Автор: Буторина Алена Энгельсовна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №22 "Яблонька"
Населённый пункт: город Лесной, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Мышцы моего тела"
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
воспитатель высшей
квалификационной категории
Алёна Энгельсовна Буторина
Название:
«Мышцы моего тела».
Тип: комбинированный
Вид: интегрированное занятие
Цель: Вызвать познавательный интерес к знаниям о строении человеческого организма.
Задачи:
Образовательные
1.
Продолжать знакомить детей с внутренним строением человеческого тела
.
2.
Закреплять знания о теле человека, его строении,
представления о строении
собственного тела и работе организма под воздействием физических нагрузок.
3.
Закреплять умение ползать, лазать, прыгать на двух и одной ноге.
4.
Продолжать формировать убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье,
как самой главной ценности
.
Коррекционно-развивающие
1.
Развивать
двигательные качества (сила, ловкость, координация) и умение
ориентироваться в пространстве.
2.
Развивать логическое мышление, умение рассуждать и доказывать.
3.
Расширять предметный и глагольный словарь по теме.
Воспитательные
1.
Воспитывать
доброжелательное
отношение
друг
к
другу,
формировать
взаимоотношения сотрудничества.
Предварительная работа:
–
рассматривание с детьми в детской энциклопедии иллюстраций с изображением строения
тела человека;
- беседы с детьми о строении человека в доступной для дошкольников форме;
- чтение книг о спорте и спортсменах;
- рассматривание иллюстраций с изображением спортсменов;
- беседы с детьми о пользе физических упражнений и занятий спортом;
- беседы с детьми о пользе здорового образа жизни.
Оснащение:
Карточки с изображением людей без каких-либо частей тела человека;
иллюстрации:
схема скелета и мышц человека, сердце человека; карточки с изображением разных
эмоций лица человека (улыбка, огорчение и т.п.); бельевые резинки (на каждого ребёнка);
вырезанные из картона "улыбающиеся сердечки".
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Сегодня мы снова отправимся путешествовать по дороге к «Доброму
здоровью». Давайте вспомним, что мы узнали в прошлый раз о строении своего тела. Что
является опорой нашего организма? ( Опорой нашего организма является скелет, кости).
Детям предлагаются карточки, на которых изображен человек с недостающей той или
иной частью тела
Игра «Чего не хватает?»
Дети называют недостающую часть тела.
Воспитатель: Для чего человеку нужны ноги, руки? (бегать, прыгать, приседать; брать,
рисовать, бросать и т.д.). Дети называют и показывают эти действия.
Воспитатель: Что помогает вам двигать руками, ногами? ( кости)
Воспитатель: Да, опорой нашего организма является скелет, благодаря которому мы
сохраняем свою форму. Без скелета мы не смогли бы стоять, поднять руки, ступить и
шагу. Они, как мешок, лежали бы без движения.
А всё наше тело движется благодаря мышцам. Именно они приводят в движение тело
человека. Мышцы прикреплены к скелету и костям.
Показ иллюстрации: Схема строения человека с мышцами.
Мышцы – главные двигатели нашего организма. Они прикреплены к скелету и заставляют
его двигаться. Без этих двигателей все кости - и большие и маленькие были бы
неподвижны. Большие и мощные мышцы предназначены для грубой работы, а совсем
маленькие – для тонкой работы. Мышцы туго переплетаются вокруг скелета и образуют
наше тело.
Кости у человека достаточно крепкие, а мышцы эластичные.
Посмотрите, как растягиваются мышцы тела при движении.
Опыт с растягиванием бельевой резинки.
Воспитатель: Что необходимо делать для укрепления наших мышц? (Для укрепления
мышц нужно заниматься физкультурой и спортом.)
Воспитатель: Ребята, покажите мышцы рук, ног. /Дети показывают/.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь послушайте песенку, которая состоит из двух
слов: "тук - тук".
Прослушивание фонограммы «Биение сердца человека».
Воспитатель: Ребята, так бьется сердце человека. Такую же песенку исполняет и сердце
каждого из вас. Вы ее можете услышать в любую минуту. Сердце находится в грудной
клетке с левой стороны.
Воспитатель: Ребята приложите ладошку к груди с левой стороны. Чувствуете, как оно
бьется?
Показ иллюстрации с изображением сердца человека.
Воспитатель: Это сердце человека. Размером сердце с апельсин или с ваш кулачок.
Сожмите ладошку в кулачок. /Дети выполняют задание за воспитателем/.
Воспитатель: Вот такого размера ваше сердце. Несмотря на свой небольшой размер
сердце каждый день делает очень много ударов - 12 тысяч - это очень много. И когда вы
двигаетесь, и когда вы спите сердце работает - "тук - тук" - поет свою песенку. Поэтому
мы должны его беречь, заботится о его состоянии. Ребята, какую песенку поет наше
сердце? /Ответы детей/.
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что физические упражнения укрепляют мышцы рук,
ног, туловища, делают их сильнее. А ведь сердце тоже мышца. Вот и выходит, что
регулярные занятия физкультурой и подвижные игры укрепляют сердечную мышцу. А
если сидеть целыми днями без движений, например, смотреть телевизор, или играть в
компьютерные игры, то сердце может перестать хорошо работать. /Свободные
высказывания детей
Инструктор по физической культуре: Предлагаю вам потренировать главную мышцу
нашего организма – сердце.
Дети выполняют построение, равнение в колонне по одному.
Ходьба (1,5 мин):
-
в колонне по одному;
-
на носках;
-
с высоким подниманием бедра;
Бег (1,5 мин):
-
в чередовании с ходьбой;
-
с поворотом «кругом»;
-
подскоки.
Перестроение из колонны по одному в круг.
Воспитатель: Мы с вами выполнили упражнения в ходьбе и беге. А сейчас давайте
послушаем, как работает наше сердце. Дети слушают сокращение сердечной мышцы и
говорят, что сердце бьется быстрее/. При выполнении любых упражнений ускоряется
ритм биения сердца. Чтобы он уменьшился необходимо человеку выполнить несколько
дыхательных упражнений и немного отдохнуть.
- Упражнение на дыхание (3-4 раза)
Дети снова проверяют ритм сердечных сокращений и делают выводы о частоте
сердечных сокращений.
Воспитатель: Скажите, ребята, чем отличается биение сердца, которое вы чувствовали в
начале занятия и биение вашего сердца сейчас? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята, после быстрого бега ваше сердце бьется сильнее,
быстрее. Это очень полезно, потому что такая тренировка укрепляет сердечную мышцу.
Сердце может сильно биться и от волнения, например, когда вы переживаете на
соревнованиях за свою команду. Как только соревнования заканчиваются, сердце
успокаивается и возвращается к своему нормальному ритму. Но и в этом случае
необходимо помогать своему сердцу, вспомните, какое оно маленькое. За день вы много
двигаетесь, испытываете множество впечатлений, поэтому необходимо вовремя отдыхать.
Именно поэтому вы ложитесь днем спать, а вечером ваши мамы и папы укладывают вас
спать на ночь. Когда вы отдыхаете, сердце тоже отдыхает и бьется медленнее. Ребята,
когда , в какие моменты сердце бьется медленнее? /Ответы детей/.
- Когда сердце бьется быстрее? /Ответы детей/.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в веселую игру.
/Дети отвечают на вопрос и показывают соответствующее движение/
-Как живешь?
-Вот так!
-Как идешь?
-Вот так!
-Как бежишь?
-Вот так!
-Ночью спишь?
-Вот так!
-Как берешь?
-Вот так!
-Как даешь?
-Вот так!
-Как шалишь?
-Вот так!
-Как грозишь?
-Вот так!
Воспитатель: А теперь, дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Как вы думайте, ребята, зачем я вас попросила улыбаться? (Ответы детей)
Дело в том, что на нашем лице – вокруг глаз, рта, даже ушей – полным- полно мелких
мышц. Эти мышцы работают, когда мы смеёмся или хмурится, или строим всевозможные
гримасы. Изменение выражений нашего лица называются -мимикой.
Рассмотрите карточки с разной мимикой, попробуйте сделать такое же выражение и
почувствуйте, как работают ваши мышцы. /Дети выполняют движения, делятся
впечатлениями/
Воспитатель: Ребята, скажите, про какого человека говорят: «Ловкий человек». /Ответы
детей/
Конечно, так говорят про человека, который быстро бегает, высоко и далеко прыгает,
метко попадает в цель.
Чтобы у человека все получалось ловко, мышцы должны быть сильными и все части тела
работать согласованно и слаженно. Представьте себе машину, у которой два колеса
крутятся в одну сторону, другие два – в другую сторону и мотор барахлит, потому что
хозяин за ним не следит. Сможет такая машина двигаться вперед? (Ответы детей.)
Инструктор по физической культуре: Вы совершенно правы. Чтобы быть ловким,
сильным и наши части тела двигались согласованно, необходимо тренировать мышцы
тела. Приступим к тренировке!
- ОРУ с гантелями (3-4 мин).
- ОВД (поточное выполнение упражнений, 7 – 9 мин)
1.
Лазание по гимнастической стенке, переход с пролета на пролет, спуск.
2.
Ползание по скамейке лежа на спине, подтягиваясь двумя руками (хват сбоку).
3.
Прыжки из обруча в обруч на двух (одной) ноге.
Подвижная игра «Изобрази спортсмена» (2 – 3мин)
Дети двигаются по залу врассыпную. На звуковой сигнал дети останавливаются и
изображают спортсмена любого вида спорта, педагоги угадывают виды спорта.
- Ходьба в колонне по одному, согласовывая движения рук и ног (1,5 – 2 мин).
Перестроение в круг.
Воспитатель:
Со здоровьем дружен спорт:
Стадион, бассейн и корт,
Зал, каток - везде вам рады.
Станут мышцы крепки ваши.
Только помните, ребята,
Каждый день свой непременно
Начинайте с физзарядки.
И скажем дружно мы тогда:
"Здоровье в порядке -
Физкульт – Ура!"
В память о нашем путешествии по дороге к «Доброму здоровью» я подарю вам
«улыбающиеся сердечки». /Дети получают подарки, делятся своими впечатлениями/