Автор: Разваляева Виктория Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: Изучение психических процессов ребенка
Раздел: дошкольное образование
Изучение психических процессов ребенка
Разваляева Виктория Андреевна
студент, группы 3-БА-ППО-18(5) кафедры педагогики и методики начального
обучения, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ»
в г.Нерюнгри
Кобазова Ю. В.
научный руководитель, к.п.н., доцент кафедры ПиМНО
Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ»
в г.Нерюнгри
Аннотация.
Здоровье молодого поколения во многом определяет будущее
страны
и
генофонд
нации.
Многочисленные
исследования
показывают,
что
первопричина проблем со здоровьем у взрослых находится в детстве. Здоровье в
раннем детстве и социально-экономический статус ребенка в зрелом возрасте
оказывают значительное влияние на его поведенческое, физическое и психическое
здоровье. Тем более, что здоровье детей в России особенно важно, так как население
страны значительно сократилось. В то же время здоровье подрастающего поколения
давно вызывает беспокойство, поскольку подавляющее большинство детей с детства
нездоровы; и рождение (и может быть частично связано с достижениями медицины,
ведущими к увеличению выживаемости «маленьких» недоношенных младенцев и
детей с тяжелой перинатальной патологией).
Наблюдается тенденция к необратимому ухудшению состояния здоровья
школьников. Число «школьные» болезни увеличиваются: нарушения в костно-
мышечной системе и развитии зрения.
Ключевые слова: психические здоровье, дети, подростки
РФ около 20% детей в возрасте до 16 лет живут в плохих условиях. Доказано,
что у детей из бедных семей вероятность развития психических расстройств в три раза
выше, чем у детей из семей с лучшими условиями [2].
Дети депрессивных матерей более агрессивны, склонны к антиобщественному
поведению, испытывают трудности в общении со сверстниками, имеют низкие
способности к самоконтролю, не успевают в школе и имеют высокий риск развития
депрессии.
Психофизиологические особенности и высокие психические нагрузки на фоне
астении в период зимнего и весеннего обучения дошкольников и школьников часто
вызывают беспокойство, вегетативные расстройства (головная боль, головокружение,
потливость и др.), Нарушение восприятия излагаемого материала, что затрудняет
школьные знания ассимилировать
Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк и включает
помимо умственной отсталости умственную отсталость и аутистические расстройства
[7, 8].
Основные клинические признаки умственной отсталости, предложенные М.Ш.
Вронов [1]:
задержка развития основных психофизических функций (моторики, речи,
социального поведения);
эмоциональная
зрелость;
неравномерное
развитие
отдельных
психических функций;
функциональный, обратимый характер нарушений.
Задержка созревания психических функций может варьироваться от легкой до
тяжелой.
При легкой задержке умственного развития формирование возрастных навыков
задерживается в возрастном периоде; С формированием двигательных и речевых
навыков, связанных со средним возрастом, эмоциональные реакции, ловкость,
коммуникативные
взаимодействия
и
другие
нервно-психические
функции
задерживаются более чем на один возрастной период; В тяжелых случаях задержка в
приобретении возрастных навыков составляет более двух лет.
Умственная отсталость - это группа различных наследственных, врожденных
или ранних приобретенных состояний общего умственного недоразвития. Согласно
МКБ-10, умственная отсталость в основном проявляется в подростковом возрасте и
представляет собой общий уровень интеллекта, а именно когнитивные, речевые,
двигательные и социальные навыки.
Согласно МКБ-10, различают легкую умственную отсталость (F 70), умеренную
умственную отсталость (F 71), тяжелую умственную отсталость (F 72) и глубокую
умственную отсталость (F 73).
В настоящее время рекомендуется использовать данную классификацию при
постановке формального диагноза и выборе типа (формы) обучения ребенка, создания
для него препятствий и решения многих других задач.
Даже В.В. Ковалев [3] указывал, что показатели распространенности умственной
отсталости в детском населении особенно зависят от системы диагностики, возраста
ребенка и источника помощи. Его точка зрения подтверждена исследованиями других
авторов.
Помимо ЗПР и умственной отсталости, нарушения развития включают ранний
детский аутизм (МДК), расстройство, которое возникает в результате нарушения
развития мозга и характеризуется ограниченными интересами и повторяющимися
действиями,
а
также
серьезным
и
многогранным
дефицитом
социального
взаимодействия и общения [6 ].
Точная
этиология
аутизма
в
значительной
степени
неизвестна,
но
многочисленные
международные
исследования
указывают
на
генетические,
неврологические, иммунологические и экологические факторы в развитии этой
категории заболеваний [4, 5].
Обсессивно-компульсивные расстройства - еще одна группа психических
расстройств, которые довольно часто встречаются в детском и подростковом возрасте и
включают навязчивые компульсии (навязчивые идеи) и компульсивные действия
(компульсии).
В заключение я хотел бы предложить некоторые возможные решения проблем
психического здоровья детей и подростков. Взаимодействие психиатров с врачами
других специальностей (например, неонатологами, неврологами) для организации
профилактики внутриутробных и перинатальных травм и предотвращения негативной
динамики органических поражений может значительно усилить негативность ребенка.
ситуация в сфере психического здоровья несовершеннолетних.
Второстепенное значение имеет взаимодействие с федеральными научно-
исследовательскими
институтами
и
центрами
по
организационно-методическим
вопросам оказания психиатрической помощи детям и подросткам, а также выполнение
научно-практических диссертационных исследований по организации, лечению и
профилактике молодежи, диагностике и тактике ведения пациентов с психическими
расстройствами и девиантными моделями поведения.
Следует позаботиться об обновлении инструментальной и диагностической базы
на амбулаторном и стационарном уровнях, а также о приобретении и внедрении
необходимого современного оборудования,
включая
игры,
мягкие
игрушки и
разработку игрового оборудования.
Список использованных источников
1.
Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического
развития у детей (обзор литературных данных) // Обозрение психиатрии и
медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. – 2011. - №3. – С. 3-11.
2.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков:
руководство для врачей. - СПб: Речь, 2003. - 391 с.
3.
Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у
детей и подростков / В.В. Ковалев. - М. – 1985. – 285 с.
4.
Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Структурные и функциональные
нарушения мозга при расстройствах аутистического спектра (результаты
зарубежных исследований последних десятилетий) // Вестник неврологии,
психиатрии и нейрохирургии. - 2013. - №9. - С. 11-16.
5.
Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Мозговой нейротрофический
фактор: патогенетическая связь с расстройствами аутистического спектра //
Психиатрия и психофармакотерапия. - №1. – Т. 16. – 2014. – С. 62 – 66.
6.
Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Современные представления о
раннем детском аутизме // Психическое здоровье. – 2014. – №10. – С.70-73.
7.
Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный
взгляд
на
задержку
психического
развития
//
Международный
журнал
прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - №10 (2). – С. 256-262.
8.
Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Бачило Е.В., Исмайлова А.С.
Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте //
Российский психиатрический журнал. – 2015. - №6. – С. 45-51.