Автор: Иванова Валентина Германовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "ЛСОШ" Населённый пункт: с. Ловозеро, Ловозерский район, Мурманская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Правовой поединок Раздел: среднее образование
Закон есть высшее проявление человеческой мудрости,
использующее опыт людей на благо общества.
С. Джонсон
Цели : воспитывать законопослушных граждан; расширять правовые знания
учащихся.
формирование представления о важности соблюдения законов государства;
Задачи: развитие гражданско-правового образования учащихся;
формирование активной гражданской позиции и правового сознания;
приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской
ответственности,
развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
«Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать, -
закон»
(О. Бальзак).
Разминка.
Отгадай сказку
Блиц - вопросы
по Конституции РФ
•
- Когда отмечается день Конституции?
•
- Что такое референдум?
•
- Кто является гарантом Конституции РФ?
•
- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России?
•
- Кто несёт ответственность за образование ребёнка?
•
- Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет,
гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)
•
- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме
свои права. (С 18 лет)
•
-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?
•
-Форма правления в России?
•
-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции?
•
-Как правильно называется наше государство?
•
-Назовите основные символы государства.
•
-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны
в правах.)
•
-Какие условия необходимы для того, чтобы Вас выбрали президентом
России?
Конкурс «Из
истории права»
•
1. Какая страна является родиной
юридического образования?
•
2. Какое право считалось
основополагающим для подготовки юриста
в Европе до XV в.?
•
3. Кем из великих философов прошлого
введен в научный оборот речи термин
«правовое государство»?
•
4. Кто такая Фемида?
Конкурс
«Юридическая
консультация»
конкурс.
«Анаграммы»
Команда №2.
Команда №3.
В Е Н К Я И Ц О Н
Я Д П О Р О К
В О Р А П
Ю З О С
С О Д Р О П К Т О
Л О К А Ш
С Т О Н С И Т О В О Д
Д Е М И Н А Ц И
Д О Р А С Т Ь
Д Ы Х О Т
Р О З А В И Н А Б Е О
Д У Г О С
Л О В Ч Е К Е
В О С О Л
Г Р И Н Н А Д А Ж
Ц Е Т О
Ж Б А Р У Д
Ф О Р Н И Ц И М А Я
Команда №1
Команда №2
В Е Н К Я И Ц О Н
Я Д П О Р О К
В О Р А П
Ю З О С
С О Д Р О П К Т О
Л О К А Ш
С Т О Н С И Т О В О Д
Д Е М И Н А Ц И
Д О Р А С Т Ь
Д Ы Х О Т
Р О З А В И Н А Б Е О
Д У Г О С
Л О В Ч Е К Е
В О С О Л
Г Р И Н Н А Д А Ж
Ц Е Т О
Ж Б А Р У Д
Ф О Р Н И Ц И М А Я
Конкурс
"Конституционные
термины"
Дискуссионный
клуб знатоков
права
Ситуация 1
Мать. Сколько раз тебе говорить -
после 11 часов вечера ты должен
отправить своих гостей по домам!
Ваша ужасная музыка действует всем
на нервы.
Сын. Но, мама! Ты же все равно в 11
еще не спишь. Кроме того, имею я
право на свободу ассоциаций и
свободу мирных собраний?
Ведущий. О чем нужно знать маме, чтобы
грамотно ответить на вопрос,
поставленный ее непослушным сыном?
Ситуация 2
Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю
больше ходить не буду. Зачем она мне, если я
шофером буду? Да и сами вы истории не
знаете, путаетесь часто, уроки у вас
неинтересные. Пусть нам другого учителя по
истории найдут, поумнее.
Учитель. Как ты смеешь со мной так
разговаривать?
Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть
право свободно формулировать взгляды по
всем вопросам, меня касающимся. А ваше
преподавание меня касается, потому что я от
него вчера пострадавший - меня за вашу
двойку, знаете, как наказали? Не разрешили в
кино сходить. Так что на уроки ваши я ходить
больше не буду!
Ведущий. Чего нельзя допускать, заявляя о своих
правах?
«ВОЛШЕБНЫЙ
КВАДРАТ»
К
О
Н
В
Е
Н
Ц
И
О
К
Л
С
Ч
З
Р
П
Л
Е
М
Я
Н
О
И
Т
Г
О
С
М
Т
Е
С
Т
Ь
Н
О
Р
Д
Е
У
Д
А
Р
С
А
Т
С
Д
Е
Е
Д
Е
В
Щ
Г
Т
Я
Т
Т
И
Ь
О
О
Н
С
А
Я
В
О
Н
Б
Т
Р
Е
Ч
С
В
Е
К
О
Р
А
Н
У
Ц
Р
Е
Ц
О
З
О
Г
О
В
П
И
И
Ь
Б
Д
Я
А
Я
Р
А
О
Р
Е
Ц
С
Е
Е
К
К
О
Ю
Ж
Д
А
Е
Ж
Н
Н
В
Е
С
Н
К
Д
И
В
О
Э
З
О
Л
О
В
К
А
А
З
П
Ь
Ю
Ш
К
Р
И
Н
Б
А
Н
И
Н
К
С
Права человека
•
Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на _____.
•
Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся,
что Буратино воспользуется своим правом на _____.
•
Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право _____.
•
Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у
него деньги, что является покушением на право Буратино _____.
•
Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право
на _____.
•
Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну
дураков, они воспользовались правом _____ .
Командам раздаются контрольные листы с незаконченными фразами, в которых
упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право
сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды руководствуются
положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции РФ.
•
Информационные ресурсы.
•
Баранов П.А., Воронцов А.В. Обществознание. Контрольные и
проверочные работы. М., 2002.
•
Драхлер А.В. Обществоведение. Граждановедение: вопросы к
олимпиаде. М., 2001.
•
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 кл. М.. 2003.
•
Конституция РФ. М. 2006.
•
Конституционное право. Тесты. Саратов, 2001.
•
Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по ОГ и П. Москва, 1996.
•
Преподавание истории и обществознания в школе. №8, 2003.
•
Преподавание истории и обществознания в школе. №8, 2004.
•
Преподавание истории и обществознания в школе. №2, 2006.