Авторы: Дмитриева Елена Вячеславовна, Елена Вячеславовна Дмитриева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9 имени адмирала П.С. Нахимова
Населённый пункт: г. Вязьмы Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков грамотного, безошибочного письма методом наглядности через использование тематических таблиц, опорных схем и системы алгоритмов.
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 9 имени адмирала П. С. Нахимова
г. Вязьмы Смоленской области
Формирование навыков грамотного, безошибочного
письма методом наглядности
через использование тематических таблиц,
опорных схем и системы алгоритмов.
2020 г
СОДЕРЖАНИЕ:
I
Введение.
«Роль системно- деятельностного подхода, как основы достижения предметных
результатов освоения общеобразовательной программы по русскому языку»
.
2-4
II
Формирование навыков грамотного, безошибочного письма методом наглядности
через использование тематических таблиц, опорных схем и системы алгоритмов.
5-6
1
1 Использование тематических таблиц, опорных схем.
7-18
2
2 Использование системы алгоритмов.
19-26
III
Заключение.
Практические результаты использования метода наглядности на уроках
русского языка.
27-30
IV
Литература.
31
V
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
«Роль системно- деятельностного подхода как основы достижения предметных
результатов освоения общеобразовательной программы по русскому языку»
Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности. Обучение должно
быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
2
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить
учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития
личности.
Основная идея этого подхода состоит в преобразовании процесса обучения таким образом,
чтобы главной целью стала не передача знаний от учителя к учащимся, а развитие учащихся за
счет их активного включения в процесс познания. Обучение, построенное на основе системно –
деятельностного подхода, опирается на теорию учебной деятельности, а значит, включает в
себе мотив, проблемную ситуацию, учебную задачу и учебные действия (УУД).
Главная задача новых образовательных стандартов - обеспечить общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся. Сегодня важно дать ребенку как можно больший багаж
знаний, но и вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Поэтому не случайно в начальной школе получила широкое распространение «технология
деятельностного метода обучения».
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а
добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Во всех системах и учебно-методических комплектах, в том числе и «Начальной школе XXI
века», по которой я работаю уже на протяжении нескольких лет, на первом месте стоит не
накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление
личности, ее «самостроительство».
Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци писал: «Мои ученики будут узнавать новое не
от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыть это
новое самим. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развивать собственные идеи»
1
Этот принцип я взяла за основу своей педагогической деятельности. Чему должен научиться
ребенок? Вспомним старую притчу о том, как мудрец пришел к бедным и сказал: «Я вижу: вы
голодны. Я дам вам рыбу, чтобы утолить голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а
нужно научить ловить ее. Именно в действии рождается знание.
Я считаю, что каждый урок должен вносить лепту в развитие ребенка, быть очередным шагом
вперед.
Легко ответить на вопрос: «Какой урок ценнее, современнее: тот, который построен по одному
сценарию, или урок с гибкой структурой?» Еще К.Д.Ушинский категорически отвергал уроки,
построенные на основе схематизма и трафарета. Поэтому хороший современный урок – это
урок, когда ученик познает себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается,
радуется.
Как человек учится чему-либо? Очевидно, что для того, чтобы учиться чему – либо, ученик
должен дать себе соответствующую установку – поставить цель.
Итак, ученик поставил перед собой цель что-то узнать. У него возникло затруднение. Для
эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:
1.
Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)
2.
Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)
3.
Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в которой включается
составление плана, определение способа и средств достижения цели).
Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на два этапа.
Первый этап – до постановки цели деятельности – направлен на выявление того, чему надо
учиться.
Задача второго этапа - поставить цель и самому найти нужные знания и умения.
Уроки «открытия» нового знания имеют следующие этапы:
1.
Мотивация учебной деятельности.
1 «Педагогический поиск» - М.; Педагогика,1998. с 47
3
2.
Актуализация знаний
3.
Выявление места и причины затруднений.
4.
Построение проекта
5.
Открытие детьми нового знания
6.
Первичное закрепление
7.
Самостоятельная работа
8.
Включение в систему знаний и повторение
9.
Рефлексия учебной деятельности.
В настоящее время все более важным в образовательном процессе становится
использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно
добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать
выводы и умозаключения. Общая дидактика и частная методика в рамках учебного предмета
призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков
самостоятельности и саморазвития что и предполагает поиск новых форм и методов обучения,
обновления содержания образования.
В своей работе руководствуюсь принципом семи «У»: уверенность, успешность,
удивительность, убедительность, уважительность, уравновешенность, улыбчивость.
Урок – это совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. У
ребят нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельности
при решении учебных задач, учащиеся умеют доказывать свое мнение и уважать чужое,
развивают способность к самоконтролю и сопереживанию, яркие эмоции. Реализацию таких
принципов, как развитие личности школьника, гуманитаризация, целостность образа мира,
культуросообразность, вариативность, я осуществляю, работая по УМК «Начальная школа XXI
века».
Проблема, над которой я работаю,
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО,
БЕЗОШИБОЧНОГО
ПИСЬМА
МЕТОДОМ
НАГЛЯДНОСТИ
ЧЕРЕЗ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ ТАБЛИЦ, ОПОРНЫХ СХЕМ И СИСТЕМЫ
АЛГОРИТМОВ».
Сознательность в изучении
грамматики немыслима без
живого интереса к языку.
А.Т.Арсирий,
Г.М.Дмитриева
ЦЕЛИ:
- формирование грамотного, безошибочного письма методом использования
тематических таблиц, опорных схем и системы алгоритмов;
- языковая (орфографическая) компетенция учащихся, повышения уровня
орфографической, пунктуационной грамотности;
- усиление практической направленности преподавания русского языка;
- повышение эффективности каждого урока посредством использования
рациональных способов учебной деятельности и – как результат – рост
мотивации к изучению предмета, сохранению здоровья детей. сохранению здоровью детей
ЗАДАЧИ:
- научить учащихся добывать определенный программой круг знаний по
русской орфографии, пунктуации и умения применять полученные знания в
практике письма;
- сформировать у учащихся прочные орфографические и пунктуационные
умения и навыки (в пределах программных требований);
- содействовать развитию умений и навыков связного изложения мыслей в
устной и письменной форме;
4
- обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ:
- алгоритмическое изучение программного материала в соответствии с
принципами русского правописания.
СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
-таблицы, опорные схемы и алгоритм как основа ориентированных действий обучающихся.
ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- табличные и знаковые модели, графически комментированное письмо.
Важнейшей характеристикой учебного процесса являются методы обучения.
Какие методы преподавания являются наиболее эффективными: словесные, наглядные
или практические?
Так, словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему
информацию, поставить перед учениками проблемы, указать пути их решения, они
способствуют
развитию
абстрактного
мышления
школьников.
Однако
одностороннее
использование словесных методов затрудняет усвоение материала, особенно детям с наглядно-
образной
моторной
памятью,
с
наглядно-образным
типом
мышления.
Эти
методы
недостаточны и для формирования умений и навыков грамотного письма.
Наглядные методы повышают эффективность обучения, особенно для детей с более
выраженным наглядно-образным мышлением, пробуждают интерес к учению, повышают
работоспособность обучаемых.
Неоспорима также роль
практических
методов обучения,
особенно
в формировании
практических умений и навыков, в укреплении связи теории с практикой. Но вместе с тем эти
методы также не могут решить всего круга задач обучения, так как они не обеспечивают
систематического и глубокого усвоения теоретических знаний, развития логической речи,
абстрактного мышления.
Учитывая сказанное, наибольшей эффективностью могут обладать различные сочетания
методов, в зависимости от задач урока, особенностей детей, ситуации, условий и др.
С целью более эффективного усвоения знаний я избрала использование метода наглядного
обучения.
1.
Использование опорных схем и тематических таблиц
на уроках русского языка
2
«Использование тематических таблиц для презентации
значительного по объёму теоретического материала в
целостном и компактном виде помогает учащимся лучше
воспринять укрепленные дозы лингвистических сведений,
быстрее и глубже их осмыслить. В этом одна из важных
функций таблиц.
Кроме того, их применение даёт возможность быстро и
экономно осуществлять на уроке актуализацию опорных
знаний, необходимых учащимся для успешного усвоения
нового материала, проводить повторение и закрепление
изученного, позволяет расходовать на усвоение теории
значительно меньше учебного времени, высвобождать его
для практике» Г. М. Иваницкая
2 См. Приложение №1 «Тематические таблицы и тематические схемы»
5
Из
всех
существующих
форм
наглядности
сейчас
наиболее
распространены
тематические схемы (таблицы), представляющие собой особую организацию теоретического
материала в форме графического изображения, которое обнажает и зрительно подчёркивает
соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему
(грамматическую, орфографическую, пунктуационную). Такое изображение создаётся в
упрощённо — обобщённом виде.
Тематические таблицы (схемы) – наиболее распространённый, традиционный вид
пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц
(схем) среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают
длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала.
Таблицы (схемы) просты в использовании
В отличие от плаката таблица (схема) предполагает не просто зрительное предъявление
материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в самой
табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения,
облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его.
Указанные особенности таблиц (схем) позволяют наметить наиболее целесообразную сферу
применения их: формирования навыков грамотного письма.
Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала,
способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а
осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно
демонстрируется логические связи между явлениями языка.
Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся,
причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и
учебников теоретическим материалом. Так, например, по теме «Имя существительное»
предлагает 24 правила от 15 до 65 слов.
3
Все эти правила, ученик может выучить наизусть, но как долго будут помнить эти
правила дети? Насколько доступен язык терминов младшему школьнику, а главное, сможет ли
он использовать эти правила, применять их на практике?
Поэтому в своей работе я использую опорные схемы и таблицы.
Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся.
1.
Использование опорных схем и таблиц оживляют урок, поддерживают интерес к
предмету, облегчают восприятие теоретического материала и способствуют быстрому
его запоминанию, осмысленному и более прочному,
заставляют их мыслить,
рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые
выводы.
На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика –
это умение кодировать большой объём информации, выстраивать
логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые
способы деятельности, чего так не хватает в современном,
изобилующем большим объёмом информации образовании.
2.
Схемы-«подсказки» и таблицы-«подсказки» способствуют формированию, как
речевому развитию, так и повышению грамотности школьника, развитию таких
умений как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать
свою точку зрения.
3.
Использование на уроке схем и таблиц помогает разнообразить урок, сделать его
более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и
последовательному усвоению материала.
Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность,
формировать умение использовать теоретические сведения в практике.
3 Учебник «Русский язык» 1-4 класс под редакции С.В.Иванова. Издательство «Вентана -Графт»
6
При проведении уроков русского языка при работе, как над новой темой, так и при
закреплении и повторении материала я использую яркие предметы, рисунки, схемы и таблицы,
дети принимают активное участие в работе, отвечают на поставленные вопросы и потом сами
создают рисунки-схемы, рисунки – таблицы, рисунки – правила.
4
Любой вид работы обеспечивает постоянный поиск ответа на вопрос: как
писать?
Только в этом случае как изучение (закрепление) нового материала, так и выполнение
тренировочных упражнений будет способствовать выработке навыка правописания. Ведь
вначале надо приобрести навыки, а затем совершенствовать их.
Как сделать так, чтобы все правильное стало привычным? Следует стремиться к тому,
чтобы превратить любое трудное правило или слово в простое, легко запоминающееся?
Существуют «маленькие хитрости». Приведем несколько примеров.
Как запомнить написание словарных слов?
Используем ассоциативное запоминание.
ЛИМОН
КИСЛЫЙ
КОТЕЛОК
ОГОНЬ
КОРЗИНА
КОРОБ
Как не ошибиться с написанием слов с чередующимися гласными в корне:
5
собирать –
соберу,
запирать – запереть,
обмирать – обмереть
и с других с корнями бир – бер, дир – дер, мир – мер, пир – пер, тир – тер?
Оказывается, просто:
в слове образуется сочетание –Ира – (= имя!), не задумывайтесь, пишите букву и
(собИраю,
запИраю, обмИраю),
значит, не следует сомневаться в том, что в словах запереть, обмереть надо писать букву е.
Ведь Иры здесь нет!
Сложно запомнить, например, написание букв о, а в наречиях с приставками в-, на-, за-
и с-, из-, до- (влево, слева, направо, издавна, засветло и т. д.).
6
По своему происхождению это застывшие формы винительного и родительного падежей
кратких прилагательных, которые в древнерусском склонялись. Оказывается, они склонялись
так же, как до сих пор склоняется, например, слово окно. Это мы и запоминаем, потому что
суффиксы наречий и окончания существительных совпадают
/ /
вправо – в окно / слева – с окна /
направо – на окно / издавна – из окна /
засветло – за окно докрасна – до окна
Или в окончаниях существительных - исключений:
В армии =
4 См. Приложение №2 Проект «Нарисованное правило»
5 Учебник «Русский язык», 4класс, ч.2 урок 93 С.В.Иванов М. «Вентана-Графт»,2013
6 Учебник «Русский язык», 4класс, ч.2 урок 93.В.Иванов М. «Вентана-Графт»,2013
7
И
И =
И
одна буква «и» дает другую букву «и»
В здании =
О гени =
Вы сомневаетесь в написании конечной гласной существительного в сочетаниях типа:
7
По возвращении из поездки
По истечении срока
По окончании школы
Если существительное с предлогом по употребляется в значении «после чего-нибудь», то
оно ставится в предложном падеже и оканчивается на
ИИ. Как слова – исключения! Нет
ничего проще!
Здесь нет особых сложностей, главное - разобраться однажды, чтобы запомнить навсегда.
Будем превращать трудные слова и словосочетания в простые – легче запоминается их
правописание.
Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления
по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Помогают
достичь ее таблицы и схемы. Схемы, таблицы рождаются на глазах учеников в момент
объяснения нового материала, повторения и закрепления пройденного, оформляются в виде
таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Именно использование схем и таблиц
на уроке позволяет снять страх у ученика перед неправильным ответом. Никому не снижается
оценка, если при ответе он смотрит на опорную схему (таблицу). Наоборот, пускай она
помогает каждому, пока прочно не отложится в памяти. Схемы (таблицы) – способ внешней
организации мыслительной деятельности детей. Не теряется впустую время на уроке: не
приходится ждать, пока ребенок вспомнит и, наконец, что-то скажет. Необходимые для
выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время
урока: они читают их по схемам (таблицам). Читают сегодня, завтра. Через неделю уже не
читают – усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с правилом. А еще через
две недели схема или таблица снимается, она больше не нужна.
И мои, и сделанные детьми схемы, (таблицы), на мой взгляд, не только разнообразят
формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и
способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем
в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков
,
развития речи.
Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три
механизма
памяти:
слуховая,
зрительная,
двигательная.
И
если
в
процессе
обучения
все
они
целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При
объяснении нового материала с помощью схем (таблиц) работают зрительная и слуховая
память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении
смыслового понимания сигналов. При воспроизведении схем как контрольном моменте
усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.
Требование избегать в схемах (таблицах) лишних слов, ненужной информации ни в
коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное значение для
усвоения текущей учебной информации, а также сведений, которые обязательно пригодятся
в будущем.
Итак, схема (таблица) как средство наглядности в обучении является
учебной иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением
материала; ключом к решению практических задач, схема, таблица активизирует не только
познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым, мотивируя
ученика, делая его успешным.
7 Учебник «Русский язык», 3класс, ч.2 урок 117 С.В.Иванов М. «Вентана-Графт»,2012
8
Работа со схемой, (таблицей) учит умению выделять главное в изучаемом
материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в
конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Схема (таблица) привлекает простотой составления и простотой применения (ее
применяет каждый ученик) так и знакомить с ней можно с помощью классной доски,
компьютера, интерактивной доски, что привлекает в большей степени внимание учащихся.
Схема (таблица) уместна на разных этапах обучения: при вводе нового
понятия, знакомство с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и
повторении учебного материала.
При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по мере необходимости
обращаются к схеме (таблице).
Систематическая работа со схемами (таблицами) составление их при
непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе
обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы (таблицы) изложить тот или
иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные
ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.
Учебный процесс должен развивать интеллект школьников, воспитывать их волю,
развивать эмоциональную сферу, формировать мотивы учения. Важнейшей характеристикой
учебного процесса являются методы обучения.
Наблюдения показывают, что несистематическое использование схем (таблиц) приводит
к тому, что ученики, случайно столкнувшись с ними на отдельных занятиях, рассматривают как
эпизодическую, не очень важную форму работы и не осознают, какую практическую помощь
может оказать схема (таблица) при усвоении теоретического материала и выполнении
упражнений. Между тем опытным путём доказано, что систематическое использование даже
одного какого-то методического приёма способно придать сложному многоплановому процессу
обучения определённую цельность и стабильность.
Понимание учащимися возможностей схемы (таблицы) приходит к школьнику не сразу.
Требуется тщательно продуманная работа, которую, я начинаю ее с первого класса. В это время
одно за другим идут чередой орфографические правила, грамматические понятия.
Схема (таблица) учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического
материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, (таблицу) то есть понимать её
смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий – таблиц и алгоритмов. Приведу
некоторые из них:
1.
Внимательно ознакомьтесь со схемой (таблицей). Попробуйте пересказать её
содержание словами.
2.
Подкрепите примерами каждое положение схемы (таблицы).
3.
Попытайтесь
с
помощью
схемы
(таблицы)
записать
коротко
содержание
орфографического правила.
4.
Рассмотрите схему (таблицу). Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на
данное правило? Помогла ли вам ответить на этот вопрос схема?
5.
Какие сведения являются главными для данного правила? Как они отражены в схеме
(таблице)?
Уже в первом классе мы заводим тетрадь, в которую записываем схем (таблицы),
используемые на уроках. В период обучения грамоте использую схему записи предложения.
Сама схема появляется в ходе урока. Например, прошу детей записать предложение «Моё имя
Надя». Для этого провожу графический анализ. Задаю вопросы:
- Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении 3 слова.)
На доске рисую три прямоугольника.
9
- Какие правила будем применять при письме предложения?
(Первое слово в предложении пишется с большой буквы, имена людей пишутся с заглавной
буквы, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка.)
По мере получения ответов я делаю добавление в схему
8
.
Затем вызванный к доске ученик читает предложение по
слогам
и записывает его,
комментируя. Остальные дети пишут под диктовку и проверяют по схеме (таблице)
правильность выполнения задания отвечающим учеником. После этого я раздаю детям схему
записи предложения:
Думай, когда пишешь предложение!
Ученик читает эту схему так: первое слово в предложении пишется с большой буквы,
имена людей пишутся с заглавной буквы, слова в предложении пишутся отдельно, в конце
предложения ставится точка.
- В каких еще случаях пишется заглавная буква?
Во время букварного и после букварного периода постоянно используется схема «Лента
звуков»:
Для того чтобы ребенок освоил законы орфографии как систему правил, ввожу термин
«позиция». Сам термин ввожу во втором классе, однако подготовку к освоению понятия
«позиция» (положение (место) звука в слове в окружении соседей – других звуков) – начинаю
вводить с первого класса. Само слово «позиция» для ребенка не является трудным: он легко
соотносит его со словом «поза», вспоминает позиции, например в балете. Другое дело –
сильная
и
слабая
«позиция».
Это
именно
те
понятия,
которые
способны
сыграть
объединяющую роль в изучении орфографических правил в начальной школе.
Слабые «позиции» фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Поэтому
ребенок должен видеть слабую «позицию» – ведь именно здесь требуется проверка. В сильной
«позиции» проверять нечего – фонемы там прекрасно различаются, не смешиваются.
Слово «позиция» можно заменить такими выражениями как: «ошибкоопасное место» или
«место, где можно допустить ошибку».
Представление о лингвистической «позиции» (без терминов) формируется у младшего
8 «Букварь», 1класс, ч.1 с.107 Л.Е.Журова., А.О.Евдокимова «Вентана-Графт»,2014
10
.
.
школьника на основе семантики прилагательных: сильный и слабый.
Задание: Сильный и слабый.
1.
Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?
2.
Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.
Гласные буквы одинаковые.
Гласные буквы разные.
3.
Помоги слабому!
В слове кОт гласный под ударением – сильный.
В слове кОтенок гласный безударный – слабый.
Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную
букву в слове «котенок».
Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота – он осваивает не что иное, как
сильную и слабую «позицию» фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии:
переводит слабую «позицию» в сильную.
Безударную гласную в корне слова «котенок» проверяет сильной «позицией» – ударным
гласным в корне «кот».
В процессе обобщения выводится правило: «Безударные гласные пишутся так же, как ударные
в родственных словах»
9
, и рождается схема (таблица).
О совы - сова
А сад- сады
Е земли –земля
И свист – свисток
Я мяч – мячи
Безударные гласные пишутся так же,
как ударные в родственных словах
Теперь, работая над словами по теме, каждый раз спрашиваю:
- «Как пишется? Почему?»
Правило читается по таблице (схеме).
Следующая таблица (схема) помогает вспомнить сложное для учащихся орфографическое
правило. Она помогает разобраться в случаях, когда возникает вопрос о выборе буквы Е или И
в
окончаниях
существительных.
На
уроке
русского
языка
ученику
дается
задание
прокомментировать словосочетание дядя Сережа.
10
9 Учебник «Русский язык», 2 класс, ч.1 урок 28.В.Иванов М. «Вентана-Графт»,2012
10 Учебник «Русский язык», 3класс, ч.2 урок 104С.В.Иванов
11
кот котёнок
сильный слабый
Помоги слабому!
Умение читать схему поможет ему справиться с заданием.
11
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
М.р ж.р м.р ср.р ж.р
-а, -я -о, -е -ь
Маша сарай рожь
Ваня шалаш соль
дядя гость
село
поле
Р.п -ы, -и Т.п -ом, -ем Р.п
Д.п -е П.п -е Д.п И
Т.п -ой, -ей П.п
П.п -е Т.п. -ью
Слова-подсказки:
Земля, вода стол, конь, окно степь
Ученик рассуждает:
- Дядя Сережа – 1 склонение; к 1 склонению относятся имена существительные мужского и
женского рода на –а, -я. В р.п.они имеют окончания –ы, -и, в д.п. – е, в т.п. – ой, - ей, в п.п. –е.
Слова- подсказки: земля, вода.
И далее склоняет эти слова, если нужно, с использованием другой таблицы (схемы):
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
СКЛОНЯЮТСЯ
И.п. (есть) кто? что?
Р.П. (нет) кого? чего?
Д.П (дал) кому? чему
В.п. (вижу) кого? чего?
Т.п. (горжусь) кем? чем?
П.п. (думаю) о ком? о чем?
Такая запись выделяет в орфографическом правиле ключевые понятия, без которых
невозможно обойтись при выборе окончания -Е или -И: склонение и падеж. Работая с данной
схемой (таблицей) при выполнении практических заданий, ученик с легкостью запоминает её
уже потому, что зрительная память детей этого возраста обычно достаточно развита.
Предлагаю для запоминания не формулировку правила, а предельно сжатую форму записи его,
которая поможет в случае необходимости развернуть информацию и изложить её в виде
орфографического предписания. В такой работе тренируется и логическая память, поскольку
таблица
(схема)
даёт
теоретические
сведения,
обнажая
логические
связи
между
лингвистическими понятиями: склонение, падеж – буква в окончании.
Систематическая работа со схемами (таблицами), составление их при непосредственном
участии самих обучающихся приводит к тому, что на определенном этапе обучения они уже
могут самостоятельно, опираясь на схему, изложить тот или иной лингвистический материал.
Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют
и более слабые.
11 Учебник «Русский язык», 3класс, ч.2 урок 92 С.В.Иванов М. «Вентана-Графт»,2012
12
Следующая схема (таблица) помогает дать характеристику предложению.
Предложения по цели высказывания делятся на три группы: повествовательное,
вопросительное, побудительное. Детям младшего школьного возраста трудно понять, что
любая из этих групп по интонации может быть восклицательной или невосклицательной.
Именно схема (таблица) даёт четкое представление о том, какие виды предложений бывают.
Примеры, приведённые в схеме, показывают разницу в обозначении интонации.
12
Предложение
По цели
(для чего
произно
сятся)
повествовательное
(содержит рассказ,
повествование)
вопросительное
( содержит вопрос)
побудительное
(содержит приказ
или просьбу)
Вчера мы ходили в парк.
Который час?
С прогулки
возвратись
вовремя!
По интонации
восклица-
тельное
Очень
красиво!
невоскли-
цательное
Очень
красиво.
восклица-
тельное
Сколько
ты съел?!
невоскли-
цательное
Сколько
ты съел?
воскл.
Иди
сюда!
невоскли-
цательное
Иди
сюда.
При изучении состава слов использую схемы: «Окончание», «Имена существительные, не
имеющие окончаний».
13
Имя существительное
ЖЕНСКИЙ
РОД
МУЖСКОЙ
РОД
СРЕДНИЙ
РОД
ОНА
МОЯ
ОН
МОЙ
ОНО
МОЁ
Неизменяемые имена существительные.
Средний род - пальто, радио, шоссе, кино,
метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню.
Мужской род – пони, какаду, шимпанзе,
фламинго, кенгуру, кофе.
Правило правописания непроизносимых согласных в корне слова.
14
Непроизносимый согласный в корне слова.
Л, Д, Т, В
Чаще всего встречается в сочетаниях
[сн] [зн] [рц]
Услышав эти сочетания,
12 Учебник «Русский язык», 3класс, ч.1 урок 21 С.В.Иванов М. «Вентана-Графт»,2012
13 Учебник «Русский язык», 2класс, ч.2 урок 112 С.В.Иванов М. «Вентана-Графт»,2012
14 Учебник «Русский язык», 2класс, ч.1 урок 49 С.В.Иванов М. «Вентана-Графт»,2012
13
? !
!
.
?
!
.
подбери такое проверочное слово,
чтобы звук произносился отчетливо.
1. Это может быть позиция перед гласным:
звезда – звёздный
2. На конце слова:
радость - радостный
Правописание парных согласных в корне слова.
15
Парные согласные в корне слова.
б в г д ж з
п ф к т ш с
Слабая позиция:
1. На конце слова ______ глаз.
2. Перед другим парным ____?___ сказка
Парный согласный проверяй,
рядом гласный подставляй.
пруды – пруд просить – просьба трава – травка
Итак,
схема
(таблица)
как
форма
наглядности
в
обучении
является
учебной
иллюстрацией,
которая
дается
параллельно
с
устным
или
письменным
изложением
теоретического материала, ключом к решению практических задач.
Работа со схемой (таблицей) учит умению выделять главное в изучаемом материале,
способствует
развитию
логического
мышления
учеников,
умения
в
конкретном
лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
2. Использование системы алгоритмов.
16
«Система алгоритмов, представляющих
собой точные, однозначно понимаемые,
логически чётко составленные предписания о
реализации определённых правил орфографии,
является эффективным средством
успешного изучения орфографии и,
следовательно, повышения уровня грамотности
учащихся».
Е. Д. Надточий
ЦЕЛЬ – учить всех, учить каждого.
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ алгоритмов как основы ориентированных
действий:
1.
сжатое изложение учебного материала по алгоритму его применения;
2.
составление схем – таблиц;
3.
работа со схемой – таблицей в домашних условиях;
15 Учебник «Русский язык», 2класс, ч.1 урок 38.В.Иванов М. «Вентана-Графт»,2012
16 См. Приложение № 3. Применение алгоритмов на уроках русского языка.
14
4.
ответы по схемам – таблицам;
5.
многократное повторение и углубление ранее изученного материала – и сложное
становится простым, доступным каждому;
6.
типовые задачи (тренировочные упражнения);
7.
нетипичные задачи.
8.
развернутое, образно-эмоциональное объяснение ученикам правила.
Один из эффективных путей повышения грамотности учащихся – алгоритмизация
обучения орфографии. Алгоритмы способствуют развитию у учащихся логического мышления,
формированию навыков самоконтроля при решении орфографических задач. Работая с
алгоритмами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что облегчает
усвоение орфографии. При отработке правописных навыков алгоритмы являются предметом и
средством усвоения знаний, что способствует не только активному, углублённому изучению,
повторению и закреплению правил орфографии, развитию самостоятельности учащихся в
познавательной и практической деятельности, но и приобретению грамотности. Работа по
алгоритму относится к метапредметным результатам обучения.
Алгоритмизация орфографии направлена на:
1)
совершенствование орфографической грамотности учащихся;
2)
повышение интереса к изучению русского языка;
3)
повышение эффективности управления познавательной деятельностью
учащихся;
4)
повышение качества знаний по изучаемому предмету.
Природа русской орфографии раскрывается с помощью следующих принципов русской
орфографии:
разные
типы
орфограмм
подводятся
под
действие
морфологического,
традиционного и других принципов, что помогает в выборе методов и приемов обучения
каждому конкретному типу орфографических явлений. Понять принципы орфографии - значит
воспринять каждое ее отдельное правило как звено общей системы, каждую орфограмму
увидеть во взаимосвязях всех сторон языка.
Основной орфографической единицей, принятой в современной
методике, служит орфограмма, то есть написание, требующее проверки. Орфограммой
может быть отдельная буква, сочетание букв, морфема, «позиция» между словами, место
разделения слова при переносе на другую строку.
Для проверки каждой отдельной орфограммы требуется определенное пространство -
орфографическое поле. Так, для проверки буквы "У" в слове "ЧУВСТВО" достаточно
буквосочетание "чу", то есть минимальное орфографическое поле - сочетание из двух букв.
(Алгоритм = 2 буквы).
При
проверке безударного гласного в личном окончании глагола минимальное
орфографическое поле должно обеспечить определение времени, лица и числа глагола.
Алгоритм орфографического правила в предложении "Быстро тает рыхлый снег"для проверки
орфограммы в слове "тает" необходимое поле "тает снег", так как это сочетание достаточно
для определения времени, лица, числа глагола. Термин "орфографическое поле" учащимся не
сообщается, но в практической работе по проверке орфограмм учащиеся пользуются «полем»,
не осознавая этого.
Орфографическое правило может быть объяснено индуктивным методом, связанным с
алгоритмизацией правила.
15
Суть этого метода
заключается в том, что учитель ставит
перед классом ряд
вопросов и добивается самостоятельного ответа на них учащихся. Вопросы учителя - это
проблемы - задачи.
В начальных классах в орфографической работе используются правила, которые
эффективны в случае их точного, уместного и быстрого применения.
1. Правило - указание или запрещение.
Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример такого правила - правописание
гласных после шипящих: "жи", "ши", "ча", "ща", "чу", "щу". Алгоритм его состоит из
одного действия - "шага".
2. Правило - результат наблюдения над языком.
Оно соединяет в себе и грамматическое, и орфографическое наблюдение. Пример такого
правила: "Общая часть родственных слов называется корнем. Общая часть родственных слов
пишется одинаково».
3. Правило - указание для выбора написания из двух предполагаемых написаний.
Для выбора необходимы рассуждения, нужна опора либо на значение слова, либо на
разбор слова, на грамматический или фонетический анализ. Правило данного типа имеет свой
алгоритм - не менее двух действий - "шагов". Пример: "Имена, отчества и фамилии пишутся с
большой буквы"
Алгоритм:
1 этап: прочитать предложение. О ком, о чем в нем говорится?
2 этап: назвать имя, отчество или фамилию. Какая первая буква в имени? отчестве?
фамилии?
4. Грамматические правила (определения).
Такие правила орфографических указаний не содержат, но создают грамматическую
основу для орфографии. Грамматические правила имеют свои алгоритмы, подчас весьма
сложные - из 3-5 этапов.
Пример алгоритма: распознавание приставки с целью ее правильного написания.
Найти в слове корень;
Определить, есть ли в слове приставка, назвать ее;
Определить
,
какое слово образовано с помощью приставки, от какого слова
образовано?;
Проговорить
приставку
отчетливо
-
по
буквам.
Запомнить:
она
пишется
по
определенным правилам одинаково (4 этап-орфографический).
5. Правило - предписание к выполнению действия.
Правило не указывает написания или его вариантов, а показывает прием проверки.
Алгоритмы правил 5-й группы наиболее сложны, например, по проверке безударной гласной в
корне:
1.
этап: проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная буква;
2.
этап: еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает (найти в слове ударяемый
слог);
3.
этап: подобрать к
слову несколько
родственных слов или изменить форму этого
слова;
4.
этап: сравнить проверяемое слово и проверочное. Определить правильное написание;
5.
этап: написать слово, проверить написанное.
Правила не должны быть усвоены школьниками в готовом виде, по учебнику, но могут
быть выведены самими учащимися индуктивным путем.
Например, перед учащимися ставится проблема:
16
- "У Коли собачка, она такая кругленькая, он ее назвал Шарик."
- "Как
же надо написать слово "Шарик"?
(Кличку собаки, чтобы сразу отличить от слова "шарик"-игрушка?") Первоклассники
догадываются:
- "Пишется с большой буквы!"
- Что пишется с большой буквы?
- Клички животных, имена людей.
Затем правило "выверяют" по учебнику и запоминают.
Работа с орфографическим правилом по алгоритму способствует умственному развитию
учащихся,
ибо
она
требует
постоянного
анализа
и
синтеза,
сопоставлений
и
противопоставлений, обобщения и конкретизации, рассуждений и доказательств.
Учебная задача - это цель познавательной деятельности; она всегда содержит вопрос
(определяющая часть задачи), условия выполнения, порядок выполнения (план решения, или
алгоритм) и результат решения - ответ. Метод решения грамматико-орфографических задач
применяется ко всем проверяемым орфограммам, но типы задач и порядок их решения
различны. Рассмотрим составные элементы задачи и ее решение на следующем примере.
Вопрос: осознание цели того, что должно быть получено. Для проверки слова "в.сы"
[в'исы] задача - это выяснение, какую букву надо написать после "в" для обозначения гласного
звука.
Условия: отсутствие ударения (безударный гласный в корне слова). Важно
подчеркнуть положение безударного гласного звука (стоит в корне слова : "вес-").
Порядок выполнения (алгоритм):
выделение безударного гласного
определение его места в морфеме (в данном случае - в корне)
подбор проверочного слова с проверяемым гласным.
В
данном примере
проверочное слово - "вес".
Вывод: проверка подтвердила, что в корне слова "в.сы" следует писать букву "е": "весы".
Мною разработаны 2 модели решения орфографических задач:
МОДЕЛЬ №1
во-первых, увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте;
во-вторых, определить ее вид: проверяемая или нет; если да, то к какой грамматико-
орфографической теме относится; вспомнить правило;
в-третьих, определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы, от
соответствующего правила;
в-четвертых, определить "этапы", ступени решения и их последовательность, то есть
составить (обычно восстановить в памяти) алгоритм решения задачи;
в-пятых, решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму,
не пропустив ни одного и не совершив ошибки ни на одной из ступеней; получить результат -
вывод о правильности написания;
в-шестых, написать слово в соответствии с решением задачи
и осуществить
самопроверку".
Такова структура действий учащегося, проверяющего
орфограмму с помощью
индуктивного методом решения задачи. Действия очень сложны для 8-9- летнего ребенка.
Использование данного алгоритма предусматривается для учащихся с высоким
уровнем интеллектуального развития.
МОДЕЛЬ №2
Ученик должен:
17
1)
обнаружить орфограмму (опознавательный этап анализа);
2)
установить, какое орфографическое правило необходимо применить в данном
случае (выборочный этап анализа);
3)
решить вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки,
необходимые
и
достаточные
для
применения
орфографического
правила
(заключительный этап анализа).
Использование данного алгоритма предусматривается для учащихся со средним
уровнем интеллектуального развития.
Идеи моделирования и алгоритмизации умственной деятельности учащихся широко
используется в школьной практике. В помощь учащимся создаются памятки, указания в виде
схем-инструкций, где даны 3-4 рекомендации в нужной последовательности.
Обучение использованию алгоритмов проходит 3 этапа.
1. Подготовительный этап.
Подготовка базы для работы с новым материалом, актуализация навыков, на которых
основано применение
алгоритма, формирование нового навыка. Учащиеся должны быть
подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма.
Время, отведенное на эту работу, зависит от уровня подготовленности учащихся.
Без этого этапа упражнения по алгоритму могут привести к закреплению ошибок.
2. Основной этап:
а) начинается с момента объяснения правила. Класс должен активно участвовать в
составлении и записи алгоритма. Учитель проводит беседу, в результате которой на доске
появляется запись алгоритма. Она облегчает понимание и усвоение алгоритма;
б) далее по схеме разбираются 2-3 пример;
в) раздаются карточки с алгоритмами, или работа ведется по общей таблице.
Содержание перечитывается одним учеником. Затем выполняются тренировочные
упражнения (сначала - коллективно, затем - самостоятельно). Необходима поэтапная фиксация
умственных действий;
г) развернутое комментирование (карточки закрываются);
д) дети стараются не использовать карточки и комментарии (но при необходимости
пользуются).
Тренировочный материал на этом этапе:
упражнения
учебника, специально
подобранные слова и тексты,
запись под диктовку и самостоятельно из учебника
(словосочетания, предложения или выбранные слова).
3. Этап сокращения операций.
На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые операции
совершаются параллельно, некоторые - интуитивным путем, без напряжения памяти. Процесс
свертывания происходит разными путями у разных учащихся.
Своевременному свертыванию алгоритма способствуют сокращенные комментарии и
образцы. Комментарии эффективны тогда, когда содержат в себе стройную логическую
систему,
когда они связаны между собой общими признаками и имеют определенную
последовательность.
Проблемы работы с обобщающими алгоритмами примерно те же.
Для улучшения усвоения модели алгоритма существуют специальные приемы:
1) выполнить
дома упражнения по алгоритму и постараться запомнить
последовательность операций;
18
2) письмо с использованием алгоритма без схемы, одному из учащихся можно
предложить задавать альтернативные вопросы, а другому - отвечать на них;
3) вопросы учащихся типа: "что будем писать при двух ответах "да?", при четырех "нет"?.
Вспомогательный алгоритм (формирование грамматических понятий) не требует
особых приемов работы. Они просты и усваиваются без наглядных схем и карточек. Строятся
они на основе анализа грамматического значения и грамматических форм слова:
сначала различение слов по значению (предмет: кто? что?);
одновременно - практические навыки в определении грамматических форм: число
(один-много), лицо (я-ты-он) и т. д.
потом алгоритм на определение частей речи:
1) установи связь слов.
2) что обозначает слово?
3) что обозначает его окончание (суффикс)?
4) как изменяется слово?
5) на какие вопросы оно отвечает?
Уделять внимание следует не столько формулировкам правил, сколько примерам,
которые иллюстрируют правила. Примеры дают большую пользу, чем выученные наизусть
тексты правил. Однако этот процесс можно объединить, если обратиться к правилам-схемам
(предлагаются наиболее сложные правила в виде схем с необходимыми примерами). Для
многих обучающихся этот путь оказывается более привлекательным.
К примеру: Чтобы найти суффикс, действуй так:
17
Модель теоретическая:
1. Сначала отметь в слове окончание (для этого
измени форму слова по вопросам)
2.
Потом – корень
(для этого подбери два
однокоренных слова, сравни слова и выдели
общую часть)
3. Часть слова между окончанием и корнем и
будет суффикс.
котёнок - ?
Модель практическая:
1) котёнка, котёнку
В слове котёнок нулевое окончание.
2) кот, котик, котище
В слове котёнок корень – кот-.
Модель теоретика – практическая:
котёнок
Суффикс в слове котёнок – -ёнок- ( стоит
между корнем –кот- и нулевым окончанием).
Формируя у учащихся навыки грамотного письма, я в первую очередь стремлюсь к тому, чтобы
этот навыки были, с одной стороны, осознанными, а с другой стороны, автоматические, так как
только при достаточно высоком уровне автоматизма применения того или иного правила
можно говорить о сформированности навыков грамотного письма.
Как должен рассуждать ученик при выборе правильного написания?
Он может вспомнить:
1)
правило, алгоритм его применения;
17 Учебник «Русский язык», 2класс, ч.1 урок 46 С.В.Иванов М. «Вентана-Графт»,2012
19
2)
таблицу;
3)
ключевые слова, которые являются своеобразной проверкой правильного
написания.
Важно в процессе изучения темы представить учащимся все три способа решения
орфографической проблемы, и каждый ученик сам выберет наиболее приемлемый для него
способ решения, наиболее простой и понятный.
Главное – не только вооружить ученика необходимыми знаниями, но и предоставить
ему выбор. Если ученики приучены решать проблемные задачи, умеют рассуждать,
анализировать собственный ответ и ответы товарищей, то любое задание, полученное ими,
будет проанализировано с тех позиций, которые сформулированы в процессе обсуждения
проблемных ситуаций. Следовательно, если ученик умеет анализировать любой вопрос,
который связан с изученным материалом, - значит, я сумела развить мышление
моих учеников.
Выше изложенный материал позволяет ученикам хорошо усвоить правила и выработать
прочные навыки их применении. Кроме того, у моих учеников развиваются:
Самооценка:
исправление ошибок, если есть;
выбор оценки.
Самокоррекция:
повторение алгоритма правила по тематическим таблицам,
ответы на вопросы.
Самоанализ:
что удалось?, что не удалось?, что делать, чтобы удалось.
В работе по алгоритмизации обучения орфографии в начальном курсе русского языка как
средстве повышения управления познавательной деятельностью учащихся я использовала
концепции современных методистов по алгоритмизации обучения. Отмечается эффективность
применения различных видов алгоритмических предписаний в процессе усвоения правил.
III Заключение.
Практические результаты использования системно-деятельностного подхода, метода
наглядности на уроках русского язык
Целенаправленная систематическая работа по применению на практике системно-
деятельностного подхода, метода наглядности на уроках русского языка дает положительные
результаты в обучении русскому языку:
у учащихся повышается орфографическая грамотность, интерес к изучению русского
языка и качество знаний по русскому языку;
дети показывают высокие результаты как в школьной, так и в районной олимпиадах
по русскому языку (Нефатенкова Алена заняла III
место (2011г), Венидиктова
Василиса, заняла III
место (2015г); результативное участие в
Международном
конкурсе-игре « Русский язык-языкознание для всех».
Считаю, что этому способствовала работа с таблицами-схемами и алгоритмизация учебной
деятельности на уроках русского языка.
Метод наглядности помогает решать и «проблему тревожности».
Делая сравнительный анализ результатов удовлетворенности учащихся школьной
жизнью, степени их тревожности, самооценки и самочувствия (2 -4 класс), используя методику
Л.М.Журовой «Хорошо ли ребенку в школе», я увидела повышение удовлетворенности
школьной жизнью, самооценки, улучшение самочувствия детей.
Удовлетвореннос
ть
школьной жизни
Показатель
школьной
тревожност
и
Количество
детей с
адекватной
самооценко
Самочувствие
20
й
2 класс
64%
55%
64%
55%
3 класс
76%
48%
76%
64%
4 класс
84%
40%
84%
72%
Возросла
уверенность
Снизилась
тревожность
Повысилас
ь
самооценка
С
повышением
результатов
увеличилось
Уровень сформированности самооценки методика Дембо-Рубинштейна
Школьная мотивация – по Н.Г Лускановой
Школьная тревожность –методика Филипса
Самооценка личностных качеств по В.С.Мухиной
Самооценка успешности учебной деятельности по шкале Бруковера
В течение 3 лет, с 1.09.2012г. по 30.05.2014г., ученики 2-А – 4-А обучались русскому языку в
соответствии с тематическими таблицами (схемами) и алгоритмами применения правил.
Каковы же результаты?
Качество знаний по русскому языку
2012-2013
2013-2014
2014-2015
64 %
68 %
72%
ВЫВОД:
Степень обученности по русскому языку
учащихся на выходе из начальной общей школы – 72%
Количественный показатель знаний по русскому языку
2012-2013
2013-2014
2014-2015
100%
100 %
100%
Использование системно-деятельностного подхода и метода наглядности на уроках
русского языка по моему мнению дают следующие результаты:
повышается творческий потенциал учащихся,
развивается речь,
мышление;
учащиеся активно включаются в учебную деятельность;
активизируется познавательная деятельность детей;
формируется навык самостоятельной работы;
значительно увеличивается объём изучаемого на уроке материала;
учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету;
использование вышеуказанных подходов и методов разнообразят урок;
снимают проблему тревожности у учащихся.
Таким образом,
Использование системно-деятельностного подхода, метода наглядности (схемы,
таблицы, алгоритмы) необходимо при обучении детей младшего школьного возраста русскому
язык
ЛИТЕРАТУРА:
21
1.
Алгазина, Н.Н. «Методика изучения орфографических правил» - М.,
«Просвещение.» -1982.- 4 с.
2.
И.Н.Баженова Педагогический поиск 2-изд. М. Педагогика. 1998
3.
Богданова, Г.А. «Опрос на уроках русского языка». - М., Просвещение.
1989. – 92 с.
4.
Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии» –
2006. - N4. - С.12.
5.
Виноградов В.В. «Вопросы русской орфографии» В.В .Виноградов
М., Просвещение. 2004.-С.16
6.
Гвоздев, А.Н. «Об основах русского правописания. В защиту морфологического
принципа» М., Издательство Академии педагогических наук, РСФСР.2004. - С.4-7, 63.
7.
Жиленко, А.Г. «Использование алгоритмов при изучении орфографии»– 2003. - N5. -
С.53-55.
8.
Иванов С.В., Кузнецова М.И. «Комментарии к урокам». 3 класс.- М.:Изд-во
«Вентана-Граф», 2013 год, 460 с.
9.
Львов, М. Р. «Правописание в начальных классах» / М.Р. Львов. – М.: Поросвещение.
1990.
10.
ЛЫСЕНКОВА С. Н. «КОГДА ЛЕГКО УЧИТЬСЯ». М., 1985. 175 С.
11.
Лысенкова С.Н. «Я читаю, я считаю, я пишу». – М.: Изд-во “Школа-пресс”, 1997.
12.
Соловейчик С. Л. Вечная радость. М., 1986. 368 с.
13.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века».
М.:Изд-во «Вентана-Граф», 2013 год, 158 с.
14.
«Справочник в таблицах. Русский язык, математика 1 – 4 класс».- М., 2012.
128.
22