Автор: Казанцева Елена Юрьевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Критерии готовности к школьному обучению
Раздел: дошкольное образование
Консультация:
«
Критерии психологической
готовности ребенка к
обучению в школе»
Подготовила:
Педагог-психолог
Казанцева Е.Ю.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка
на этапе завершения уровня дошкольного образования:
ребенок
проявляет
любознательность,
задает
вопросы
взрослым
и сверстникам,
интересуется
причинно-следственными
связями,
пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе,
о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию
собственных
решений,
опираясь
на свои
знания
и умения
в различных
видах
деятельности;
открыт
новому,
т.
е.
проявляет
стремления
к получению
знаний,
положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он может контролировать свои
движения и управлять ими;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения; у ребенка складываются
предпосылки грамотности;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в различных
видах деятельности.
Психологическая готовность ребенка к школе в первую очередь связана с его желанием
туда идти и направленность на учебную или познавательную деятельность. И в
большинстве случаев малыши впервые переступают порог школы с огромным интересом.
Вот только по прошествии нескольких лет, и то и месяцев нередко интерес куда- то
исчезает. Так происходит по разным причинам, и многое зависит от того, с какими именно
«намерениями» ребенок пришел в школу.
Каждый ребенок вкладывает свой смысл в посещение школы и надеется удовлетворить
там важные для себя потребности – в познании, во взрослости, в игре, в достижениях, в
общении, в подражании. Ясно, что не все из них смогут успешно освоить новую роль и
влиться в учебную деятельность. Поэтому психологи считают, что главным условиям
готовности ребенка к школе является желание стать школьником, основанное на
стремлении почувствовать себя более взрослым, узнать что то новое или чему то
научиться. Наличие именно этих потребностей у ребенка обеспечит ему принятие роли
ученика или, как говорят специалисты, - «внутренней позиции школьника».
Но эти потребности не формируются на пустом месте и за месяц до школы. Они
созревают постепенно, на протяжении всего дошкольного этапа жизни и ребенка. И
процесс этот идет гораздо быстрее, если в него включаются родители.
Итак, что должны делать родители, чтобы однажды ребенок заявил им: «Хочу учиться!».
Первым делом следует развивать у малыша детское любопытство, любознательность и
желание узнавать что то новое. Именно эти качества формируют у ребенка естественный
интерес к новым знаниям и окружающему миру, который он в полной мере сможет
удовлетворить в школе. Для этого следует беседовать с ребенком на разные интересные
темы для ребенка, стараться всегда отвечать на все вопросы, даже если они кажутся по-
детски наивными и бессмысленными. Ведь возникновение интереса – это движение
мысли навстречу неизвестному, попытка ребенка что-то понять, прояснить, чему-то
научиться. Игнорируя детские
вопросы, очень легко погасить в ребенке всякое
стремление к знаниям и вообще интерес к окружающему миру. Перестав задавать
вопросы родителям, он перестанет задавать их самому себе, и в школе
своей
учительнице. А без желания понять, как устроен окружающий мир, ребенку будет в
школе не интересно и скучно.
Для эффективного развития ребенка родители с помощью наводящих вопросов,
подсказок и размышлений вслух может помочь ребенку самостоятельно найти ответ на
свой вопрос.
Второй задачей родителей становиться формирование у будущего первоклассника не
только интереса
к школе и знаниям, но и правильного мнении я о ней. Такие
представления ребенок получает из бесед с родителями о школьной жизни, о совместно
прочитанных книгах и прочитанных книгах и просмотренных фильмах. Папа и мама
могут рассказать и о собственном опыте поступления в школу, показать свои старые
школьные фотографии, поделиться с ребенком приятными впечатлениями. Важно при
этом делать акцент на том положительном и интересном, того, что ожидает малыша в
школе.
Но не следует формировать у ребенка слишком радужных и завышенных
представлений о ней. Иначе ему потом будет больно столкнуться с обыденной школьной
реальностью. Для этого нужно постараться преподнести ребенку информацию о школе
так, чтобы он знал, что , возможно в школе и будут какие то трудности, но он обязательно
с ними справиться сам или с вашей помощью. Ребенку необходима уверенность, что в
любой момент он сможет найти у вас поддержку и опору. Но ребенок поверит родителям
только в том случае, если у него уже есть достаточный опыт такой поддержки и помощи с
его стороны.
Особенности психического развития будущего школьника.
1.
Сформированность таких свойств мышления, как умение классифицировать и
обобщать предметы по различным признакам и устанавливать простые причинно-
следственные связи между событиями и явлениями, помогут ребенку справляться с
решением разнообразных задач и осмыслением учебного материала.
2.
Благодаря хорошо развитой памяти ребенок будет в школе запоминать учебный
материал.
3.
Такие особенности внимания как умение сосредотачиваться в течении 20-30 минут
и самостоятельно планировать свою работу, помогут первокласснику высидеть урок
и выполнить необходимый объем знаний.
4.
Достаточный уровень владения речью, ее связность и последовательность, умение
различать на слух отдельные звуки обеспечат ребенку легкое освоение навыков
чтения и письма, придадут уверенности в себе во время устных выступлений у
доски.
5.
Не меньшее значение имеет развитие восприятия и воображения ребенка, благодаря
которым он сможет ориентироваться в пространстве (например, различать право и
лево на тетрадном листе) и в различных свойствах предметов, сравнивать их и
комбинировать между собой.
6.
Важно, чтобы первоклассник при этом владел и элементарными навыками учебной
деятельности. К ним специалисты относят умение выполнять задание по образцу и
устной инструкции взрослого, самостоятельно оценивать свою работу, находить и
исправлять ошибки, подчинять свое поведение определенным образом.
Игры и упражнения для умственного развития:
1. сравнивать поверхности по величине, цвету, форме и другим свойствам. Это могут
быть камешки, ракушки, осенние листья, проезжающие мимо машины или даже лужи.
2. можно научить ребенка классификации с помощью тех же самых ракушек, которых
полно на каждом пляже. Например, предложите ребенку поделить все собранные
камушки: папе отдать все темные, себе оставить светлые, а маме… ну, а маме те, у
которых есть одновременно и темные и светлые пятнышки.
3. или вот еще одна игра на развитие логического мышления – папа выбирает четыре
камушка так, чтобы три из них подходили друг к другу по какому-то признаку, а
четвертый был лишний. Например, три камушка гладкие, а четвертый шершавый. Пусть
малыш попробует угадать и объяснить, какой камушек лишний.
4.
Таких игр можно придумать массу – закапывать ракушки в песке и искать их
закрытыми глазами, делить их на группы, выкладывать из камешков на песке узоры и
повторять их по памяти и т.д. В таких занятиях ребенок развивает мышление, память,
восприятие, воображение, моторику.
5.
развитию внимания и навыков самоконтроля помогают разнообразные игры с
правилами.
Особенности психического развития будущего школьника.
1.
Сформированность таких свойств мышления, как умение классифицировать и
обобщать предметы по различным признакам и устанавливать простые причинно-
следственные связи между событиями и явлениями, помогут ребенку справляться с
решением разнообразных задач и осмыслением учебного материала.
2.
Благодаря хорошо развитой памяти ребенок будет в школе запоминать учебный
материал.
3.
Такие особенности внимания как умение сосредотачиваться в течении 20-30 минут
и самостоятельно планировать свою работу, помогут первокласснику высидеть урок
и выполнить необходимый объем знаний.
4.
Достаточный уровень владения речью, ее связность и последовательность, умение
различать на слух отдельные звуки обеспечат ребенку легкое освоение навыков
чтения и письма, придадут уверенности в себе во время устных выступлений у
доски.
5.
Не меньшее значение имеет развитие восприятия и воображения ребенка, благодаря
которым он сможет ориентироваться в пространстве (например, различать право и
лево на тетрадном листе) и в различных свойствах предметов, сравнивать их и
комбинировать между собой.
6.
Важно, чтобы первоклассник при этом владел и элементарными навыками учебной
деятельности. К ним специалисты относят умение выполнять задание по образцу и
устной инструкции взрослого, самостоятельно оценивать свою работу, находить и
исправлять ошибки, подчинять свое поведение определенным образом.
Игры и упражнения для умственного развития:
1. сравнивать поверхности по величине, цвету, форме и другим свойствам. Это могут
быть камешки, ракушки, осенние листья, проезжающие мимо машины или даже лужи.
2. можно научить ребенка классификации с помощью тех же самых ракушек, которых
полно на каждом пляже. Например, предложите ребенку поделить все собранные
камушки: папе отдать все темные, себе оставить светлые, а маме… ну, а маме те, у
которых есть одновременно и темные и светлые пятнышки.
3. или вот еще одна игра на развитие логического мышления – папа выбирает четыре
камушка так, чтобы три из них подходили друг к другу по какому-то признаку, а
четвертый был лишний. Например, три камушка гладкие, а четвертый шершавый. Пусть
малыш попробует угадать и объяснить, какой камушек лишний.
4.
Таких игр можно придумать массу – закапывать ракушки в песке и искать их
закрытыми глазами, делить их на группы, выкладывать из камешков на песке узоры и
повторять их по памяти и т.д. В таких занятиях ребенок развивает мышление, память,
восприятие, воображение, моторику.
5.
развитию внимания и навыков самоконтроля помогают разнообразные игры с
правилами.
Список литературы
1. Бабаева Т.И. У школьного порога // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 13 – 15.
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. –
М.: Просвещение, 1988. – 335 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: И.В. Дубровина, В.В.
Зацепин, А.М. Прихожан. – М.: Academia, 2003. – 368 с.
4. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателей / Под ред. Л.А.
Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1999., 158 с.
5. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников / Под ред. Е.Л.
Ерохиной. – М.: Олимп, 1999. – 160 с.
6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000.
– 168 с.