Напоминание

"Развитие связной речи дошкольников"


Автор: Терехова Татьяна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №47 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Заволжье, Нижегородская область
Наименование материала: Образовательная деятельность в индивидуальной форме
Тема: "Развитие связной речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ детский сад № 47 «Ладушки»

Конспект

образовательной деятельности

в индивидуальной форме

по ОО «Речевое развитие»

Провела воспитатель

Т.П. Терехова

Задачи:

Связная речь: учить придумывать рассказ на заданную тему с опорой на

сюжетные картинки.

Грамматика: учить подбирать однокоренные слова.

Словарь: Формировать умение подбирать синонимы, воспитывать чуткость

к смысловым оттенкам слова. Помочь усвоить значения многозначных слов.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование:

Игрушка Буратино, картинки сюжетные для составления рассказа

”Умный еж”, массажные мячики, картинки с изображением ежа, швейных

иголок, веток ели и сосны.

Содержание од

Методы и приемы

Воспитатель: Тарарам, тарарам

Организационный

Кто спешит в гости к нам?

Этот мальчик - друг ребят,

С ним встрече каждый будет рад!

Вот

наш гость Буратино. Он очень расстроен. Его

друзья умеют отгадывать загадки, сочинять интересные

сказки, рассказы. А Буратино еще этому не научился.

Воспитатель: Ты сможешь помочь нашему гостю?

Дети: Да, смогу.

Воспитатель: Тогда давай поможем Буратино отгадать

загадки.

“Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками”

Дети: Это ежик.

Воспитатель: А вот и еще одна загадка.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной.

( Н. Артюхова )

Дети: И эта загадка про ежика.

Воспитатель: Почему у ежа много иголок, зачем они

ему?

Дети: Они спасают его от врагов, он ими защищается.

Воспитатель: Верно, а какие еще бывают иголки?

Дети: Бывают иголки швейные, у сосны и у ели тоже

иголки.

Воспитатель: Где живет ежик?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Какие слова можно образовать от слова

лес?

Дети: Лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок.

При затруднении воспитатель задает наводящие

вопросы:

- Как называется маленький лес? ( лесок, лесочек)

- Как называется тропинка в лесу? ( лесная )

- Как называют человека, который работает в лесу?

( лесник, лесничий )

- Как называется сказочный человек, который живет в

лесу? ( лесовичок )

Воспитатель: Повтори, пожалуйста, слова, которые мы

назвали.

Дети: Лесок, лесная, лесник, лесовичок.

Воспитатель: Во всех этих словах слышится

момент.

Использование

художественного

слова

Постановка цели

Использование

художественного

слова

Вопросы

Упражнение на

обогащение словаря

Упражнение на

образование

однокоренных слов

одинаковая часть – лес, и все они по смыслу как-то

связаны с лесом.

Воспитатель: Давай с тобой расскажем Буратино про

ежика. Какой он?

Дети: Смелый.

Воспитатель: Сейчас слушай внимательно, задание

будет трудным.

Еж - смелый. А как сказать про него по-другому?

Подбери слова по смыслу близкие к слову ”смелый”.

Дети: Храбрый, отважный.

/ Если ребенок не может самостоятельно подобрать

синонимы, воспитатель спрашивает: «Похожи ли по

смыслу слова: смелый, храбрый, отважный? ( Да,

похожи )

Можно сказать, что еж храбрый? ( Да )

А что еж отважный? ( Да )

Это слова близкие по смыслу, слова - друзья.

Перечисли ещё раз, какой ежик? (смелый, храбрый,

отважный).

Воспитатель: Буратино очень хочет сочинить рассказ

про умного ежика и просит тебя помочь?

Ты согласна?

Дети: Да, помогу.

Воспитатель: Буратино даже принес картинки, которые

нам помогут придумать интересный рассказ.

Только вот беда - он все картинки перепутал.

Рассмотри внимательно эти картинки и разложи их

по порядку так, чтобы получился рассказ.

Что было сначала? Что было потом? Чем вся эта и

история закончилась?

/Ребенок выкладывает картинки в нужной

последовательности./

- А теперь подумай и расскажи по картинкам, что

делает ежик и до чего он додумался, чтобы собрать

урожай.

Рассказ должен быть интересным и законченным.

/Ребенок составляет рассказ по картинкам/

Воспитатель: Интересный рассказ у тебя получился.

И Буратино он очень понравился. Он благодарит тебя за

помощь и дарит вот такие мячики.

Воспитатель: Хочешь с ними поиграть? ( Да )

Воспитатель: Тогда готовь ладошки.

Ежик, спрячь свои иголки

Мы же дети, а не волки.

Спрячь свои иголки еж,

Упражнение на

подбор синонимов

«Скажи по-другому»

Упражнение

«Разложи по

порядку»

Составление

рассказа с опорой на

сюжетные картинки

Массаж ладоней

Ты колючий, ну и что ж.

/Круговые движения мячиком по ладони/

Мы хотим тебя погладить

Мы хотим с тобой поладить.

/Гладим – проводим с надавливанием по мячику

ладошкой/

Еж иголки отряхнул,

Еж свернулся и заснул.

- Молодец! Вот сколько ты слов придумал, помог

Буратино составить интересный рассказ и отгадать

загадки.

л

Рефлексия



В раздел образования