Автор: Мальцева Юлия Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Васильевская основная школа"
Населённый пункт: п.Ракитное Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Однородные члены предложения
Раздел: среднее образование
Русский язык 5 класс
Тема Однородные члены предложения
Цель Организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний
Задачи
1.
создать условия для успешного усвоения темы каждым учеником;
2.
раскрыть понятие «однородные члены предложения»;
3.
учить узнавать однородные члены в предложениях, читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в
предложениях с однородными членами предложения, чертить схемы предложения с однородными членами;
4.
учить учащихся делать выводы через наблюдение, развивать монологическую речь учеников.
Оборудование: презентация, беговая дорожка для игры "Да - нет" (тест), карточки для индивидуальной работы, карточки со стихотворением
для работы в парах, лучики солнца для рефлексии, на доску - тема урока, опора для нахождения однородных членов, вопросы для парной
работы.
Тип урока урок введения нового знания
Планируемые результаты
Предметные:
Понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые.
Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.
Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.
УУД:
Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно
составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения
в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
Уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения; уметь составлять предложение с однородными
подлежащими и сказуемыми; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность
написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в
практической жизни ребенка.
Метапредметные связи
Русский язык, литературное чтение (умение осознанного чтения), окружающий мир.
Формы работы
Фронтальная работа, коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах, решение проблемных ситуаций, рефлексия деятельности
учащихся
Этапы урока
1) Оргмомент
2) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
3) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
4) Постановка проблемы.
5) Построение проекта выхода из затруднения.
6) Реализация построенного проекта.
7) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
8) Самостоятельная работа с проверкой по эталону
9) Включение в систему знаний и повторение.
10) Рефлексия учебной деятельности.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД
1. Оргмомент
Настроить детей на урок и получение новых
знаний
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Кто правильно сидит,
Кто весело глядит,
Слушайте внимательно,
Работайте старательно.
Слушают, проверяют готовность к
уроку (хлопки)
2. Мотивирование к учебной
деятельности
Задаёт вопросы:
-Ребята, а знаете ли вы, что произошло
сегодня утром, когда я шла в школу? (Нет)
-Я шла в школу и собирала улыбки. Вы
удивлены?
-Я по улице шагала и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона - гордость нашего
Отвечают, записывают число в
тетрадь.
Учебно- познавательная
мотивация (Л)
района,
Вот улыбка продавщицы - очень редкая
вещица,
вот веселый смех ребят - для меня он просто
клад.
Всем в ответ я улыбалась - получается-
менялась!
А у вас сегодня хорошее настроение?
(ответы детей)
-Поделиться с вами? (…)
-Тогда я поделюсь с вами своей улыбкой.
Ловите!
Откройте тетради, запишите число.
(22 ноября)
Классная работа.
3. Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения в
пробном учебном действии
Задаёт вопросы:
- Ребята, какое сейчас время года?
-А какое время года вам нравится больше
всего?
Сегодня мы отправимся на цветочную
полянку, но чтобы туда попасть, надо
быстро пробежать по дорожке.
Поиграем в игру "Да или нет"
1.Подлежащее- это главный член
предложения.
2.Сказуемое - это второстепенный член
предложения.
3.Выделить грамматическую основу- это
значит подчеркнуть дополнение,
определение и обстоятельство.
4.Грамматическая основа- это подлежащее и
сказуемое.
5.Дополнение определение, обстоятельство-
Отвечают, рассуждают, анализируют.
Мотивационная основа
учебной деятельности (Л)
это главные члены предложения.
6.Подлежащее и сказуемое- это главные
члены предложения.
7. Члены предложения - это подлежащее,
сказуемое, определение, дополнение и
обстоятельство.
-Ребята, скажите, материал по какой теме
мы повторяли? А для чего мы повторили
материал о членах предложения? (Нам это
пригодится)
Открываю два слова "члены предложения"
4. Выявление места и причины
затруднения
- Посмотрите, кто прилетел к нам на
цветочную поляну.
Отгадаем загадку.
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза)
- Как пишется это слово? Какая безударная
гласная? Можно ли ее проверить?
- Как вы думаете, почему стрекозу назвали
стрекозой? Это, наверное, из-за
характерного стрёкота крыльев при полёте
стрекозы.
- Как вы думаете, а одно ли значение у этого
слова? Загляните в Толковый словарь. Он
подскажет.
1) Хищное насекомое с длинным тонким
телом и двумя парами прозрачных крыльев,
производящих при полёте характерный
шум.
2) (разг.) О живой, подвижной девочке.
- А теперь поработаем в парах. Перед вами
Отгадывают загадку, отвечают на
вопросы, ставят проблемный вопрос.
Учебно- познавательный
интерес (Л)
стихотворение В. Земнова.
Спит на ветке стрекоза –
Бирюзовые глаза.
Целый день она летала
Возле речки у дворов,
Много мошек нахватала,
Много съела комаров.
- Почему стрекозу называют хищным
насекомым?
- Какого цвет глаза у стрекозы?
- Вставьте вдвоём с соседом пропущенные
буквы в слова этого стихотворения.
- Докажите, правильно ли вы вставили
буквы?
-- К нам на полянку прилетели не только
стрекозы, но и другие насекомые.
Прочитайте предложения:
На полянку прилетели стрекозы.
На полянку прилетели бабочки.
На полянку прилетели пчёлы.
Составьте одно предложение, не повторяя
слова «на поляну прилетели»
На полянку прилетели стрекозы,
бабочки, пчёлы.
-Прочитайте предложение. С какой
интонацией вы будете его читать?
(перечисления)
-Выделите грамматическую основу
предложений.
-Что значит выделить грамматическую
основу предложения? (найти подлежащее и
сказуемое)
Проблемная ситуация:
-У кого получилось?
-У кого проблема?
-Кто уверен, что выполнил правильно?
-Почему не у всех получилось?
-На что обратить внимание?
-Какую цель вы поставите перед собой?
-Что не получилось?
-Почему?
-Что вас удивило? (В предложении
несколько подлежащих.)
Какой возникает вопрос?
-Сколько подлежащих бывает в
предложении?
5. Построение проекта выхода из
затруднения
Давайте попробуем разобраться в
проблемной ситуации.
-Кто может доказать что слова "стрекозы,
бабочки, пчёлы" это подлежащее?
(Ставлю вопрос: (кто?) стрекозы, бабочки,
пчёлы. Это подлежащее.)
-Вы согласны с этим утверждением?
(вывешивается табличка)
Являются одним и тем же членом
предложения.
-Сколько разных вопросов задали к данным
словам?
(вывешивается табличка) (один)
Отвечают на один и тот же вопрос.
-С каким словом связаны подлежащие? (со
сказуемым)
(вывешивается табличка)
Связаны с одним и тем же членом
предложения
Определяют тему урока, обсуждают
алгоритм нахождения однородных
членов.
Познавательная инициатива
(Р)
Построение речевых
высказываний (П)
-Подумайте, как можно назвать такие члены
предложения? (Одинаковые, похожие...)
-В русском языке они называются
однородные члены предложения.
Открываю слово в теме урока
"однородные".
-Прочитайте и запишите тему урока
Справка. (Работа со словарем)- на столах
В толковом словаре Ожегова:
«однородный»- т. е. относящийся к тому же
роду, разряду или одинаковый. Однородные
члены, выполняющие одинаковую
синтаксическую функцию в предложении.
Одинаковый или однородный - это слова
синонимы.
-Какая тема урока? (Однородные члены
предложения)
6. Реализация построения
проекта
-Сделайте вывод, какие члены предложения
называются однородными? (составляют
ответ с опорой на вывешенные на доске
таблички)
Давайте проверим, правильно ли мы
сделали вывод. (по эталону)
-Откройте учебники на стр.92 и прочитайте
правило.
-Задайте друг другу вопросы по новой теме.
Напечатать
-Какая пара уже справилась? (поднимают
руки вместе)
-Ребята, а если бы не умели писать, как бы
вы обозначили слово? (кружками)
-Однородные члены предложения принято
обозначать при помощи
Делают вывод, с опорой на правило.
Работают в парах, задают вопросы
по новой теме, оценивают друг друга,
отвечают на вопросы, анализируют.
Выдвижение гипотез и их
обоснование (П)
Моделирование (П)
Управление поведением
партнёра (К)
кружков. Сколько однородных членов в
нашем предложении? (Три)
-Значит, кружков будет тоже три. Чем
разделены однородные члены предложения
на письме? (Запятыми)
-Как вы предлагаете обозначить на схеме,
что это однородные подлежащие?
(Поставить внутри кружка одну сплошную
черточку)
-Как вы думаете, однородными членами
могут быть только подлежащие? (2-3
человека)
-Как при помощи схемы обозначить такие
однородные члены?
7. Первичное закрепление
Упражнение №1 с комментированием у
доски и с места
Физкультминутка "Бабочка"
Работают в тетрадях (2 предложения
у доски, остальные с комментариями
с места)
Построение речевых
высказываний (П)
8. Самостоятельная работа с
проверкой по эталону
Организация самостоятельной работы
(карточки)
-Прочитайте предложения, напечатанные у
вас на карточках, запишите их.
1.
1.Летом на поляне поспевает земляника,
Работают самостоятельно на
карточках, находят и проверяют
самостоятельно по эталону.
Волевая саморегуляция (Р)
Самостоятельный учёт
выделенных ориентиров (Р)
ежевика, малина.
2.
2.Разноцветные бабочки порхают,
кружатся, садятся на цветы.
3.
3. Бабочки могут видеть красный,
4.
зеленый, желтый цвета.
- Найдите и подчеркните однородные члены
предложения.
-Что интересного о бабочках вы узнали из 3
предложения?
9. Включение в систему знаний и
повторение
Предлагает приметить знания при
следующей работе.
- Прочитайте отрывок из стихотворения Г.
Сапгира «Леса-чудеса» с интонацией
перечисления.
Рассядемся
Я, и ты, и Медведь
И будем
Песню лесную петь:
Ель, береза,
Дуб, сосна,
Солнце, звезды
И луна.
Дуб, сосна,
Береза, ель,
Солнце, дождик
И метель.
-Какой частью речи являются однородные
члены предложения в выделенной части.
(существительные)
Работа в парах.
Читают стихотворение с интонацией
перечисления, отвечают на вопрос.
Нравственно- эстетическое
оценивание усваиваемого
содержания (Л)
Управление поведением
партнёра (К)
10. Рефлексия
- Разрешили ли мы проблемную ситуацию?
-Где нам могут пригодиться умения,
полученные сегодня на уроке? (На экзамене,
ВПР)
Отвечают на вопросы, записывают
домашнее задание, анализируют
работу на уроке, высказывают своё
мнение.
Формулирование и
аргументация своего мнения
(К)
- Покажите букетики, которые вы собрали
за урок. Молодцы! Дома я посмотрю ваши
тесты и выставлю оценки.
Домашняя работа
1.
Упр. 3, стр. правило
По желанию
Слова есть в русской речи,
Не очень- то внешне похожие,
Но, полномочия на них
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно
одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командуют и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли.
Слова те благородные
Их называют в языке,
Конечно, однородными.
Рефлексия «Солнышко»
- Каждый из вас по – своему воспринял
этот урок: кого -то он порадовал, кто-то
остался недоволен, кому-то надо ещё
поработать над собой и своими знаниями.
Пусть каждый из вас прикрепит к солнышку
лучик своего настроения от нашего урока.
Оцените свою сегодняшнюю работу.
Желтый лучик - радостное настроение, у
меня все получилось.
Зеленый лучик- радостное настроение, но
есть неуверенность в знаниях.
Синий лучик – грустное настроение, есть
пробелы в знаниях.