Автор: Терехова Татьяна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №47 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Заволжье, Нижегородская область
Наименование материала: Образовательная деятельность в индивидуальной форме
Тема: "Развитие связной речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ детский сад № 47 «Ладушки»
Конспект
образовательной деятельности
в индивидуальной форме
по ОО «Речевое развитие»
Провела воспитатель
Т.П. Терехова
Задачи:
Связная речь: учить придумывать рассказ на заданную тему с опорой на
сюжетные картинки.
Грамматика: учить подбирать однокоренные слова.
Словарь: Формировать умение подбирать синонимы, воспитывать чуткость
к смысловым оттенкам слова. Помочь усвоить значения многозначных слов.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование:
Игрушка Буратино, картинки сюжетные для составления рассказа
”Умный еж”, массажные мячики, картинки с изображением ежа, швейных
иголок, веток ели и сосны.
Содержание од
Методы и приемы
Воспитатель: Тарарам, тарарам
Организационный
Кто спешит в гости к нам?
Этот мальчик - друг ребят,
С ним встрече каждый будет рад!
Вот
наш гость Буратино. Он очень расстроен. Его
друзья умеют отгадывать загадки, сочинять интересные
сказки, рассказы. А Буратино еще этому не научился.
Воспитатель: Ты сможешь помочь нашему гостю?
Дети: Да, смогу.
Воспитатель: Тогда давай поможем Буратино отгадать
загадки.
“Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками”
Дети: Это ежик.
Воспитатель: А вот и еще одна загадка.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки – ни одной.
( Н. Артюхова )
Дети: И эта загадка про ежика.
Воспитатель: Почему у ежа много иголок, зачем они
ему?
Дети: Они спасают его от врагов, он ими защищается.
Воспитатель: Верно, а какие еще бывают иголки?
Дети: Бывают иголки швейные, у сосны и у ели тоже
иголки.
Воспитатель: Где живет ежик?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Какие слова можно образовать от слова
лес?
Дети: Лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок.
При затруднении воспитатель задает наводящие
вопросы:
- Как называется маленький лес? ( лесок, лесочек)
- Как называется тропинка в лесу? ( лесная )
- Как называют человека, который работает в лесу?
( лесник, лесничий )
- Как называется сказочный человек, который живет в
лесу? ( лесовичок )
Воспитатель: Повтори, пожалуйста, слова, которые мы
назвали.
Дети: Лесок, лесная, лесник, лесовичок.
Воспитатель: Во всех этих словах слышится
момент.
Использование
художественного
слова
Постановка цели
Использование
художественного
слова
Вопросы
Упражнение на
обогащение словаря
Упражнение на
образование
однокоренных слов
одинаковая часть – лес, и все они по смыслу как-то
связаны с лесом.
Воспитатель: Давай с тобой расскажем Буратино про
ежика. Какой он?
Дети: Смелый.
Воспитатель: Сейчас слушай внимательно, задание
будет трудным.
Еж - смелый. А как сказать про него по-другому?
Подбери слова по смыслу близкие к слову ”смелый”.
Дети: Храбрый, отважный.
/ Если ребенок не может самостоятельно подобрать
синонимы, воспитатель спрашивает: «Похожи ли по
смыслу слова: смелый, храбрый, отважный? ( Да,
похожи )
Можно сказать, что еж храбрый? ( Да )
А что еж отважный? ( Да )
Это слова близкие по смыслу, слова - друзья.
Перечисли ещё раз, какой ежик? (смелый, храбрый,
отважный).
Воспитатель: Буратино очень хочет сочинить рассказ
про умного ежика и просит тебя помочь?
Ты согласна?
Дети: Да, помогу.
Воспитатель: Буратино даже принес картинки, которые
нам помогут придумать интересный рассказ.
Только вот беда - он все картинки перепутал.
Рассмотри внимательно эти картинки и разложи их
по порядку так, чтобы получился рассказ.
Что было сначала? Что было потом? Чем вся эта и
история закончилась?
/Ребенок выкладывает картинки в нужной
последовательности./
- А теперь подумай и расскажи по картинкам, что
делает ежик и до чего он додумался, чтобы собрать
урожай.
Рассказ должен быть интересным и законченным.
/Ребенок составляет рассказ по картинкам/
Воспитатель: Интересный рассказ у тебя получился.
И Буратино он очень понравился. Он благодарит тебя за
помощь и дарит вот такие мячики.
Воспитатель: Хочешь с ними поиграть? ( Да )
Воспитатель: Тогда готовь ладошки.
Ежик, спрячь свои иголки
Мы же дети, а не волки.
Спрячь свои иголки еж,
Упражнение на
подбор синонимов
«Скажи по-другому»
Упражнение
«Разложи по
порядку»
Составление
рассказа с опорой на
сюжетные картинки
Массаж ладоней
Ты колючий, ну и что ж.
/Круговые движения мячиком по ладони/
Мы хотим тебя погладить
Мы хотим с тобой поладить.
/Гладим – проводим с надавливанием по мячику
ладошкой/
Еж иголки отряхнул,
Еж свернулся и заснул.
- Молодец! Вот сколько ты слов придумал, помог
Буратино составить интересный рассказ и отгадать
загадки.
л
Рефлексия