Автор: Вахитова Гузалия Рахимовна
Должность: учитель
Учебное заведение: сош№2
Населённый пункт: село Стерлибашево
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Родники Стерлибашевского района
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2 с. Стерлибашево МР Стерлибашевский
район Республики Башкортостан
Секция: Свет познания
Направление: География
Исследовательская работа
на тему:
«Родники района»
Выполнила:
ученица 7Б класса
Мурясова Эльвина Вильдановна
Руководители:
учитель географии
Вахитова Гузалия Рахимовна
1
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
I глава. Теоретическая часть………………………………………………….4
1.1Родниковая вода………………………………………………………..4
1.2Родники –это питание рек ...................................................……….. …5
2 глава. Изучение родников с. Стерлибащева, Айдарали и Бузат………6
2.1. Географическое положение родников……………………………………6
2.2. Характеристика местности…………………………………………………8
2.3 Хозяйственное использование воды родников ……………………………9
2.4 Опрос жителей села………………………………………………………….9
2.5 Результаты исследования воды родников ………………………………..10
2.6 Источники загрязнения родников…………………………………………13
2.7Анкетирование………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………….14
Приложение………………………………………………………………………15
2
Введение.
Меня всегда интересовали родники. Очень часто я обращала внимание на
журчащий ручеек, который исходил из под земли. Я всегда задумывалась, а
откуда и почему выходит эта вода. Таких родников я видела много, почти в
каждой деревне, где мне приходилось бывать, например в Халикеево,
Амирово, Бузате и т.д. И мне захотелось узнать, а много воды течет оттуда,
какая из них лучше, есть ли вообще разница . И вот с учителем
посоветовавшись, мы решили исследовать несколько родников.
Цель
.
Исследовать
и
сравнить
водоносность
родников,
жесткость,
кислотность и температуру воды
Для этого я поставила перед собой следующие задачи:
1.
Изучение происхождения названия родника, состояния близлежащей
территории.
2.
Проверить состав воды и ее водоносность
3.
Измерить температуру воды каждого родника
4.
Изучение знания моих сверстников о родниках и возможности их
использования
Для выполнения этих задач планирую использовать такие методы:
1.
Изучение архивных данных в музеях
2.
Беседы с жителями района
3.
Наблюдения за состоянием территории и использования родников
4.
Анкетирование одноклассников
5.
Изучение литературы в школьной и районной библиотеке
Гипотеза.
Родники- главный источник питания рек, протекающих по
территории района
3
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Родниковая вода
Родник — это источник подземных вод, которые, в силу каких либо
естественных причин, вышли на поверхность земли. Синонимами к
слову родник являются такие слова как — источник и ключ.
Родники могут быть как на суше так под водой. Так, например, на дне
океана обнаружен источник с горячими подземными водами на глубине 2,5
км. Родники являются важной частью водных ресурсов нашей планеты. Они
часто дают начало большим рекам, питают озера.
По толковому словарю Ушакова : Ручей, водный источник, текущий из
глубины земли, ключ.
«Родник между ними из почвы бесплодной, журча, пробивался волною
холодной.» писал Лермонтов.
«Сочившиеся из горы родники омывали камень.» Федин.
По словарю географии, Родник-это Естественный выход подземных вод на
земную поверхность в том месте, где водное зеркало пересекается дневной
поверхностью. Классифицировать родники можно по некоторым признакам.
Географическое положение родника.
Какой рельеф на территории родника.
По быстроте течения:
спокойное течение;
быстрое течение;
появление в несколько струй;
как фонтан.
Мощность потока воды родника.
Определенные свойства, этой родниковой воды.
Родниковая вода — это …
Делая вывод из написанного, можно сказать, что родниковая вода — это вода
, которая течет, выходя из глубин земли. И имеет она самые разнообразные
свойства и качества. Эти свойства и качества напрямую зависят от того,
4
какие именно подземные воды вышли на поверхность и от тектоники
местности, то есть от возраста и состава горных пород, которые вода
встречает и омывает на своём пути.
Иногда, ее называют ключ.
Ключевая (родниковая) вода. Если обратиться к мифам, фольклору и
религии, то древние люди всегда считали их святыми, А место, где бил
ключ(родник), считалось магическим, так как это вода считается целебной, и
может исцелить и душу и тело. .
Прокладывая свой путь на поверхность земли, она не только пробивает и
размывает горные породы и грунты, но и проходит дополнительную очистку
в природных фильтрующих системах. При этом она насыщается минералами
и другими веществами, из которых эти породы состоят. Поэтому родниковая
вода очень часто была чистой, вкусной и полезной. Её часто называли
«живой водой», а некоторым родникам приписывали чудодейственную силу,
которая в дальнейшем часто подтверждалась уникальными целебными
свойствами воды.
В настоящее время родниковая вода, как и все, что нас окружает, под
влиянием всяких загрязнителей, которые человек создает каждый день, для
«улучшения» жизни…. Поэтому получается, что источник с хорошей водой,
пригодной для питья не везде имеется..
В древние времена родники являлись точками притяжения для
первобытных
племен.
В
непосредственной
близости
от
них
часто
формировались древние поселения. Ведь и в наших селах, родники которых я
исследую, первоначально жители селились около родника и вдоль рек,
которые они образуют. Исследуя различные картографические источники,
очевидно, то. Что все населенные пункты начинались от каких-либо
родников. Об этом говорят и названия многих из них, например:
Стерлибашево( начало реки Стерля- родник ). Тятербаш -также.
В соответствии с теорией о Структурированной воде, вода обладает
памятью, а человек, как хорошо всем известно, на 70% состоит из воды.
5
Возможно, в том числе и этот факт , может быть причиной того, что мы хоть
на немножко, но хотим вернуться на свою родину, туда, где мы родились и
выросли.
1.2.Родники –это питание рек .
Источники питания рек – дожди, снег, ледники и подземные воды.
И конечно же водоносность рек и течение , зависит от питания и климата.
Реки России обладают особенностью питания: снеговое +дождевое, снеговое
+грунтовое, дождевое +грунтовое. Так как наши реки имеют смешанное
питание, родники являются одним из основных видов питания . И
следовательно, в обмелении рек Стерля и Тятер имеет место уровень
водоносности наших родников. Началом многих притоков этих рек, являлись
родники, которые в последнее время исчезли. Причиной тому является
понижение уровня грунтовых вод. В ходе исследования мы просмотрели
паспорта родников района, которые велись ежегодно. На основе них можно
сделать вывод, что многие из этих родников перестали существовать. В итоге
реки все меньше получают грунтовое питание и мелеют.
2 глава. Изучение родников с. Стерлибашева, Айдарали и Бузат
2.1. Географическое положение родников
Район расположен к югу от столицы республики, площадь 1609 км2.
Климат здесь умерено-континентальный .Западная часть района расположена
на Бугульминско-белебеевской возвышенности, как раз частями ее и
являются холмы, с которых вытекают родники., которые питают реки Тятер
и Стерля, берущие начало на склонах этой возвышенности.
Река Стерля, протекая по материковому плату Бугульмино-Белебеевской
возвышенности, выделяется красивыми склонами долины, на которой
сохранились участки колковых лесов и разнотравно-типчаковых степей.
Имеет хозяйственное и культурно-бытовое значение. Лесистость водосбора
составляет 16,8%. Резко асимметричная долина реки прорезана узкими,
глубокими (4-5 м) и длинными (до 5 км) щелевидными оврагами и балками.
Речная сеть, густота которой , включает более 16родников в пределах с.
6
Стерлибашева .Питание смешанное, преимущественно снеговое (до 60%).
Гидрологический режим характеризуется высоким половодьем и низкой
продолжительной меженью. Постоянных наблюдений за режимом не
ведется. Модули подземного питания колеблются от 3,0 до 0,1 л/сек км2.
Зимняя межень устойчивая, низкая, характеризуется продолжительным (160
дней)
устойчивым
ледоставом.
Качественный состав воды меняется по длине реки от гидрокарбонатно-
сульфатно-магниевой в верховье до хлоридно-гидрокарбонатно-натриевой в
низовье. Вода жесткая (6-9 мг-экв/л) весной и очень жесткая (9,0-12,0 мг-экв/
л) в межень, малой минерализации (100-200 мг/л) весной и повышенной (500-
1000 мг/л) в межень
Река Тятер - река в Стерлибашевском районе, протекает ,приток Демы .
Длина реки составляет 91 км. Площадь водосборного бассейна — 896 км².
Крупные
Притоки:
Соленый ключ, Волчий куст, Кузлы, Елгабашы,
Кучуган, Янцып, бузат, Яшерган, Самаръелга, Олыелга,Ташкису. Каждый из
которых дополняется несколькими родниками. Например, холм на северо-
востоке д.Айдарали , в народе называли «Ключевые горы», из-за того что
буквально на каждом шагу этого холма бил родник. Сейчас их количество
намного уменьшилось. Примерно по паспортам мы насчитали более 40
родников
В итоге все родники, питающие эти реки берут начало с холмов
Бугульминско-белебееевской возвышенности. Высота которых в пределах
района колеблется от 270- 479 м. Кстати, это самая высокая точка всей
Восточно-европейской
равнины,
частью
которой
и
является
эта
возвышенность.
2.2. Характеристика местности.
Родники, с которых я взяла воду для исследования находятся на улицах
населенных пунктов Стерлибашево, Айдарали и Бузат. Географическое
положение их показано на карте (рис 1).
7
Сложность этой работы заключалась в том, что мало сведений о родниках
нашего района. Мало информации в книгах, написанных нашими земляками,
в которых больше пишут о людях и совсем мало о природе. Оказывается
холмы на севере Стерлибашева назывались Стерля-тау. Там росли дубы,
которые были полностью вырублены для хозяйственных нужд населения (это
со слов старожилов). Пока были деревья холм разрушался медленно. С
помощью топографической карты была установлена высота холмов над
уровнем
моря.
Она
оказалась
290
метров.
По
данным
ежегодных
исследований учащимися школы № 2 с. Стерлибашево от реки Стерли до
вершины горы по улице Хасанова относительная высота составляет 76
метров, учитывая урез Стерли в этом месте 214 метров.
Крутизна склонов колеблется от 32 до 10 градусов
Еще выяснилось, что посадки на холмах начались в апреле 1967 года. В
этой работе участвовали практически все жители райцентра. Работы велись в
течении
нескольких
лет.
Кроме
того,
что
высаживались
саженцы,
проводилось огораживание территории . Посадочный материал брали из
питомников Стерлибашевского лесничества. Сначала это были саженцы
сосны, а потом брали любой посадочный материал. Так посадкой зарос
родник, который мы исследуем.
Несмотря на то , что улицы с обеих сторон заселены, сильного загрязнения
бытовыми отходами не наблюдается. Хотя около родников можно увидеть
пустые тары от напитков, конфетные и прочие обертки. За время , пока мы
вели исследование родников, несколько раз приезжали жители за водой и
набирали в большие бутыли.
2.3 Хозяйственное использование воды родников .
Гора становилась ниже, а деревья – выше. Менялось состояние посадки.
Долгое время это было любимым местом отдыха многих жителей. Местные
здесь не только отдыхали, но и собирали грибы, ягоды, травы. Школьники
проводили экскурсии, занятия кружков. На горе проводились семинары
педагогов. Сюда приходили группы из детских садов. С горы открывается
8
хороший вид на Стерлибашево. Многие приезжие и гости поднимались на
гору полюбоваться селом. Даже простая прогулка по сосновому лесу
благоприятно влияла на здоровье и настроение посетителей.
На горе были построены хозяйственные сооружения связи и водоканала.
Близость жилья, хозяйственная деятельность населения влияют на состояние
посадки. Наблюдения показали, что деревья, расположенные поблизости от
домов, имеют повреждения хвои.
На горе очень много мусора, особенно пластиковой посуды. В 2011 году
учащиеся школы №2 оценили загрязненность горы. На 10 квадратных метрах
оказалось 50 пластиковых бутылок. Было собрано несколько мешков. Их
сдали в пункт приема. За мешок, в котором было 50 бутылок, заплатили
полтора рубля.
Мусор и сейчас видно даже из-под снега. Валежник тоже не убирается и его
нельзя сжигать – зеленая зона. Поваленные деревья тоже лежат и гниют.
Много сухостоя.
За время пока мы вели исследования у родника . к ним то и дело
подъезжали жители села и набирали воду в 5 и 10 литровые бутыли. То есть
напрашивается вывод, что вода родников используется для питья. Особенно
они популярны 19 января, когда вода говорят меняет свои свойства.
2.4 Опрос жителей села.
При проведении исследования, мы беседовали с жителями села. В
частности нам удалось поговорить о родниках с Вячеслав Адибовичем
Ниязгуловым. Он поведал нам о том, что количество родников заметно
уменьшается. Причиной тому является уровень грунтовых вод, который
снижается из-за большого потребления населением воды . В частности, надо
отметить , что у многих в доме санузел и душ, который потребляет много
воды.
Благодаря ему, я увидела паспорта наших родников, они оказывается
были когда-то паспортизированы.Увидев их названия, я еще больше
заинтересовалась этой работой, хочу исследовать все родники рек Стерля,
9
Кундряк и Тятер, берущие начало у нас в районе и несущие свои воды в
главную реку Башкортостана Белую, а далее – в Каспийское море-зеро.
В поисках информации о родниках, я также встретилась с директором
районного музея, которая показала мне книгу «Родники Стерлибашевского
района»(рис.2)
2.5 Результаты исследования воды родников
2.5.1 Определение показателя pH
Показатель pH – один из основных качественных характеристик воды. Он
отражает кислотно-щелочной баланс и определяет, каким образом будут
происходить те или иные биологические и химические процессы. Величиной
pH воды определяется скорость протекания той или иной химической
реакции,
уровень
коррозионной
агрессивности
жидкости,
степень
токсичности загрязняющего вещества и многие другие факторы. Более того,
кислотно-щелочной баланс среды организма определяет наше состояние
здоровья, настроение и самочувствие. о
Уровень pН воды показывает уровень кислотности или щелочности среды, а
кислотность и щелочность характеризуется количественным содержанием в
воде элементов, нейтрализующих щелочь и кислоту. Так, например,
температура отражает уровень нагрева вещества, но не количественный
показатель тепла. Если мы коснемся воды рукой, то мы определим, теплая
она или холодная, но мы не сможем сказать, какое количество тепла в ней
содержится (другими словами, сколько потребуется времени для того, чтобы
вода остыла).
Различают следующие группы воды, в зависимости от показателя pH:
Тип воды
Величина рН
Сильнокислые воды
<3
Кислые воды
3–5
Слабокислые воды
5–6,5
Нейтральные воды
6,5–7,5
Слабощелочные воды
7,5–8,5
10
Щелочные воды
8,5–9,5
Сильнощелочные воды
>9,5
Этот показатель мы определили при помощи цифровой лаборатории
Releon Lite .У нас получилось следующее:
№1—pH= 8,07
№2—pH=8,08
№3—pH=7,81, что говорит о слабощелочной среде.
Так как по таблице видно, что нейтральная среда имеет pH= 7.(рис.3)
2.5.2 Определение наличия карбонатов, методом выпаривания.
При выпаривании на плитке небольшого количества воды(20мл) из каждого
источника , мы получили во всех трех случаях сухой остаток, но он
ничтожно мал. И несмотря на это, можно предположить , что в этих водах
присутствуют гидрокарбонат-ионы, которые при кипячении переходят в
карбонаты. При закапывании на сухой остаток раствора соляной кислоты,
выделяется газ и пузырки.(рис.4)
2.5.3
Качественное определение ионов железа (III) хроматографическим
методом
Условия школьной лаборатории очень скромны для проведения
объемного
качественного
анализа
имеющейся
пробы
воды.
Мы
воспользовались имеющимися реактивами высокой чувствительности для
определения в природной воде отдельных ионов. Начали с определения
ионов железа (III).
На хроматографическую бумагу нанесли стартовую линию, на ней отметили
точку, на которую многократно капали исследуемую воду, каждый раз
полностью высушивая. После этого опускали эту бумагу со стороны линии
старта в раствор элюента. Когда раствор доходил до верхнего края бумаги
мы ее высушивали на воздухе. Далее из пулевизатора обрабатывали
раствором гексацианоферратом калия. В очередной раз высушивая , на белом
фоне был виден голубоватый оттенок (рис.6). Эту работу мы проделали со
11
всеми и с водой других источников. Значит в исследуемой воде из всех
источников, присутствуют ионы железа Fe 3+ (рис.5)
2.5.4 Определение температуры воды в источниках.( рис.7)
Для этого, мы также использовали цифровую лабораторию Releon Lite.
Определяя температуры струи родника, мы обнаружили интересный факт.
Температуру в родниках мы измеряли, когда температура атмосферы была
-17-18 ºС..И как же так получается, что при такой отрицательно температуре
воздуха, из родника вода не замерзает, т.е. выше нуля?. В поиске ответа на
этот вопрос, я нашла очень много сведений о том, с какой глубины чаще бьет
источник.
Объясняется это тем, что в его подземной части намного теплее, чем на
поверхности, а промерзание почвы происходит медленно. Для промерзания
слоя грунта глубиной в три метра понадобится около ста дней. За этот период
время года на поверхности уже успеет смениться. Также следует учитывать,
что напор и движение вырывающейся из-под земли струи не дают льду
сковать родник. Глубина залегания родниковых вод, в среднем, около 20м.
Оказывается температура не во всех источниках одинаковая. И зависит
это от водоносности воды. То есть , чем больше воды вытекает из родника и
сильнее напор, тем вода теплее, ненамного конечно, но разница есть.
Итак, самая высокая температура +3 º С оказалась у источника
№3(Бузат), +2,7 º С - источник №1(Стерлибашево), +1,7 ºС –источник
№2(Айдарали). Следует сделать вывод, что родниковая вода , в среднем
имеет температуру +2,4 ºС.
2.5.5Определение водоносности исследуемых родников.
Это необходимо знать, чтобы определить , насколько полноводными
будут реки, в которые несут свои воды эти родники.
Ведь по нашей гипотезе , родники являются главными источниками питания
наших рек, в частности, реки Стерля и Тятер.
12
Итак, для этого мы взяли 0,5 литровые бутылки. Засекая время на
секундомере, измерила, за сколько секунд наполнялась бутылка. Опыт
проделывала несколько раз.
Для опыта мы взяли родники, основная вода которых является источником
водоснабжения населенных пунктов, а «излишки» текут в реки. При помощи
этого исследования я попробовала вычислить, сколько воды течет ежедневно
в наши реки.
Что получилось , я представила в таблице.
Источник
Количество
воды
поступающей в реку
Промежуток времени
№1(Стерля)
0,5л
3,1сек
5л≈10л
31сек ≈ 1мин
14400л=14,4м3
За сутки
≈ 5256 м3
год
№2(Тятер)
0,5л
3,6сек
5л
36сек ≈
8л
1мин
11520л=11,52 м3
сутки
4204м3
год
№3(Тятер)
0,5л
2.6сек
5л
26сек ≈
12л
1мин
17280=17,28м3
сутки
6307м3
год
2.6. Источники загрязнения родников
Родниковая вода представляется нам абсолютно чистой, наполненной
жизнью, свежей и удивительно вкусной водой. Но в настоящее время, к
нашему большому сожалению — это чаще всего не так … И причиной тому
является глобальное загрязнение окружающей среды человеком. Вначале
13
разберёмся, что такое родник. Очевидно, что на чистоту родников и
родниковой воды, в первую очередь, влияют местная экосистема и местная
экологическая ситуация. Тем не менее, правильный уход за родником может
существенно
улучшить качество его воды, а возможно и полностью ее
восстановить. Очистка родника требует знаний и опыта. Процесс очистки
родника называется «каптаж родника».
2.7.Анкетирование.
Чтобы выяснить отношение моих одноклассников к изучаемой теме я
провела анкетирование.
В анкетировании участвовали учащиеся 7-х классов. Который однозначно
показал, что семиклассники понимают значимость родниковой воды, хотя
неоднозначно ответили на вопросы по сохранению родников.
III. Заключение.
1.
Родники являются одним из главных источников питания рек.
2.
Исчезают, иссыхают родники- мелеет и высыхает русло реки.
3.
Родники – источник питьевой воды населения
4.
Чрезмерное потребление воды, ведет к понижению уровня грунтовых вод
и исчезновению родников.
Литература:
1.
Газета «Заветы Ленина» 23 апреля 1967г.
2.
Газета «Стерлибашевские родники» 4 июня 2011г.
3.
М.Г. Махмудов «Стерлибаш, горжусь твоей судьбой» 2000г.
4.
Топографическая карта Стерлибашевского района 1981г.
5.
Башкортостан краткая энциклопедия стр. 88-95, 542-543
6.
Книга «Родники Стерлибашевского района»
7.
Г.И. Немков «Краткий геологический словарь школьников» 1989г.
8.
Интернет-ресурсы.
14
15