Напоминание

"Дополнительная общеразвивающая программа "Основы изобразительного творчества" - как первая ступень к профессиональной ориентации предпрофессиональной подготовки обучающихся в сфере дополнительного образования."


Автор: Лукманова Миляуша Фаниловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДХШ №1 им.Л.А.Горды
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дополнительная общеразвивающая программа "Основы изобразительного творчества" - как первая ступень к профессиональной ориентации предпрофессиональной подготовки обучающихся в сфере дополнительного образования."
Раздел: дополнительное образование





Назад





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА» - КАК ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ К

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
М.Ф.Лукманова, преподаватель МБУДО «ДХШ №1 им. Л.А.Горды», г.Сургут.
Введение
Современное общество переживает переходный период, в котором усиливается роль дополнительного образования, поэтому сегодня перед системой образования стоит первоочередная задача – «воспитание человека познающего, способного творчески мыслить, применять полученные знания в жизни, активно участвовать в процессе создания и использования новых технологий. Только такая личность способна взять на себя роль главного фактора в развитии общества. Но такая личность может быть подготовлена только эффективной системой образования, ориентированной на будущее». Что необходимо сделать для ее реализации? Детские художественные школы выступают той развивающей средой, где должно происходить формирование творческого потенциала ребенка. В сегодняшней ситуации учебные заведения обеспечивают в основном только включение ребенка в межличностные отношения, получение знаний, причем объем информационной нагрузки возрастает с каждым годом. А вот воспитательный процесс, к сожалению, не охватывает полноценного всестороннего развития детей. По разным причинам многие дети лишены выбора в дополнительных занятиях творческими формами обучения, что, конечно же отражается на формировании личности, которая будет занимать достойное место в обществе. 2011 – 2012 учебный год в отношении государства и общества к художественному образованию стал годом переломным. Отправной точкой послужило вступление в силу Федерального закона РФ от 17 июня 2011 года № 145 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании», в котором проведено четкое разделение образовательных программ для детей на дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств. Появилась возможность реализовывать два вида программ: программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы. Основные задачи
учреждения это - выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей, а также подготовка учащихся к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения. Следующая норма, прописанная в Типовом положении это - «удовлетворение потребности детей в эстетическом и интеллектуальном развитии», то есть оказание дополнительных услуг населению. В связи с этим у нас возникла идея об непрерывном профессиональном образование в ДХШ. Для достижения данной цели мною была разработана общеразвивающая программа «Основы изобразительного творчества» для детей 8-9 лет. Фаза детского творчества от 6-ти до 10-ти лет - период зрительной активности, особой тяги к изобразительной деятельности и готовности ребенка творить эстетические произведения. Поэтому данная программа является начальной ступенью в профессиональном обучении, и дает возможность обеспечивать до с т и же н и е о б у ч а ю щ и м и с я хо р о ш и х р е з ул ьт а то в о с в о е н и я предпрофессиональных программ, еще позволяя получить образование тем детям, которые не справляются с предпрофессиональными программами, дают возможность получить начальные навыки рисования. С каждым годом количество желающих учиться увеличивается, что свидетельствует о заинтересованности родителей в художественно - эстетическом образовании их детей. Мне, как преподавателю изобразительного искусства ДХШ, работающему на этом отделении много лет, отрадно видеть, как дети раскованы на дополнительных занятиях, как они эмоционально отзывчивы, как они хотят через рисунок рассказать о своих чувствах. Срок еще не велик, о результатах судить рано. Но с долей оптимизма хочется заглянуть в будущее. Я уверена, что дети, получившие художественно - эстетическое образование, развиваются в гармонии с окружающим миром, приобретают умения и навыки для передачи своих знаний о мире, представлений и чувств через разные формы искусства. И я надеюсь, что годы обучения на эстетическом отделении не пройдут для них бесследно и помогут им стать достойными людьми, грамотными зрителями, чтобы искусство было востребовано, а не пылилось на задворках нашего общества. Таким образом дополнительная общеразвивающая программа «Основы изобразительного искусства», его интеграция с профессиональной и п р ед п р о ф е с с и о н а л ь н о й п од го то в ко й о б у ч а ю щ и хс я в с ф е р е дополнительного образования может обеспечить: - целостность образовательной системы школы со всем многообразием дополнительного образования; - определенную стабильность и постоянное развитие;
- необходимый уровень знаний, умений, навыков обучающихся и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно- нравственных качеств для дальнейшего предпрофессионального и профессионального образования; - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; - выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства в раннем возрасте и подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства; Актуальность программы «Основы изобразительного творчества» обуславливается тем, что существует востребованность обучения в ДХШ у обучающихся младших классов общеобразовательных школ. А данная программа поможет талантливым детям, обладающих творческим и художественным видением, овладеть духовными и культурными ценностями и пройдя двухгодичное обучение подготовиться одаренным детям к поступлению в образовательные учреждения, реализующие предпрофессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Цель программы:
«Формирование целостной художественно-эстетически развитой личности и приобретение обучающимися теоретических знаний и художественно-исполнительских умений, и навыков в области изобразительного искусства».
Задачи программы:
• Воспитать и развить у обучающихся личностные качества, позволяющие уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов. • Создать условия для воспитания детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; • Сформировать у обучающихся эстетические взгляды, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями. • Сформировать у обучающихся умение самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; • Сформировать у одаренных детей комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
• В ы р а б о т а т ь у о б у ч а ю щ и хс я л и ч н о с т н ы е к а ч е с т в а , способствующие освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Заключение
Дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Основы изобразительного творчества» на мой взгляд, действительно является I ступенью к профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки обучающихся в сфере дополнительного художественного образования, существенно влияя на развитие творческого потенциала и формируя нравственную позицию ученика, а также давая возможность выбрать сферу деятельности в будущем. Не обязательно каждый должен стать художником, но всякий получивший эстетическое образование становится творческой личностью, приобретает умения думать и выражать свои мысли и чувства в достаточно оригинальной форме. Ребенок, введенный в организованное русло «эстетического образования», в данном случае это обучающиеся дети по общеразвивающимся программам, рассуждает лучше, слушает внимательнее, примечает больше по сравнению с теми сверстниками, которые лишены этого.


В раздел образования