Автор: Сафронова Алена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №54
Населённый пункт: Санкт-Петербург пос.Металлострой
Наименование материала: Проект
Тема: "Мир цвета"
Раздел: дошкольное образование
Государственное
бюджетное дошкольное
образовательное
учреждение центр развития
ребенка-детский сад №54
Колпинского района санкт
–Петербурга
Проект во 2 группе раннего возраста
«Путешествие гномика в мир цвета»
Тип проекта: познавательно-игровой
Время проведения: с 7.10.2022. по 11.10. 2022г
Воспитатель
Сафронова А.В
Аннотация проекта:
Период раннего возраста является уникальным, важным для всего
последующего умственного, физического, речевого и эмоционального
развития человека.
Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина,
является одним из главных условий умственного воспитания,
осуществляющегося в процессе предметной деятельности.
Проект проводился в 2 группе раннего возраста«Малышок», воспитателем
Сафроновой А.В. в течение недели.
Целью данного проекта являлось усвоение детьми сенсорных эталонов цвета,
формирование способов обследования цветовых свойств предметов
Подготовительный этап проекта включает: Подбор сюжетных картинок по
теме, подбор стихов и потешек по теме, разработка конспектов
непосредственно-образовательной деятельности, изготовление
дидактических игр. Оформление папки-передвижки: «Развивающие игы»
Изготовление памяток для родителей: «Развитие сенсорных способностей
детей раннего дошкольного возраста»
Работа началась с обогащения развивающего пространства в группе. Мы
постарались создать для детей предметно - развивающую среду, с учётом их
возрастных особенностей, а именно больше уделяли внимания развитию
сенсорных способностей.
Содержание второго исследовательского этапа проекта предусматривает
образовательную деятельность с детьми и родителями. Для развития
восприятия цвета, был составлен комплекс игр – дидактических, подвижных,
сюжетно-отобразительных, которые включались в разные виды и формы
организации деятельности детей.
Невозможно было бы достичь поставленной цели без постоянной
поддержки и активного участия родителей. Родителям было предложено
изготовить разноцветные сенсорные коврики, которые потом можно собрать
в одну массажную сенсорную дорожку.
Актуальность проекта:
Главной составляющей полноценного развития детей раннегодошкольного
возраста является сенсорное развитие.
Профессор Н. М. Щелованов называл
ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Успешность
умственного, физического, эстетического воспитания в значительной
степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того
насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Недостаток впечатлений о предметном окружении приводит к так
называемому «сенсорному голоду», который ведёт к существенным
задержкам в формировании личности ребенка в раннем возрасте, а также и
готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от
его сенсорного развития в раннем возрасте. Исследования, проведенные
детскими психологами, показали, что большая часть трудностей,
возникающих у детей в ходе начального обучения (особенно в первом
классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного
восприятия. Таким образом, перед нами стоит задача разработки и
использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного
воспитания в детском саду. Кроме того, с целью изучения развития
восприятия детей раннего возраста в семье было проведено анкетирование
родителей Анализ анкет показал, что не все родители имеют представление
о том, что такое сенсорное воспитание ребенка, так же не все положительно
оценивают необходимость сенсорного развития ребенка. Ещё одной
проблемой является то, что родители не знают, в какие игры нужно играть с
ребенком для формирования сенсорных представлений.
Опираясь на данные анкетирования, а также, учитывая, что восприятие цвета
формируется сложнее, в отличие от формы, т.к может осуществляться только
при помощи зрительной ориентировки, был составлен план проекта
«Путешествие гномика в мир цвета»
Цель проекта: Усвоение детьми сенсорных эталонов цвета, формирование
способов обследования цветовых свойств предметов
Задачи:
-Закрепить знания 4 цветов у детей (красный, синий, зеленый, желтый)
-Упражнять в нахождении предметов заданного цвета вокруг себя.
-Учить группировать предметы по заданными признакам.
-Развивать умения видеть характерные признаки предметов, воображение.
-Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять
знания о
материалах, их которых состоят предметы.
Стратегия достижения поставленных целей и задач:
Дни недели, тема
Организация работы: НОД
(образовательные ситуации),
НОД в режимных моментах и
культурные практики
Оснащение ППРС
1 день проекта
«В гости к Синей капельке и Красной
ягодке»
Цель: Упражнять в нахождении
предметов заданного цвета вокруг себя.
В гости к детям приходит гномик Бим-
Бом. Он говорит, что пока шел к
ребятам, встретил своих подружек –
кукол Синюю капельку и Красную
ягодку. Они плакали и не могли найти
дорогу к своим домикам. Гномик
предложил ребятам помочь куклам,
найти нужную по цвету дорожку,
ведущую к домику каждой куклы
Познавательно-речевое развитие
Центр «Сенсорики»:
-Ведерки двух цветов(красный, синий)
-Блоки Дьенеша двух цветов (красный,
синий)
-Деревянные кирпичики двух цветов
(красный, синий)
-Конструктор крупный Лего двух цветов
-Рамки-вкладыши «Цветные круги»
Центр «Догонялки»:
-Обручи двух цветов(красный синий)
-«Ручеек» (узкая дорожка синего цвета)
Дидактические игры
«Помоги куклам разложить игрушки
по своим ведёркам»
.
Воспитатель говорит, что у кукол
перепутались игрушки и они просят
детей помочь им разложить их по цвету
в ведерки, синие в синее, красные в
красное
«Построим синюю и красную дорожки
для синей и красной машины»
Воспитатель предлагает самостоятельно
выбрать нужный цвет из двух
предложенных
Дети строят дорожки из кирпичиков,
приставляя их плотно друг к другу
узкими короткими гранями, синюю для
синей машины, красную для красной.
Социально-коммуникативное
- Широкие дорожки красного и синего
цветов
.Центр Рисовашки»:
-Восковые мелки красные и синие
-Подставки для восковых мелков двух
цветов
Центр
Сюжетно-отобразительной
игры:
-Две куклы в красной и синей одежде
-Чашки, блюдца двух цветов (красные и
синие)
- в уголок ряжения юбки и шапочки
синих и красных цветов
Центр «Книжкин домик и театр»
Сюжетные и предметные картинки с
изображением синего и красного цвета
развитие. Речевое.
Сюж.отобразит игра
«Напоим кукол чаем»
Дети подбирали подходящую к платью
каждой куклы по цвету посуду, затем
поят кукол чаем, угощают «печеньем».
Физическое развитие
Подвижная игра
«Найди свой домик»
«Перепрыгни через ручеек»
В свободной деятельности
Собери карандаши в стаканчики по
цвету(красные и синие)
Собери кубики в нужную
коробку(красные и синие)
Рамки-вкладыши «Цветные круги»
Башенки из лего (красные и синие)
2 день проекта
Утром в гости к детям приходит кукла в
Центр «Сенсорики»:
«Солнечный лучик в гостях у ребят»
Цель:
Упражнять
в
нахождении
предметов заданого цвета вокруг себя.
-Учить
группировать
предметы
по
заданными признакам.
-Развивать умения видеть характерные
признаки предметов, воображение.
жёлтом платье Солнечный лучик. Она
говорит, что играла со своими
подружками Синей капелькой и Красной
ягодкой и они перепутали все свои
игрушки и всю посуду и все вещи и
просит ребят помочь все исправить
Познавательно-речевое развитие.
Дидактические игры
«Поможем куклам поставить цветы в
вазы»
Мишка Топтыжка собирается на день
рождения к куклам им ему нужно
расставить цветы по вазам жёлтые в
жёлтую, красные в красную.
Задачи: Обучать группировать цветы по
цвету, находить вазы по цвету цветов.
Развивать мелкую моторику рук,
координацию движения рук.
«Оденем кукол на прогулку»
-Конструктор крупный Лего трех цветов
- Игра на магнитную доску «Поставим
цветы в вазу»*(авторское пособие)
-Бумажные куклы с одеждой на липучках
трех цветов(желтый, красный синий)
(авторское пособие)
- Деревянные кубики и кирпичики трех
цветов
Центр «Догонялки»:
-Ленточки трех цветов для подвижной
музыкальной игры «Танец с лентами»
Центр Рисовашки»:
-Восковые мелки красные и синие,
желтые
-Подставки для восковых мелков трех
цветов
Центр
Сюжетно-отобразительной
игры:
-Три куклы в красной, желтой и синей
Куклы собрались на прогулку, но
перепутали всю одежду. Поможем
куклам подобрать нужный по цвету
комплект одежды.
Задачи: Обучать соотносить предметы
по цвету. Развивать мелкую моторику
рук, координацию движения рук.
Чтение худ.литературы
стихотворение «Солнечный зайчик»
Физическое развитие
Музыкальная игра
«Танец с ленточками».
Е. Железнова
Задачи: активизация эмоциональных
реакций малышей на музыку
В свободной деятельности
Собери карандаши в стаканчики по
цвету(красные, желтые,синие)
Собери кубики в нужную коробку
одежде
-Утюги, платочки, прищепки трех цветов
(красный, синий, желтый)
- В уголок ряжения юбки и шапочки
синих, желтых и красных цветов
Центр «Книжкин домик и театр»
-Предметные картинки с изображением
предметов разных цветов
(красные, желтые,синие)
Рамки-вкладыши «Цветные круги»
В уголке ряжения «Подбери повязку,
шапочку к юбочке» (красные,
желтые,синие)
Социально-коммуникативное
развитие. Речевое.
Сюж.отобразит игра
«Погладим платочки»
Куклы торопятся на день рождения, а их
нарядные платочки помялись и они
просят ребят помочь погладить их
утюгами.
Задачи: Обучать соотносить предметы
по цвету
Дать представление о некоторых
трудовых действиях и
предметах(гладить, утюг), упражнять
детей в назывании предметов
Художественно-эстетическое развитие
НОД «Машины едут по дорожкам»
Куколки хотят отправиться в гости на
своих машинках, но дорожки замело
снегом. Воспитатель предлагает найти
краску такого же цвета, что и машинка и
нарисовать дорожку.
Задачи: Закреплять названия цветов
Подводить детей к самостоятельному
выбору заданного цвета
3 день проекта
«Зелёная куколка ждет в гости своих
своих подруг»
Цель: Учить самостоятельно выбирать
заданный цвет из четырех предложенных
Познавательно-речевое развитие
Дидактические игры
«Грибочки-по местам»
.
Задачи: Закреплять умение
группировать и соотносить по цвету
разнообразные предметы
«Подбери сервиз по цвету» .
Задачи: Закреплять умение
группировать и соотносить по цвету
Центр «Сенсорики»:
-Конструктор крупный Лего четырех
цветов
- Столики с грибочками-втыкалочками
четырех цветов
- Игра из фетра на ковролин «Подбери
сервиз» (авторское пособие)
- Деревянные кубики и кирпичики
четырех цветов
разнообразные предметы
«Травка»- с прищепками,
«Выложи зеленую дорожку»- мозаика,
«Найди фигуры зеленого цвета»
Социально-коммуникативное
развитие. Речевое развитие
Сюжетно-отобразительная игра
«Угостим кукол яблочками»
Гномик Бим-Бом принес куклам в
подарок яблочки. Он знает, что кукла в
красном платье любит красные яблочки,
в желтом-желтые и т.д. но не знает, как
правильно их разложить. Дети
помогают, угощают кукол .
Художественно-эстетическое развитие
Чтение худ.литературы
стихотворения: М. Янушкевич «Зеленая
травка, зеленый листок». «Зелёные
стихи» С. Чёрного
-Мозаика с зелеными элементами
Центр «Догонялки»:
-Платочки четырех цветов для муз игры
«Танец с платочками»
Центр Рисовашки»:
-Восковые мелки красные и синие,
желтые, зеленые
-Подставки для восковых мелков четырех
цветов
Центр
Сюжетно-отобразительной
игры:
-Кукла в зеленой одежде
-Яблочи разных цветов и тарелки к ним
- В уголок ряжения юбки, шапочки,
сумочки синих, желтых и красных,
зеленых цветов
-Посуда четырех цветов
Центр «Книжкин домик и театр»
-Предметные картинки с изображением
В свободной деятельности
Рассматривание иллюстраций,
предметных картинок, игрушек и
предметов – зеленого цвета
Собери карандаши в стаканчики по
цвету (зеленые,красные, желтые,синие)
Собери кубики в нужную коробку
(зеленые,красные, желтые,синие)
В уголке ряжения «Подбери сумочку к
юбочке» (зеленые,красные,
желтые,синие)
Физическое развитие
Упражнение с платочками
(Е.Железнова)
предметов зеленых цветов
4 день проекта
«Разноцветный день»
Цель: Учить самостоятельно выбирать
заданный цвет из четырех предложенных
Закреплять умение группировать
НОД «Путешествие на машинах»
Познавательно-речевое развитие
Дидактические игры
«Помоги куклам найти свои игрушки»
«Подбери колеса к машине»
Центр «Сенсорики»:
-
Игры с прищепками
-Деревянные пирамидки четырех цветов
-Игра «Подбери колеса к
машине»(авторское пособие)
разнообразные объекты по цвету
«Собери цветок из прищепок»
Художественно-эстетическое развитие
Чтение худ.литературы
«Стихи про цвета» М Янушкевич, Е.
Горева
Физическое развитие
Собери дорожки по цветам и пройди по
ним
Дорожки к домикам кукол рассыпались.
Воспитатель предлагает собрать
дорожки по цветам и пойти по ним в
гости к куклам.
В свободной деятельности
Рассматривание иллюстраций,
предметных картинок, игрушек и
предметов – зеленого цвета
Собери карандаши в стаканчики по
цвету (зеленые,красные, желтые,синие)
Собери кубики в нужную коробку
-Игра «Спрячь зайчика»
Центр «Догонялки»:
- Сенсорные дорожки четырех цветов для
игры «Собери дорожку и пройди по ней»
- Мячи четырех цветов
- Ленточки четырех цветов
Центр Рисовашки»:
-Восковые мелки красные и синие,
желтые, зеленые
-Подставки для восковых мелков четырех
цветов
Центр Сюжетно-отобразительной игры:
- Чехлы на стульчики-машинки четырех
цветов(авторское пособие)
-Рули четырех цветов
Центр «Книжкин домик и театр»
-Предметные картинки с изображением
четырех цветов
(зеленые,красные, желтые,синие)
В уголке ряжения «Подбери сумочку к
юбочке» (зеленые,красные,
желтые,синие)
Социально-коммуникативное
развитие. Речевое развитие
Сюжетно-отобразительная игра
Чтобы поехать к куклам в гости, нужно
починить машины(найти и поставить
стульчики нужного цвета) Дети находят
стульчики нужных цветов, ставят друг
за другом и едут к куклам в гости.
Заключение
В процессе разнообразных дидактических, подвижных, сюжетно-
отобразительных игр дети научились выделять цвет предметов, сравнивать
предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия
развивали и закрепляли знания и представления детей о цвете,
способствовали формированию чувства цвета. Дети оперируют имеющими
знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются,
обогащаются. Также в процессе игр у детей активизировалась речь,
развивается мелкая и крупная моторика.
Родители были вовлечены в образовательный процесс. Повысилась
заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ. получили методические
рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания,
созданию условий проведения дидактических игр, консультации
Изготовили сенсорные коврики для сенсорной дорожки
Список литературы:
1. В.В.Гербова Занятия по развитию речи в первой младшей группе д\с.
Мозаика-Синтез Москва 2010г.
2. Э.Г. Пилюгина Сенсорные способности малыша Мозаика-Синтез Москва
2003
3. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство
«Мозаика» - Синтез 2009 г