Напоминание

Воспитание и социализация младших школьников


Автор: Шемякина Жанна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9 имени адмирала П.С. Нахимова
Населённый пункт: г. Вязьмы Смоленской области
Наименование материала: Программа воспитания
Тема: Воспитание и социализация младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 9 имени адмирала П.С. Нахимова

г. Вязьмы Смоленской области

ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Учитель начальных классов

Шемякина Ж.И.

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой Программы

воспитания и социализации учащихся «Я в этом мире» являются Закон

«Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт

начального

общего

образования,

Концепция

духовно-нравственного

воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации

учащихся

начальных

классов

МБОУ

СОШ

9

имени

адмирала

П.С.Нахимова. Программа разработана на основе «Примерной программы

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени

начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта,

Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и

воспитания личности гражданина России.

Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную,

внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

Настоящая программа является программой воспитания у младших

школьников духовно-нравственных основ социальной культуры личности в

процессе педагогически организованного самоуправления, сотрудничества,

сотворчества, содружества. Она рассчитана на 4 года, предполагает участие

учащихся с 1 по 4 класс(6,5 - 10 лет), реализуется на базе одного класса в

рамках работы школы.

Актуальность разработки программы.

Учащиеся

начальной

школы

требуют

особого

педагогического

внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к

школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются

основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой,

общественной, творческой деятельности.

Ход преобразований сфер общественной жизни России, в том числе и в

образовании, ставит новые задачи перед обществом и его организационно-

управленческими структурами. Это, прежде всего, задачи воспитания

современного поколения в духе активной жизненной позиции, соблюдения и

гармонизации

интересов

общества

и

личности,

развития

духовности

человека, сохранения его физического и нравственного здоровья.

Обоснованием актуальности основной идеи данной программы, считаю:

- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих

не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их

развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной

социализации;

- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий

многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного

образования, культуры и спорта.

По

ведущему

типу

деятельности

можно

различать

воспитание

и

социализацию младших школьников:

воспитание – это преимущественно межличностная деятельность в

семье,

школе,

учреждениях

дополнительного

образования

и

т.

д.,

обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;

социализация – это содействие духовно-нравственному развитию

ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта

посредством

включения

его

в

решение

общественных,

культурных,

экологических, производственных и иных задач.

Программа воспитания и социализации учащихся «Я в этом мире»

направлена

на

формирование

морально-нравственного,

личностно

развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.

Уклад

школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную

форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной,

общественно

полезной,

трудовой,

эстетической,

социально-

коммуникативной, творческой и др.)

и уровней (урочной, внеурочной,

внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с

моральными

нормами,

нравственными

установками,

национальными

духовными традициями.

Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к

воспитанию и развитию личности ученика, в создании воспитательной

среды, способствующей формированию высоконравственной, творчески

активной, культурной, толерантной личности, способной к саморазвитию и

самореализации.

Общие задачи воспитания и социализации:

В области формирования личностной культуры:

- формирование способности к духовному развитию – «стремление быть

лучше»;

- формирование нравственного смысла учения;

- реализация творческого потенциала в учебно-игровой и социально-

ориентированной видах деятельности;

- формирование основ морали – осознание необходимости определенного

поведения на основе принятых в обществе представлений о добре и зле;

должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки

и самосознания;

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) –

способности

школьника

формулировать

собственные

нравственные

обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя

выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим

поступкам;

- формировать способности формулировать и отстаивать свою точку зрения;

-

формирование

умения

к

самостоятельным

поступкам,

т.е.

умения

принимать решение и брать ответственность на себя за их результат;

-

формирование

целеустремленности

и

настойчивости

в

достижении

результата;

- формирование трудолюбия;

- осознание ценности человеческой жизни.

В области формирования социальной культуры:

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- формирование чувства гордости за свой город, за свое Отечество, чувство

личной ответственности за судьбу Отечества;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с

педагогами, сверстниками, родителями и старшими детьми в решении общих

проблем;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и

сопереживания другим людям;

- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным

российским религиям, религиозным организациям, к вере и религиозным

убеждениям;

В области формирования семейной культуры

- формирование ценности семьи, почтительного отношения к родителям;

осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- знакомство с культурно-историческими и этническими традициями

российской семьи.

Основные

направления

и

ценностные

основы

воспитания

и

социализации учащихся

Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по

следующим направлениям:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,

свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;

свобода и ответственность; доверие к людям.

Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.

Ценности: нравственный

выбор;

смысл

жизни;

справедливость;

милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота

о старших и младших; представление о духовной культуре и светской

этике.

Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного

отношения к учебе.

Ценности: трудолюбие; творчество и созидание; целеустремленность и

настойчивость; познание; бережливость.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому

образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов

семьи и школьного коллектива), стремление к здоровому образу жизни;

активность.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля;

экологическое сознание.

Воспитание

ценностного

отношения

к

прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

(эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое

развитие; художественное творчество.

Подходы к воспитанию

.

В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной

школы «Я в этом мире» и организуемого в соответствии с ней нравственного

уклада школьной жизни лежат три подхода:

- аксиологический

Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность,

обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от

взрослых к детям, от человека к человеку.

- системно-деятельностный

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную

деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и

воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него

субъектами.

- развивающий

Для

достижения

развивающего

эффекта

ценности

должны

быть

понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы

ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Принципы реализации программы

- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;

- личностно- ориентированный подход – предоставление возможности

каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;

- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора

обучающимися форм деятельности;

- деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально

значимые проекты;

- принцип мотивации деятельности обучающихся – предусматривает

добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

-

принцип

педагогического

руководства

организация

совместной

деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и

взаимопомощи.

Основные формы проведения мероприятий

беседы и наблюдения, дискуссии

классные часы

занятия- практикумы

экскурсии

тематические праздники и вечера

устные журналы

акции

конкурсы

,

викторины

,

игры, соревнования

конкурсы рисунков, поделок, фотовыставки

исследовательская и проектная деятельность

родительские собрания в различных формах

Содержание программы воспитания и социализации учащихся

«Я в этом мире».

Программа

направлены на формирование социально активной,

физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности,

способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем

создания

оптимально

благоприятных

условий

организации

учебно-

воспитательного процесса.

Общие задачи воспитания и социализации учащихся классифицированы

по направлениям, каждое из которых тесно связанно с другими, раскрывает

одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина

России, основано на определенной системе базовых ценностей и призвано

обеспечить принятие их обучающимися.

Основные направления программы

1.

Я – гражданин России.

Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности,

уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве,

правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и

отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного

осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам

и обязанностям человека;

- способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: ее

истории, традициях, культуре, праве;

- способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к

истории и ответственности за будущее страны;

- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;

- воспитание социальной ответственности и компетентности;

Содержание:

элементарные представления о политическом устройстве Российского

государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его

важнейших законах, о символах государства - Флаге, Гербе России.

элементарные представления о правах и обязанностях гражданина

России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека

в обществе;

начальные представления о народах России, об их общей исторической

судьбе, о единстве народов нашей страны;

элементарные представления о национальных героях и важнейших

событиях истории России, родного края.

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в

жизни России, родного края;

стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего

города;

любовь к образовательному учреждению, своему городу, краю, России;

уважение к защитникам Родины

Основные понятия направления «Я – гражданин России»:

право,

закон,

права и обязанности,

правонарушения,

ответственность,

долг,

честь,

достоинство, личность,

правовые нормы,

совесть,

справедливость.

Формы работы классного руководителя в направлении :

- тематические классные часы, уроки Мира;

- беседы и наблюдения, чтение книг;

- занятия – практикумы;

- творческие конкурсы, викторины по правовой тематике, КТД;

- праздники, народные игры;

- экскурсии по историческим и памятным местам;

- участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных

государственным праздникам.

2.

Мое здоровье в моих руках.

Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни.

Цель: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

- приобщение детей к здоровому образу жизни и спорту;

- сохранение и укрепление нравственного, психического и физического

здоровья учащихся

- знакомство с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению

физического и психического здоровья;

-

привлечение

внимания

общественности

к

проблеме

сохранения

и

укрепления здоровья детей;

-

формирование

собственной

Я-позиции

обучающихся

к

проблеме

сохранения и защиты собственного здоровья.

Содержание:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей,

членов своей семьи, педагогов, сверстников;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья

человека, его образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение

здоровьесберегающего режима дня;

знание правил здорового питания, режимов приема пищи;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в

спортивных соревнованиях;

первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы

на человека;

Основные понятия в направлении «Мое здоровье в моих руках» :

- психическое и физическое здоровье,

- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

- культура сохранения собственного здоровья,

- ответственность за здоровье других людей,

- гармония души и тела, режим дня и здоровье,

- воля и её значение в сохранении здоровья,

- самовоспитание, саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в направлении :

- проведение Дней здоровья, спортивных конкурсов, праздников и

соревнований внутри класса и между классами школы;

- встречи со спортсменами;

- походы в природу, экскурсии;

- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной

тематике;

- беседы и дискуссии на различные темы;

- тематические консультации для родителей;

-

обсуждения

газетных

и

журнальных

публикаций,

просмотр

специальных видеосюжетов по этой проблеме.

3.

Я и окружающий мир

Воспитание экологической культуры. Это направление ориентировано

на

усвоение

представлений

об

экокультурных

ценностях,

нормах

экологической этики; получение опыта экологически грамотного поведения в

природе; усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой;

обучение видеть прекрасное в окружающем мире, в природе в разное время

суток и года, в различную погоду.

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Задачи:

-

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни,

понимание активной роли человека в природе;

Содержание:

понятие

окружающего

мира;

человек

как

частица

природы

ценностное

отношение

к

природе

и

всем

формам

жизни;

бережное отношение к природе, растениям и животным;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

значение растений и животных в жизни человека;

правила поведения в природе;

отношение к окружающим людям, участие к человеку.

Основные понятия направления «Я и окружающий мир» : милосердие,

сострадание, чуткость, доброта, забота, участие; добро и зло; хорошие и

плохие поступки.

Формы работы классного руководителя в направлении :

- беседы, классные часы, викторины;

- акции по охране и защите природы;

- конкуры;

- экскурсии в природу.

4.

Я – человек культурный и воспитанный

В этом разделе объединены два направления: «Воспитание нравственных

чувств и этического сознания» и « Воспитание ценностного отношения к

прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое

воспитание».

Цель: развитие коммуникативных навыков; выявление и развитие

творческих способностей.

Задачи:

- предоставление возможности самореализоваться в соответствии со своими

склонностями и интересами;

- формирование потребности в общении, творческой деятельности и

самоорганизации;

- воспитание у учащихся нравственно-этических качеств;

-

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ

эстетической культуры – эстетическое воспитание;

- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;

- развитие представлений о душевной и физической красоте человека;

- развитие умения понимать и принимать себя и других;

- познание и формирование каждым ребенком своего « Я»;

- формирование у учащихся коммуникативных навыков;

- формирование умения совершенствоваться в коллективе;

Содержание:

различение хороших и плохих поступков;

представления о правилах поведения в образовательном учреждении,

дома, на улице, в общественных местах, на природе;

уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное

отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных

на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

знание правил этики, культуры речи;

формирование эстетических идеалов чувства прекрасного, умение

видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям,

концертам, выставкам, музыке;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Основные понятия направления «Я – человек культурный и воспитанный» :

справедливость, милосердие, честь, достоинство, нравственный выбор,

забота о старших и младших (в области нравственного воспитания)

Формы работы классного руководителя в направлении :

- тренинги и практические занятия по культуре поведения и общения;

- тематические классные часы, беседы;

- конкурсы, выставки, праздники, фестивали;

- театрализованные постановки;

- празднование памятных дат в жизни обучающихся;

- празднование памятных дат календаря;

- посещение театров, музеев, выставок,

- презентации;

5.

Я – человек трудолюбивый и образованный

Воспитание

трудолюбия,

сознательного,

творческого

отношения

к

образованию, труду и

жизни, подготовка к сознательному выбору

профессии.

Это

направление

ориентировано

на

развитие

эрудиции,

мышления

Цель: развитие познавательной активности, оказание помощи ученикам

в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно

проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при

этом действовать целесообразно.

Задачи:

-

выявление

индивидуальных

способностей,

создание

условий

для

продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

- формирование потребности в самообразовании,

- интеллектуальное развитие учащихся, способствующее повышению их

мотивации

к

приобретению

новых

знаний,

формирование

широкого

кругозора

- формирование познавательного интереса к различным областям знаний;

-

воспитание

трудолюбия,

сознательного,

творческого

отношения

к

образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

Содержание:

первоначальные

представления

о

нравственных

основах

учёбы,

ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни

человека и общества;

ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного

производства в жизни человека и общества;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при

разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей,

к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе,

небережливому отношению к результатам труда людей.

Основные понятия направления «Я – человек трудолюбивый и

образованный»:

- умственное развитие,

- способности,

- уровни интеллектуального развития,

- умственные способности,

- фантазии в жизни человека,

- способности к творчеству,

- культура умственного труда.

Формы работы с классным коллективом в направлении :

- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины по развитию внимания,

памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные бои;

- изучение учебных дисциплин;

- внеурочные мероприятия, праздники труда и знаний;

- презентация учебных и творческих достижений;

- творческие мастерские;

- акции.

6. Я и моя семья

Цель: воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье;

максимальное сближение интересов родителей и педагогов по

формированию развитой личности.

Задачи:

- формирование понятия семьи как частички общества

- организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников

учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

Содержание:

права и обязанности ребенка в семье;

- почтительное отношение к родителям;

- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к

сверстникам и младшим;

- знание правил поведения в семье;

- знакомство с укладом жизни и традициями своей семьи и семейными

традициями русского народа;

- знакомство с понятием «генеалогическое древо» , составление родословной

своей семьи;

Основные понятия направления «Я и моя семья»:

- семья,

- уклад жизни и традиции семей,

- родительский дом,

- родословная,

- семейные корни,

- авторитет отца и матери,

- духовное общение в семье,

- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,

- младшие и старшие дети,

- традиции отношения к старшим в семье,

- положение ребенка в семье.

Формы деятельности классного руководителя в направлении:

- тематические классные часы;

- проведение ежегодных «Недель семьи», праздники семьи, спортивные

состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек;

- открытые мероприятия, уроки и классные часы для родителей;

- праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23

февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя,

День рождения школы, школьные юбилеи (вечер встречи выпускников)).

- индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей,

тематические беседы с детьми и родителями.

Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся

Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих

воспитательных результатов:

ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному

культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому

и родному языку,

народным традициям; к Конституции и законам

Российской Федерации; к старшему поколению;

первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества,

национальной истории и культуры;

начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина,

семьянина, товарища;

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного

поведения;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и

младшими

детьми,

взрослыми

в

соответствии

с

общепринятыми

нравственными нормами;

неравнодушное

отношение

к

жизненным

проблемам

других

людей,

сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском

обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих

поступков и поступков других людей;

почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим,

заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

трудолюбие;

элементарные представления о различных профессиях;

первоначальные

навыки

трудового

творческого

сотрудничества

со

сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и

личностно значимой деятельности;

потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и

наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и

практической деятельности;

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих

людей;

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для

здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,

рекламы на здоровье человека.

первоначальный

опыт

эстетического,

эмоционально-нравственного

отношения к природе;

ценностное отношение к природе;

первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на

пришкольном участке, по месту жительства;

личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире,

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой

деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в

доступных видах творчества;

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях

отечественной культуры.

Работа с родителями

Основная задача классного руководителя — создать условия для

свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь

интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех

неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это

семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный

руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую

очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального

внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное

воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с

родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия

ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь

необходимо следующее:

изучение

семейной

атмосферы,

окружающей

ученика,

его

взаимоотношений с членами семьи;

психолого-педагогическое

просвещение

родителей

через

систему

родительских собраний, консультаций, бесед;

организация и совместное проведение свободного времени детей и

родителей;

защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Основные направления классного руководителя и родителей:

Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие

личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности

Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями

способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к

человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к

пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для

учащихся. Высшая ценность - человеческая жизнь. Никто не имеет права

посягать на нее.

Интерес к жизни - это непременное условие работы с детьми, условие

эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на

формирование способности, быть счастливым, в основе которой - принятие

жизни как дара природы.

Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на

понимание,

способной

самосовершенствоваться,

обладающей

индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении

человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Познавательная сфера жизни ребенка.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на следующее:

выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных

умений ученика, его познавательной активности, его будущего

профессионального определения;

осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих

кругозор

и

познавательные

интересы

ученика,

стимулирующих

любознательность, исследовательское мышление;

проведение

психолого-педагогических

консилиумов,

разрабатывающих

программы

коррекции

общеучебных

умений

отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;

организацию

классных

часов

совместно

с

родителями

по

совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей,

саморазвитию.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция

родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы,

педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о

целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе

духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности

ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и

текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно

той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности

ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания;

- индивидуальные беседы и консультации;

- посещение на дому;

-тематические консультации;

- проведение совместных праздников, экскурсий, походов в природу,

внеклассных мероприятий, классных часов и открытых уроков для

родителей;

- общешкольные родительские собрания;

- дни открытых дверей.

Тематика проведения классных родительских собраний в начальных

классах

1 класс

1.Знакомство с родителями детей – первоклассников. Трудности адаптации

первоклассников в школе и как их преодолеть.

2. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание

первоклассника. Режим дня первоклассника.

3. Учеба – основной вид деятельности младших школьников. Игра и труд в

жизни младших школьников.

4. Отношения в семье как основа взаимопонимания.

2 класс

1.Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста.

Самооценка ребенком своих поступков и действий.

2.Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.

3. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье.

4.Итоги прошедшего учебного года – «Вот и стали мы на год взрослее»

3 класс

1.Значение общения в развитии личностных качеств ребенка. Любовь в семье

как моральная ценность.

2.Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии

работоспособности и личностных качеств. Семейные традиции в воспитании

детей.

3. Телевизор и компьютер в жизни младших школьников.

4.Итоги прошедшего года «вот и стали мы на год взрослее».

4 класс

1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование

познавательных и личностных качеств ребенка.

2.Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной

деятельности.

3. Роль семьи в воспитании нравственных ценностей. Развитие способностей

ребенка в семье.

3.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.

4. Прощание с начальной школой.

Критерии эффективности воспитательного процесса, процесса развития

личности ребенка:

Сформированности нравственного, познавательного,

коммуникативного, художественного и физического потенциалов

личности младшего школьника;

Стремление к познанию, проявлению и реализации собственных

способностей (по результатам включенности в КТД и другие формы

взаимодействия).

Креативность личности, наличие высоких достижений в одном или

нескольких видах деятельности (на основании полученных грамот,

дипломов и других видов признания достижений).

Наличие положительной самооценки, уверенности в своих целях

Обладание способностью к рефлексии

Сформированность основных, интеллектуальных, эмоциональных и

волевых качеств личности с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей (мышление, память, внимание, работоспособность).

наличие и сформированность коллектива учащихся

удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов процессом и

результатом воспитательной деятельности

Анкеты «Я и моя школа», « Я и окружающий мир»

Сочинение: «Мои достижения за год»

Показатели эффективности реализации программы:

Проявление индивидуальности классного коллектива.

Развитие классного и школьного самоуправления.

Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе,

школе.

Рост познавательного интереса и расширение знаний о малой родине,

посещаемость учащимися музеев, выставок, театров и других

учреждений культуры.

Сформированность активной гражданской позиции, повышение

мотивации к учебной и внеучебной деятельности.

Участие детей и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.

Рост включенности детей в оздоровительные и спортивные

мероприятия.

Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом

родителей и детей дел, социальных проектов и инициатив по

различным направлениям.

Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.

Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в

классе и школе.

Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и

каникулярное время.

Развитие партнерских отношений между школой и семьей через

различные формы взаимодействия.

Наличие и ежегодное расширение сети сотрудничества с различными

образовательными учреждениями.

Примерные темы классных часов и мероприятий по программе

«Я в этом мире».

1 КЛАСС

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1.

Я – гражданин России.

Праздник «Первый раз – в первый класс».

2.

Понятие «Родина». «Родина – мать», почему мы так говорим.

3.

Права и обязанности младших школьников.

4.

«О тех, кто мир нам подарил»- экскурсия в школьный музей.

5.

«Моя малая родина» - классный час.

6.

Посвящение в нахимовцы. Парад юных нахимовцев.

7.

Мое здоровье в моих руках.

Режим дня первоклассника. Составление режима дня первоклассника.

8.

«Чистота – залог здоровья». Соблюдаем правила гигиены.

9.

«Береги здоровье смолоду» - классный час.

10.

Спортивный праздник «Юные спортсмены».

11.

Я – человек культурный и воспитанный

«Я – ученик, а это звучит гордо». Основные правила культуры

поведения и общения в школе.

12.

В стране «Волшебных слов»». Понятие вежливости.

13.

«Разрешите представиться». Правила знакомства.

14.

Правила приветствия и прощания. «Здравствуйте!», «До свидания!» и

т.д.

15.

«Приятного аппетита!». Правила поведения за столом.

16.

«Влияние характера на поступки и поведение человека».

17.

«Наш класс - моя школьная семья» - беседа о взаимоотношениях в

классе.

18.

Я и окружающий мир

«Я – частичка природы» - классный час.

19.

«Чудо на ладошке». Экскурсия в природу. Изучение объектов

окружающего мира.

20.

«Растения и животные требуют бережного отношения и охраны» -

классный час.

21.

«Пусть будет чистым родной край» практическое задание.

22.

Беседа «Птицы наши друзья» (сбор корма для птиц).

23.

Я – человек трудолюбивый и образованный

«Учусь учиться» - классный час.

24.

«Учеба – главный труд школьника».

25.

Практическое занятие «Учебная книга – наш друг».

26.

Викторина – игра «Мои любимые уроки».

27.

Классный час «Мой любимый сказочный герой».

28.

Я и моя семья

«Я – частичка своей семьи» - классный час.

29.

«В гостях у моей семьи».

30.

«Дом, в котором я живу». Правила культуры поведения и общения

дома.

31.

Час общения «Порадовать близких – как это просто».

32.

«Мои родные, за что я их люблю» - классный час (выставка рисунков).

33.

Итоговое занятие. «Все, что я знаю и умею, я дарю людям».

2 КЛАСС

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

Я – гражданин России.

«Символы моей Родины. История их возникновения» - классный час.

2.

«Нам этот мир завещано беречь!» - музыкально-литературная

композиция.

3.

«Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты

живешь» - классный час.

4.

Классный час «История Российского флага».

5.

«Край любимый, край родной» - классный час.

6.

Мое здоровье в моих руках.

Режим дня второклассника. Комплекс упражнений для утренней

гимнастики.

7.

Праздник: «Друзья Мойдодыра».

8.

Классный час - «Овощи – кладовая витаминов».

9.

«О личной гигиене» - классный час.

10.

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

11.

«Путешествие в страну Здоровья» внеклассное мероприятие (квест-

игра).

12.

Я и окружающий мир

«Разговор о животных и с животными».

13.

«Украсим класс цветами». КТД.

14.

«Помоги птицам зимой» КТД (изготовление кормушек для птиц).

15.

Экскурсия в природу. Правила поведения на лоне природы.

16.

Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения».

17.

Классный час «Природа и человек».

18.

Я – человек культурный и воспитанный

«Делу время, потехи час», или о бережном отношении к времени.

19.

«Учусь общаться и дружить». Правила культурного общения со

сверстниками и взрослыми.

20.

«Ты – путешественник». Правила поведения в общественном

транспорте.

21.

Поведение в общественных местах (в столовой, в магазине, на улице и

т.д.).

22.

«Культпоход в …». Правила поведения в театре, в кинотеатре, в цирке.

23.

«Встречают по одежке…» - классный час. Школьный костюм, и каким

он должен быть.

24.

«Что и как мы едим». Культура питания. Экскурсия в школьную

столовую.

25.

Я – человек трудолюбивый и образованный

Классный час «У кого в порядке книжки и тетрадки».

26.

Классный час «Трудно ли учиться в школе».

27.

Мероприятие «Мы труд воспеваем и славим работу».

28.

Классный час «Как мы выполняем домашние задания».

29.

Игровой час «Учимся быть организованными».

30.

Я и моя семья

Семейные традиции. Праздники в моей семье.

31.

«День рождения моей семьи» - классный час.

32.

«Я – помощник в доме» - классный час.

33

Час рассуждений «Что означает моё имя».

34.

Итоговое занятие. «Все, что я знаю и умею, я дарю людям».

3 КЛАСС

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1.

Я – гражданин России.

«Город, в котором я живу» - классный час - экскурсия.

2.

«Я – будущий защитник своего Отечества». Понятие «настоящий

мужчина».

3.

«Мой труд на благо Родины».

4.

«Я человек и гражданин» - классный час.

5.

«Что значит быть счастливым в своей стране» - классный час.

6.

«Мне посчастливилось родиться на Руси» - поэтический праздник.

7.

Мое здоровье в моих руках.

«Твои привычки».

8.

«Если хочешь быть здоров – закаляйся!» - классный час.

9.

«Мы за здоровый образ жизни»- классный час «Режим – это скучно или

необходимо».

10.

О вкусной и здоровой пище. «Как сделать кашу вкусной» - классный

час.

11.

«Мои спортивные достижения» - классный час.

12.

Я и окружающий мир.

Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво».

13.

Классный час «Наши друзья животные» (уход за животными).

14.

Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки».

15.

«Люби и охраняй природу» - классный час.

16.

Викторина «Путешествие в мир животных».

17.

Заочное путешествие «Чем богат наш край?».

18.

Я – человек культурный и воспитанный

«Разрешите мне сказать». Культура речевого этикета. Вежливая

просьба, вежливая беседа.

19.

«Встречают по одежке, провожают по уму». Культура внешнего и

внутреннего мира человека.

20.

Правила поведения в музее, на выставке, в художественной галерее.

21.

«Ждем гостей». Правила гостеприимства. «Мы идем в гости». Правила

поведения в гостях.

22.

«Уважайте старость». Понятие милосердия и сострадания.

23.

«Поговорим о дружбе» - классный час.

24.

«Еще раз о правилах поведения в общественных местах». Ролевые

игры.

25.

«У постели больного». Понятия чуткость и доброта, участие к человеку.

26.

Я – человек трудолюбивый и образованный

Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе».

27.

Классный час «Хвала рукам, что пахнут хлебом».

28.

Классный час «Люби книгу!»

29.

Беседа-представление «Я и мои таланты».

30.

«Труд и воспитание характера»- классный час.

31.

Я и моя семья

Классный час «Профессии наших родителей».

32.

Семейный праздник «Род, родные, Родина».

33

Викторина

«О наших бабушках, мамах, сестрах».

34.

Итоговое занятие «Все, что я знаю и умею, я дарю людям».

4 КЛАСС

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1.

Я – гражданин России.

«Быть патриотом – это…» - классный час.

2.

«Россия-Родина моя!» - музыкально-литературная композиция.

3.

Тематическая беседа «Закон для нас. Закон внутри нас».

4.

«Традиции моего народа» - классный час.

5.

«Государственное устройство России» - классный час.

6.

«По страницам истории Отечества» экскурсия в краеведческий музей.

7.

«Мир профессий»- классный час.

8.

Мое здоровье в моих руках.

«Вредные привычки. Алкоголь, курение, наркомания» - классный час.

9.

Праздник «В здоровом теле - здоровый дух».

10.

«Азбука безопасного поведения » - классный час.

11.

«В гостях у доктора Айболита» - классный час.

12.

Игра - викторина «Жить здорово!»

13.

Я и окружающий мир

«Заочное путешествие в Третьяковскую галерею».

14.

«Как прекрасен этот мир!» - классный час.

15.

«О прекрасном в стихах и прозе». Литературная гостиная.

16.

Праздник «День защиты Земли».

17.

Конкурс знатоков природы.

18.

Я – человек культурный и воспитанный

Речь, мимика, жесты – наши помощники в общении с людьми.

19.

«Я вас благодарю». Понятие благодарности . «К Вам с любовью…».

Понятие любви - классный час.

20.

«Поглядим на себя со стороны» - классный час.

21.

«Не сильные лучшие, а честные и справедливые». Понятие честности и

справедливости - классный час.

22.

«В человеке должно быть все прекрасно». Как стать красивым и

обаятельным.

23.

«День рождения – особый праздник». Правила вручения и приема

подарков. Поздравления и пожелания.

24.

Праздник культуры: «Поведение и речь от дурного влияния научись

беречь».

25.

Я – человек трудолюбивый и образованный

Классный час «Культура умственного труда в классе и дома».

26.

Игра «Умники и умницы».

27.

. «Мир моих увлечений» - классный час.

28.

Диспут «Школа – мой второй дом».

29.

«Мой труд на благо семьи, школы, Родины» - классный час.

30.

Я и моя семья

Классный час «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир».

31.

«Тепло семейного очага» - классный час.

32.

«Из истории семейной летописи»- классный час.

33.

«Семья. Традиции, реликвии моей семьи. Генеалогическое древо» -

классный час.

34.

Итоговое занятие. «Все, что я знаю и умею, я дарю людям».

В рамках реализации программы воспитания и социализации «Я в этом

мире» проводятся различные мероприятия, включённые в урочную,

внеурочную и внеклассную деятельность:

урок-игра, викторины, конкурсы, олимпиады, уроки-путешествия,

проекты, исследования, презентации, познавательные игры;

спортивные соревнования, праздники, дни здоровья, весёлые старты,

эстафеты;

экскурсии в природу, в музеи, в памятные и исторические места города

и области, в школьную и городские библиотеки;

встречи с интересными людьми, посещение предприятий города,

знакомство с профессиями родителей;

коллективные творческие дела, мастерские «Умелые руки» и мастер-

классы по знакомству с местными ремёслами;

акции милосердия, акции по защите природы и окружающей среды,

акции доброты и внимания;

творческие конкурсы поделок, рисунков, художественного чтения и

художественной самодеятельности, участие в народных и

национальных праздниках;

чтение произведений художественной литературы, содержание

которых направленно на формирование нравственной личности

ребёнка и на умение сделать нравственный выбор;

инсценировка художественных произведений, посещение театральных

представлений, выставок, музеев школы и города.

Приложение

КОПИЛКА ДОБРОТЫ

Правила школьной жизни учеников 1 – 4-х классов.

1.

Главное: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

2.

Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые

отношения начинаются с улыбки.

3.

Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по

классу.

4.

Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и

разрушает их отношения.

5.

Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом

попросят.

6.

Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть

неприятности. Плохое скоро проходит.

7.

Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу.

8.

И еще о главном: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились

к тебе.

9.

Не мешай окружающим людям.

Будь патриотом своего Отечества:

1. Посади цветок или дерево, ухаживай за ним, береги природу на отдыхе, на

даче;

2. Отыщи интересный рассказ из истории Отечества, прочти его и расскажи

своим близким или товарищам;

3. Всегда думай о своей Родине, прославляй ее словами и поступками;

4. Заботься о своей школе, участвуй в делах класса, школы.

Будь прилежен в учении:

Помни, что от знаний зависят во многом твое нынешнее и будущее

самочувствие и жизнь;

Старайся каждый день узнать что-то новое, кроме того, что ты получаешь

на уроках;

Познай свои способности и реализуй их;

Помни, что выполнение учебных заданий – путь к успешности в учении.

Будь трудолюбивым:

Помни, что творческий труд есть главное мерило ценности человека;

Найди полезные дела для себя. Для семьи и выполняй их с интересом,

творчески;

Не жди помощи, попробуй самостоятельно решить задачу, возникшую в

труде.

Будь дисциплинированным:

Развивай силу воли;

Соблюдай нормы и правила поведения в школе, на улице и дома;

Выполняй порученные тебе задания качественно и в срок;

Будь самокритичен и требователен к себе.

Правила доброты:

помогать людям, особенно больным, пожилым, попавшим в беду;

уважать старших;

проявлять внимание к окружающим тебя людям;

быть честным в общении со взрослыми и друзьями;

защищать слабого;

заботиться о родных и близких людях;

заботиться о домашних животных;

делиться последним с другом;

не проявлять жадности;

не завидовать;

прощать ошибки другим, но не себе.

Правила жизни честного человека:

сказал – сделай, не уверен – не обещай, ошибся – признайся, забыл –

проси прощения;

говори то, что думаешь;

не можешь сказать правду – объясни почему;

не выдавай чужую тайну;

не дружи со лжецами и хвастунами.

Требования к культуре речи:

- стремись свои мысли выражать кратко, точно и понятно, избегай

пустословия, повторения одного и того же

- избегай ненужных слов: «ну», «так сказать», «значит» и др.;

- не употребляйте вульгарных слов и выражений;

- будь в словах так же вежлив, как и в поступках;

- никогда не давай клички товарищам. Это унижает человеческое

достоинство;

- приветливый, доброжелательный тон создает возможности для

взаимопонимания;

- грубый тон порождает ответную грубость;

- культура человека выражается в умении не только говорить, но и

слушать.

Русские народные пословицы о вежливости и воспитанности:

Учись вежливости у невоспитанного.

Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.

Прожуй, прежде проглотить, послушай, прежде чем говорить.

Язык – один, уха – два, раз скажи, два раза послушай.

Слово - серебро, молчание золото.

Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется.

(«Копилка доброты» пополнятся детьми по результатам занятий).

Словарь школьника.

Бескорыстный – чуждый корыстных интересов.

Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное

добро, внимание, услугу.

Благоразумие – рассудительность, обдуманность поступков.

Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.

Вера – убежденность, глубокая уверенность в ком-либо.

Гордость – 1. чувство собственного достоинства, самоуважения. 2. Чувство

удовлетворения от чего-нибудь.

Деликатность – вежливость, мягкость в общении.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу;

добрый поступок.

Добродетель

положительное

нравственное

качество,

высокая

нравственность.

Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение

этих качеств в самом себе.

Жалость – сострадание, соболезнование.

Женственность – качество, свойственное женщине, мягкость, нежность,

изящность.

Идеал – то, что составляет высшую цель деятельности, стремление.

Истина – утверждение, суждение, проверенное практикой.

Кротость – незлобивость, покорность, смирение.

Любовь – 1. глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

2.

чувство

глубокого

расположения,

самоотверженной

и

искренней

привязанности.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из

сострадания, человеколюбия.

Мужественность – обладание мужеством.

Надежда – вера в возможность в осуществление чего-нибудь радостного,

благоприятного.

Нравственность

внутренние

духовные

качества,

которыми

руководствуется

человек,

этические

нормы;

правила

поведения,

определяемые этими качествами.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Порядочность

честность,

неспособность

к

низким,

аморальным,

антиобщественным поступкам.

Послушание – повиновение, покорность.

Самоуважение – уважение к самому себе.

Скромность – сдержанность в обнаружении своих достоинств, заслуг.

Совестливость – обладание чувством нравственной ответственности перед

другими; поступающий по совести.

Справедливость – беспристрастное действие соответствующее истине.

Стойкость – непоколебимость, упорность твердость.

Стыд

– чувство сильного смущения от сознания предосудительного

поступка, вины.

Трудолюбие – человек, любящий трудиться.

Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь

достоинств.

Целеустремленность

– ясная и определенная цель, стремление к ее

достижениям.

Честь – 1. достойные уважения и гордости моральные качества человека; его

соответствующие принципы. 2. хорошая, незапятнанная репутация, доброе

имя. 3. целомудрие, непорочность. 4. почет уважение.

Чуткость – отзывчивость, сочувственность.

(Ожегов С.А. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов

и фразеологических выражений).



В раздел образования