Напоминание

"Мир цвета"


Автор: Сафронова Алена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №54
Населённый пункт: Санкт-Петербург пос.Металлострой
Наименование материала: Проект
Тема: "Мир цвета"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное

бюджетное дошкольное

образовательное

учреждение центр развития

ребенка-детский сад №54

Колпинского района санкт

–Петербурга

Проект во 2 группе раннего возраста

«Путешествие гномика в мир цвета»

Тип проекта: познавательно-игровой

Время проведения: с 7.10.2022. по 11.10. 2022г

Воспитатель

Сафронова А.В

Аннотация проекта:

Период раннего возраста является уникальным, важным для всего

последующего умственного, физического, речевого и эмоционального

развития человека.

Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина,

является одним из главных условий умственного воспитания,

осуществляющегося в процессе предметной деятельности.

Проект проводился в 2 группе раннего возраста«Малышок», воспитателем

Сафроновой А.В. в течение недели.

Целью данного проекта являлось усвоение детьми сенсорных эталонов цвета,

формирование способов обследования цветовых свойств предметов

Подготовительный этап проекта включает: Подбор сюжетных картинок по

теме, подбор стихов и потешек по теме, разработка конспектов

непосредственно-образовательной деятельности, изготовление

дидактических игр. Оформление папки-передвижки: «Развивающие игы»

Изготовление памяток для родителей: «Развитие сенсорных способностей

детей раннего дошкольного возраста»

Работа началась с обогащения развивающего пространства в группе. Мы

постарались создать для детей предметно - развивающую среду, с учётом их

возрастных особенностей, а именно больше уделяли внимания развитию

сенсорных способностей.

Содержание второго исследовательского этапа проекта предусматривает

образовательную деятельность с детьми и родителями. Для развития

восприятия цвета, был составлен комплекс игр – дидактических, подвижных,

сюжетно-отобразительных, которые включались в разные виды и формы

организации деятельности детей.

Невозможно было бы достичь поставленной цели без постоянной

поддержки и активного участия родителей. Родителям было предложено

изготовить разноцветные сенсорные коврики, которые потом можно собрать

в одну массажную сенсорную дорожку.

Актуальность проекта:

Главной составляющей полноценного развития детей раннегодошкольного

возраста является сенсорное развитие.

Профессор Н. М. Щелованов называл

ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Успешность

умственного, физического, эстетического воспитания в значительной

степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того

насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Недостаток впечатлений о предметном окружении приводит к так

называемому «сенсорному голоду», который ведёт к существенным

задержкам в формировании личности ребенка в раннем возрасте, а также и

готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от

его сенсорного развития в раннем возрасте. Исследования, проведенные

детскими психологами, показали, что большая часть трудностей,

возникающих у детей в ходе начального обучения (особенно в первом

классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного

восприятия. Таким образом, перед нами стоит задача разработки и

использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного

воспитания в детском саду. Кроме того, с целью изучения развития

восприятия детей раннего возраста в семье было проведено анкетирование

родителей Анализ анкет показал, что не все родители имеют представление

о том, что такое сенсорное воспитание ребенка, так же не все положительно

оценивают необходимость сенсорного развития ребенка. Ещё одной

проблемой является то, что родители не знают, в какие игры нужно играть с

ребенком для формирования сенсорных представлений.

Опираясь на данные анкетирования, а также, учитывая, что восприятие цвета

формируется сложнее, в отличие от формы, т.к может осуществляться только

при помощи зрительной ориентировки, был составлен план проекта

«Путешествие гномика в мир цвета»

Цель проекта: Усвоение детьми сенсорных эталонов цвета, формирование

способов обследования цветовых свойств предметов

Задачи:

-Закрепить знания 4 цветов у детей (красный, синий, зеленый, желтый)

-Упражнять в нахождении предметов заданного цвета вокруг себя.

-Учить группировать предметы по заданными признакам.

-Развивать умения видеть характерные признаки предметов, воображение.

-Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять

знания о

материалах, их которых состоят предметы.

Стратегия достижения поставленных целей и задач:

Дни недели, тема

Организация работы: НОД

(образовательные ситуации),

НОД в режимных моментах и

культурные практики

Оснащение ППРС

1 день проекта

«В гости к Синей капельке и Красной

ягодке»

Цель: Упражнять в нахождении

предметов заданного цвета вокруг себя.

В гости к детям приходит гномик Бим-

Бом. Он говорит, что пока шел к

ребятам, встретил своих подружек –

кукол Синюю капельку и Красную

ягодку. Они плакали и не могли найти

дорогу к своим домикам. Гномик

предложил ребятам помочь куклам,

найти нужную по цвету дорожку,

ведущую к домику каждой куклы

Познавательно-речевое развитие

Центр «Сенсорики»:

-Ведерки двух цветов(красный, синий)

-Блоки Дьенеша двух цветов (красный,

синий)

-Деревянные кирпичики двух цветов

(красный, синий)

-Конструктор крупный Лего двух цветов

-Рамки-вкладыши «Цветные круги»

Центр «Догонялки»:

-Обручи двух цветов(красный синий)

-«Ручеек» (узкая дорожка синего цвета)

Дидактические игры

«Помоги куклам разложить игрушки

по своим ведёркам»

.

Воспитатель говорит, что у кукол

перепутались игрушки и они просят

детей помочь им разложить их по цвету

в ведерки, синие в синее, красные в

красное

«Построим синюю и красную дорожки

для синей и красной машины»

Воспитатель предлагает самостоятельно

выбрать нужный цвет из двух

предложенных

Дети строят дорожки из кирпичиков,

приставляя их плотно друг к другу

узкими короткими гранями, синюю для

синей машины, красную для красной.

Социально-коммуникативное

- Широкие дорожки красного и синего

цветов

.Центр Рисовашки»:

-Восковые мелки красные и синие

-Подставки для восковых мелков двух

цветов

Центр

Сюжетно-отобразительной

игры:

-Две куклы в красной и синей одежде

-Чашки, блюдца двух цветов (красные и

синие)

- в уголок ряжения юбки и шапочки

синих и красных цветов

Центр «Книжкин домик и театр»

Сюжетные и предметные картинки с

изображением синего и красного цвета

развитие. Речевое.

Сюж.отобразит игра

«Напоим кукол чаем»

Дети подбирали подходящую к платью

каждой куклы по цвету посуду, затем

поят кукол чаем, угощают «печеньем».

Физическое развитие

Подвижная игра

«Найди свой домик»

«Перепрыгни через ручеек»

В свободной деятельности

Собери карандаши в стаканчики по

цвету(красные и синие)

Собери кубики в нужную

коробку(красные и синие)

Рамки-вкладыши «Цветные круги»

Башенки из лего (красные и синие)

2 день проекта

Утром в гости к детям приходит кукла в

Центр «Сенсорики»:

«Солнечный лучик в гостях у ребят»

Цель:

Упражнять

в

нахождении

предметов заданого цвета вокруг себя.

-Учить

группировать

предметы

по

заданными признакам.

-Развивать умения видеть характерные

признаки предметов, воображение.

жёлтом платье Солнечный лучик. Она

говорит, что играла со своими

подружками Синей капелькой и Красной

ягодкой и они перепутали все свои

игрушки и всю посуду и все вещи и

просит ребят помочь все исправить

Познавательно-речевое развитие.

Дидактические игры

«Поможем куклам поставить цветы в

вазы»

Мишка Топтыжка собирается на день

рождения к куклам им ему нужно

расставить цветы по вазам жёлтые в

жёлтую, красные в красную.

Задачи: Обучать группировать цветы по

цвету, находить вазы по цвету цветов.

Развивать мелкую моторику рук,

координацию движения рук.

«Оденем кукол на прогулку»

-Конструктор крупный Лего трех цветов

- Игра на магнитную доску «Поставим

цветы в вазу»*(авторское пособие)

-Бумажные куклы с одеждой на липучках

трех цветов(желтый, красный синий)

(авторское пособие)

- Деревянные кубики и кирпичики трех

цветов

Центр «Догонялки»:

-Ленточки трех цветов для подвижной

музыкальной игры «Танец с лентами»

Центр Рисовашки»:

-Восковые мелки красные и синие,

желтые

-Подставки для восковых мелков трех

цветов

Центр

Сюжетно-отобразительной

игры:

-Три куклы в красной, желтой и синей

Куклы собрались на прогулку, но

перепутали всю одежду. Поможем

куклам подобрать нужный по цвету

комплект одежды.

Задачи: Обучать соотносить предметы

по цвету. Развивать мелкую моторику

рук, координацию движения рук.

Чтение худ.литературы

стихотворение «Солнечный зайчик»

Физическое развитие

Музыкальная игра

«Танец с ленточками».

Е. Железнова

Задачи: активизация эмоциональных

реакций малышей на музыку

В свободной деятельности

Собери карандаши в стаканчики по

цвету(красные, желтые,синие)

Собери кубики в нужную коробку

одежде

-Утюги, платочки, прищепки трех цветов

(красный, синий, желтый)

- В уголок ряжения юбки и шапочки

синих, желтых и красных цветов

Центр «Книжкин домик и театр»

-Предметные картинки с изображением

предметов разных цветов

(красные, желтые,синие)

Рамки-вкладыши «Цветные круги»

В уголке ряжения «Подбери повязку,

шапочку к юбочке» (красные,

желтые,синие)

Социально-коммуникативное

развитие. Речевое.

Сюж.отобразит игра

«Погладим платочки»

Куклы торопятся на день рождения, а их

нарядные платочки помялись и они

просят ребят помочь погладить их

утюгами.

Задачи: Обучать соотносить предметы

по цвету

Дать представление о некоторых

трудовых действиях и

предметах(гладить, утюг), упражнять

детей в назывании предметов

Художественно-эстетическое развитие

НОД «Машины едут по дорожкам»

Куколки хотят отправиться в гости на

своих машинках, но дорожки замело

снегом. Воспитатель предлагает найти

краску такого же цвета, что и машинка и

нарисовать дорожку.

Задачи: Закреплять названия цветов

Подводить детей к самостоятельному

выбору заданного цвета

3 день проекта

«Зелёная куколка ждет в гости своих

своих подруг»

Цель: Учить самостоятельно выбирать

заданный цвет из четырех предложенных

Познавательно-речевое развитие

Дидактические игры

«Грибочки-по местам»

.

Задачи: Закреплять умение

группировать и соотносить по цвету

разнообразные предметы

«Подбери сервиз по цвету» .

Задачи: Закреплять умение

группировать и соотносить по цвету

Центр «Сенсорики»:

-Конструктор крупный Лего четырех

цветов

- Столики с грибочками-втыкалочками

четырех цветов

- Игра из фетра на ковролин «Подбери

сервиз» (авторское пособие)

- Деревянные кубики и кирпичики

четырех цветов

разнообразные предметы

«Травка»- с прищепками,

«Выложи зеленую дорожку»- мозаика,

«Найди фигуры зеленого цвета»

Социально-коммуникативное

развитие. Речевое развитие

Сюжетно-отобразительная игра

«Угостим кукол яблочками»

Гномик Бим-Бом принес куклам в

подарок яблочки. Он знает, что кукла в

красном платье любит красные яблочки,

в желтом-желтые и т.д. но не знает, как

правильно их разложить. Дети

помогают, угощают кукол .

Художественно-эстетическое развитие

Чтение худ.литературы

стихотворения: М. Янушкевич «Зеленая

травка, зеленый листок». «Зелёные

стихи» С. Чёрного

-Мозаика с зелеными элементами

Центр «Догонялки»:

-Платочки четырех цветов для муз игры

«Танец с платочками»

Центр Рисовашки»:

-Восковые мелки красные и синие,

желтые, зеленые

-Подставки для восковых мелков четырех

цветов

Центр

Сюжетно-отобразительной

игры:

-Кукла в зеленой одежде

-Яблочи разных цветов и тарелки к ним

- В уголок ряжения юбки, шапочки,

сумочки синих, желтых и красных,

зеленых цветов

-Посуда четырех цветов

Центр «Книжкин домик и театр»

-Предметные картинки с изображением

В свободной деятельности

Рассматривание иллюстраций,

предметных картинок, игрушек и

предметов – зеленого цвета

Собери карандаши в стаканчики по

цвету (зеленые,красные, желтые,синие)

Собери кубики в нужную коробку

(зеленые,красные, желтые,синие)

В уголке ряжения «Подбери сумочку к

юбочке» (зеленые,красные,

желтые,синие)

Физическое развитие

Упражнение с платочками

(Е.Железнова)

предметов зеленых цветов

4 день проекта

«Разноцветный день»

Цель: Учить самостоятельно выбирать

заданный цвет из четырех предложенных

Закреплять умение группировать

НОД «Путешествие на машинах»

Познавательно-речевое развитие

Дидактические игры

«Помоги куклам найти свои игрушки»

«Подбери колеса к машине»

Центр «Сенсорики»:

-

Игры с прищепками

-Деревянные пирамидки четырех цветов

-Игра «Подбери колеса к

машине»(авторское пособие)

разнообразные объекты по цвету

«Собери цветок из прищепок»

Художественно-эстетическое развитие

Чтение худ.литературы

«Стихи про цвета» М Янушкевич, Е.

Горева

Физическое развитие

Собери дорожки по цветам и пройди по

ним

Дорожки к домикам кукол рассыпались.

Воспитатель предлагает собрать

дорожки по цветам и пойти по ним в

гости к куклам.

В свободной деятельности

Рассматривание иллюстраций,

предметных картинок, игрушек и

предметов – зеленого цвета

Собери карандаши в стаканчики по

цвету (зеленые,красные, желтые,синие)

Собери кубики в нужную коробку

-Игра «Спрячь зайчика»

Центр «Догонялки»:

- Сенсорные дорожки четырех цветов для

игры «Собери дорожку и пройди по ней»

- Мячи четырех цветов

- Ленточки четырех цветов

Центр Рисовашки»:

-Восковые мелки красные и синие,

желтые, зеленые

-Подставки для восковых мелков четырех

цветов

Центр Сюжетно-отобразительной игры:

- Чехлы на стульчики-машинки четырех

цветов(авторское пособие)

-Рули четырех цветов

Центр «Книжкин домик и театр»

-Предметные картинки с изображением

четырех цветов

(зеленые,красные, желтые,синие)

В уголке ряжения «Подбери сумочку к

юбочке» (зеленые,красные,

желтые,синие)

Социально-коммуникативное

развитие. Речевое развитие

Сюжетно-отобразительная игра

Чтобы поехать к куклам в гости, нужно

починить машины(найти и поставить

стульчики нужного цвета) Дети находят

стульчики нужных цветов, ставят друг

за другом и едут к куклам в гости.

Заключение

В процессе разнообразных дидактических, подвижных, сюжетно-

отобразительных игр дети научились выделять цвет предметов, сравнивать

предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия

развивали и закрепляли знания и представления детей о цвете,

способствовали формированию чувства цвета. Дети оперируют имеющими

знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются,

обогащаются. Также в процессе игр у детей активизировалась речь,

развивается мелкая и крупная моторика.

Родители были вовлечены в образовательный процесс. Повысилась

заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ. получили методические

рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания,

созданию условий проведения дидактических игр, консультации

Изготовили сенсорные коврики для сенсорной дорожки

Список литературы:

1. В.В.Гербова Занятия по развитию речи в первой младшей группе д\с.

Мозаика-Синтез Москва 2010г.

2. Э.Г. Пилюгина Сенсорные способности малыша Мозаика-Синтез Москва

2003

3. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство

«Мозаика» - Синтез 2009 г



В раздел образования