разновидностям родительского поведения, которые могут

вызывать хроническое переживание стыда, относятся:

- отвержение, выражающееся в нежелании иметь дело со столь

несовершенным существом, как ребенок;

- постоянное припоминание ситуаций несостоятельности, неудачи;

- унижение в присутствии других людей, пренебрежительное отношение к

ребенку;

- явное или скрытое насилие с нарушением границ ребенка (эмоциональных

или физических);

- интроецирование родительским стыдом (стыд за происхождение, образ

жизни, цвет кожи, собственную ущербность и т.п.);

- сравнение с другими, более успешными детьми, нереалистические ожидания

от ребенка и демонстрация разочарования в нем;

- наказание игнорированием и молчанием.

Д- Родительский вклад

Что нужно делать родителям, чтобы мотивация работала

Безусловно, замотивировать ребенка на выполнение какой-либо работы часто

бывает трудно. В этом могут помочь несложные способы.

Совместная деятельность

Вместе — не так скучно. Не секрет, что некоторая деятельность детям кажется

неинтересной, нудной, трудной… Делая что-то вместе, можно подсказать, как

сделать проще, интереснее, можно незаметно сделать ту часть работы,

которая у ребенка не получается. Постепенно ребенок поймет, что рутина идет

рука об руку с интересным и занимательным, и что скучную работу лучше не

затягивать.

Поощрение и одобрение

Здесь главное не переборщить, иначе малыш привыкнет к тому, что любая его

деятельность оплачивается, и начнет и посуду мыть за деньги, и школу

посещать только ради нового айпада, обещанного ему в конце четверти за

хорошие оценки. Тем не менее, поощрение – отличный способ мотивации, ведь

взрослые люди тоже работают в основном ради денег.

Поощрения бывают не только материальными — похвала, гордость, слова

одобрения — тоже будут мотивировать ребенка стараться. Ведь каждый хочет

услышать от мамы «Ты молодец, я горжусь тобой, сынок!». Но подсаживать

сына или дочь на постоянное «молодец» нельзя — так они будут постоянно

добиваться одобрения людей и зависеть от их оценочного мнения. Отмечая

достижения, доставшиеся с трудом, прогресс в каком-то деле, важно не

сформировать прямую зависимость: «получилось — похвалили», чтобы вместо

мотивации не выработать страх неудачи.

Утешение и поддержка

Входить в положение, помогать и поддерживать тогда, когда не получилось, не

постарался, провалил — такое запоминается надолго, особенно если родители

утешили поездкой, прогулкой, походом в кафе. Уже готовясь махнуть на все

рукой, ребенок поверит в себя, но это в том случае, если для него изначально

был важен результат.

Свобода выбора

Мотивация для человека любого возраста – свобода выбора. Предлагайте

ребенку самому решать, когда ему убираться, когда выполнять домашнее

задание, какую одежду приготовить в школу. Договоритесь, что вам важно,

чтобы эта деятельность была выполнена. Подарите ежедневник, предложите

вести его и планировать свою деятельность – так ребенок не только

почувствует себя взрослым, но и будет мотивирован на выполнение

необходимых дел.

Внутренняя мотивация

Дети часто хотят чего-то, думая, что быстро научатся, и не желая, например,

тренироваться три раза в неделю по два часа или играть на гитаре по часу в

день, быстро теряют запал, потому что успехов пока нет! Стоит поддержать

мотивацию ребенка, научить получать удовольствие и от маленьких,

внутренних побед (выучил красивую песню, забил нестандартный гол) которые

грели бы душу в период, когда опускаются руки.

Справедливость

Интерес детей к законам жизни, справедливости можно использовать для

мотивации на скучные или трудные дела — помогать по дому, заниматься

лечебной физкультурой, гулять с сестренкой. Очень часто не хочется вести

себя прилично, когда другие дети ведут себя, как хотят. Чувство

справедливости может создать мотивацию, когда оговорены и права, и

обязанности!

Если живут в квартире все, то и убирать, и мыть посуду по мере возможностей

тоже должны все — это справедливо, как и то, что если полдня сидел с

сестренкой, то имеешь право поиграть в любимую игру, чтобы никто не

отвлекал и не трогал. Если мама помогала с поделкой в школу, то имеет право

отдохнуть вечером — справедливо, что дети сами накроют стол к ужину и

уберут.

Иногда отказ от деятельности заключается не в отсутствии к ней интереса, а в

реальной преграде. Это может быть страх, стеснение, неуверенность в своих

силах. В этом случае необходимо сначала устранить преграду, создать такие

условия, в которых ребенок не будет стесняться или бояться, и тогда

мотивация к деятельности вернется.

Взаимодействие педагога с родителями

Инструменты:

Д- Психо-эмоциональная среда для обучения

Для успешной, эффективной работы в школьном учреждении должен быть

положительный психологический климат — эмоциональный настрой. Он

является устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их

отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям, душевными

переживаниями и волнениями. Такой климат должен быть сформирован и в

коллективе школьного учреждения. Признаки благоприятного климата в классе:

‒ в течение всего дня хорошее настроение детей;

‒ свободное отправление детьми всех естественных потребностей;

‒ доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам;

‒ умение детей занять себя делом во время перемен и д/ч;

‒ возможность уединиться;

‒ со стороны взрослых отсутствие давления;

‒ знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может

сделать интересного;

‒ высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях,

взаимопомощи;

‒ желание участвовать в деятельности коллектива;

‒ удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников

Развивающее обучение

Работа в сфере интересов ребенка

Интерактивные задания для детей



В раздел образования