Автор: Редькина Галина Валентиновна
Должность: васпитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 47 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Заволжье, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №47 «Ладушки»
Педагогический проект
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО»
(среднесрочный)
С детьми первой младшей группы №3 «Курочка Ряба»
общеразвивающей направленности
Разработала воспитатель группы: Редькина Г.В.
г.Заволжье
«Росток доверенный нам мамой – лелеем, любим и растим!»
Тип проекта:
совместный с родителями, творческий.
Продолжительность проекта:
среднесрочный (один месяц).
Участники проекта:
педагоги группы, музыкальный руководитель, дети и их родители.
Актуальность проекта:
Слово «Адаптация» означает «приспособление к новому, неизвестному».
У маленького ребенка весь окружающий его мир – это МАМА. Он познает
мир её глазами, видит в нем то, чему его научили. Его окружают люди родные, близкие. Живя
в семье в определенных условиях, ребенок постепенно приспосабливается к условиям
окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные
взаимоотношения, происходит адаптация организма к определенной температуре помещения,
к окружающему микроклимату, к характеру пищи, к людям которые его окружают. Это его
МИР,в котором он живет. Другого мира он еще не знает.
В этом мире у него формируются различные привычки: он привыкает к
режиму дня, способу кормления, укладывания, формируются определенные взаимоотношения
с родителями, привязанность к ним, родным людям.
Отдавать ребенка в детский сад или нет – вопрос многих семей. Родителям страшно
менять то, чего они достигли в воспитании своего малыша.
В случае, если установленный в семье порядок почему-то изменяется, обычно
поведение ребенка временно нарушается. Это нарушения уравновешенного поведения
объясняется тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не
могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые.
Недостаточно развиты у ребенка адаптационные механизмы, в частности слабые
тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг
ребенка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходит не так часто и не
очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребенка, при правильном воспитательном
подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остается каких-либо
отрицательных последствий, т. е. ребенок адаптируется к новым условиям своей жизни.
Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском саду показывает, что этот
процесс приспособления, т. е. адаптации к новым условиям не всегда и не у всех детей
проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и
временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.
Цель проекта :
Познакомить педагогов с некоторыми аспектами для успешной адаптации детей к
детскому саду, заинтересовать родителей в совместной работе с воспитателем, мотивировать
их на совместную взаимопомощь и активное взаимодействие в этот сложный для их детей
период.
Задачи проекта:
- Формирование эмоционального контакта и доверительного отношения детей к
воспитателю. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на
помощь человека (такого, как мама) и интересного партнёра в игре.
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к
детскому саду.
-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
- ознакомление с каждым ребенком и его семьей, выявление индивидуальных
особенностей малыша;
- ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса.
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- формирование положительного настроя детей при приходе в детский сад;
- создание доверительных отношений с каждым ребенком;
- приучение детей в игровой форме к режимным моментам;
- исследование навыков самообслуживания детей;
- развитие умений играть на территории участка.
Предполагаемый результат:
- Более успешная и легкая адаптация у детей;
- Наиболее благоприятная атмосфера для дальнейшего взаимодействия с родителями;
- Творческий потенциал для работы в этом направлении;
Ответственные за проведение проекта:
воспитатели группы.
Этапы проведения проекта:
Первый этап. Разработка проекта (подготовительный).
1.
Довести до участников проекта важность данной темы.
2.
Наметить план действия.
3.
Обсудить план проекта с педагогическим коллективом.
4.
Информировать родителей о запланированном совместном проекте, итогом которого
является оформление фотоальбома «Моя семья»
5.
Подобрать информационный материал для родителей по теме проекта.
6.
Провести анкетирование родителей по теме проекта, с целью выявления уровня
развития и готовности для посещения ДОУ поступающих детей .
7.
Подобрать методическую литературу.
- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования/Под ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.-
М.:Мозаика-Синтез,2012.
- «Обучение самых маленьких в детском саду» В.Н.Аванесова. -М.:Просвещение, 2005.
-«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Л.В.Белкина.- Воронеж: Учитель,
2006,-236с.
-«Ребёнок поступает в детский сад. Пособие для воспитателей детского сада» Н.Д.Ватутина.-
М.: Просвещение, 2003.-№3.
-«Индивидуальный подход в воспитании ребёнка» Я.И.Ковальчук.-М.: Просвещение, 1985.-
112с.
Второй этап – основной .
Реализация запланированной деятельности по проекту.
Взаимодействие с детьми
1.Приём детей ведётся по щадящему режиму, индивидуальному для каждого ребёнка.
2. Оборудование группы подобрано с целью развития самостоятельной двигательной
активности детей: много свободного места, различные двигатели, каталки. Детали мягкого
модуля, горка, различные дорожки.
3. Использование элементов телесной терапии (взять на руки, обнять, погладить).
Цель: поддержание благополучного эмоционального микроклимата в группе; снятие
эмоционального напряжения и тревоги.
4. Использование элементов музыкотерапии при приёме детей, укладывании на дневной сон и
подъеме после сна, а так же фольклорных напевок, потешек, пестушек, прибауток и
пальчиковых игр: «Еду-еду к бабе, к деду», «Ой люли, люли…», «Кто у нас хороший?»,
«Жил-был у деточки маленький носик», «Ладушки», «Сорока, сорока».
Цель: создание психологически комфортной обстановки, атмосферы радости, покоя, тепла.
5. Игры-забавы: «Я иду к вам в гости с подарками», «Шли-шли, что-то нашли», «Приходите ко
мне в гости», «Едем на лошадках», «Зайка», «Поезд», «Машина».
Цель: Способствовать созданию доверительных отношений между взрослым и ребёнком.
6. Игры-сюрпризы и игровые упражнения: «Прятки», «Зашагали топ-топ-топ…», «Мой
весёлый, звонкий мяч», «Длглни зайку», «Мыльные пузыри», «Достань до ленточки»,
«Прыгай веселей», «Игры с кистями рук», «Кто в кулачке?», «Прячем мишку».
Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения; активизировать двигательную
активность детей; способствовать развитию чувства ритма и координации движений.
7. Игры с песком и водой: «Выжимаем», «Вылавливаем игрушки», «Шарики-купарики»,
«Водичка-водичка», «Ай да, куличи!», «Дорога для машины».
Цель: поддержание эмоционального настроя детей, активизация и включение детей в
совместную деятельность; способствовать развитию познавательной сферы.
Взаимодействие с родителями
1. Заполнение «листа для вновь поступивших детей».
Цель: определить социальный статус семьи и получить информацию о состоянии здоровья
ребёнка, его уровня развития на данном этапе.
2.Ведение
адаптационных
листов.
Цель:
донести
до
родителей
информацию
об
эмоциональном состоянии ребёнка, о социальных контактах, о том, как ребёнок спит, ест и пр.
3. Регулярно обновлять информацию на информационном стенде: «Как облегчить процесс
адаптации для ребёнка», «Здоровье детей в адаптационный период», «В детский сад без слёз».
Цель: довести до родителей информацию о проблемах данного периода и способах их
преодоления.
4. Проведение индивидуальных бесед и консультаций по интересующим вопросам. Создание
памятки для родителей: «Мой режим», «Умываюсь и ем сам», «Одеваюсь сам». Цель: помощь
родителям в решении индивидуальных проблемных ситуациях.
5. Проведение анкетирования родителей «Мой малыш». Цель: получение обратной связи
относительно поведения и эмоционального состояния ребёнка дома.
6. Создание фотоальбома «Моя семья». Цель: формировать ощущение связи между домом и
детским садом.
Взаимодействие со специалистами
1.
Педагог-психолог
Диагностика умственного развития детей.
Ознакомление с новыми методическими материалами по проблеме
Планирование работы по обеспечению адаптационного периода
Анкетирование родителей поступивших детей
Консультирование педагогов по теме «Особенности работы воспитателя в период адаптации
детей к ДОУ»
Диагностика УУР детей раннего возраста
Наблюдение за ходом адаптации
Организация игровой деятельности детей в процессе адаптации.
Проведение адаптационных занятий с участием родителей
Проведение родительского собрания «Проблемы адаптации ребёнка к детскому саду»
Подбор материала для стендовой информации по проблеме.
Оказание помощи в организации необходимой предметно-развивающей среды
Предварительный анализ и контроль ведения адаптационных листов
Анализ адаптационных листов
Обработка результатов
Анализ успехов и ошибок, поиск способов их коррекции.
2
. Музыкальный руководитель
Подборка музыкальных произведений для прослушивания во время музыкальных упражнений
и музыкотерапии,
Помощь в проведении театрализованных игр и развлечений (развлечение «В гостях у сказки»);
Цель: создание положительного эмоционального настроения у детей, создание атмосферы
радости, покоя и тепла.
Третий этап – итоговый (заключительный).
Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов,
обобщение полученных результатов:
75 % детей с легкой степенью адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней.
У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое
последующим быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети
капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда
плакали и звали маму. По происшествию недели у детей быстро стабилизировалось
эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и
воспитателем.
19% детей со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2-х недель до 1
месяца.
В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет
маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго
не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно
отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет
домой, а затем, ободрив его, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит,
которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность,
возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны
и малоподвижны, в руках у ребят была игрушку принесенная из дома. Постепенно дети
освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, которую я
организовывала, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления
контакта с другими детьми. Они часто обращались ко мне за помощью. Сидели у меня на
коленях.
5% - адаптация еще не завершилась.
1% - дети с тяжелой степенью адаптации.
Продукт проекта:
Фотоальбом «Моя семья»