Автор: Ковалюк Анна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение произносительной стороне речи детей младшего школьного возраста в рамках дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Обучение произносительной стороне речи в обучении
французскому языку в рамках дополнительного образования
Фонетический компонент является одним из важнейших компонентов
языковой компетенции, поскольку изучение иностранного языка, как
правило, начинается именно с фонетики. Однако не каждый учитель
уделяет должное внимание данному аспекту обучения иностранному
языку. Для реализации преемственной связи между годами обучения
иностранному языку, необходимо с младших классов тщательно
формировать фонетические навыки. Поскольку фонетические навыки
младших школьников подвижны склонны возвращаться к
первоначальному состоянию, именно поэтому их формирование требует
специальных эффективных подходов.
Одной из главных особенностей восприятия младших школьников
является потребность в визуализации учебного материала. В связи с этим
возникает потребность в использовании приемов визуализации в процессе
обучении фонетике.
Фонетический компонент отвечает за формирование фонетических
навыков,
руководствуется
рядом
принципов,
нуждается
в
особом
внимании.
Основополагающую
роль
играет
деятельность
взаимосвязанных
речедвигательного,
слухового
и
зрительного
анализаторов. Обучение фонетике условно разделяется на разделы –
курсы, исходя из их содержания. Важной составной частью обучения
фонетическому
компоненту
является
развитие
фонетического,
фонематического и интонационного слуха, облегчающих формирование
фонетических навыков.
Обратимся к понятию фонетического навыка. Фонетический навык
– способность правильного восприятия звукового образца, его ассоциации
со значением и адекватного воспроизведения (Азимов, Щукин, 2009).
Формирование фонетических навыков реализуется имитативным и
аналитико-имитативным
путями
с
помощью
различных
подходов.
Задачей педагога является минимизация трудностей, проявляющихся в
процессе
обучения
фонетике.
Данный
процесс
задается
целью
приобретения
слухопроизносительных
и
ритмико-интонационных
навыков,
что
обеспечивает
в
дальнейшем
успешное
изучение
иностранного языка.
Обучение
фонетике
обязательно
должно
происходить
в
соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Не стоит забывать, что под влиянием перехода от игровой деятельности к
учебной и в процессе реализации последней происходят изменения в
развитии воли, эмоций, мотивации, характера, когнитивных процессов,
таких, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а
также в физическом развитии младшего школьника. Подбор учебного
материала
осуществляется
непосредственно
в
соответствии
с
возрастными особенностями учащегося начальных классов, что является
одним из важнейших методических принципов. Для успешного развития
внимания, памяти, мышления и воображения младших школьников в
процессе обучения необходимо использовать приемы визуализации
учебного материала.
Одним из самых эффективных методов в обучении иностранному
языку является визуализация, реализуемая с помощью визуальных
средств
передачи информации
и визуальных
опор. Среди
самых
распространенных
приемов,
подразумевающих
применение
средств
визуализации
в
учебном
процессе,
отмечают
применение
мультимедийной презентации, построение фишбоуна, ментальных карт и
инфографики, показ видеофрагментов и т.д. Приемы визуализации в
процессе
обучения
иностранному
языку
реализуются
согласно
определенным принципам, а отбор материала происходит поэтапно.
Воздействуя
на
зрительную
систему
учащихся,
данные
приемы
обеспечивают
наиболее
быстрое
усвоение
языкового
материала,
способствуя
успешному
формированию
фонетических
навыков
у
учащихся начальной школы.
В рамках данного исследования на основе приемов визуализации
нами
был
разработан
комплекс
упражнений
по
формированию
фонетических навыков младших школьников в процессе обучения
французскому
языку.
Комплекс
состоял
из
упражнений,
классифицированных по типам звуков французского языка «условно
совпадающие», «частично совпадающие», «отсутствующие» в родном
языке (Карманова, 2017, Трубицина, 2019).
Данные
упражнения
способствуют
формированию
навыков
восприятия и воспроизведения звуков каждой из указанных групп:
1)
«условно совпадающие»:
●
Упражнение 1. Установка: «Regardez le poisson! Lisez les mots
(Посмотрите на рыбу! Прочитайте слова)». Учащимся предлагается
ознакомиться с буквосочетаниями, графически обозначающими звук
[о], прочитать их и слова, содержащие приведенные буквосочетания.
Слово читается сначала одним учащимся, затем хором. Данное
упражнение подходит для введения нового фонетического материала.
В его основе лежат такие приемы визуализации, как применение
мультимедийной презентации и построение фишбоуна.
●
Упражнение 2. Установка: «Lisez le son, les syllabes et les mots de
couleurs différentes (Прочитайте звук, слоги и разноцветные слова)».
Учащимся предложено прочитать звук, буквосочетание, передающее
его, далее – прочитать односложные слова, выделенные желтым
цветом; затем односложные слова, содержащие закрытый слог; после –
двусложные слова, содержащие рассматриваемый звук. Упражнение
тренирует
произношение
звука
[u],
основано
на
применении
мультимедийной презентации и составлении облака тегов, несколько
модифицированном под фонетический материал.
●
Упражнение 3. Установка: «Lisez le code secret (Прочитайте секретный
код)».
На
экран
выводится
текст,
в
котором
заменены
буквы/буквосочетания, обозначающие тренируемые звуки [i] и [u].
Учащиеся пробуют прочитать код, подставляя звук вместо смайлика.
Данное
упражнение
способствует
развитию
памяти
и
умений
зрительного
анализа,
содержит
текстовую
и
иллюстративную
визуальные опоры. Прием визуализации, используемый в упражнении
– применение мультимедийной презентации.
2)
«частично совпадающие»:
●
Упражнение 4. Установка: «Imaginez que vous êtes… Chantez avec
«lalala» (Представьте, что вы… Пропойте на «lalala»)!». Учащимся
предлагается напеть определенную мелодию, используя сочетания
букв «lalala», в соответствии с заданными ситуациями под буквами «a-
c». Таким образом отрабатывается звук [l] и развивается творческий
потенциал детей. Упражнение строится на принципе иллюстративной
и
слуховой
наглядности,
основывается
на
применении
мультимедийной презентации.
●
Упражнение 5. Установка: «Rémi a mal à la gorge… Prononcez [R] pour
l’aider! (У Реми болит горло… Произнесите [R], чтобы ему помочь!)».
Детям предложено помочь мальчику Реми, у которого болит горло.
Указывается, что горло нужно прополоскать, произнеся звук [R]. После
успешного произнесения данного звука всеми учащимися происходит
смена слайдов: на следующем слайде мальчик благодарит учащихся за
помощь.
Помимо
приема
использования
презентации
и
иллюстративных визуальных опор упражнение содержит элемент
интерактивности.
3)
«отсутствующие» в родном языке:
●
Упражнение 6. Установка: «In, en, an, on: comment faut-il prononcer?
Lisons ensemble!». Данное упражнение нацелено на тренировку
закрепление носовых звуков. В начале учащиеся должны сопоставить
буквосочетания с обозначаемыми ими звуками, далее проверяется
правильность выполнения задания. Затем учащимся предлагается
прочитать звуки, буквосочетания и слова, в которых они содержатся.
●
Упражнение 7. Установка: «Répète!». Ученики тренируют носовой звук
[ɛ], начиная с произнесения звука, заканчивая произнесением фразы,
содержащей данный звук. Упражнение представлено в виде кластера,
может использоваться в качестве фонетической зарядки.
●
Упражнение 8. Установка: «Lisez à tour de rôle». Данное упражнение
является фонетической зарядкой. Детям предлагается прочитать
скороговорку за учителем, начиная со звука, заканчивая фразой.
Помимо
применения
мультимедийной
презентации
используется
иллюстрация, передающая смысл скороговорки.
●
Упражнение 9. Установка: «Tirez les fiches, lisez les mots». Данное
упражнение подходит для осуществления промежуточного контроля
уровня сформированности фонетических навыков в игровой форме.
Учащийся вытягивает карточку и старается правильно прочитать все
написанные в ней слова. Побеждает ученик, верно прочитавший
наибольшее количество слов. Применение приемов визуализации
выражается в использовании презентации, карточек.
Предложенные упражнения могут быть
использованы и
без
технического оснащения, посредством создания плаката, изображения
заданий на меловой или магнитной доске, предоставления учащимся
раздаточного материала. Данный комплекс может помочь учителям
реализовать
качественное
формирование
фонетических
навыков
младших школьников и осуществить преемственную связь в обучении
фонетическому компоненту на всех этапах образования.