Напоминание

Критерии готовности к школьному обучению


Автор: Казанцева Елена Юрьевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Критерии готовности к школьному обучению
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация:

«

Критерии психологической

готовности ребенка к

обучению в школе»

Подготовила:

Педагог-психолог

Казанцева Е.Ю.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой

социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка

на этапе завершения уровня дошкольного образования:

ребенок

проявляет

любознательность,

задает

вопросы

взрослым

и сверстникам,

интересуется

причинно-следственными

связями,

пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе,

о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями

детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой

природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию

собственных

решений,

опираясь

на свои

знания

и умения

в различных

видах

деятельности;

открыт

новому,

т.

е.

проявляет

стремления

к получению

знаний,

положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он может контролировать свои

движения и управлять ими;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои

мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,

построения речевого высказывания в ситуации общения; у ребенка складываются

предпосылки грамотности;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в различных

видах деятельности.

Психологическая готовность ребенка к школе в первую очередь связана с его желанием

туда идти и направленность на учебную или познавательную деятельность. И в

большинстве случаев малыши впервые переступают порог школы с огромным интересом.

Вот только по прошествии нескольких лет, и то и месяцев нередко интерес куда- то

исчезает. Так происходит по разным причинам, и многое зависит от того, с какими именно

«намерениями» ребенок пришел в школу.

Каждый ребенок вкладывает свой смысл в посещение школы и надеется удовлетворить

там важные для себя потребности – в познании, во взрослости, в игре, в достижениях, в

общении, в подражании. Ясно, что не все из них смогут успешно освоить новую роль и

влиться в учебную деятельность. Поэтому психологи считают, что главным условиям

готовности ребенка к школе является желание стать школьником, основанное на

стремлении почувствовать себя более взрослым, узнать что то новое или чему то

научиться. Наличие именно этих потребностей у ребенка обеспечит ему принятие роли

ученика или, как говорят специалисты, - «внутренней позиции школьника».

Но эти потребности не формируются на пустом месте и за месяц до школы. Они

созревают постепенно, на протяжении всего дошкольного этапа жизни и ребенка. И

процесс этот идет гораздо быстрее, если в него включаются родители.

Итак, что должны делать родители, чтобы однажды ребенок заявил им: «Хочу учиться!».

Первым делом следует развивать у малыша детское любопытство, любознательность и

желание узнавать что то новое. Именно эти качества формируют у ребенка естественный

интерес к новым знаниям и окружающему миру, который он в полной мере сможет

удовлетворить в школе. Для этого следует беседовать с ребенком на разные интересные

темы для ребенка, стараться всегда отвечать на все вопросы, даже если они кажутся по-

детски наивными и бессмысленными. Ведь возникновение интереса – это движение

мысли навстречу неизвестному, попытка ребенка что-то понять, прояснить, чему-то

научиться. Игнорируя детские

вопросы, очень легко погасить в ребенке всякое

стремление к знаниям и вообще интерес к окружающему миру. Перестав задавать

вопросы родителям, он перестанет задавать их самому себе, и в школе

своей

учительнице. А без желания понять, как устроен окружающий мир, ребенку будет в

школе не интересно и скучно.

Для эффективного развития ребенка родители с помощью наводящих вопросов,

подсказок и размышлений вслух может помочь ребенку самостоятельно найти ответ на

свой вопрос.

Второй задачей родителей становиться формирование у будущего первоклассника не

только интереса

к школе и знаниям, но и правильного мнении я о ней. Такие

представления ребенок получает из бесед с родителями о школьной жизни, о совместно

прочитанных книгах и прочитанных книгах и просмотренных фильмах. Папа и мама

могут рассказать и о собственном опыте поступления в школу, показать свои старые

школьные фотографии, поделиться с ребенком приятными впечатлениями. Важно при

этом делать акцент на том положительном и интересном, того, что ожидает малыша в

школе.

Но не следует формировать у ребенка слишком радужных и завышенных

представлений о ней. Иначе ему потом будет больно столкнуться с обыденной школьной

реальностью. Для этого нужно постараться преподнести ребенку информацию о школе

так, чтобы он знал, что , возможно в школе и будут какие то трудности, но он обязательно

с ними справиться сам или с вашей помощью. Ребенку необходима уверенность, что в

любой момент он сможет найти у вас поддержку и опору. Но ребенок поверит родителям

только в том случае, если у него уже есть достаточный опыт такой поддержки и помощи с

его стороны.

Особенности психического развития будущего школьника.

1.

Сформированность таких свойств мышления, как умение классифицировать и

обобщать предметы по различным признакам и устанавливать простые причинно-

следственные связи между событиями и явлениями, помогут ребенку справляться с

решением разнообразных задач и осмыслением учебного материала.

2.

Благодаря хорошо развитой памяти ребенок будет в школе запоминать учебный

материал.

3.

Такие особенности внимания как умение сосредотачиваться в течении 20-30 минут

и самостоятельно планировать свою работу, помогут первокласснику высидеть урок

и выполнить необходимый объем знаний.

4.

Достаточный уровень владения речью, ее связность и последовательность, умение

различать на слух отдельные звуки обеспечат ребенку легкое освоение навыков

чтения и письма, придадут уверенности в себе во время устных выступлений у

доски.

5.

Не меньшее значение имеет развитие восприятия и воображения ребенка, благодаря

которым он сможет ориентироваться в пространстве (например, различать право и

лево на тетрадном листе) и в различных свойствах предметов, сравнивать их и

комбинировать между собой.

6.

Важно, чтобы первоклассник при этом владел и элементарными навыками учебной

деятельности. К ним специалисты относят умение выполнять задание по образцу и

устной инструкции взрослого, самостоятельно оценивать свою работу, находить и

исправлять ошибки, подчинять свое поведение определенным образом.

Игры и упражнения для умственного развития:

1. сравнивать поверхности по величине, цвету, форме и другим свойствам. Это могут

быть камешки, ракушки, осенние листья, проезжающие мимо машины или даже лужи.

2. можно научить ребенка классификации с помощью тех же самых ракушек, которых

полно на каждом пляже. Например, предложите ребенку поделить все собранные

камушки: папе отдать все темные, себе оставить светлые, а маме… ну, а маме те, у

которых есть одновременно и темные и светлые пятнышки.

3. или вот еще одна игра на развитие логического мышления – папа выбирает четыре

камушка так, чтобы три из них подходили друг к другу по какому-то признаку, а

четвертый был лишний. Например, три камушка гладкие, а четвертый шершавый. Пусть

малыш попробует угадать и объяснить, какой камушек лишний.

4.

Таких игр можно придумать массу – закапывать ракушки в песке и искать их

закрытыми глазами, делить их на группы, выкладывать из камешков на песке узоры и

повторять их по памяти и т.д. В таких занятиях ребенок развивает мышление, память,

восприятие, воображение, моторику.

5.

развитию внимания и навыков самоконтроля помогают разнообразные игры с

правилами.

Особенности психического развития будущего школьника.

1.

Сформированность таких свойств мышления, как умение классифицировать и

обобщать предметы по различным признакам и устанавливать простые причинно-

следственные связи между событиями и явлениями, помогут ребенку справляться с

решением разнообразных задач и осмыслением учебного материала.

2.

Благодаря хорошо развитой памяти ребенок будет в школе запоминать учебный

материал.

3.

Такие особенности внимания как умение сосредотачиваться в течении 20-30 минут

и самостоятельно планировать свою работу, помогут первокласснику высидеть урок

и выполнить необходимый объем знаний.

4.

Достаточный уровень владения речью, ее связность и последовательность, умение

различать на слух отдельные звуки обеспечат ребенку легкое освоение навыков

чтения и письма, придадут уверенности в себе во время устных выступлений у

доски.

5.

Не меньшее значение имеет развитие восприятия и воображения ребенка, благодаря

которым он сможет ориентироваться в пространстве (например, различать право и

лево на тетрадном листе) и в различных свойствах предметов, сравнивать их и

комбинировать между собой.

6.

Важно, чтобы первоклассник при этом владел и элементарными навыками учебной

деятельности. К ним специалисты относят умение выполнять задание по образцу и

устной инструкции взрослого, самостоятельно оценивать свою работу, находить и

исправлять ошибки, подчинять свое поведение определенным образом.

Игры и упражнения для умственного развития:

1. сравнивать поверхности по величине, цвету, форме и другим свойствам. Это могут

быть камешки, ракушки, осенние листья, проезжающие мимо машины или даже лужи.

2. можно научить ребенка классификации с помощью тех же самых ракушек, которых

полно на каждом пляже. Например, предложите ребенку поделить все собранные

камушки: папе отдать все темные, себе оставить светлые, а маме… ну, а маме те, у

которых есть одновременно и темные и светлые пятнышки.

3. или вот еще одна игра на развитие логического мышления – папа выбирает четыре

камушка так, чтобы три из них подходили друг к другу по какому-то признаку, а

четвертый был лишний. Например, три камушка гладкие, а четвертый шершавый. Пусть

малыш попробует угадать и объяснить, какой камушек лишний.

4.

Таких игр можно придумать массу – закапывать ракушки в песке и искать их

закрытыми глазами, делить их на группы, выкладывать из камешков на песке узоры и

повторять их по памяти и т.д. В таких занятиях ребенок развивает мышление, память,

восприятие, воображение, моторику.

5.

развитию внимания и навыков самоконтроля помогают разнообразные игры с

правилами.

Список литературы

1. Бабаева Т.И. У школьного порога // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 13 – 15.

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. –

М.: Просвещение, 1988. – 335 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: И.В. Дубровина, В.В.

Зацепин, А.М. Прихожан. – М.: Academia, 2003. – 368 с.

4. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателей / Под ред. Л.А.

Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1999., 158 с.

5. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников / Под ред. Е.Л.

Ерохиной. – М.: Олимп, 1999. – 160 с.

6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000.

– 168 с.



В раздел образования