Автор: Шарифуллина Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 3 Сказка
Населённый пункт: городской округ Власиха Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования
Раздел: дошкольное образование
« Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования»
Шарифуллина Татьяна Викторовна, МДОУ Детский сад № 3 «Сказка»
городского округа Власиха Московской области
Проблема преемственности между детским садом и начальной школой в рамках
оптимизации особенно актуальна с точки зрения адаптации ребенка к школе и
развития родительской компетентности.
Чтобы понять данную проблему, необходимо выполнить следующие:
- изучить нормативно-правовую базу;
- разработать программу развития образовательной организации;
- разработать план партнерского взаимодействия со школами района;
- наладить социокультурные связи.
Каждое образовательное учреждение перед началом учебного года составляем
план-проект совместной деятельности на учебный год. В нем обозначаем цель
взаимодействия, средства обеспечения преемственности, утверждаем план
совместной работы.
Все мероприятия планируются с учетом особенностей детей, с которыми
необходимо познакомить педагогов школы.
В начале учебного года рекомендуется провести следующую работу: школы, где
выпускники дошкольных групп ходят на подготовку к школе, посещают
специалисты и педагоги детского сада с целью взаимодействия и опроса
учителей, родителей и детей, в ходе, которого выявляются особенности
адаптации ребенка, сформированность предпосылок учебной деятельности. На
основе анализа полученных данных должны вносится изменения в
планирование работы дошкольных групп. Таким образом, работа с детьми
подготовительных групп должна строится с учетом выявленных трудностей.
Работа по обеспечению преемственности должна быть направлена на всех
участников образовательного процесса: педагогов школы и дошкольного
учреждения, детей и родителей.
Одной из форм взаимодействия с родителями является дистанционное общение
посредством сайта образовательной организации, где все желающие могут
оставить свои пожелания, предложения по любым вопросам работы
образовательной организации. Так же, специалисты и администрация
дошкольных групп может общаться с родителями по электронной почте и в чате
группы. Это экономит время и дает возможность быстро решать текущие
вопросы. Конечно, никто не отменяет общепринятые формы взаимодействия с
родителями (законными представителями), как:
- групповые родительские собрания. Как показывает практика, они позволяют
конкретизировать общие проблемы, уделить внимание, например,
диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе.
Воспитатели представляют результаты проводимой работы с детьми,
демонстрируют достижения воспитанников;
- консультации педагогов-специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед);
- совместные праздники и досуг.
Важная составляющая в решении проблемы преемственности является
родительская компетентность.
Родительскую компетентность можно развивать следующим образом:
- организовывать поддержку в реальной и дистанционной формах.
- обсуждать проблемы совместно, в кругу других родителей;
- давать информацию через инфостенды различной тематики;
- привлекать родительскую общественность к участию в жизни дошкольных
групп.
Все это должно привести к более тесному взаимодействию родителей и
образовательной организации, к доверительности и открытости
образовательного процесса.
Еще один очень важный момент в взаимодействии является организация и
проведение в начале учебного года и в конце акции «Наши первоклассники»:
- когда учителя 1-х классов проводят открытые уроки для педагогов
дошкольных групп. Появляется возможность увидеть своих детей в учебном
процессе;
- Экскурсия – это возможность пообщаться с детьми, которые раньше посещали
дошкольные группы, побеседовать с ними, послушать их рассказы о школе.
Такие встречи дали бы возможность легче пройти школьную адаптацию и
вселить в будущего школьника уверенность в своих силах;
- можно так же организовать, посещение музея боевой славы одной из школ в
преддверии 23 Февраля и 9 Мая.
Можно организовать встречи с педагогами-психологами, учителями-
логопедами дошкольного учреждения и учителем начальных классов в
дошкольных группах для знакомства с родителями. Педагоги могут ответить на
вопросы родителей, рассказать о школьных программах, об особенностях школ.
Родители могут получить индивидуальные консультации педагогов школ по
интересующим их вопросам.
В результате получается особая форма общения с родителями, детьми,
педагогами, выстроенная на основе единой линии развития ребенка. Все это
позволяет родителям определиться с выбором школы, пока их ребенок еще
находится в дошкольной группе. За счет всего этого, тревожность родителей
должна уменьшиться.
В подготовительной группе проводим анкетирование родителей будущих
первоклассников. Цель анкетирования – выявление ожиданий родителей от
школы, понимание возможностей своего ребенка. Например, анкета содержит
такой вопрос: «Каковы ваши ожидания от школы?» и даются варианты ответов:
«Мой ребенок будет учиться на отлично», «Ребенок-хорошист», «Найдет новых
друзей», «Реже видеть с учителя – крепче спишь» и т.д..
Это позволяет педагогам дошкольных групп лучшим образом скоординировать
свою работу и при необходимости внести изменения в содержание
запланированных мероприятий по преемственности.
Как показывает практика, положительные результаты адаптации детей к школе
и учебе есть там, где налажены тесные контакты учителей школы, воспитателей
и специалистов дошкольных групп, организован обмен опытом.
Преемственность невозможна без социокультурного взаимодействия.
Конечно понятно, что реализация преемственности дошкольного и начального
образования – одна из сложнейших проблем общего образования. Она
обсуждается учеными, специалистами в области образования, педагогами,
родителями. Неслучайно в настоящее время необходимость сохранения
преемственности и целостности образовательной среды относится к числу
важнейших приоритетов развития образования.
Необходимость реализации программы преемственности дошкольных групп и
школы в рамках оптимизации образовательных организаций в новые
образовательные комплексы является значимой и очень важной. Как говорил В.
А. Сухомлинский, «от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на
первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь
дальнейший путь к знаниям».