Автор: Маврина Ольга Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Московская государственная академия физической культуры
Населённый пункт: Видное
Наименование материала: Статья
Тема: "Влияние подвижных игр на развитие детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование
«Влияние подвижных игр на развитие
детей младшего школьного возраста»
На занятиях подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела,
координацию движений, способствуют развитию речи и мышления. Необходимо учитывать
физиологические особенности детей различных возрастов.
Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ,
широкое
использование
транспорта,
других
технических
средств
оказывают
неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном
обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности
детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают
двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более
значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств.
Вместе с тем, в современных условиях значительно увеличился объем деятельности,
осуществляемой в неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления
находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания,
пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической
рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания
связывают
с
понятием
ловкость
-
способностью
человека
быстро,
оперативно,
целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно
решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и
методов повышения физической подготовленности учащихся и подготовленности к будущей
взрослой жизни в ногу со временем.
Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в
формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих
его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Поэтому результатом
физического
воспитания
школьников
должны
стать
высокий
уровень
здоровья
и
формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека .
Игра - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную
деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной
играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней
формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка
является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и
часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических
качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему
состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая
прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми.
Анализ доступной литературы по физической подготовленности учащихся показал,
что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего совершенствования и
разработки. Из всего выше изложенного видна актуальность избранной нами темы работы.
Свою природу подвижные игры получили следующим образом. В русских селах и
городах среди молодежи были широко распространены народные игры подвижного
характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру
вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте,
меткости. В связи тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, это
способствовало укреплению здоровья.
Прошло время и из числа народных игр стали отбирать наиболее целесообразные
игры для использования в воспитании детей.
Давайте посмотреть, как известные ученые писали про подвижные игры:
Я. А. Коменский -
высоко оценивал роль игр, "состоящих в движении", для
разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подчеркивал
большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Коменский
говорил, что при соблюдении необходимых условий игра должна становиться "серьезным
делом, т.е. или развитием здоровья, или отдыхом для ума.
К. Д. Ушинский - придавал большое значение игре как средству воспитания. В игре
ребенок знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно
распоряжается предметами, в то время как в действительности у него еще нет никакой
самостоятельной деятельности. По мнению Ушинского, игры не проходят бесследно для
будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности.
П. С. Лесгафт - уделял большое место играм на уроках физкультуры: в младших
классах он отводил играм пол-урока, а в средних - треть урока. Он считал, что подвижные
игры имеют большое образовательное и воспитательное значение, что они представляют
собой более сложное действие, чем отдельные гимнастические упражнения.
В. Г. Марц - разработал методику руководства играми, считал, что от руководства во
многом зависит успех игры. Подвижную игру он считал первой ступенью спортивной игры.
А. С. Макаренко - по его мнению, игры - средство подготовки ребенка к жизни,
переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитывается активность,
инициатива, чувство коллективизма. Воспитательное значение имеет только та игра, которая
носит активный характер.
Анатомо-физиологические
особенности
младшего
школьника,
уровень
его
физического развития должны учитываться при организации физического воспитания в
начальных классах. Ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в
такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем. В 7-9 лет
ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно. Увеличение роста и
веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно. Костная система
младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника,
грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани.
Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке,
походке учащихся. Хотя необходимо строго соблюдать режим учения и отдыха, не
переутомлять младшего школьника, однако следует иметь в виду, что его физическое
развитие, как правило, позволяет ему без перенапряжения и особого утомления заниматься
3-5 часов (3-4 урока в школе и выполнение домашних заданий), при правильной организации
режима. Необходимо хорошо знать особенности организма детей младшего школьного
возраста, чтобы не допустить ошибок в методике физического воспитания и, как следствие, к
перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью. Детский организм не является
уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается
присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в
организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.
Поэтому
при
обучении
детей
физическим
упражнениям
необходимо
строго
согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время
упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего
школьного возраста. Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы
спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит
к нарушению осанки. Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер.
Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления
или
на
многократном
повторении
акта
восприятия.
В
связи
с
этим
и
процесс
воспроизведения заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим
количеством ошибок, заученный материал недолго удерживается в памяти. Все сказанное
имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой.
Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что
было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на
протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал. Дети
пока с трудом усваивают понятия, которые не связаны с конкретной действительностью. И
причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях
природы и общества. Вот почему в этом возрасте мало эффективны приемы словесного
объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее
закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ
движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части
и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова. Большое значение
для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости,
быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации
игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности
развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и
восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства,
волевые качества В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые
качества. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность,
выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность. Неустойчивы и черты
характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности
ребенка.
Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями,
необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение дополнительных
занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Упражнения
должны даваться с учетом физической подготовленности учеников. Нагрузка не должна
быть чрезмерной. Занятия проводятся 3 раз в неделю с учетом того, что ребята 3 раза
занимаются на уроках физкультуры. Нужно обратить особое внимание на формирование
правильной осанки у детей и обучение правильному дыханию при выполнении физических
упражнений. На занятиях широко использовать подвижные игры, как незаменимое
воспитательное средство развития морально-волевых и физических качеств младшего
школьника.
В начальных классах подвижные игры занимают ведущие место. Это объясняется
необходимостью удовлетворять большую потребность в движениях, свойственную детям
младшего возраста. Дети растут, у них развивается важнейшие системы и функции
организма. Такие действия, как бег, подлезание, равновесие, ползание, ритмическая ходьба,
прыжки, дети лучше усваивают в играх. Они легче воспринимают движения, облегченные в
конкретные понятные образы.
Двигательный
опыт
у
детей
этого
возраста
очень
мал,поэтому,
вначале
рекомендуются проводить не сложные игры сюжетного характера с элементарными
правилами и простой структурой. От простых игр надо переходить к более сложным,
постепенно повышает требование к координации движений, поведению играющих, к
проявлению инициативы каждым участником игры. Для проведения большинства игр в 1-3х
классах нужны пособия и инвентарь. У детей зрительный рецептор развит слабо, внимание
рассеянно, поэтому им нужен красочный инвентарь. Важно, чтоб инвентарь соответствовал
физическим возможностям детей. Он должен быть легким, удобным по объему так,
набивные мячи весом до 1 кг. можно использовать только для перекатывания и передач, но
не для бросков, детям 7-9 лет лучше играть с волейбольными мячами. Объяснять игры
младшим школьникам надо кратко, так как они стремятся быстрее воспроизвести в
действиях все изложенное руководителем. Дети этого возраста очень активны. Они все
хотят быть водящими, не учитывая своих возможностей. Поэтому в этих классов надо
назначать водящих в соответствии их способностями или выбирать путем расчета до
условного числа. Желательно сменить водящего почаще, чтобы удовлетворить потребности
детей в активности, воспитывать у них ответственность за порученное задание и развивать
элементарные организаторские навыки. Учитывая большую подвижность детей и их
ранимость, не рекомендуется выводить детей из игры за ошибки. Важно воспитывать у детей
уважения к установленным правилам, умение точно и честно соблюдать их. Эти задачи
решаются при многократном повторении игр.
В каждый урок включают игры, связанные с общей задачей урока. В основной части
для развития быстроты и ловкости чаще всего проводят игры - перебежки, в которых дети
после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть. Игры с
ритмической ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от
играющих организованности, внимания согласованности движений, способствуют общему
физическому развитию. Их лучше включать в подготовительную и заключительную части
урока.
Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно
добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в
занятиях времени и объема средств. Практикой физического воспитания подтверждается, что
успешное развитие двигательных качеств у младших школьников вызывает у них интерес к
выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить
средства, методы и формы этой работы. В связи с этим на наш взгляд, весьма эффективным
средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные
игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других
дполнительных занятиях.
Выбор игры, прежде всего, зависит от задачи, поставленной перед уроком.
Определяет её, учитель учитывая возрастные особенности детей, их развития, физическую
подготовленность, количество детей и условия проведения игры. При выборе игры надо
учитывать форму занятий. Если на уроке и перемене время ограничено, то время прогулки не
ограничено; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке; на празднике
используются главным образом массовые игры, в которых могут принимать участие дети
разного возраста и подготовки.
Выбор игры непосредственно зависит от места её
проведения. При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Если
температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно, в жаркую
погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое
задание поочерёдно.
Особую ценность подвижных игр заключается в возможности одновременно
воздействовать на моторную и психологическую сферу личности занимающихся. Игровая
деятельность способствуют грамотному развитию опорно-двигательного аппарата ,т.к. в
работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а в условиях соревнования требуют от
участников довольно больших физических напряжений. Высокая эмоциональность игровой
деятельности позволяет воспитывать умение контролировать свое поведение, способствует
появлению
таких
черт
характера,
как
активность,
настойчивость,
решительность,
коллективизм.