Автор: Селиверстова Наталья Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад № 2 "Рябинка" Населённый пункт: город Волхов, Ленинградская область Наименование материала: Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Тема: "В поисках приза" Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственной образовательной деятельности
(НОД) по ФЭМП в старшей группе компенсирующей
направленности для детей с ОНР
тема «В поисках приза»
Автор занятия:
Селиверстова Наталья Викторовна
воспитатель высшей категории,
МДОБУ «Детский сад «№2 «Рябинка»,
г. Волхов, Ленинградская область
Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД) по ФЭМП в
старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
тема «В поисках приза»
Программное содержание:
Образовательные:
упражнять в ориентировке в пространстве;
закрепить с детьми количественный счет в пределах 10;
упражнять в ориентировке на листе бумаги;
познакомить детей с понятием «сутки», с последовательностью частей суток;
упражнять в выкладывании логической цепочки из геометрических фигур;
закрепить порядковый счет в пределах 5;
закрепить знания противоположностей.
Развивающие:
развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное
восприятие, память;
развивать речь , мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать
свои суждения.
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к математике;
воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной
ситуации, дружеские взаимоотношения между детьми;
воспитывать самостоятельность, умение понимать задание и выполнять его.
Материал к занятию:
Ход (НОД):
Организационный момент:
( звучит музыка, дети начинают убирать игрушки, а воспитатель что-то ищет)
Ребята, сегодня я для вас приготовила призы, но они вдруг куда – то пропали. А на их
месте лежало в это письмо, давай те прочитаем и поймем в чем же дело.
«Милые детишки! Мне очень понравились ваши призы, поэтому я их забрала и спрятала.
Если вы хотите их получить обратно, то вам надо быстро и правильно выполнить мои
задания и тогда вы их сможете найти. Желаю всего хорошего».
(На конверте фото Бабы-Яги)
Что будем делать? Вы хотите получить призы? Тогда вперед, приступаем играть и
выполнять задания.
В письме лежит пять конвертов с заданиями, открываем первый.
1 задание. Дидактическая игра «Определи свое место»
(Дети вместе с воспитателем становятся в круг)
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо раз-два-три,
А теперь пойдем налево раз-два-три,
В центре круга соберемся раз-два-три,
И на место все вернемся раз-два-три.
Улыбнемся, подмигнем,
И игру свою начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).
Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям.
(справа от меня стоит Соня, слева от меня стоит Ваня, спереди стоит Дима, сзади меня
парта).
Молодцы,
вы
все
хорошо
справились
и
правильно
назвали
свое
месторасположение по отношению к другим детям.
А сейчас я предлагаю подойти к своим местам для дальнейшего выполнения заданий.
Небольшая разминка «Продолжи счет»
(ребенок начинает считать, воспитатель прерывает и показывает на другого, следующий
ребенок продолжает счет предыдущего и т.д.)
2 задание. «Ориентировка на листе бумаги»
«Я хочу, чтобы дети украсили платочки и подарили мне на память. Запомните, платки
должны быть красивыми»
Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит платочек (лист бумаги).
Для того, чтобы наши платочки стали красивыми, мы должны их правильно украсить.
Будьте внимательны (в центре платка нарисуем цветок, над цветком – листик; справа от
цветка – бабочку; под цветком – домик; слева от цветка – мячик; в правом верхнем углу –
облако; в левом верхнем углу – яблоко; в левом нижнем углу – грибок; в правом нижнем
углу - груша).
Проверьте себя.
Молодцы и с этим заданием вы успешно справились!
Физкультминутка.
Мы на плечи руки ставим
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим
Раз-два-три-четыре-пять!
Руки ставим пред грудью.
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками.
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
Давайте прочитаем третью записку и посмотрим, что там за задание подготовила для нас
Баба-Яга.
3 задание «Время суток»
«Расскажите, что вы знаете о сутках, и какие бывают части суток. Чем занимаются люди в
разное время суток? Отгадайте загадки»
Сутки складываются из ночи и дня. В сутках 24 часа. За это время планета Земля
совершает один полный оборот вокруг своей оси. На той части планеты, которая не
освещена солнцем – царит ночь, а на освещенной части планеты светлый день.
Сутки можно разделить на 4 части: утро, день, вечер, ночь.
На часах утро обозначено желтым цветом, когда встает солнышко оно желтое и все вокруг
становится золотистым цветом.
День на часах обозначен красным цветом. Солнышко уже высоко в небе, греет так сильно,
что становится жарко.
Вечер обозначен серым цветом, так как солнышко не светит так ярко и вскоре садится за
тучи, небо становится серым, скучным.
Ночь обозначена черным цветом, ночью небо черное ничего не видно.
Загадки.
Утро День
Над рекой заря встаёт Солнце в небе высоко
На дворе петух поёт. До заката далеко.
Умываются котята, Зёрна в норку тащит мышь.
Просыпаются ребята. Учит азбуку малыш.
Вечер Ночь
Солнце красное зашло. В небе звёздочки горят.
Белка прячется в дупло. Птицы спят и рыбки спят.
Дрёма в гости к нам идёт, Спят цветы в саду на грядках,
Сказку он с собой ведёт. Ну, а мы в своих кроватках.
Посмотрите на свои карточки и определите, какое время суток на них изображено.
(Дети выполняют задание).
4 задание
«Собери бусы».
«Я как любая женщина люблю наряжаться и носить украшения. Ну, вот беда,
порвала последние бусы и не могу их собрать, помогите мне, пожалуйста».
Дети
выкладывают
логическую
цепочку
из
геометрических
фигур
(математические
наборы). Воспитатель задает вопросы: какая по счету первая фигура, третья, пятая; какая
фигура
стоит
между
второй
и
четвертой;
какая
последняя
фигура.
Молодцы!
Вы
справились и с этим заданием
5 задание Дидактическая
игра
«Скажи
наоборот»
«А вы знаете слова, которые говорятся наоборот? Вот сейчас я вас и проверю. Предлагаю
вам игру «скажи наоборот»
Игра
проводится
с
мячом.
Воспитатель
кидает
мяч
ребенку
и
называет
одно
из
математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность
названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.
Вот видите вы и с этим заданием справились
6
задание:
«Найди
призы»
Нужно встать на середину паласа лицом к ребятам и выполнять задание: сделать вперед 3
шага, вправо – 2 шага, вперед – 3 шага, повернуться налево, сделать 2 шага вперед, и вот
они, наши призы. Оказывается, это звездочки и флажки.
«Ребята, я не думала, что вы так быстро справитесь с заданием. Но я очень рада за вас, вы
были очень внимательными, самостоятельными. Удачи вам! Вы заслужили свои призы»
А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился
с заданиями – пусть возьмет звездочку, а кто считает, что не все у него сегодня получилось
– тот пусть возьмет по флажку. Дети делают свой выбор.
Приложение №1
1 записка
«Я предлагаю вам поиграть в игру
«Определи свое место», где вы должны
назвать свое место в кругу по отношению к
другим детям»
2 записка
«Ориентировка на листе бумаги»
Я хочу, чтобы дети украсили платочки и
подарили мне на память. Запомните!
Платки должны быть красивыми.
3 записка
«Время суток»
Расскажите, что вы знаете о сутках, и какие
бывают части суток? Отгадайте загадки.
4 записка
«Собери бусы»
Я как любая женщина люблю наряжаться и
носить украшения. Ну, вот беда, порвала
последние бусы и не могу их собрать,
помогите мне пожалуйста.
5 записка
«Скажи наоборот»
А вы знаете слова, которые говорятся на
оборот? Вот сейчас я вас проверю,
предлагаю вам эту игру.
6 записка
«Найди призы»
Сделать вперед 3 шага, вправо 2 шага,
вперед 3 шага, повернуться налево, сделать
2 шага вперед и вот призы.
Литература
1.
Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических
представлений в детском саду
2.
Денисова Д., Дорожин Ю. . Математика для дошкольников. Старшая группа. Р/т
3.
Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет
4.
Нищева Н.В..
Развитие математических представлений у дошкольников
(с 4-5 и с 5-6 лет)
5.
Финогенова Н. В., Рыбина М. Ю., Ремизенко Е. В. Математика в движении.
Планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические
игры. Старшая группа