Автор: Шемякина Жанна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9 имени адмирала П.С. Нахимова
Населённый пункт: г. Вязьмы Смоленской области
Наименование материала: Программа воспитания
Тема: Воспитание и социализация младших школьников
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 9 имени адмирала П.С. Нахимова
г. Вязьмы Смоленской области
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Учитель начальных классов
Шемякина Ж.И.
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы
воспитания и социализации учащихся «Я в этом мире» являются Закон
«Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт
начального
общего
образования,
Концепция
духовно-нравственного
воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации
учащихся
начальных
классов
МБОУ
СОШ
№
9
имени
адмирала
П.С.Нахимова. Программа разработана на основе «Примерной программы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта,
Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную,
внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Настоящая программа является программой воспитания у младших
школьников духовно-нравственных основ социальной культуры личности в
процессе педагогически организованного самоуправления, сотрудничества,
сотворчества, содружества. Она рассчитана на 4 года, предполагает участие
учащихся с 1 по 4 класс(6,5 - 10 лет), реализуется на базе одного класса в
рамках работы школы.
Актуальность разработки программы.
Учащиеся
начальной
школы
требуют
особого
педагогического
внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к
школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются
основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой,
общественной, творческой деятельности.
Ход преобразований сфер общественной жизни России, в том числе и в
образовании, ставит новые задачи перед обществом и его организационно-
управленческими структурами. Это, прежде всего, задачи воспитания
современного поколения в духе активной жизненной позиции, соблюдения и
гармонизации
интересов
общества
и
личности,
развития
духовности
человека, сохранения его физического и нравственного здоровья.
Обоснованием актуальности основной идеи данной программы, считаю:
- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих
не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их
развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной
социализации;
- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий
многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного
образования, культуры и спорта.
По
ведущему
типу
деятельности
можно
различать
воспитание
и
социализацию младших школьников:
воспитание – это преимущественно межличностная деятельность в
семье,
школе,
учреждениях
дополнительного
образования
и
т.
д.,
обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;
социализация – это содействие духовно-нравственному развитию
ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта
посредством
включения
его
в
решение
общественных,
культурных,
экологических, производственных и иных задач.
Программа воспитания и социализации учащихся «Я в этом мире»
направлена
на
формирование
морально-нравственного,
личностно
развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.
Уклад
школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную
форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной,
общественно
полезной,
трудовой,
эстетической,
социально-
коммуникативной, творческой и др.)
и уровней (урочной, внеурочной,
внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с
моральными
нормами,
нравственными
установками,
национальными
духовными традициями.
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к
воспитанию и развитию личности ученика, в создании воспитательной
среды, способствующей формированию высоконравственной, творчески
активной, культурной, толерантной личности, способной к саморазвитию и
самореализации.
Общие задачи воспитания и социализации:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию – «стремление быть
лучше»;
- формирование нравственного смысла учения;
- реализация творческого потенциала в учебно-игровой и социально-
ориентированной видах деятельности;
- формирование основ морали – осознание необходимости определенного
поведения на основе принятых в обществе представлений о добре и зле;
должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки
и самосознания;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) –
способности
школьника
формулировать
собственные
нравственные
обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя
выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим
поступкам;
- формировать способности формулировать и отстаивать свою точку зрения;
-
формирование
умения
к
самостоятельным
поступкам,
т.е.
умения
принимать решение и брать ответственность на себя за их результат;
-
формирование
целеустремленности
и
настойчивости
в
достижении
результата;
- формирование трудолюбия;
- осознание ценности человеческой жизни.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- формирование чувства гордости за свой город, за свое Отечество, чувство
личной ответственности за судьбу Отечества;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями и старшими детьми в решении общих
проблем;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания другим людям;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным
российским религиям, религиозным организациям, к вере и религиозным
убеждениям;
В области формирования семейной культуры
- формирование ценности семьи, почтительного отношения к родителям;
осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство с культурно-историческими и этническими традициями
российской семьи.
Основные
направления
и
ценностные
основы
воспитания
и
социализации учащихся
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по
следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
свобода и ответственность; доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный
выбор;
смысл
жизни;
справедливость;
милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота
о старших и младших; представление о духовной культуре и светской
этике.
Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного
отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество и созидание; целеустремленность и
настойчивость; познание; бережливость.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов
семьи и школьного коллектива), стремление к здоровому образу жизни;
активность.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля;
экологическое сознание.
Воспитание
ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое
развитие; художественное творчество.
Подходы к воспитанию
.
В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной
школы «Я в этом мире» и организуемого в соответствии с ней нравственного
уклада школьной жизни лежат три подхода:
- аксиологический
Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность,
обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от
взрослых к детям, от человека к человеку.
- системно-деятельностный
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную
деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и
воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него
субъектами.
- развивающий
Для
достижения
развивающего
эффекта
ценности
должны
быть
понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы
ребенком как минимум в одной практической ситуации).
Принципы реализации программы
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- личностно- ориентированный подход – предоставление возможности
каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора
обучающимися форм деятельности;
- деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально
значимые проекты;
- принцип мотивации деятельности обучающихся – предусматривает
добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
-
принцип
педагогического
руководства
–
организация
совместной
деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и
взаимопомощи.
Основные формы проведения мероприятий
беседы и наблюдения, дискуссии
классные часы
занятия- практикумы
экскурсии
тематические праздники и вечера
устные журналы
акции
конкурсы
,
викторины
,
игры, соревнования
конкурсы рисунков, поделок, фотовыставки
исследовательская и проектная деятельность
родительские собрания в различных формах
Содержание программы воспитания и социализации учащихся
«Я в этом мире».
Программа
направлены на формирование социально активной,
физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности,
способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем
создания
оптимально
благоприятных
условий
организации
учебно-
воспитательного процесса.
Общие задачи воспитания и социализации учащихся классифицированы
по направлениям, каждое из которых тесно связанно с другими, раскрывает
одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина
России, основано на определенной системе базовых ценностей и призвано
обеспечить принятие их обучающимися.
Основные направления программы
1.
Я – гражданин России.
Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве,
правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и
отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного
осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам
и обязанностям человека;
- способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: ее
истории, традициях, культуре, праве;
- способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к
истории и ответственности за будущее страны;
- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;
- воспитание социальной ответственности и компетентности;
Содержание:
элементарные представления о политическом устройстве Российского
государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его
важнейших законах, о символах государства - Флаге, Гербе России.
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина
России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека
в обществе;
начальные представления о народах России, об их общей исторической
судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших
событиях истории России, родного края.
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в
жизни России, родного края;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего
города;
любовь к образовательному учреждению, своему городу, краю, России;
уважение к защитникам Родины
Основные понятия направления «Я – гражданин России»:
право,
закон,
права и обязанности,
правонарушения,
ответственность,
долг,
честь,
достоинство, личность,
правовые нормы,
совесть,
справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении :
- тематические классные часы, уроки Мира;
- беседы и наблюдения, чтение книг;
- занятия – практикумы;
- творческие конкурсы, викторины по правовой тематике, КТД;
- праздники, народные игры;
- экскурсии по историческим и памятным местам;
- участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных
государственным праздникам.
2.
Мое здоровье в моих руках.
Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни.
Цель: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- приобщение детей к здоровому образу жизни и спорту;
- сохранение и укрепление нравственного, психического и физического
здоровья учащихся
- знакомство с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению
физического и психического здоровья;
-
привлечение
внимания
общественности
к
проблеме
сохранения
и
укрепления здоровья детей;
-
формирование
собственной
Я-позиции
обучающихся
к
проблеме
сохранения и защиты собственного здоровья.
Содержание:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей,
членов своей семьи, педагогов, сверстников;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение
здоровьесберегающего режима дня;
знание правил здорового питания, режимов приема пищи;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в
спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы
на человека;
Основные понятия в направлении «Мое здоровье в моих руках» :
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание, саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении :
- проведение Дней здоровья, спортивных конкурсов, праздников и
соревнований внутри класса и между классами школы;
- встречи со спортсменами;
- походы в природу, экскурсии;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной
тематике;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
-
обсуждения
газетных
и
журнальных
публикаций,
просмотр
специальных видеосюжетов по этой проблеме.
3.
Я и окружающий мир
Воспитание экологической культуры. Это направление ориентировано
на
усвоение
представлений
об
экокультурных
ценностях,
нормах
экологической этики; получение опыта экологически грамотного поведения в
природе; усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой;
обучение видеть прекрасное в окружающем мире, в природе в разное время
суток и года, в различную погоду.
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Задачи:
-
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни,
понимание активной роли человека в природе;
Содержание:
понятие
окружающего
мира;
человек
как
частица
природы
ценностное
отношение
к
природе
и
всем
формам
жизни;
бережное отношение к природе, растениям и животным;
•
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
•
значение растений и животных в жизни человека;
•
правила поведения в природе;
•
отношение к окружающим людям, участие к человеку.
Основные понятия направления «Я и окружающий мир» : милосердие,
сострадание, чуткость, доброта, забота, участие; добро и зло; хорошие и
плохие поступки.
Формы работы классного руководителя в направлении :
- беседы, классные часы, викторины;
- акции по охране и защите природы;
- конкуры;
- экскурсии в природу.
4.
Я – человек культурный и воспитанный
В этом разделе объединены два направления: «Воспитание нравственных
чувств и этического сознания» и « Воспитание ценностного отношения к
прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое
воспитание».
Цель: развитие коммуникативных навыков; выявление и развитие
творческих способностей.
Задачи:
- предоставление возможности самореализоваться в соответствии со своими
склонностями и интересами;
- формирование потребности в общении, творческой деятельности и
самоорганизации;
- воспитание у учащихся нравственно-этических качеств;
-
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ
эстетической культуры – эстетическое воспитание;
- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
- развитие представлений о душевной и физической красоте человека;
- развитие умения понимать и принимать себя и других;
- познание и формирование каждым ребенком своего « Я»;
- формирование у учащихся коммуникативных навыков;
- формирование умения совершенствоваться в коллективе;
Содержание:
•
различение хороших и плохих поступков;
•
представления о правилах поведения в образовательном учреждении,
дома, на улице, в общественных местах, на природе;
•
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное
отношение к сверстникам и младшим;
•
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных
на взаимопомощи и взаимной поддержке;
•
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
•
знание правил этики, культуры речи;
•
формирование эстетических идеалов чувства прекрасного, умение
видеть красоту природы, труда и творчества;
•
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям,
концертам, выставкам, музыке;
•
интерес к занятиям художественным творчеством;
•
стремление к опрятному внешнему виду;
•
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Основные понятия направления «Я – человек культурный и воспитанный» :
справедливость, милосердие, честь, достоинство, нравственный выбор,
забота о старших и младших (в области нравственного воспитания)
Формы работы классного руководителя в направлении :
- тренинги и практические занятия по культуре поведения и общения;
- тематические классные часы, беседы;
- конкурсы, выставки, праздники, фестивали;
- театрализованные постановки;
- празднование памятных дат в жизни обучающихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок,
- презентации;
5.
Я – человек трудолюбивый и образованный
Воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения
к
образованию, труду и
жизни, подготовка к сознательному выбору
профессии.
Это
направление
ориентировано
на
развитие
эрудиции,
мышления
Цель: развитие познавательной активности, оказание помощи ученикам
в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно
проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при
этом действовать целесообразно.
Задачи:
-
выявление
индивидуальных
способностей,
создание
условий
для
продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формирование потребности в самообразовании,
- интеллектуальное развитие учащихся, способствующее повышению их
мотивации
к
приобретению
новых
знаний,
формирование
широкого
кругозора
- формирование познавательного интереса к различным областям знаний;
-
воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения
к
образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
Содержание:
•
первоначальные
представления
о
нравственных
основах
учёбы,
ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни
человека и общества;
•
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
•
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
•
элементарные представления об основных профессиях;
•
элементарные представления о роли знаний, науки, современного
производства в жизни человека и общества;
•
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при
разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
•
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей,
к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
•
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе,
небережливому отношению к результатам труда людей.
Основные понятия направления «Я – человек трудолюбивый и
образованный»:
- умственное развитие,
- способности,
- уровни интеллектуального развития,
- умственные способности,
- фантазии в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении :
- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины по развитию внимания,
памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные бои;
- изучение учебных дисциплин;
- внеурочные мероприятия, праздники труда и знаний;
- презентация учебных и творческих достижений;
- творческие мастерские;
- акции.
6. Я и моя семья
Цель: воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье;
максимальное сближение интересов родителей и педагогов по
формированию развитой личности.
Задачи:
- формирование понятия семьи как частички общества
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников
учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
Содержание:
права и обязанности ребенка в семье;
- почтительное отношение к родителям;
- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к
сверстникам и младшим;
- знание правил поведения в семье;
- знакомство с укладом жизни и традициями своей семьи и семейными
традициями русского народа;
- знакомство с понятием «генеалогическое древо» , составление родословной
своей семьи;
Основные понятия направления «Я и моя семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении:
- тематические классные часы;
- проведение ежегодных «Недель семьи», праздники семьи, спортивные
состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек;
- открытые мероприятия, уроки и классные часы для родителей;
- праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23
февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя,
День рождения школы, школьные юбилеи (вечер встречи выпускников)).
- индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей,
тематические беседы с детьми и родителями.
Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих
воспитательных результатов:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному
культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому
и родному языку,
народным традициям; к Конституции и законам
Российской Федерации; к старшему поколению;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества,
национальной истории и культуры;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища;
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими
детьми,
взрослыми
в
соответствии
с
общепринятыми
нравственными нормами;
неравнодушное
отношение
к
жизненным
проблемам
других
людей,
сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих
поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим,
заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные
навыки
трудового
творческого
сотрудничества
со
сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и
личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и
наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и
практической деятельности;
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих
людей;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для
здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,
рекламы на здоровье человека.
первоначальный
опыт
эстетического,
эмоционально-нравственного
отношения к природе;
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на
пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире,
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой
деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в
доступных видах творчества;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры.
Работа с родителями
Основная задача классного руководителя — создать условия для
свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь
интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех
неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это
семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный
руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую
очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального
внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное
воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с
родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия
ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь
необходимо следующее:
изучение
семейной
атмосферы,
окружающей
ученика,
его
взаимоотношений с членами семьи;
психолого-педагогическое
просвещение
родителей
через
систему
родительских собраний, консультаций, бесед;
организация и совместное проведение свободного времени детей и
родителей;
защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Основные направления классного руководителя и родителей:
Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие
личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности
Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями
способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к
человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к
пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для
учащихся. Высшая ценность - человеческая жизнь. Никто не имеет права
посягать на нее.
Интерес к жизни - это непременное условие работы с детьми, условие
эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на
формирование способности, быть счастливым, в основе которой - принятие
жизни как дара природы.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на
понимание,
способной
самосовершенствоваться,
обладающей
индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении
человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Познавательная сфера жизни ребенка.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на следующее:
выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных
умений ученика, его познавательной активности, его будущего
профессионального определения;
осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих
кругозор
и
познавательные
интересы
ученика,
стимулирующих
любознательность, исследовательское мышление;
проведение
психолого-педагогических
консилиумов,
разрабатывающих
программы
коррекции
общеучебных
умений
отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;
организацию
классных
часов
совместно
с
родителями
по
совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей,
саморазвитию.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция
родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы,
педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о
целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе
духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности
ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и
текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно
той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности
ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы и консультации;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- проведение совместных праздников, экскурсий, походов в природу,
внеклассных мероприятий, классных часов и открытых уроков для
родителей;
- общешкольные родительские собрания;
- дни открытых дверей.
Тематика проведения классных родительских собраний в начальных
классах
1 класс
1.Знакомство с родителями детей – первоклассников. Трудности адаптации
первоклассников в школе и как их преодолеть.
2. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание
первоклассника. Режим дня первоклассника.
3. Учеба – основной вид деятельности младших школьников. Игра и труд в
жизни младших школьников.
4. Отношения в семье как основа взаимопонимания.
2 класс
1.Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста.
Самооценка ребенком своих поступков и действий.
2.Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.
3. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье.
4.Итоги прошедшего учебного года – «Вот и стали мы на год взрослее»
3 класс
1.Значение общения в развитии личностных качеств ребенка. Любовь в семье
как моральная ценность.
2.Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии
работоспособности и личностных качеств. Семейные традиции в воспитании
детей.
3. Телевизор и компьютер в жизни младших школьников.
4.Итоги прошедшего года «вот и стали мы на год взрослее».
4 класс
1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование
познавательных и личностных качеств ребенка.
2.Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной
деятельности.
3. Роль семьи в воспитании нравственных ценностей. Развитие способностей
ребенка в семье.
3.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.
4. Прощание с начальной школой.
Критерии эффективности воспитательного процесса, процесса развития
личности ребенка:
Сформированности нравственного, познавательного,
коммуникативного, художественного и физического потенциалов
личности младшего школьника;
Стремление к познанию, проявлению и реализации собственных
способностей (по результатам включенности в КТД и другие формы
взаимодействия).
Креативность личности, наличие высоких достижений в одном или
нескольких видах деятельности (на основании полученных грамот,
дипломов и других видов признания достижений).
Наличие положительной самооценки, уверенности в своих целях
Обладание способностью к рефлексии
Сформированность основных, интеллектуальных, эмоциональных и
волевых качеств личности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей (мышление, память, внимание, работоспособность).
наличие и сформированность коллектива учащихся
удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов процессом и
результатом воспитательной деятельности
Анкеты «Я и моя школа», « Я и окружающий мир»
Сочинение: «Мои достижения за год»
Показатели эффективности реализации программы:
Проявление индивидуальности классного коллектива.
Развитие классного и школьного самоуправления.
Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе,
школе.
Рост познавательного интереса и расширение знаний о малой родине,
посещаемость учащимися музеев, выставок, театров и других
учреждений культуры.
Сформированность активной гражданской позиции, повышение
мотивации к учебной и внеучебной деятельности.
Участие детей и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
Рост включенности детей в оздоровительные и спортивные
мероприятия.
Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом
родителей и детей дел, социальных проектов и инициатив по
различным направлениям.
Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.
Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в
классе и школе.
Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и
каникулярное время.
Развитие партнерских отношений между школой и семьей через
различные формы взаимодействия.
Наличие и ежегодное расширение сети сотрудничества с различными
образовательными учреждениями.
Примерные темы классных часов и мероприятий по программе
«Я в этом мире».
1 КЛАСС
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
1.
Я – гражданин России.
Праздник «Первый раз – в первый класс».
2.
Понятие «Родина». «Родина – мать», почему мы так говорим.
3.
Права и обязанности младших школьников.
4.
«О тех, кто мир нам подарил»- экскурсия в школьный музей.
5.
«Моя малая родина» - классный час.
6.
Посвящение в нахимовцы. Парад юных нахимовцев.
7.
Мое здоровье в моих руках.
Режим дня первоклассника. Составление режима дня первоклассника.
8.
«Чистота – залог здоровья». Соблюдаем правила гигиены.
9.
«Береги здоровье смолоду» - классный час.
10.
Спортивный праздник «Юные спортсмены».
11.
Я – человек культурный и воспитанный
«Я – ученик, а это звучит гордо». Основные правила культуры
поведения и общения в школе.
12.
В стране «Волшебных слов»». Понятие вежливости.
13.
«Разрешите представиться». Правила знакомства.
14.
Правила приветствия и прощания. «Здравствуйте!», «До свидания!» и
т.д.
15.
«Приятного аппетита!». Правила поведения за столом.
16.
«Влияние характера на поступки и поведение человека».
17.
«Наш класс - моя школьная семья» - беседа о взаимоотношениях в
классе.
18.
Я и окружающий мир
«Я – частичка природы» - классный час.
19.
«Чудо на ладошке». Экскурсия в природу. Изучение объектов
окружающего мира.
20.
«Растения и животные требуют бережного отношения и охраны» -
классный час.
21.
«Пусть будет чистым родной край» практическое задание.
22.
Беседа «Птицы наши друзья» (сбор корма для птиц).
23.
Я – человек трудолюбивый и образованный
«Учусь учиться» - классный час.
24.
«Учеба – главный труд школьника».
25.
Практическое занятие «Учебная книга – наш друг».
26.
Викторина – игра «Мои любимые уроки».
27.
Классный час «Мой любимый сказочный герой».
28.
Я и моя семья
«Я – частичка своей семьи» - классный час.
29.
«В гостях у моей семьи».
30.
«Дом, в котором я живу». Правила культуры поведения и общения
дома.
31.
Час общения «Порадовать близких – как это просто».
32.
«Мои родные, за что я их люблю» - классный час (выставка рисунков).
33.
Итоговое занятие. «Все, что я знаю и умею, я дарю людям».
2 КЛАСС
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ.
Я – гражданин России.
«Символы моей Родины. История их возникновения» - классный час.
2.
«Нам этот мир завещано беречь!» - музыкально-литературная
композиция.
3.
«Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты
живешь» - классный час.
4.
Классный час «История Российского флага».
5.
«Край любимый, край родной» - классный час.
6.
Мое здоровье в моих руках.
Режим дня второклассника. Комплекс упражнений для утренней
гимнастики.
7.
Праздник: «Друзья Мойдодыра».
8.
Классный час - «Овощи – кладовая витаминов».
9.
«О личной гигиене» - классный час.
10.
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».
11.
«Путешествие в страну Здоровья» внеклассное мероприятие (квест-
игра).
12.
Я и окружающий мир
«Разговор о животных и с животными».
13.
«Украсим класс цветами». КТД.
14.
«Помоги птицам зимой» КТД (изготовление кормушек для птиц).
15.
Экскурсия в природу. Правила поведения на лоне природы.
16.
Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения».
17.
Классный час «Природа и человек».
18.
Я – человек культурный и воспитанный
«Делу время, потехи час», или о бережном отношении к времени.
19.
«Учусь общаться и дружить». Правила культурного общения со
сверстниками и взрослыми.
20.
«Ты – путешественник». Правила поведения в общественном
транспорте.
21.
Поведение в общественных местах (в столовой, в магазине, на улице и
т.д.).
22.
«Культпоход в …». Правила поведения в театре, в кинотеатре, в цирке.
23.
«Встречают по одежке…» - классный час. Школьный костюм, и каким
он должен быть.
24.
«Что и как мы едим». Культура питания. Экскурсия в школьную
столовую.
25.
Я – человек трудолюбивый и образованный
Классный час «У кого в порядке книжки и тетрадки».
26.
Классный час «Трудно ли учиться в школе».
27.
Мероприятие «Мы труд воспеваем и славим работу».
28.
Классный час «Как мы выполняем домашние задания».
29.
Игровой час «Учимся быть организованными».
30.
Я и моя семья
Семейные традиции. Праздники в моей семье.
31.
«День рождения моей семьи» - классный час.
32.
«Я – помощник в доме» - классный час.
33
Час рассуждений «Что означает моё имя».
34.
Итоговое занятие. «Все, что я знаю и умею, я дарю людям».
3 КЛАСС
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
1.
Я – гражданин России.
«Город, в котором я живу» - классный час - экскурсия.
2.
«Я – будущий защитник своего Отечества». Понятие «настоящий
мужчина».
3.
«Мой труд на благо Родины».
4.
«Я человек и гражданин» - классный час.
5.
«Что значит быть счастливым в своей стране» - классный час.
6.
«Мне посчастливилось родиться на Руси» - поэтический праздник.
7.
Мое здоровье в моих руках.
«Твои привычки».
8.
«Если хочешь быть здоров – закаляйся!» - классный час.
9.
«Мы за здоровый образ жизни»- классный час «Режим – это скучно или
необходимо».
10.
О вкусной и здоровой пище. «Как сделать кашу вкусной» - классный
час.
11.
«Мои спортивные достижения» - классный час.
12.
Я и окружающий мир.
Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво».
13.
Классный час «Наши друзья животные» (уход за животными).
14.
Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки».
15.
«Люби и охраняй природу» - классный час.
16.
Викторина «Путешествие в мир животных».
17.
Заочное путешествие «Чем богат наш край?».
18.
Я – человек культурный и воспитанный
«Разрешите мне сказать». Культура речевого этикета. Вежливая
просьба, вежливая беседа.
19.
«Встречают по одежке, провожают по уму». Культура внешнего и
внутреннего мира человека.
20.
Правила поведения в музее, на выставке, в художественной галерее.
21.
«Ждем гостей». Правила гостеприимства. «Мы идем в гости». Правила
поведения в гостях.
22.
«Уважайте старость». Понятие милосердия и сострадания.
23.
«Поговорим о дружбе» - классный час.
24.
«Еще раз о правилах поведения в общественных местах». Ролевые
игры.
25.
«У постели больного». Понятия чуткость и доброта, участие к человеку.
26.
Я – человек трудолюбивый и образованный
Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе».
27.
Классный час «Хвала рукам, что пахнут хлебом».
28.
Классный час «Люби книгу!»
29.
Беседа-представление «Я и мои таланты».
30.
«Труд и воспитание характера»- классный час.
31.
Я и моя семья
Классный час «Профессии наших родителей».
32.
Семейный праздник «Род, родные, Родина».
33
Викторина
«О наших бабушках, мамах, сестрах».
34.
Итоговое занятие «Все, что я знаю и умею, я дарю людям».
4 КЛАСС
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
1.
Я – гражданин России.
«Быть патриотом – это…» - классный час.
2.
«Россия-Родина моя!» - музыкально-литературная композиция.
3.
Тематическая беседа «Закон для нас. Закон внутри нас».
4.
«Традиции моего народа» - классный час.
5.
«Государственное устройство России» - классный час.
6.
«По страницам истории Отечества» экскурсия в краеведческий музей.
7.
«Мир профессий»- классный час.
8.
Мое здоровье в моих руках.
«Вредные привычки. Алкоголь, курение, наркомания» - классный час.
9.
Праздник «В здоровом теле - здоровый дух».
10.
«Азбука безопасного поведения » - классный час.
11.
«В гостях у доктора Айболита» - классный час.
12.
Игра - викторина «Жить здорово!»
13.
Я и окружающий мир
«Заочное путешествие в Третьяковскую галерею».
14.
«Как прекрасен этот мир!» - классный час.
15.
«О прекрасном в стихах и прозе». Литературная гостиная.
16.
Праздник «День защиты Земли».
17.
Конкурс знатоков природы.
18.
Я – человек культурный и воспитанный
Речь, мимика, жесты – наши помощники в общении с людьми.
19.
«Я вас благодарю». Понятие благодарности . «К Вам с любовью…».
Понятие любви - классный час.
20.
«Поглядим на себя со стороны» - классный час.
21.
«Не сильные лучшие, а честные и справедливые». Понятие честности и
справедливости - классный час.
22.
«В человеке должно быть все прекрасно». Как стать красивым и
обаятельным.
23.
«День рождения – особый праздник». Правила вручения и приема
подарков. Поздравления и пожелания.
24.
Праздник культуры: «Поведение и речь от дурного влияния научись
беречь».
25.
Я – человек трудолюбивый и образованный
Классный час «Культура умственного труда в классе и дома».
26.
Игра «Умники и умницы».
27.
. «Мир моих увлечений» - классный час.
28.
Диспут «Школа – мой второй дом».
29.
«Мой труд на благо семьи, школы, Родины» - классный час.
30.
Я и моя семья
Классный час «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир».
31.
«Тепло семейного очага» - классный час.
32.
«Из истории семейной летописи»- классный час.
33.
«Семья. Традиции, реликвии моей семьи. Генеалогическое древо» -
классный час.
34.
Итоговое занятие. «Все, что я знаю и умею, я дарю людям».
В рамках реализации программы воспитания и социализации «Я в этом
мире» проводятся различные мероприятия, включённые в урочную,
внеурочную и внеклассную деятельность:
•
урок-игра, викторины, конкурсы, олимпиады, уроки-путешествия,
проекты, исследования, презентации, познавательные игры;
•
спортивные соревнования, праздники, дни здоровья, весёлые старты,
эстафеты;
•
экскурсии в природу, в музеи, в памятные и исторические места города
и области, в школьную и городские библиотеки;
•
встречи с интересными людьми, посещение предприятий города,
знакомство с профессиями родителей;
•
коллективные творческие дела, мастерские «Умелые руки» и мастер-
классы по знакомству с местными ремёслами;
•
акции милосердия, акции по защите природы и окружающей среды,
акции доброты и внимания;
•
творческие конкурсы поделок, рисунков, художественного чтения и
художественной самодеятельности, участие в народных и
национальных праздниках;
•
чтение произведений художественной литературы, содержание
которых направленно на формирование нравственной личности
ребёнка и на умение сделать нравственный выбор;
•
инсценировка художественных произведений, посещение театральных
представлений, выставок, музеев школы и города.
Приложение
КОПИЛКА ДОБРОТЫ
Правила школьной жизни учеников 1 – 4-х классов.
1.
Главное: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
2.
Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые
отношения начинаются с улыбки.
3.
Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по
классу.
4.
Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и
разрушает их отношения.
5.
Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом
попросят.
6.
Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть
неприятности. Плохое скоро проходит.
7.
Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу.
8.
И еще о главном: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились
к тебе.
9.
Не мешай окружающим людям.
Будь патриотом своего Отечества:
1. Посади цветок или дерево, ухаживай за ним, береги природу на отдыхе, на
даче;
2. Отыщи интересный рассказ из истории Отечества, прочти его и расскажи
своим близким или товарищам;
3. Всегда думай о своей Родине, прославляй ее словами и поступками;
4. Заботься о своей школе, участвуй в делах класса, школы.
Будь прилежен в учении:
Помни, что от знаний зависят во многом твое нынешнее и будущее
самочувствие и жизнь;
Старайся каждый день узнать что-то новое, кроме того, что ты получаешь
на уроках;
Познай свои способности и реализуй их;
Помни, что выполнение учебных заданий – путь к успешности в учении.
Будь трудолюбивым:
Помни, что творческий труд есть главное мерило ценности человека;
Найди полезные дела для себя. Для семьи и выполняй их с интересом,
творчески;
Не жди помощи, попробуй самостоятельно решить задачу, возникшую в
труде.
Будь дисциплинированным:
Развивай силу воли;
Соблюдай нормы и правила поведения в школе, на улице и дома;
Выполняй порученные тебе задания качественно и в срок;
Будь самокритичен и требователен к себе.
Правила доброты:
помогать людям, особенно больным, пожилым, попавшим в беду;
уважать старших;
проявлять внимание к окружающим тебя людям;
быть честным в общении со взрослыми и друзьями;
защищать слабого;
заботиться о родных и близких людях;
заботиться о домашних животных;
делиться последним с другом;
не проявлять жадности;
не завидовать;
прощать ошибки другим, но не себе.
Правила жизни честного человека:
сказал – сделай, не уверен – не обещай, ошибся – признайся, забыл –
проси прощения;
говори то, что думаешь;
не можешь сказать правду – объясни почему;
не выдавай чужую тайну;
не дружи со лжецами и хвастунами.
Требования к культуре речи:
- стремись свои мысли выражать кратко, точно и понятно, избегай
пустословия, повторения одного и того же
- избегай ненужных слов: «ну», «так сказать», «значит» и др.;
- не употребляйте вульгарных слов и выражений;
- будь в словах так же вежлив, как и в поступках;
- никогда не давай клички товарищам. Это унижает человеческое
достоинство;
- приветливый, доброжелательный тон создает возможности для
взаимопонимания;
- грубый тон порождает ответную грубость;
- культура человека выражается в умении не только говорить, но и
слушать.
Русские народные пословицы о вежливости и воспитанности:
Учись вежливости у невоспитанного.
Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.
Прожуй, прежде проглотить, послушай, прежде чем говорить.
Язык – один, уха – два, раз скажи, два раза послушай.
Слово - серебро, молчание золото.
Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется.
(«Копилка доброты» пополнятся детьми по результатам занятий).
Словарь школьника.
Бескорыстный – чуждый корыстных интересов.
Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное
добро, внимание, услугу.
Благоразумие – рассудительность, обдуманность поступков.
Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.
Вера – убежденность, глубокая уверенность в ком-либо.
Гордость – 1. чувство собственного достоинства, самоуважения. 2. Чувство
удовлетворения от чего-нибудь.
Деликатность – вежливость, мягкость в общении.
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу;
добрый поступок.
Добродетель
–
положительное
нравственное
качество,
высокая
нравственность.
Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение
этих качеств в самом себе.
Жалость – сострадание, соболезнование.
Женственность – качество, свойственное женщине, мягкость, нежность,
изящность.
Идеал – то, что составляет высшую цель деятельности, стремление.
Истина – утверждение, суждение, проверенное практикой.
Кротость – незлобивость, покорность, смирение.
Любовь – 1. глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
2.
чувство
глубокого
расположения,
самоотверженной
и
искренней
привязанности.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из
сострадания, человеколюбия.
Мужественность – обладание мужеством.
Надежда – вера в возможность в осуществление чего-нибудь радостного,
благоприятного.
Нравственность
–
внутренние
духовные
качества,
которыми
руководствуется
человек,
этические
нормы;
правила
поведения,
определяемые этими качествами.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Порядочность
–
честность,
неспособность
к
низким,
аморальным,
антиобщественным поступкам.
Послушание – повиновение, покорность.
Самоуважение – уважение к самому себе.
Скромность – сдержанность в обнаружении своих достоинств, заслуг.
Совестливость – обладание чувством нравственной ответственности перед
другими; поступающий по совести.
Справедливость – беспристрастное действие соответствующее истине.
Стойкость – непоколебимость, упорность твердость.
Стыд
– чувство сильного смущения от сознания предосудительного
поступка, вины.
Трудолюбие – человек, любящий трудиться.
Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь
достоинств.
Целеустремленность
– ясная и определенная цель, стремление к ее
достижениям.
Честь – 1. достойные уважения и гордости моральные качества человека; его
соответствующие принципы. 2. хорошая, незапятнанная репутация, доброе
имя. 3. целомудрие, непорочность. 4. почет уважение.
Чуткость – отзывчивость, сочувственность.
(Ожегов С.А. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов
и фразеологических выражений).