Автор: Разваляева Виктория Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: Психическое развитие и деятельность
Раздел: дополнительное образование
Психическое развитие и деятельность
Разваляева Виктория Андреевна
студент, группы 3-БА-ППО-18(5) кафедры педагогики и методики начального
обучения, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ»
в г.Нерюнгри
Кобазова Ю. В.
научный руководитель, к.п.н., доцент кафедры ПиМНО
Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ»
в г.Нерюнгри
Аннотация. Стать человеком — это значит научиться действовать, вести себя
по отношению к окружающим людям и предметам так, как это свойственно человеку.
Когда мы говорим о том, что ребенок под руководством взрослых овладевает
общественным опытом, достижениями человеческой культуры, то имеем в виду
усвоение им не только умения правильно употреблять предметы, созданные руками
человека, общаться с другими людьми при помощи языка, поступать в соответствии с
правилами: общественной морали, но и способов запоминания, мышления и др.
Именно
в
процессе
овладевания
человеческими
действиями
и
человеческим
поведением ребенок приобретает необходимые психические качества и свойства
личности.
Ключевые слова:
психическое развитие, общественный опыт, мышление,
саморазвитие.
. На этапах социально-экономического развития в России молодые люди
предъявляют множество требований: они должны быть компетентными, мобильными и
творческими.
Не
будучи
готовым
к
самосовершенствованию,
то
есть
без
психологической подготовки, выполнить эти характеристики сложно.
Вышесказанное позволяет обратить внимание на серьезное развитие вопросов
самосовершенствования, то есть проблемы формирования психологической подготовки
к самосовершенствованию, несмотря на большой интерес и внимание к проблеме
саморазвития личности. Из-за взаимных противоречий между ними: во-первых,
нынешняя система образования в основном ориентирована на повышение успеваемости
молодых людей, при этом общество демонстрирует свою уникальность своей
потребностью в людях, которые могут делать все самостоятельно и нестандартно; Во-
вторых,
несоответствие
между
необходимостью
учитывать
индивидуальные
и
личностные
особенности
каждого
при
организации
учебного
процесса
и
характеристикой традиционной системы образования, которая ориентирована на
среднестатистического ученика и создает серьезные трудности индивидуализации для
учителя. воспитание подрастающего поколения.
Научное значение. Тема личностного развития частично принадлежит Л.С.
Выготский, Б.Г. Ананьев, В.К. Зарецкий, Г.Я. Гальперин, В.Г. Зинченко, Б. Теплов, С.
Это было рассмотрено в психологических исследованиях Rubinstein et al. Его изучали
зарубежные ученые: А. Маслоу, А. Адлер, Г. Олпорт, М. Монтессори, Э. Фромм, 3.
Фрейд, К. Л. Франкл, К. Юнг и др. Саморазвитие как феномен, сочетающий в себе
социальные, культурные и индивидуальные принципы жизни человека (В. И. Андреев,
Л. И. Антропова, М. В. Богуславский, В. А. Афанасьев, О. С. Газман, А. С. Макаренко,
Л. Н. Коган, А. В. Машляковская, К. Д. Ушинский, Л. Н. Куликова и др.) и определены
уровни,
механизмы,
формы
и
типы
самосовершенствования.
Например,
виды
саморазвития следующие (по В.Афанасьеву):
Аспекты психологической подготовки к самосовершенствованию, в частности
личностное
развитие,
как
форма
самосовершенствования
в
целом
изучены
недостаточно. Нам не удалось найти сравнительных результатов по личностному
развитию старшеклассников и студентов.
Говоря о психологической подготовке к личностному развитию, необходимо
определить, что мы подразумеваем под этими понятиями. Психологическая подготовка
-
целостное
психологическое
образование,
интегрирующее
мотивационный,
познавательный и личностный компоненты (Л. С. Выготский, К. К. Платонов, С. Л.
Рубинштейн, А. П. Чернявская).
Поскольку
психологическая
подготовка
имеет
множество
просвещенных
исследований, вернемся к анализу проблемы личностного развития. Проанализировав
методологические подходы к проблеме самосовершенствования в русской психологии,
мы выделили наиболее важные черты. В рамках системного подхода личностное
самосовершенствование
рассматривается
как
целостное
системное
образование,
состоящее из взаимосвязанных функциональных элементов, которое в свою очередь не
сводится к дополнительному набору предметов (А.Г. Асмолов, Б.Ф. Ломов) [1, с. 34 ; 2,
стр.20]. В рамках деятельностного подхода личностное развитие трактуется как одно из
раскрытий сущности деятельности, направленной на преобразование самого человека
(Леонтьев А.Н. и др.) [3, с.108]. В аксиологическом подходе самосовершенствование
рассматривается как явление, сочетающее в себе аспекты ценностного познания
ориентацией
личности
на
ценности,
предмет
окружающей
действительности,
изменение личности в общении и деятельности (Е.В. Бондаревская и др.) (4, с. 125].
Подход
к
субъективному
подходу
-
это
ориентация
на
личностное
самосовершенствование, качественное изменение личности, которая является автором
своих преобразований, изменений и форм развития (М.В. Ермолаева, Г.А. Цукерман)
[5, с. 96; 6, с.54]. В акмеологическом подходе мы имеем в виду достижение высших
стандартов личностного и профессионального развития (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А.
К. Маркова и др.) [7, с.12; 8, с.16]. Все вышеперечисленные подходы показывают
разные стороны процесса самосовершенствования, но не раскрывают в полной мере
суть.
В сочетании с тем, что было сказано выше, наиболее подходящим для анализа
структуры и сущности процесса личностного развития является синергетический
подход, в котором этот процесс рассматривается как нелинейный, открытый и
нелинейный процесс. система баланса, которая пытается измениться сама. Этот подход
описан И. А. Шаршовым, Э. Ф. Зеером и др. [9, с.27; 10, стр. 69]. Э. Ф. Зеер понимает
процесс постепенного изменения субъекта под влиянием социальных влияний, своей
собственной деятельности и своей профессиональной деятельности, направленной на
самореализацию и самосовершенствование через личностное развитие [10, с.70].
Различие
самооценки,
стремление
к
самопониманию,
способностей
и
характеристик, новый уровень самосознания (И.С. Кон, Л.И. Божович, Э. Эриксон, Д.Б.
Эльконин и др.) - уникальность и оригинальность.
Делая вывод из вышеизложенного, представленная диагностическая программа
включает в себя методы, направленные на определение особенностей развития
подростка, то есть работы по самосовершенствованию. В современной психологии
существует множество методов диагностики развития личности в подростковом
возрасте.
Наблюдение за действиями и поведением. Несмотря на кажущуюся простоту,
наблюдение требует очень высокого уровня навыков, приобретаемых посредством
специальной подготовки. Кроме того, с помощью этого метода очень сложно изучить
психологическую готовность личностного роста.
2. Анализ продуктов деятельности. Преимущество этого метода в том, что
диагностируются последствия реальной деятельности молодого человека. Однако
применительно к изучению проблем личности этот метод используется в узких
пределах.
Такой
метод
получения
результатов
для
анализа
особенностей
психологической подготовки личности в подростковом возрасте не представлен в
изученной нами литературе.
3.
Беседа.
Это
один
из
самых
распространенных
методов
получения
психологических данных. Он имеет большое количество опций (структурированные,
свободные, плохо структурированные выступления, дискуссионный диалог и т. Д.).
Обзор литературы показал, что метод стандартизированной речи использовался для
изучения психологической подготовки личностного роста.
4. Проективные методы находят широкое применение в психодиагностике.
Среди методик для подросткового возраста следует отметить тест на разочарование С.
Розенцвейга, различные вариации методов незаконченного предложения (например,
MIM Й. Нюттена), тест школьных ситуаций, тест мотивации к достижению. Х.
Хекхаузен и др. Важное место среди этих методов занимает проба Люшера.
5. Методика обследования. Метод анкетирования также показывает большую
надежность в подростковом возрасте, что показано в исследовании Б. Филипса и
других. Для проверки психологической готовности развития личности можно
использовать такие анкеты как:
Тест «Готовность к самосовершенствованию» (В. Павлов). Этот тест помогает
определить, готов ли он к самосовершенствованию: самопознание, готовность к
изменениям, оказывает влияние на развитие и формирование личности в целом и
личностных качеств в частности;
Методика «Диагностика уровня развития личности» (Л.Н. Бережнова) Данная
методика позволяет определить степень готовности к самосовершенствованию,
самооценку личностных качеств, способствующих развитию личности;
Тест «Готова к самосовершенствованию» (Л.С. Колмогорова). Цель анкеты -
определить, готова ли личность подростка к саморазвитию [11, с. 249].
Теоретическая и практическая проработка нашей проблемы психологической
подготовки к развитию личности в подростковом возрасте является актуальным и
перспективным направлением научной деятельности. Особенности этого явления и
упомянутые нами диагностические материалы влияют на развитие этого вопроса.
И в заключение хотелось бы отметить, что, хотя существует необходимость
гармоничного развития личности в подростковом возрасте, этот вопрос лишь частично
исследован в теории и на практике. Также следует отметить, что недавние научные
исследования отмечают необходимость психологической диагностики юношей, чтобы
быть
готовыми
к
их
личностному
развитию
[12,
с.2].
Поскольку
самосовершенствование
является
основным
внутренним
механизмом
развития
личности субъекта. Это может привести как к ухудшению личности, так и к личному
развитию (личностному росту). Важность саморазвития личности в подростковом
возрасте определяется ее регулирующей функцией. Мальчик или девочка принимают
любое решение, исходя из субъективного отношения к различным сферам общества, в
котором они живут.
Список использованных источников
1.
Асмолов А. Г. Психология личности: учебник. – М.: Изд-во МГУ,
1990. – 367с.
2.
Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопр.
психологии. – 1975. – № 2. – C. 20-38.
3.
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Смысл,
2005. – 304 с.
4.
Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в
гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие. – Ростов-на-
Дону, 1999. – 563 с.
5.
Ермолаева М. В. Субъектный подход в психологии развития
взрослого человека: учебное пособие. – Москва; Воронеж, 2006. – 200 с.
6.
Цукерман Г. А. Мастеров Б. М. Психология саморазвития: учебное
пособие. – М.: Интерпракс, – 1995. – 286 с.
7.
Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: учебное пособие. СПб.:
Питер, 2003. – 364с.
8.
Маркова А. К. Психология профессионального развития учителя:
учебное пособие. – М.: Знание, 1998. – 308 с.
9.
Шаршов
И.
А.
Профессионально-творческое
саморазвитие
субъектов образовательного процесса в вузе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. –
Белгород, 2005. – 25 с.
10.
Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учебное
пособие. – М.: Изд-во «Академия», 2006. – 240 с.
11.
Колмогорова
Л.
С.
Готовность
к
саморазвитию
(ТЕСТ)
Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк.
психологов. М. : Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – 360 с.
12.
Гаранина
Ж.Г.
личностно-профессиональное
саморазвитие
специалистов социальной сферы // Современные проблемы науки и образования.
– 2012. – № 3.