Напоминание

"Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО"


Автор: Редькина Галина Валентиновна
Должность: васпитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 47 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Заволжье, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №47 «Ладушки»

Педагогический проект

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО»

(среднесрочный)

С детьми первой младшей группы №3 «Курочка Ряба»

общеразвивающей направленности

Разработала воспитатель группы: Редькина Г.В.

г.Заволжье

«Росток доверенный нам мамой – лелеем, любим и растим!»

Тип проекта:

совместный с родителями, творческий.

Продолжительность проекта:

среднесрочный (один месяц).

Участники проекта:

педагоги группы, музыкальный руководитель, дети и их родители.

Актуальность проекта:

Слово «Адаптация» означает «приспособление к новому, неизвестному».

У маленького ребенка весь окружающий его мир – это МАМА. Он познает

мир её глазами, видит в нем то, чему его научили. Его окружают люди родные, близкие. Живя

в семье в определенных условиях, ребенок постепенно приспосабливается к условиям

окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные

взаимоотношения, происходит адаптация организма к определенной температуре помещения,

к окружающему микроклимату, к характеру пищи, к людям которые его окружают. Это его

МИР,в котором он живет. Другого мира он еще не знает.

В этом мире у него формируются различные привычки: он привыкает к

режиму дня, способу кормления, укладывания, формируются определенные взаимоотношения

с родителями, привязанность к ним, родным людям.

Отдавать ребенка в детский сад или нет – вопрос многих семей. Родителям страшно

менять то, чего они достигли в воспитании своего малыша.

В случае, если установленный в семье порядок почему-то изменяется, обычно

поведение ребенка временно нарушается. Это нарушения уравновешенного поведения

объясняется тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не

могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые.

Недостаточно развиты у ребенка адаптационные механизмы, в частности слабые

тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг

ребенка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходит не так часто и не

очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребенка, при правильном воспитательном

подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остается каких-либо

отрицательных последствий, т. е. ребенок адаптируется к новым условиям своей жизни.

Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском саду показывает, что этот

процесс приспособления, т. е. адаптации к новым условиям не всегда и не у всех детей

проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и

временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.

Цель проекта :

Познакомить педагогов с некоторыми аспектами для успешной адаптации детей к

детскому саду, заинтересовать родителей в совместной работе с воспитателем, мотивировать

их на совместную взаимопомощь и активное взаимодействие в этот сложный для их детей

период.

Задачи проекта:

- Формирование эмоционального контакта и доверительного отношения детей к

воспитателю. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на

помощь человека (такого, как мама) и интересного партнёра в игре.

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к

детскому саду.

-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

- ознакомление с каждым ребенком и его семьей, выявление индивидуальных

особенностей малыша;

- ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса.

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- формирование положительного настроя детей при приходе в детский сад;

- создание доверительных отношений с каждым ребенком;

- приучение детей в игровой форме к режимным моментам;

- исследование навыков самообслуживания детей;

- развитие умений играть на территории участка.

Предполагаемый результат:

- Более успешная и легкая адаптация у детей;

- Наиболее благоприятная атмосфера для дальнейшего взаимодействия с родителями;

- Творческий потенциал для работы в этом направлении;

Ответственные за проведение проекта:

воспитатели группы.

Этапы проведения проекта:

Первый этап. Разработка проекта (подготовительный).

1.

Довести до участников проекта важность данной темы.

2.

Наметить план действия.

3.

Обсудить план проекта с педагогическим коллективом.

4.

Информировать родителей о запланированном совместном проекте, итогом которого

является оформление фотоальбома «Моя семья»

5.

Подобрать информационный материал для родителей по теме проекта.

6.

Провести анкетирование родителей по теме проекта, с целью выявления уровня

развития и готовности для посещения ДОУ поступающих детей .

7.

Подобрать методическую литературу.

- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа

дошкольного образования/Под ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.-

М.:Мозаика-Синтез,2012.

- «Обучение самых маленьких в детском саду» В.Н.Аванесова. -М.:Просвещение, 2005.

-«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Л.В.Белкина.- Воронеж: Учитель,

2006,-236с.

-«Ребёнок поступает в детский сад. Пособие для воспитателей детского сада» Н.Д.Ватутина.-

М.: Просвещение, 2003.-№3.

-«Индивидуальный подход в воспитании ребёнка» Я.И.Ковальчук.-М.: Просвещение, 1985.-

112с.

Второй этап – основной .

Реализация запланированной деятельности по проекту.

Взаимодействие с детьми

1.Приём детей ведётся по щадящему режиму, индивидуальному для каждого ребёнка.

2. Оборудование группы подобрано с целью развития самостоятельной двигательной

активности детей: много свободного места, различные двигатели, каталки. Детали мягкого

модуля, горка, различные дорожки.

3. Использование элементов телесной терапии (взять на руки, обнять, погладить).

Цель: поддержание благополучного эмоционального микроклимата в группе; снятие

эмоционального напряжения и тревоги.

4. Использование элементов музыкотерапии при приёме детей, укладывании на дневной сон и

подъеме после сна, а так же фольклорных напевок, потешек, пестушек, прибауток и

пальчиковых игр: «Еду-еду к бабе, к деду», «Ой люли, люли…», «Кто у нас хороший?»,

«Жил-был у деточки маленький носик», «Ладушки», «Сорока, сорока».

Цель: создание психологически комфортной обстановки, атмосферы радости, покоя, тепла.

5. Игры-забавы: «Я иду к вам в гости с подарками», «Шли-шли, что-то нашли», «Приходите ко

мне в гости», «Едем на лошадках», «Зайка», «Поезд», «Машина».

Цель: Способствовать созданию доверительных отношений между взрослым и ребёнком.

6. Игры-сюрпризы и игровые упражнения: «Прятки», «Зашагали топ-топ-топ…», «Мой

весёлый, звонкий мяч», «Длглни зайку», «Мыльные пузыри», «Достань до ленточки»,

«Прыгай веселей», «Игры с кистями рук», «Кто в кулачке?», «Прячем мишку».

Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения; активизировать двигательную

активность детей; способствовать развитию чувства ритма и координации движений.

7. Игры с песком и водой: «Выжимаем», «Вылавливаем игрушки», «Шарики-купарики»,

«Водичка-водичка», «Ай да, куличи!», «Дорога для машины».

Цель: поддержание эмоционального настроя детей, активизация и включение детей в

совместную деятельность; способствовать развитию познавательной сферы.

Взаимодействие с родителями

1. Заполнение «листа для вновь поступивших детей».

Цель: определить социальный статус семьи и получить информацию о состоянии здоровья

ребёнка, его уровня развития на данном этапе.

2.Ведение

адаптационных

листов.

Цель:

донести

до

родителей

информацию

об

эмоциональном состоянии ребёнка, о социальных контактах, о том, как ребёнок спит, ест и пр.

3. Регулярно обновлять информацию на информационном стенде: «Как облегчить процесс

адаптации для ребёнка», «Здоровье детей в адаптационный период», «В детский сад без слёз».

Цель: довести до родителей информацию о проблемах данного периода и способах их

преодоления.

4. Проведение индивидуальных бесед и консультаций по интересующим вопросам. Создание

памятки для родителей: «Мой режим», «Умываюсь и ем сам», «Одеваюсь сам». Цель: помощь

родителям в решении индивидуальных проблемных ситуациях.

5. Проведение анкетирования родителей «Мой малыш». Цель: получение обратной связи

относительно поведения и эмоционального состояния ребёнка дома.

6. Создание фотоальбома «Моя семья». Цель: формировать ощущение связи между домом и

детским садом.

Взаимодействие со специалистами

1.

Педагог-психолог

Диагностика умственного развития детей.

Ознакомление с новыми методическими материалами по проблеме

Планирование работы по обеспечению адаптационного периода

Анкетирование родителей поступивших детей

Консультирование педагогов по теме «Особенности работы воспитателя в период адаптации

детей к ДОУ»

Диагностика УУР детей раннего возраста

Наблюдение за ходом адаптации

Организация игровой деятельности детей в процессе адаптации.

Проведение адаптационных занятий с участием родителей

Проведение родительского собрания «Проблемы адаптации ребёнка к детскому саду»

Подбор материала для стендовой информации по проблеме.

Оказание помощи в организации необходимой предметно-развивающей среды

Предварительный анализ и контроль ведения адаптационных листов

Анализ адаптационных листов

Обработка результатов

Анализ успехов и ошибок, поиск способов их коррекции.

2

. Музыкальный руководитель

Подборка музыкальных произведений для прослушивания во время музыкальных упражнений

и музыкотерапии,

Помощь в проведении театрализованных игр и развлечений (развлечение «В гостях у сказки»);

Цель: создание положительного эмоционального настроения у детей, создание атмосферы

радости, покоя и тепла.

Третий этап – итоговый (заключительный).

Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов,

обобщение полученных результатов:

75 % детей с легкой степенью адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней.

У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое

последующим быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети

капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда

плакали и звали маму. По происшествию недели у детей быстро стабилизировалось

эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и

воспитателем.

19% детей со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2-х недель до 1

месяца.

В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет

маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго

не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно

отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет

домой, а затем, ободрив его, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит,

которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность,

возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны

и малоподвижны, в руках у ребят была игрушку принесенная из дома. Постепенно дети

освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, которую я

организовывала, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления

контакта с другими детьми. Они часто обращались ко мне за помощью. Сидели у меня на

коленях.

5% - адаптация еще не завершилась.

1% - дети с тяжелой степенью адаптации.

Продукт проекта:

Фотоальбом «Моя семья»



В раздел образования