Автор: Мальцева Юлия Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Васильевская основная школа"
Населённый пункт: п.Ракитное Белгородская область
Наименование материала: внеурочное занятие
Тема: Как правильно накрыть стол
Раздел: среднее образование
План- конспект внеурочного занятия по курсу
«Разговор о правильном питании»
в 5 классе
Тема: Как правильно накрыть стол
Цель: познакомить учащихся с правилами сервировки стола, научить сервировать стол к
завтраку.
Задачи:
Развивать представление о правилах сервировки стола
Вспомнить правила этикета
Воспитывать вкус, желание принимать пищу за красиво сервированным столом
Развивать желание и готовность помогать родителям по дому (накрывать стол)
Прививать детям стремление к трудолюбию, взаимному уважению
Тип занятия: комбинированный
Используемые приемы, методы обучения, педагогические технологии:
При проведении занятия использовались элементы следующих технологий: личностно-
ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации, информационно-
коммуникационные технологии, проблемно-поисковая, технологии развития критического
мышления (кластер), технологии сотрудничества, здоровьесберегающие технологии
Планируемые результаты по ФГОС: дети получат знания и навыки, связанные с этикетом
в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной
адаптации, установление контактов с другими людьми.
Оборудование: компьютер, проектор; электронные фото, рисунки на тему «Сервировка
стола к завтраку», посуда для сервировки стола, скатерть, салфетки.
Связь с другими предметами: технология, русский язык, изобразительное искусство
Словарная работа: сервировка, этикет, столовая посуда, культура питания, аппетит
Этапы занятия:
1) Оргмомент (1мин.)
2) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (3мин.)
3) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
(7мин.)
4) Постановка проблемы, построение проекта выхода из затруднения (7мин.)
5) Реализация построенного проекта (5мин.)
6) Первичное закрепление (5мин.)
7) Самостоятельная работа (5мин.)
8) Включение в систему знаний и повторение (5мин.)
9) Рефлексия учебной деятельности (5мин.)
10) Домашнее задание (1мин.)
Ход внеурочного занятия
1) Оргмомент
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
-Ребята, сегодня я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла с собой эти
предметы (демонстрация содержимого корзины)
-Скажите, пожалуйста, может быть, кто-нибудь догадывается, почему именно эти предметы
я принесла к вам на урок?
Ответы детей (будем учиться готовить кушать, показать, какая бывает посуда, может
быть, мы будем стол накрывать?)
-Молодцы! Сегодня мы будем знакомиться с тем, как правильно накрывать стол.
3)Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
1.Беседа по теме
- Чем отличается убранство праздничного стола и повседневного? Что в них общего?
-Зачем стол покрывают скатертью, ставят необходимую посуду?
-Какое чувство и настроение должен вызвать внешний вид накрытого к обеду стола?
-Приятно ли обедать за чистым, аккуратным, хорошо сервированным столом или, главное,
чтобы еда была вкусной, а остальное всё неважно? (ответы детей)
Ответ мы узнаем, когда отгадаем кроссворд.
2.Кроссворд (кроссворд с гиперссылками демонстрируется на компьютере)
1. Что говорят, когда встают из- за стола? (спасибо)
2. Что находится между ртом и желудком? (пищевод)
3.Что переваривается в желудке? (пища)
4.Что находится после пищевода? (желудок)
5. Куда первоначально попадает пища? (рот)
6.Где происходит впитывание питательных веществ? (кишка)
7.Что мы стелем на стол? (скатерть)
Какое слово получилось по вертикали? (аппетит)
Вывод: красивое убранство стола, вид качественно приготовленных блюд может вызывать
аппетит и положительные эмоции.
Пиши и говори правильно: аппетит
4) Постановка проблемы, построение проекта выхода из затруднения
-Чистый, красиво сервированный стол вызывает у нас аппетит и хорошее настроение. Это
полезно для нашего здоровья.
-А что значит накрыть стол? Ответы детей (расставить чашки, постелить скатерть,
расставить салфетки, расставить тарелки)
-Может, кто-нибудь из вас знает, как одним словом назвать все то, что вы перечислили?
Ответы детей (сервировка стола)
-Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о сервировке стола, и тема нашего
занятия «Сервировка стола к завтраку».
-А
кто
знает
определение
слова «сервировка»? Толковый
словарь
дает
такое
определение этого слова (работа со словарём)
-Сервировка стола – это подготовка его к завтраку, обеду или ужину, то есть расстановка
всех необходимых предметов в определенном порядке. А зачем людям знать о сервировке,
и всем ли это нужно? Как вы думаете? Ответы детей (важно...люди иногда ходят в кафе и
рестораны, они должны знать, как пользоваться приборами, приглашают гостей)
-Да, действительно. Прежде всего, правильно сервированный стол- это красиво. Знание
правил сервировки позволяет человеку чувствовать себя раскованно и непринужденно на
любом торжестве. Значит, это нужные сведения для каждого человека. Вот об этом мы и
поговорим сегодня. Настоящая хозяйка всегда уделяет особое внимание не только
приготовлению вкусных блюд, но и сервировке стола. Простой прием пищи не обязательно
должен содержать какие-либо кулинарные изыски. В некоторых случаях в них нет
необходимости, достаточно просто правильно сервировать стол.
-А какие предметы мы для этого используем? Ответы детей (тарелки, ножи, вилки, ложки,
стаканы, чашки с блюдцем, салфетки, скатерти)
-Правильно, для этого используются самые простые столовые приборы и кухонную посуду.
5) Реализация построенного проекта «Как правильно накрыть стол?» (презентация)
1. Скатерть должна опускаться с каждой стороны на 20- 30см.
2. Приборы ставят по количеству обедающих.
3.Вначале ставится самая широкая из всех, подставная тарелка, которая защищает стол от
горячего. Эта тарелка убирается только перед подачей чая.
4. На неё ставится тарелка, из которой едят, на этой тарелке размещают салфетку из ткани.
Во время еды эту салфетку, сложенную вдвое, кладут на колени, она защищает одежду.
5. Левее подставной тарелки и вилок ставится мелкая тарелка для хлеба, если её не
поставили, хлеб можно положить на бумажную салфетку.
6. Слева от подставной тарелки- вилки, по числу блюд, зубцами вверх.
7. Справа - ножи, по числу блюд, лезвием к тарелке, и ложка, выпуклой стороной вниз.
8. Перед ножами и ложкой ближе к центру стола, слева ставят большие бокалы для воды.
9. При наличии десерта, перед тарелкой ближе к центру стола располагается прибор для
десерта: вилка зубцами вверх, ложка выпуклостью вниз, нож лезвием к подставной тарелке,
ручкой вправо.
10. Справа от бокалов - маленький бокальчик с бумажными салфетками, можно положить
салфетки рядом со столовым прибором.
11.Принято нож держать в правой руке, а вилку в левой.
Сервировка стола (демонстрация слайдов)
1.Чашку с блюдцем ставят напротив сидящего на расстоянии 4-5 см от края стола, ручка
чашки смотрит вправо, чайная ложка лежит под ручкой чашки на блюдце, выпуклостью
вниз, ручкой к сидящему.
2.Нож для масла кладут слева от чашки с блюдцем или на десертную тарелку для торта,
стоящую правее чашки с блюдцем, розетка для варенья левее тарелки для торта.
3. Стаканы в подстаканниках ставят на десертную тарелку.
6) Первичное закрепление (учитель вывешивает меню завтрака)
Практическая работа №1 «Предметы сервировки стола»
– Найдите те предметы, которые являются частью сервировки стола
-А теперь посмотрим, что у нас получилось.
-Умницы и умники! Итак, для сервировки стола нам необходимы:
Тарелки (кластер «Виды тарелок)
-Для завтрака нужны несколько видов тарелок. Закусочные – предназначены для холодных
блюд и некоторых горячих таких, как омлет, яичница и т.д. Пирожковые тарелки – для хлеба,
булочек, бутербродов, конфитюра и т.д. Если в меню входит каша, то ее подают в столовой
глубокой тарелке, которую ставят на закусочную.
Столовые приборы – столовый нож, столовая ложка, столовая вилка и чайная
ложка (кластер «Столовые приборы)
Чашку с блюдцем называют необычно – чайной парой.
Необходимый предмет на каждом столе – это набор для специй и приправ
-А какие специи могут быть на столе? Ответы детей (соль, красный перец, черный перец)
-Молодцы. Правильно. К приправам также относятся – уксус, горчица, хрен и т.д.
- Для сервировки стола потребуется ещё скатерть (демонстрация слайда).Она придаст уют,
будет способствовать созданию хорошего настроения на весь день. Форма скатерти зависит
от формы
стола.
Она может быть прямоугольной, овальной, круглой или квадратной.
Скатерти бывают из хлопка, льна, современных синтетических материалов.
Салфетки – неотъемлемая часть любого стола, особенно когда они красиво оформлены
(демонстрация слайда.) Без салфеток невозможно соблюсти чистоту и опрятность за столом.
Для сервировки стола используют два вида салфеток – тканевые и бумажные.
И, конечно же, ваза с цветами, которая будет радовать вас в любое время года. Стол можно
оформить любыми цветами – как живыми, так и искусственными. Готовясь к какому-нибудь
семейному торжеству, все эти предметы можно подобрать по сочетанию цветов и тематике.
Этим мы создадим определенную праздничную атмосферу.
-Взгляните на фото (демонстрация слайдов).
Конечно же, вы догадаетесь, к какому
празднику или событию сервированы столы? (новогодний стол). Что это за праздник? А как
вы догадались? (пасха) А это? Почему? Правильно! Молодцы! Вы очень внимательные.
Действительно, правильно подобранные предметы сервировки стола будут радовать в
праздничный день. Каждый народ имеет свои обычаи. В России впервые стали пользоваться
вилками, индивидуальными тарелками и салфетками при царе Петре 1.
7) Самостоятельная работа.
А) Практическая работа №2 Сервировка стола к завтраку»
Дети в группах выполняют работу, сервируют стол к завтраку. Проверка работы по
критериям.
-А что мы можем использовать для украшения столов? Ответы детей (Цветы, салфетки,
аксессуары) Правильно.
- Скажите, вы научились сервировать стол к завтраку? Ответ детей (да!)
-А кто из вас сможет дома сервировать стол к завтраку? Умницы! Мне кажется, что вы все
замечательно справились с этим заданием. Сервировка стола – это один из элементов
этикета.
-Что такое этикет? (этикет – это правила поведения) и сервировки стола.
Важно не только правильно накрыть стол, но и уметь вести себя должным образом. А для
этого вам необходимо дома вспомнить правила поведения за столом и написать одно из
них на листе в виде чашечки, который у вас есть на столах. Для написания лучше
использовать цветные ручки, по желанию можете красиво оформить свою страничку.
8) Включение в систему знаний и повторение
Б) Практическая работа №3 "Ошибки в сервировке стола"
– Найдите ошибки в сервированных столах на фото.
(Учащиеся внимательно изучают картинки, заметив ошибку в сервировке, поднимают руку
и озвучивают ошибку.)
-Какие же вы у меня внимательные! Ничего от вас не скроешь!
9) Рефлексия учебной деятельности
Домашний уют строится на минимальном количестве вещей. Если все это делается с душой
и большой любовью, то все окружающие становятся чуточку счастливее. Если вы стали
счастливее, то давайте улыбнёмся друг другу и представим, что сегодня к завтраку мы
пригласили много гостей. На завтрак у нас (меню на доске):
Каша
Бутерброд
Чай с лимоном
Мы сервируем стол. Представим себе, что у каждой из вас есть красивая цветная скатерть
– это листочек, на котором вы должны расставить приборы и посуду по всем правилам. Все
необходимые предметы сервировки находятся у вас в конвертах. Не забудьте поставить
цветы в вазе.
Если вас всё получилось - красные цветы
Если были неудачи - оранжевые цветы
Если надо ещё потренироваться в сервировке - жёлтые цветы
- Пора за стол. Всё для еды накрыто. Приятного желаем... аппетита.
10)Домашнее задание
Постарайтесь преподнести всем членам своей семьи сюрприз – прекрасный стол, который
будет украшен правильным расположением столовых приборов. В первый раз это вызовет
удивление, но постепенно все члены вашей семьи начнут все чаще собираться за столом,
чтобы провести как можно больше времени вместе.