Напоминание

Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования


Автор: Шарифуллина Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 3 Сказка
Населённый пункт: городской округ Власиха Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования»

Шарифуллина Татьяна Викторовна, МДОУ Детский сад № 3 «Сказка»

городского округа Власиха Московской области

Проблема преемственности между детским садом и начальной школой в рамках

оптимизации особенно актуальна с точки зрения адаптации ребенка к школе и

развития родительской компетентности.

Чтобы понять данную проблему, необходимо выполнить следующие:

- изучить нормативно-правовую базу;

- разработать программу развития образовательной организации;

- разработать план партнерского взаимодействия со школами района;

- наладить социокультурные связи.

Каждое образовательное учреждение перед началом учебного года составляем

план-проект совместной деятельности на учебный год. В нем обозначаем цель

взаимодействия, средства обеспечения преемственности, утверждаем план

совместной работы.

Все мероприятия планируются с учетом особенностей детей, с которыми

необходимо познакомить педагогов школы.

В начале учебного года рекомендуется провести следующую работу: школы, где

выпускники дошкольных групп ходят на подготовку к школе, посещают

специалисты и педагоги детского сада с целью взаимодействия и опроса

учителей, родителей и детей, в ходе, которого выявляются особенности

адаптации ребенка, сформированность предпосылок учебной деятельности. На

основе анализа полученных данных должны вносится изменения в

планирование работы дошкольных групп. Таким образом, работа с детьми

подготовительных групп должна строится с учетом выявленных трудностей.

Работа по обеспечению преемственности должна быть направлена на всех

участников образовательного процесса: педагогов школы и дошкольного

учреждения, детей и родителей.

Одной из форм взаимодействия с родителями является дистанционное общение

посредством сайта образовательной организации, где все желающие могут

оставить свои пожелания, предложения по любым вопросам работы

образовательной организации. Так же, специалисты и администрация

дошкольных групп может общаться с родителями по электронной почте и в чате

группы. Это экономит время и дает возможность быстро решать текущие

вопросы. Конечно, никто не отменяет общепринятые формы взаимодействия с

родителями (законными представителями), как:

- групповые родительские собрания. Как показывает практика, они позволяют

конкретизировать общие проблемы, уделить внимание, например,

диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе.

Воспитатели представляют результаты проводимой работы с детьми,

демонстрируют достижения воспитанников;

- консультации педагогов-специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед);

- совместные праздники и досуг.

Важная составляющая в решении проблемы преемственности является

родительская компетентность.

Родительскую компетентность можно развивать следующим образом:

- организовывать поддержку в реальной и дистанционной формах.

- обсуждать проблемы совместно, в кругу других родителей;

- давать информацию через инфостенды различной тематики;

- привлекать родительскую общественность к участию в жизни дошкольных

групп.

Все это должно привести к более тесному взаимодействию родителей и

образовательной организации, к доверительности и открытости

образовательного процесса.

Еще один очень важный момент в взаимодействии является организация и

проведение в начале учебного года и в конце акции «Наши первоклассники»:

- когда учителя 1-х классов проводят открытые уроки для педагогов

дошкольных групп. Появляется возможность увидеть своих детей в учебном

процессе;

- Экскурсия – это возможность пообщаться с детьми, которые раньше посещали

дошкольные группы, побеседовать с ними, послушать их рассказы о школе.

Такие встречи дали бы возможность легче пройти школьную адаптацию и

вселить в будущего школьника уверенность в своих силах;

- можно так же организовать, посещение музея боевой славы одной из школ в

преддверии 23 Февраля и 9 Мая.

Можно организовать встречи с педагогами-психологами, учителями-

логопедами дошкольного учреждения и учителем начальных классов в

дошкольных группах для знакомства с родителями. Педагоги могут ответить на

вопросы родителей, рассказать о школьных программах, об особенностях школ.

Родители могут получить индивидуальные консультации педагогов школ по

интересующим их вопросам.

В результате получается особая форма общения с родителями, детьми,

педагогами, выстроенная на основе единой линии развития ребенка. Все это

позволяет родителям определиться с выбором школы, пока их ребенок еще

находится в дошкольной группе. За счет всего этого, тревожность родителей

должна уменьшиться.

В подготовительной группе проводим анкетирование родителей будущих

первоклассников. Цель анкетирования – выявление ожиданий родителей от

школы, понимание возможностей своего ребенка. Например, анкета содержит

такой вопрос: «Каковы ваши ожидания от школы?» и даются варианты ответов:

«Мой ребенок будет учиться на отлично», «Ребенок-хорошист», «Найдет новых

друзей», «Реже видеть с учителя – крепче спишь» и т.д..

Это позволяет педагогам дошкольных групп лучшим образом скоординировать

свою работу и при необходимости внести изменения в содержание

запланированных мероприятий по преемственности.

Как показывает практика, положительные результаты адаптации детей к школе

и учебе есть там, где налажены тесные контакты учителей школы, воспитателей

и специалистов дошкольных групп, организован обмен опытом.

Преемственность невозможна без социокультурного взаимодействия.

Конечно понятно, что реализация преемственности дошкольного и начального

образования – одна из сложнейших проблем общего образования. Она

обсуждается учеными, специалистами в области образования, педагогами,

родителями. Неслучайно в настоящее время необходимость сохранения

преемственности и целостности образовательной среды относится к числу

важнейших приоритетов развития образования.

Необходимость реализации программы преемственности дошкольных групп и

школы в рамках оптимизации образовательных организаций в новые

образовательные комплексы является значимой и очень важной. Как говорил В.

А. Сухомлинский, «от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на

первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь

дальнейший путь к знаниям».



В раздел образования