Напоминание

Изучение психических процессов ребенка


Автор: Разваляева Виктория Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: Изучение психических процессов ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Изучение психических процессов ребенка

Разваляева Виктория Андреевна

студент, группы 3-БА-ППО-18(5) кафедры педагогики и методики начального

обучения, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ»

в г.Нерюнгри

Кобазова Ю. В.

научный руководитель, к.п.н., доцент кафедры ПиМНО

Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ»

в г.Нерюнгри

Аннотация.

Здоровье молодого поколения во многом определяет будущее

страны

и

генофонд

нации.

Многочисленные

исследования

показывают,

что

первопричина проблем со здоровьем у взрослых находится в детстве. Здоровье в

раннем детстве и социально-экономический статус ребенка в зрелом возрасте

оказывают значительное влияние на его поведенческое, физическое и психическое

здоровье. Тем более, что здоровье детей в России особенно важно, так как население

страны значительно сократилось. В то же время здоровье подрастающего поколения

давно вызывает беспокойство, поскольку подавляющее большинство детей с детства

нездоровы; и рождение (и может быть частично связано с достижениями медицины,

ведущими к увеличению выживаемости «маленьких» недоношенных младенцев и

детей с тяжелой перинатальной патологией).

Наблюдается тенденция к необратимому ухудшению состояния здоровья

школьников. Число «школьные» болезни увеличиваются: нарушения в костно-

мышечной системе и развитии зрения.

Ключевые слова: психические здоровье, дети, подростки

РФ около 20% детей в возрасте до 16 лет живут в плохих условиях. Доказано,

что у детей из бедных семей вероятность развития психических расстройств в три раза

выше, чем у детей из семей с лучшими условиями [2].

Дети депрессивных матерей более агрессивны, склонны к антиобщественному

поведению, испытывают трудности в общении со сверстниками, имеют низкие

способности к самоконтролю, не успевают в школе и имеют высокий риск развития

депрессии.

Психофизиологические особенности и высокие психические нагрузки на фоне

астении в период зимнего и весеннего обучения дошкольников и школьников часто

вызывают беспокойство, вегетативные расстройства (головная боль, головокружение,

потливость и др.), Нарушение восприятия излагаемого материала, что затрудняет

школьные знания ассимилировать

Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк и включает

помимо умственной отсталости умственную отсталость и аутистические расстройства

[7, 8].

Основные клинические признаки умственной отсталости, предложенные М.Ш.

Вронов [1]:

задержка развития основных психофизических функций (моторики, речи,

социального поведения);

эмоциональная

зрелость;

неравномерное

развитие

отдельных

психических функций;

функциональный, обратимый характер нарушений.

Задержка созревания психических функций может варьироваться от легкой до

тяжелой.

При легкой задержке умственного развития формирование возрастных навыков

задерживается в возрастном периоде; С формированием двигательных и речевых

навыков, связанных со средним возрастом, эмоциональные реакции, ловкость,

коммуникативные

взаимодействия

и

другие

нервно-психические

функции

задерживаются более чем на один возрастной период; В тяжелых случаях задержка в

приобретении возрастных навыков составляет более двух лет.

Умственная отсталость - это группа различных наследственных, врожденных

или ранних приобретенных состояний общего умственного недоразвития. Согласно

МКБ-10, умственная отсталость в основном проявляется в подростковом возрасте и

представляет собой общий уровень интеллекта, а именно когнитивные, речевые,

двигательные и социальные навыки.

Согласно МКБ-10, различают легкую умственную отсталость (F 70), умеренную

умственную отсталость (F 71), тяжелую умственную отсталость (F 72) и глубокую

умственную отсталость (F 73).

В настоящее время рекомендуется использовать данную классификацию при

постановке формального диагноза и выборе типа (формы) обучения ребенка, создания

для него препятствий и решения многих других задач.

Даже В.В. Ковалев [3] указывал, что показатели распространенности умственной

отсталости в детском населении особенно зависят от системы диагностики, возраста

ребенка и источника помощи. Его точка зрения подтверждена исследованиями других

авторов.

Помимо ЗПР и умственной отсталости, нарушения развития включают ранний

детский аутизм (МДК), расстройство, которое возникает в результате нарушения

развития мозга и характеризуется ограниченными интересами и повторяющимися

действиями,

а

также

серьезным

и

многогранным

дефицитом

социального

взаимодействия и общения [6 ].

Точная

этиология

аутизма

в

значительной

степени

неизвестна,

но

многочисленные

международные

исследования

указывают

на

генетические,

неврологические, иммунологические и экологические факторы в развитии этой

категории заболеваний [4, 5].

Обсессивно-компульсивные расстройства - еще одна группа психических

расстройств, которые довольно часто встречаются в детском и подростковом возрасте и

включают навязчивые компульсии (навязчивые идеи) и компульсивные действия

(компульсии).

В заключение я хотел бы предложить некоторые возможные решения проблем

психического здоровья детей и подростков. Взаимодействие психиатров с врачами

других специальностей (например, неонатологами, неврологами) для организации

профилактики внутриутробных и перинатальных травм и предотвращения негативной

динамики органических поражений может значительно усилить негативность ребенка.

ситуация в сфере психического здоровья несовершеннолетних.

Второстепенное значение имеет взаимодействие с федеральными научно-

исследовательскими

институтами

и

центрами

по

организационно-методическим

вопросам оказания психиатрической помощи детям и подросткам, а также выполнение

научно-практических диссертационных исследований по организации, лечению и

профилактике молодежи, диагностике и тактике ведения пациентов с психическими

расстройствами и девиантными моделями поведения.

Следует позаботиться об обновлении инструментальной и диагностической базы

на амбулаторном и стационарном уровнях, а также о приобретении и внедрении

необходимого современного оборудования,

включая

игры,

мягкие

игрушки и

разработку игрового оборудования.

Список использованных источников

1.

Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического

развития у детей (обзор литературных данных) // Обозрение психиатрии и

медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. – 2011. - №3. – С. 3-11.

2.

Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков:

руководство для врачей. - СПб: Речь, 2003. - 391 с.

3.

Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у

детей и подростков / В.В. Ковалев. - М. – 1985. – 285 с.

4.

Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Структурные и функциональные

нарушения мозга при расстройствах аутистического спектра (результаты

зарубежных исследований последних десятилетий) // Вестник неврологии,

психиатрии и нейрохирургии. - 2013. - №9. - С. 11-16.

5.

Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Мозговой нейротрофический

фактор: патогенетическая связь с расстройствами аутистического спектра //

Психиатрия и психофармакотерапия. - №1. – Т. 16. – 2014. – С. 62 – 66.

6.

Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Современные представления о

раннем детском аутизме // Психическое здоровье. – 2014. – №10. – С.70-73.

7.

Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный

взгляд

на

задержку

психического

развития

//

Международный

журнал

прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - №10 (2). – С. 256-262.

8.

Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Бачило Е.В., Исмайлова А.С.

Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте //

Российский психиатрический журнал. – 2015. - №6. – С. 45-51.



В раздел образования