Напоминание

"Обучение произносительной стороне речи детей младшего школьного возраста в рамках дополнительного образования"


Автор: Ковалюк Анна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение произносительной стороне речи детей младшего школьного возраста в рамках дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Обучение произносительной стороне речи в обучении

французскому языку в рамках дополнительного образования

Фонетический компонент является одним из важнейших компонентов

языковой компетенции, поскольку изучение иностранного языка, как

правило, начинается именно с фонетики. Однако не каждый учитель

уделяет должное внимание данному аспекту обучения иностранному

языку. Для реализации преемственной связи между годами обучения

иностранному языку, необходимо с младших классов тщательно

формировать фонетические навыки. Поскольку фонетические навыки

младших школьников подвижны склонны возвращаться к

первоначальному состоянию, именно поэтому их формирование требует

специальных эффективных подходов.

Одной из главных особенностей восприятия младших школьников

является потребность в визуализации учебного материала. В связи с этим

возникает потребность в использовании приемов визуализации в процессе

обучении фонетике.

Фонетический компонент отвечает за формирование фонетических

навыков,

руководствуется

рядом

принципов,

нуждается

в

особом

внимании.

Основополагающую

роль

играет

деятельность

взаимосвязанных

речедвигательного,

слухового

и

зрительного

анализаторов. Обучение фонетике условно разделяется на разделы –

курсы, исходя из их содержания. Важной составной частью обучения

фонетическому

компоненту

является

развитие

фонетического,

фонематического и интонационного слуха, облегчающих формирование

фонетических навыков.

Обратимся к понятию фонетического навыка. Фонетический навык

– способность правильного восприятия звукового образца, его ассоциации

со значением и адекватного воспроизведения (Азимов, Щукин, 2009).

Формирование фонетических навыков реализуется имитативным и

аналитико-имитативным

путями

с

помощью

различных

подходов.

Задачей педагога является минимизация трудностей, проявляющихся в

процессе

обучения

фонетике.

Данный

процесс

задается

целью

приобретения

слухопроизносительных

и

ритмико-интонационных

навыков,

что

обеспечивает

в

дальнейшем

успешное

изучение

иностранного языка.

Обучение

фонетике

обязательно

должно

происходить

в

соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Не стоит забывать, что под влиянием перехода от игровой деятельности к

учебной и в процессе реализации последней происходят изменения в

развитии воли, эмоций, мотивации, характера, когнитивных процессов,

таких, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а

также в физическом развитии младшего школьника. Подбор учебного

материала

осуществляется

непосредственно

в

соответствии

с

возрастными особенностями учащегося начальных классов, что является

одним из важнейших методических принципов. Для успешного развития

внимания, памяти, мышления и воображения младших школьников в

процессе обучения необходимо использовать приемы визуализации

учебного материала.

Одним из самых эффективных методов в обучении иностранному

языку является визуализация, реализуемая с помощью визуальных

средств

передачи информации

и визуальных

опор. Среди

самых

распространенных

приемов,

подразумевающих

применение

средств

визуализации

в

учебном

процессе,

отмечают

применение

мультимедийной презентации, построение фишбоуна, ментальных карт и

инфографики, показ видеофрагментов и т.д. Приемы визуализации в

процессе

обучения

иностранному

языку

реализуются

согласно

определенным принципам, а отбор материала происходит поэтапно.

Воздействуя

на

зрительную

систему

учащихся,

данные

приемы

обеспечивают

наиболее

быстрое

усвоение

языкового

материала,

способствуя

успешному

формированию

фонетических

навыков

у

учащихся начальной школы.

В рамках данного исследования на основе приемов визуализации

нами

был

разработан

комплекс

упражнений

по

формированию

фонетических навыков младших школьников в процессе обучения

французскому

языку.

Комплекс

состоял

из

упражнений,

классифицированных по типам звуков французского языка «условно

совпадающие», «частично совпадающие», «отсутствующие» в родном

языке (Карманова, 2017, Трубицина, 2019).

Данные

упражнения

способствуют

формированию

навыков

восприятия и воспроизведения звуков каждой из указанных групп:

1)

«условно совпадающие»:

Упражнение 1. Установка: «Regardez le poisson! Lisez les mots

(Посмотрите на рыбу! Прочитайте слова)». Учащимся предлагается

ознакомиться с буквосочетаниями, графически обозначающими звук

[о], прочитать их и слова, содержащие приведенные буквосочетания.

Слово читается сначала одним учащимся, затем хором. Данное

упражнение подходит для введения нового фонетического материала.

В его основе лежат такие приемы визуализации, как применение

мультимедийной презентации и построение фишбоуна.

Упражнение 2. Установка: «Lisez le son, les syllabes et les mots de

couleurs différentes (Прочитайте звук, слоги и разноцветные слова)».

Учащимся предложено прочитать звук, буквосочетание, передающее

его, далее – прочитать односложные слова, выделенные желтым

цветом; затем односложные слова, содержащие закрытый слог; после –

двусложные слова, содержащие рассматриваемый звук. Упражнение

тренирует

произношение

звука

[u],

основано

на

применении

мультимедийной презентации и составлении облака тегов, несколько

модифицированном под фонетический материал.

Упражнение 3. Установка: «Lisez le code secret (Прочитайте секретный

код)».

На

экран

выводится

текст,

в

котором

заменены

буквы/буквосочетания, обозначающие тренируемые звуки [i] и [u].

Учащиеся пробуют прочитать код, подставляя звук вместо смайлика.

Данное

упражнение

способствует

развитию

памяти

и

умений

зрительного

анализа,

содержит

текстовую

и

иллюстративную

визуальные опоры. Прием визуализации, используемый в упражнении

– применение мультимедийной презентации.

2)

«частично совпадающие»:

Упражнение 4. Установка: «Imaginez que vous êtes… Chantez avec

«lalala» (Представьте, что вы… Пропойте на «lalala»)!». Учащимся

предлагается напеть определенную мелодию, используя сочетания

букв «lalala», в соответствии с заданными ситуациями под буквами «a-

c». Таким образом отрабатывается звук [l] и развивается творческий

потенциал детей. Упражнение строится на принципе иллюстративной

и

слуховой

наглядности,

основывается

на

применении

мультимедийной презентации.

Упражнение 5. Установка: «Rémi a mal à la gorge… Prononcez [R] pour

l’aider! (У Реми болит горло… Произнесите [R], чтобы ему помочь!)».

Детям предложено помочь мальчику Реми, у которого болит горло.

Указывается, что горло нужно прополоскать, произнеся звук [R]. После

успешного произнесения данного звука всеми учащимися происходит

смена слайдов: на следующем слайде мальчик благодарит учащихся за

помощь.

Помимо

приема

использования

презентации

и

иллюстративных визуальных опор упражнение содержит элемент

интерактивности.

3)

«отсутствующие» в родном языке:

Упражнение 6. Установка: «In, en, an, on: comment faut-il prononcer?

Lisons ensemble!». Данное упражнение нацелено на тренировку

закрепление носовых звуков. В начале учащиеся должны сопоставить

буквосочетания с обозначаемыми ими звуками, далее проверяется

правильность выполнения задания. Затем учащимся предлагается

прочитать звуки, буквосочетания и слова, в которых они содержатся.

Упражнение 7. Установка: «Répète!». Ученики тренируют носовой звук

[ɛ], начиная с произнесения звука, заканчивая произнесением фразы,

содержащей данный звук. Упражнение представлено в виде кластера,

может использоваться в качестве фонетической зарядки.

Упражнение 8. Установка: «Lisez à tour de rôle». Данное упражнение

является фонетической зарядкой. Детям предлагается прочитать

скороговорку за учителем, начиная со звука, заканчивая фразой.

Помимо

применения

мультимедийной

презентации

используется

иллюстрация, передающая смысл скороговорки.

Упражнение 9. Установка: «Tirez les fiches, lisez les mots». Данное

упражнение подходит для осуществления промежуточного контроля

уровня сформированности фонетических навыков в игровой форме.

Учащийся вытягивает карточку и старается правильно прочитать все

написанные в ней слова. Побеждает ученик, верно прочитавший

наибольшее количество слов. Применение приемов визуализации

выражается в использовании презентации, карточек.

Предложенные упражнения могут быть

использованы и

без

технического оснащения, посредством создания плаката, изображения

заданий на меловой или магнитной доске, предоставления учащимся

раздаточного материала. Данный комплекс может помочь учителям

реализовать

качественное

формирование

фонетических

навыков

младших школьников и осуществить преемственную связь в обучении

фонетическому компоненту на всех этапах образования.



В раздел образования