Напоминание

"День семьи, любви и верности. История и традиции"


Авторы: Масленникова Ирина Сергеевна, Акиншина Светлана Александровна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУДО "Белгородский областной Дворец детского творчества"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Методическая разработка интегрированного учебного занятия
Тема: "День семьи, любви и верности. История и традиции"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка интегрированного учебного занятия

«День семьи, любви и верности. История и традиции»

(возраст обучающихся 11-16 лет)

Разработчики:

Акиншина Светлана Александровна,

Масленникова Ирина Сергеевна,

ГБУДО «Белгородский областной Дворец

детского творчества»

Цель занятия: Познакомить обучающихся с историей возникновения

и традициями празднования Дня семьи, любви и верности в России.

Задачи занятия:

1.

Изучить историю зарождения праздника и его традиции. Познакомить

с жизнедеятельностью православных святых Петра и Февронии Муромских.

Составить семейное генеалогическое древо.

2.

Развивать коммуникативные навыки общения.

3.

Воспитывать любовь к своей семье, уважение к старшим, сострадание

и милосердие. Мотивировать обучающихся на совершение добрых дел

и поступков во благо других.

Оборудование:

1.

Фотовыставка «Близкие люди».

2.

Раздаточный материал «Генеалогическое древо моей семьи».

4.

Музыкальное сопровождение: песня: «Родительский дом» Л. Лещенко.

5.

Презентация «Семья князей Муромских».

6.

Презентация «Генеалогическое древо семьи»

7.

Раздаточный материал (текст песни «День семьи»).

Ход занятия

Что такое семья?

Люди, которым ты нужен.

В радости и горе, в мелочах или целом

они приходят в нужную минуту

и остаются с тобой, несмотря ни на что.

Сара Дессен

1. Организационный момент.

Педагог 1: Добрый день, ребята. Рада видеть всех вас сегодня на нашей

совместной встрече!

Педагог 2:

Здравствуйте, юные фотографы, здравствуйте, юные

вокалисты!

Педагог 1: Как же здорово, что мы собрались сегодня вот так, все

вместе, словно одна большая семья. А как принято в любящей

семье

приветствовать друг друга при встрече? (ответы обучающихся)

Давайте и мы так же тепло поприветствуем друг друга. Предлагаю

каждому из вас повернуться к своему соседу справа и обнять его со словами:

«Я так рад тебя видеть»! Видите, как волшебно действует этот простой

ритуал – вы все заулыбались, у вас сразу улучшилось настроение. Очень

важно почаще обнимать дорогих вам людей, ведь объятия успокаивают,

позволяют почувствовать себя нужным и любимым, они укрепляют

отношения в семье.

2. Сообщение новой темы.

Подготовленный

обучающийся

выразительно

читает

эпиграф

к

занятию, изображенный на слайде.

Педагог 2: Ребята, подумайте, как этот эпиграф связан с темой занятия,

почему именно эти слова являются главными на нашем занятии?

(ответы обучающихся)

Тема нашего сегодняшнего занятия как раз будет посвящена семье. А

точнее, нашему российскому празднику Дню семьи, любви и верности.

Ребята, а вы знаете, когда мы отмечаем этот замечательный день? (ответы

обучающихся)

Педагог 1: Правильно, День семьи, любви и верности в России

отмечают ежегодно 8 июня. Этот праздник приурочен ко дню памяти святых

Петра и Февронии Муромских. А кто же такие эти святые? Что вы о них

знаете? (ответы обучающихся)

Педагог 2: Ребята из студии радиожурналистики «У микрофона» хотят

рассказать вам историю жизни Петра и Февронии Муромских.

3. Актуализация знаний.

(рассказ и показ презентации)

Вот уже несколько лет 8 июля во всех

городах России празднуют День семьи,

любви

и

верности.

Дата

торжества

выбрана

неслучайно

и

совпадает

с

памятным

днем

святых

Петра

и

Февронии

Муромских.

Житие

православных

супругов

образец

христианского

брака

и

символ

идеальных семейных отношений.

«Повесть

о

Петре

и

Февронии

Муромских» в XVI веке написал монах

Ермолай-Еразм, и произведение сразу

стало

любимым

чтением

каждого

грамотного человека, распространялось

в огромном количестве, передавалось из

уст в уста.

Петра поразила страшная проказа. Все

попытки излечить больного оказались

тщетны.

Когда

князь

отчаялся

и

смирился, ему приснился вещий сон:

ему привиделось, что живет на свете

девушка по имени Феврония, способная

исцелить его. Девушка удивительной

красоты и доброты помогла князю, и он

дал слово после выздоровления пойти с

ней

под

венец.

Но,

испугавшись

неравного брака, он не сдержал своего

обещания жениться. Вскоре болезнь

вернулась и с новой силой обрушилась

на Петра.

Когда князь во второй раз явился к

Февронии, она не отказала в помощи и

вновь

исцелила

юного

князя.

Раскаявшись,

Петр

женился

на

избавительнице и был с ней счастлив до

конца

дней.

Как

гласят

предания,

супруги всю жизнь чтили друг друга,

жили без обмана, в мире и согласии.

После смерти старшего брата Петр

вступил на княжеский престол. Бояре

поддерживали

и

уважали

знатного

правителя, но не могли смириться с тем,

что рядом с ним на престоле девушка из

низшего сословия. Умной и красивой

Февронии

не

давала

покоя

зависть

боярских жен. Они пытались оклеветать

ее и подговаривали мужей сжить ее со

свету.

Бояре изгоняют Февронию из Мурома.

Петр отрекся от престола и вместе с

супругой уехал из Мурома.

Вскоре Муромские бояре поняли, что

без сведущего правителя не смогут

поддерживать

порядок

в

городе.

Образумившись,

послали

гонцов

за

княжеской

четой с просьбой

вновь

возглавить правление. Посоветовавшись

с супругой, Петр вернулся в родные

края.

Так и прожили душа в душу Петр и

Феврония до седины в висках. Ко всем

питали они равную любовь, не любили

жестокости и стяжательства, не жалели

тленного богатства, но богатели божьим

богатством. И были они для своего

города истинными пастырями, управляя

со справедливостью и кротостью, а не с

яростью.

Странников

принимали,

голодных насыщали, нагих одевали,

бедных от напастей избавляли.

Состарившись,

Петр

и

Феврония

приняли монашество. Поселившись в

разных монастырях,

вели переписку

друг

с

другом.

Они

молили

Бога

даровать им смерть в один день, чтобы

продолжить

вместе

свой

путь

на

небесах.

Супруги

даже

приготовили

двухместный гроб, в котором их тела

разделяла бы лишь тонкая перегородка.

Мольбы их были услышаны, и они

преставились в один и тот же час – 25

июня 1228 года по старому стилю

(8 июля по действующему календарю).

Но воля усопших не была исполнена,

супругов похоронили по отдельности.

Но два раза случалось необъяснимое, их

тела невероятным образом оказывались

вместе.

После

этого

священнослужители

захоронили Петра и Февронию вместе

возле

церкви

Рождества

Пресвятой

Богородицы.

Православная церковь канонизировала

их в 1541 году. С тех пор на Руси было

принято молиться этой паре святых о

благополучии в семье и просить у них

благословения на свадьбу. Теперь мощи

святых Петра и Февронии находятся в

едином

гробу

в

Свято-Троицком

женском монастыре в городе Муроме.

Многие богомольцы приходят к ним,

чтобы

поклониться

и

попросить

заступничества.

В 2008 году Межрелигиозный совет

России приурочил к памятной дате День

семьи, любви и верности. Символом

праздника выбрали ромашку, простой,

но благородный цветок. Также бытует

мнение,

что

ромашка

цветок

примирения.

Педагог 1: Спасибо ребятам за интересный рассказ. Скажите, как вы

считаете,

действительно ли отношения супругов Петра и Февронии

Муровских являются образцом для подражания и почему?

(ответы обучающихся)

Действительно, семья – самое важное в жизни каждого человека. А как

вы понимаете, что такое семья? (ответы обучающихся)

Педагог 2:

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Педагог 1:

Какое счастье, ребята, что у каждого из нас есть

родительский дом, где нас всегда любят и ждут наши мамы и папы. Если вам

плохо, если трудно, если вас обидели, если у вас что-то не получается, они

всегда готовы прийти на помощь, приласкать, понять, утешить, поддержать.

(Звучит песня «Родительский дом» в исполнении участников

вокального ансамбля «Планета солнца»,

руководитель Масленникова Ирина Сергеевна)

Педагог 1:

Все семьи разные. Отличаются они своими привычками, укладом

жизни, обычаями, атмосферой, традициями. Знаете ли вы, ребята, что такое

традиция? (Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому,

что унаследовано от предшествующих поколений).

В каждой семье есть свои семейные традиции. Мне бы хотелось узнать,

какие семейные традиции есть в ваших семьях? (ответы обучающихся)

Педагог 2:

Издавна одной из традиций в русской семье была

традиция – знать своих предков, составлять родословную. Обратимся к слову

«род». Что оно означает?

Род – это ряд поколений, происходящих от одного корня. Все члены

семьи связаны родственными отношениями, т.е. являются родственниками. И

называются они близкие родственники. К близким родственникам относятся

также бабушки и дедушки.

Педагог 1:

Есть еще понятие «дальние родственники». Кто же

относится к дальним родственникам? Кого мы называем тетей, дядей…?

Объясните.

Наука, занимающаяся родословием, называется генеалогией.

Педагог 2:В кого я такой кудрявый или откуда у всех моих родных

талант к музыке? Генетика может ответить на множество вопросов. Поэтому

узнать и сохранить историю своей семьи – это не только интересно, но и

полезно.

Чтобы понять, насколько хорошо вы знаете свою родословную, ребята

из фотостудии «Блик» подготовили каждому макет генеалогического дерева.

Предлагаю вам сейчас его заполнить. Это позволит более наглядно увидеть

родословную вашей семьи.

4. Практическая работа.

Ребята, составьте генеалогическое древо своей семьи.

5. Домашнее задание.

Педагог 2: Ну что, все ли знают свою родословную дальше поколения

бабушек и дедушек? Что ж, тогда это будет для вас домашним заданием:

поговорить с родителями, узнать побольше о своих родственниках и

дозаполнить недостающие элементы вашего семейного генеалогического

дерева. А еще лучше, вместе с родителями найти фотографии ваших

бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, отсканировать их и принести на

электронном носителе. И ребята из фотостудии «Блик» с помощью

графического редактора помогут вам добавить фото в шаблон. Ребята,

поможете? И тогда у вас будут замечательные семейные родословные. Мой

совет. Храните это для своих будущих детей. Пополняйте родословное

дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из

поколения в поколение. И, может быть, в вашей семье зародится эта хорошая

семейная традиция.

Педагог 1: А теперь предлагаю поговорить ещё об одной семейной

традиции.

Давайте рассмотрим

нашу

фотовыставку

(все

фотоснимки

посвящены семье).

- Посмотрите внимательно, о какой традиции говорят эти фотографии?

Самой важной традицией в семье должна стать забота друг о друге,

поддержка и помощь тому, кто в ней нуждается. И это так прекрасно, когда

рядом есть родные люди, способные помочь и выручить, оказать поддержку

в любой ситуации.

- Кто должен в семье проявлять заботу? (родители о детях, дети о

родителях, о бабушках и дедушках)

- Кто и как заботится в вашей семье о вас?

- Как вы можете проявить заботу?

- Кто из вас что делает для своих близких?

- Как вы заботитесь о престарелых родственниках? (дети отвечают)

Педагог 2: Каждому человеку очень важно иметь семью, свой дом.

Берегите свою семью, старайтесь не обижать родителей, быть более чуткими,

отзывчивыми и понимающими. Ведь недаром говорят, семья – это крепость,

спасение от трудностей, опора и поддержка, защита от жестокого мира.

(Звучит песня «День семьи» в исполнении

обучающихся вокального ансамбля «Планета солнца»)

6. Рефлексия.

Педагог 1: Спасибо вам, ребята, за ваше участие в нашей встрече. Мне

очень понравилось, что она получилась очень теплой и семейной. Мне бы

хотелось узнать ваши впечатления. Предлагаю всем пройти в середину зала и

встать в широкий круг. Тех, кому наша встреча не понравилась или тема, о

которой мы говорили, вам показалась неинтересной, попрошу сесть на свои

места. Кому тема оказалась близка и понятна, принесла положительные

эмоции, кто узнал что-то новое и полезное для себя, прошу сделать шаг

вперед и взяться за руки.

Педагог 2: Пусть беда и горе обходят ваш дом стороной. Доброго

здоровья желаю вам и всем вашим родным! И давайте все вместе споем

замечательную песню, которую, я думаю, вы все знаете «Мы желаем счастья

вам».

Литература

1. Акутина С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их

воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы –

Н. Новгород: НГПУ, 2009.

2. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и

становление ролевой структуры молодой семьи. М., 1992. 24 с.

3. Гладкова О.В. Житие Евстафия Плакиды как возможный источник

Повести о Петре и Февронии Муромских (к постановке вопроса) //

Макарьевские чтения / Под ред. Л.С. Кертановой, А.К. Крылова. Вып. 9.

Можайск, 2008.

4. Загладина Х.Т., Карасева Е.О., Харисова Л.А. Задача формирования

у

школьников

семейных

ценностей

в

контексте

деятельностно-

компетентностной парадигмы общего образования // Вопросы образования,

2010, № 1, с. 18-21.

5. Калистратова, Э.А. Азбука родоведа. Методическое пособие /

Э.А. Калистратова. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006. – 80 с.

6. Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании россиян (по

данным социологических опросов)// Воспитание школьников. 2008. № 10. С.

9 - 14.

7. Сатир В. Вы и ваша семья. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001.

302 с.

8. Семья и школа: воспитание духовности // Воспитание школьников.

2008. № 10. С. 3-5.

9. Собко И. Семья глазами детей: проблемные исследования как

проект // Классное руководство и воспитание школьников. Первое сентября.

2009. № 10. С. 28-30.

10.

Цветкова Н.А, Антонова Л.И. Семья в системе жизненных

ценностей

16-17

летних

подростков,

проживающих

в

мегаполисе

//

Педагогические науки, 2006, № 1



В раздел образования