Авторы: Пархоменко Давид Александрович, Голиков Руслан Сергеевич
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Реабилитационно-образовательный центр № 76 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статью-презентацию
Тема: Мотивационный компонент в работе Дефектолога
Раздел: начальное образование
Мотивационный аспект в работе дефектолога
Мотивация ( определение)
Мотива
́
ция — побуждение к действию; психофизиологический процесс,
управляющий поведением человека, задающий его направленность,
организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно
удовлетворять свои потребности.
В мотивации тесно переплетены внешние и внутренние факторы, и они
определяют, на что направлена деятельность ребенка, насколько она активна,
организована, последовательна, а также в течение какого времени эта
мотивация будет устойчива. Об этом говорит тот факт, что иногда одаренный
ребенок, но не имеющий мотивации, не добивается успеха, а тот у кого
казалось нет никаких шансов, но имеющий устойчивую постоянную мотивацию,
добивается успеха.
Детская мотивация (Внутр/внешн., +/- подкрепление)
Итак мотивация бывает внешней, внутренней. Внешняя – это то что влияет на
нас извне, внутренняя, то что зарождается внутри нас. Также делится на
отрицательную и положительную. То есть говорится о том, что человек
ожидает получить от деятельности. Если есть ожидание поощрения за
выполнение деятельности – речь идет о положительной мотивации. Если речь
идет о наказании за невыполнение задания, то об отрицательной мотивации.
Но как показывает практика, отрицательная мотивация чаще всего дает
кратковременный эффект, и затрудняет работу с мотивационной сферой
вообще. В вопросах обучения необходимо помнить и о постоянной
(устойчивой) и временной (неустойчивой) мотивации. Устойчивая мотивация —
такая мотивация, мотивы которой привязаны к потребностям человека. Для
поддержания такой мотивации не требуется дополнительных подкреплений.
Например утолить чувство голода, для этого нас не нужно дополнительно
мотивировать. Неустойчивая мотивация, напротив, требует постоянного
подкрепления. И вопросы обучения у большинства детей относятся как раз к
неустойчивой мотивации. . У детей младшей школы мало развита внутренняя
мотивация и большое влияние оказывает внешняя мотивация. И цель
родителей и педагогов постепенно менять внешнюю мотивацию на
внутреннюю. По мере взросления внутренняя мотивация должна возрастать и
в ребенке должна развиваться группа мотивов саморазвития. Это слаженная
работа педагогов и родителей. Мотивация тесно связана с эмоциями.
Рассмотрим мотивацию, которая строится на таких эмоциях, как страх, боль,
стыд.
Р- Стыд как чувство.
В классической психологии эмоций стыд относят к категории базовых эмоций
[4]. В то же время большинство исследователей сегодня относят стыд к группе
эмоций самосознавания. Эмоции самосознавания (self-conscious emotions)
отличаются от базовых эмоций тем, что для них необходима и обязательна
связь с процессами самосознавания [16].
При этом индивид переживает рассогласование между тем, каким он является
«здесь и теперь» и тем, каким он должен быть в данной ситуации. Отсюда
понятно, что стыд затрагивает такие аспекты существования как «Я», «Другой»
и
«Ситуация».
Более
того,
во
многих
случаях
ситуация,
в
которой
переживается стыд, оказывается публичной, что несет в себе угрозу
социальному
образу
Я.
Переживание
стыда
также
характеризуется
внезапностью и невозможностью контроля над ситуацией, в результате чего
индивид становится претерпевающей фигурой и не в состоянии активно
действовать [1].
Чувство
стыда
отличается
выраженной
физиологической
реакцией
(покраснение или побеление кожных покровов, пот, остановка дыхания, потеря
опоры,
нечеткое
зрение),
ощущением
беззащитности
перед
недоброжелательным взглядом другого человека (или глобально всем миром),
а также желанием скрыться или спрятаться. Таким образом, неотъемлемой
частью стыда является предположения и убеждения субъекта относительно
того, как он выглядит в глазах другого человека.
В целом это стыд – это остановка возбуждения, связанного с реализацией
потребности, что может выражаться в замирании. Он может начаться со
смущения или неловкости и усилиться вплоть до позора. Это чувство тесно
соприкасается с презрением другого человека, собственной униженностью и
ущербностью, а также неправильностью и несостоятельностью. Стыд может
маскироваться другими чувствами, а именно гневом, злостью или даже
яростью, гордостью или одиночеством. Сам по себе стыд является одним из
табуированных
чувств,
которые
неприлично
демонстрировать
(страх
покраснеть) и даже испытывать. Для того чтобы его испытать, достаточно не
попадая
в
трудную
ситуацию,
просто
ее
припомнить.
Склонность
к
переживанию стыда препятствует эмпатичному пониманию других людей [15],
в силу того, что переживающий стыд субъект чрезвычайно сфокусирован на
самом себе.
Для того, чтобы избежать стыда индивид может:
- начать бороться с тем, кто стыдит (ответный удар родительской фигуре), а
также начать стыдить другого (проекция своего стыда);
- заняться самоосуждением (как следствие интроецирования мнения или
отношения родительской фигуры);
- компенсаторно занять полярную позицию с мнением о собственной
исключительности и презрением к остальным;
- стать перфекционистом, чтобы вырваться из стыда с помощью соответствия
идеальному Я;
- изолироваться (вариант социофобии).
Однако если стыд только переживается, а не познается, если мы не можем
отделить его от себя и сделать предметом рассмотрения его природу, то этот
стыд уходит из-под нашей власти, становится неконтролируемым и часто
деструктивным. /стыд/вина
Стыд – это чувство, которое переживает человек в тот момент, когда потеряна
связь с другими людьми и поддержка окружения (реально или проективно).
Маленький ребенок демонстрирует переживание стыла в ситуации, когда он
видим и справляется с ней, прячась за маму. Позднее ребенок может
интроецировать стыд от родительской фигуры, отвергающей его естественные
потребности и спонтанность. Одной из частых ситуаций является, например,
родительское пристыживание детей за обнаженность, а также
стыд в
результате насилия, сравнения с другими и нереалистических ожиданий.
Появление
токсического
стыда
связано
с
несформированностью
или
недифференцированностью функции личности. Не зная, какой он есть (нет
отражения со стороны родительской фигуры – какой именно), ребенок
хронически оказывается не соответствующим контексту ситуации (неуместным)
и переживает стыд. Испытывать стыд он может и в присутствии родителя,
считающего себя идеальным. Такой родитель не предполагает возможность
ошибок
или
неумелости
ребенка.
Послание
родителя,
отражающее
неидеальность ребенка, может быть и невербальным (мимика презрения или
отвращения). Это родительское поведение, при котором ребенку не хватает
принятия, выражающегося в контейнировании его чувств, человеческого
присутствии рядом. И тогда ребенок может чувствовать себя хуже других, но не
может объяснить (уже во взрослом состоянии у терапевта) в чем именно. В
становлении подростка играет важную роль разочарование в родителях. Если
такое разочарование не прожито, то родитель остается идеальной фигурой, по
отношению к которому постоянно возникает чувство стыда.
К наиболее частым разновидностям родительского поведения, которые могут
вызывать хроническое переживание стыда, относятся:
- отвержение, выражающееся в нежелании иметь дело со столь
несовершенным существом, как ребенок;
- постоянное припоминание ситуаций несостоятельности, неудачи;
- унижение в присутствии других людей, пренебрежительное отношение к
ребенку;
- явное или скрытое насилие с нарушением границ ребенка (эмоциональных
или физических);
- интроецирование родительским стыдом (стыд за происхождение, образ
жизни, цвет кожи, собственную ущербность и т.п.);
- сравнение с другими, более успешными детьми, нереалистические ожидания
от ребенка и демонстрация разочарования в нем;
- наказание игнорированием и молчанием.
Д- Родительский вклад
Что нужно делать родителям, чтобы мотивация работала
Безусловно, замотивировать ребенка на выполнение какой-либо работы часто
бывает трудно. В этом могут помочь несложные способы.
Совместная деятельность
Вместе — не так скучно. Не секрет, что некоторая деятельность детям кажется
неинтересной, нудной, трудной… Делая что-то вместе, можно подсказать, как
сделать проще, интереснее, можно незаметно сделать ту часть работы,
которая у ребенка не получается. Постепенно ребенок поймет, что рутина идет
рука об руку с интересным и занимательным, и что скучную работу лучше не
затягивать.
Поощрение и одобрение
Здесь главное не переборщить, иначе малыш привыкнет к тому, что любая его
деятельность оплачивается, и начнет и посуду мыть за деньги, и школу
посещать только ради нового айпада, обещанного ему в конце четверти за
хорошие оценки. Тем не менее, поощрение – отличный способ мотивации, ведь
взрослые люди тоже работают в основном ради денег.
Поощрения бывают не только материальными — похвала, гордость, слова
одобрения — тоже будут мотивировать ребенка стараться. Ведь каждый хочет
услышать от мамы «Ты молодец, я горжусь тобой, сынок!». Но подсаживать
сына или дочь на постоянное «молодец» нельзя — так они будут постоянно
добиваться одобрения людей и зависеть от их оценочного мнения. Отмечая
достижения, доставшиеся с трудом, прогресс в каком-то деле, важно не
сформировать прямую зависимость: «получилось — похвалили», чтобы вместо
мотивации не выработать страх неудачи.
Утешение и поддержка
Входить в положение, помогать и поддерживать тогда, когда не получилось, не
постарался, провалил — такое запоминается надолго, особенно если родители
утешили поездкой, прогулкой, походом в кафе. Уже готовясь махнуть на все
рукой, ребенок поверит в себя, но это в том случае, если для него изначально
был важен результат.
Свобода выбора
Мотивация для человека любого возраста – свобода выбора. Предлагайте
ребенку самому решать, когда ему убираться, когда выполнять домашнее
задание, какую одежду приготовить в школу. Договоритесь, что вам важно,
чтобы эта деятельность была выполнена. Подарите ежедневник, предложите
вести его и планировать свою деятельность – так ребенок не только
почувствует себя взрослым, но и будет мотивирован на выполнение
необходимых дел.
Внутренняя мотивация
Дети часто хотят чего-то, думая, что быстро научатся, и не желая, например,
тренироваться три раза в неделю по два часа или играть на гитаре по часу в
день, быстро теряют запал, потому что успехов пока нет! Стоит поддержать
мотивацию ребенка, научить получать удовольствие и от маленьких,
внутренних побед (выучил красивую песню, забил нестандартный гол) которые
грели бы душу в период, когда опускаются руки.
Справедливость
Интерес детей к законам жизни, справедливости можно использовать для
мотивации на скучные или трудные дела — помогать по дому, заниматься
лечебной физкультурой, гулять с сестренкой. Очень часто не хочется вести
себя прилично, когда другие дети ведут себя, как хотят. Чувство
справедливости может создать мотивацию, когда оговорены и права, и
обязанности!
Если живут в квартире все, то и убирать, и мыть посуду по мере возможностей
тоже должны все — это справедливо, как и то, что если полдня сидел с
сестренкой, то имеешь право поиграть в любимую игру, чтобы никто не
отвлекал и не трогал. Если мама помогала с поделкой в школу, то имеет право
отдохнуть вечером — справедливо, что дети сами накроют стол к ужину и
уберут.
Иногда отказ от деятельности заключается не в отсутствии к ней интереса, а в
реальной преграде. Это может быть страх, стеснение, неуверенность в своих
силах. В этом случае необходимо сначала устранить преграду, создать такие
условия, в которых ребенок не будет стесняться или бояться, и тогда
мотивация к деятельности вернется.
Взаимодействие педагога с родителями
Инструменты:
Д- Психо-эмоциональная среда для обучения
Для успешной, эффективной работы в школьном учреждении должен быть
положительный психологический климат — эмоциональный настрой. Он
является устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их
отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям, душевными
переживаниями и волнениями. Такой климат должен быть сформирован и в
коллективе школьного учреждения. Признаки благоприятного климата в классе:
‒ в течение всего дня хорошее настроение детей;
‒ свободное отправление детьми всех естественных потребностей;
‒ доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам;
‒ умение детей занять себя делом во время перемен и д/ч;
‒ возможность уединиться;
‒ со стороны взрослых отсутствие давления;
‒ знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может
сделать интересного;
‒ высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях,
взаимопомощи;
‒ желание участвовать в деятельности коллектива;
‒ удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников
Развивающее обучение
Работа в сфере интересов ребенка
Интерактивные задания для детей