Напоминание

Сказкатерапия как метод работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями


Автор: Жирнова Екатерина Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ Захаровская СОШ дошкольное отделение детсткий сад 3
Населённый пункт: Одинцовский городской округ д. Хлюпино
Наименование материала: Статья
Тема: Сказкатерапия как метод работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказкатерапия как метод работы учителя-логопеда с детьми

дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Сегодня вопрос о развитии личности ребенка-дошкольника ставится с

особой остротой не только учеными, но также родителями и государством.

Уже можно смело говорить о том, что полноценное образование и

гармоничное

развитие

детей

дошкольного

возраста

это

дело

государственной важности.

В

последние

годы

дети

с

различными

речевыми

патологиями

встречаются

чаще. Патология речи становится серьезной и актуальной

проблемой, которая требует определенных коррекционных действий со

стороны педагогов в поиске путей решения. В связи с этим возникает задача

поиска новых форм обучения и развития речи детей, формирующих

предпосылки для их речевого и всестороннего развития. На передний план в

этом процессе встает задача развития правильной, понятной, бездефектной

речи ребенка. Важно отметить, что от уровня развития речевых способностей

зависят интеллектуальные возможности ребенка, его общее развитие,

поэтому такой проблеме уделяется серьезное внимание.

Данная проблема подтолкнула к поиску новых методов и приемов

эффективной

работы

учителя-логопеда

для

совершенствования

всех

компонентов речевой системы детей, повышения их интереса к занятиям и

коррекционному процессу.

Изучив психолого-педагогическую литературу, выделяется один из

методов для решения данного вопроса – метод сказкотерапии.

Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах,

но, к сожалению недостаточно используемый. Сегодня уровень развития

эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного

возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия,

которые очень близко, можно даже сказать в плотную идут по жизни вместе

с нашими детьми. Таким образом, задачей педагогов ДОУ в этих условиях

становится

максимальная

психологическая

разгрузка

ребенка,

снятие

агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души,

повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах

жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности

дошкольника

происходит

в

согласованности

гармонии

с

успешным

овладением грамотной и складной речью.

Возможности сказок огромны: рассказывая сказку, взрослый имеет

возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания,

сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на

развитие

речи,

мышления,

внимания,

ориентировки

в

пространстве.

Использование сказок в коррекционной логопедической работе способствует

целенаправленному и спонтанному развитию словаря и связной речи. Сказка

повышает познавательный интерес, мотивацию к учебной деятельности, она

побуждает ребёнка рассуждать, анализировать, устанавливать причинно-

следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня

сказки используются логопедами, ведь благодаря сказкам обеспечивается

комплексный подход в развитии ребёнка

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы

решаем многие коррекционные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- развивать все компоненты речи,

относящиеся к ее звуковой и

смысловой сторонам;

- развитие фонематического восприятия;

- работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков,

введением их в свободную речь;

- расширение и активизация словаря;

- совершенствование связной и лексико-грамматической сторон речи.

Коррекционно - развивающие задачи:

-

развитие

познавательных

процессов

(мышления,

памяти,

воображения, ощущения, фантазии);

- развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической

стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом,

паузацией,

дикцией, интонацией);

- развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;

- развитие мелкой моторики через приёмы вождения персонажей

сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Воспитательные задачи:

- воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности,

доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Эффективность логопедической работы повышается за счёт включения

сказки как эмоционального компонента в образовательный материал.

Целесообразным считается выделить элементы сказкотерапии, используемые

в логопедической работе:

-превращение занятия в сказочный сюжет;

-привлечение к занятию сказочного героя;

-употребление фрагментов из сказок;

-придумывание сказок.

Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной

работы, можно выделить следующие виды логосказок:

1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

3.

Фонетические

(уточнение

артикуляции

звука,

автоматизация,

дифференциация звуков).

4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление

знаний грамматических категорий).

5. Сказки, способствующие формированию связной речи.

6. Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Артикуляционные сказки.

Основной

задачей

артикуляционных

сказок

является

развитие

артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной

гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение

продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы

заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие

сказки. Особый интерес представляют «Сборник сказок о Веселом Язычке»,

которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.

Пальчиковые логопедические сказки.

Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок

помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять

значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Фонетические сказки.

Основной

задачей

фонетических

сказок

является

работа

над

изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в

начале,

середине,

конце

слова,

в

словах

со

стечением

согласных,

предложениях и спонтанной речи. Ребенок не только смотрит и слушает, но и

является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает

работу в увлекательное путешествие.

Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться

произносить трудный звук. Например, по просьбе педагога, они могут дать

определенные имена героям или выполнить другие подобные задания.

Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком.

Например, найти слова со звуком Ш в предложении: Маша и Миша варят

кашу (варенье) из еловых шишек.

Лексико – грамматические сказки.

Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не

только умения, но и устойчивые навыки правильного использования

существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать

формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного

запаса.

Дети могут активизировать словарь по лексической теме: «Мебель».

Например, сказка «Три медведя». Или по лексической теме: «Хлеб всему

голова» на примере сказки «Колосок».

Развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов. На

материале сказки «Репка» можно отрабатывать употребление предлогов ЗА и

ПЕРЕД. По материале сказки «Под грибом» - употребление предлогов ПОД и

НА.

Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно

решать любые коррекционные задачи:

- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;

- лексико-грамматический строй речи;

- развивать связную речь;

- мелкую и общую моторику;

- все психические процессы (воображение, восприятие, внимание,

мышление, память);

- создавать благоприятную среду, способствующую сотрудничеству

педагогов с детьми.



В раздел образования