Напоминание

Организация работы по развитию музыкального творчества детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора


Автор: Фалалеева Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №63"
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы по развитию музыкального творчества детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация работы по развитию музыкального творчества детей старшего

дошкольного возраста средствами фольклора

Аннотация. Статья посвящена развитию музыкального творчества детей

старшего дошкольного возраста средствами фольклора.

Ключевые слова: музыкальное творчество, старший дошкольный возраст,

фольклор.

На современном этапе развития общества в России определяются

новые подходы к образованию детей, новые приоритеты воспитания

личности.

Стратегия

современного

образования

заключается

в

предоставлении

возможности

всем

детям

проявить

свои

таланты

и

творческий потенциал.

Способность к творчеству - это то, что всегда было определяющим в

самом феномене человека. В наибольшей мере эстетические, творческие

проявления сосредоточены в музыкальном творчестве. Под музыкальным

творчеством понимается вид человеческой деятельности, который связан с

восприятием, интерпретаций и созданием произведений искусства.

Детское музыкальное творчество включает: восприятие произведения

искусства

и

накопление

познавательного

и

чувствительного

опыта,

формирование исполнительских умений, и, на их основе — первых опытов

сочинительства. Результатом музыкального творчества ребенка выступает не

принципиально новый образ, имеющий собственную ценность, а личностные

изменения дошкольника [4].

Детей старшего дошкольного возраста отличает более богатый по

сравнению с младшего дошкольниками жизненный и музыкальный опыт.

Они с интересом слушают музыку, эмоционально ярко реагируют на нее.

Восприятие музыкального образа становится более адекватным, что связано

с

достаточно

высоким

уровнем

развития

системы

музыкальных

способностей, мышления, воображения. Дети усваивают понятие «жанр» -

ключевое понятие музыкального искусства. Обобщаются представления о

форме музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная форма). Легче

всего дети определяют ее, занимаясь музыкальным движением и играя в

оркестре.

Основной задачей музыкального образования в старшем дошкольном

возрасте становится предоставление возможности реализовать себя как

духовно-значимую

личность,

развить

способность

к

художественной,

эстетической и нравственной оценке окружающего мира.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир музыки, надо

развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в

музыкальной деятельности. Надо, прежде всего, воспитать у ребенка

музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость — два важнейших

компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому

прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Фольклор

-

чрезвычайно

ценный

дидактический

материал

в

художественном, эстетическом и нравственном воспитании подрастающего

поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны

и понятны детям. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами,

вызывает в них положительные эмоции, укрепляет светлое, радостное

восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво, а

что некрасиво. Фольклор дает им самые важные и простые представления о

жизни, о людях. Он отражает общий интерес, жизненно важные вещи,

которые влияют на каждого: человеческий труд, его отношения с природой,

жизнь в команде.

Музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества.

Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических

жанров фольклора (потешки, пестушки, заклички, русские народные песни,

народные танцы, игры, народные праздники) [1].

Основная форма работы - фольклорные занятия, цель которых

формирование устойчивого интереса к русским народным традициям,

обрядам, основанным на активном участии в совместной творческой

деятельности ребенка со взрослым, развитии музыкальных навыков детей

через различные формы фольклора.

Организация работы по развитию музыкального творчества детей

старшего дошкольного возраста средствами фольклора включает несколько

направлений:

• Слушание русской народной музыки, песен.

• Знакомство с народными музыкальными играми и хороводами.

• Знакомство с народными музыкальными инструментами.

• Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

Народная песня, музыка является одной из самых ярких произведений

фольклора. Она входит в детскую жизнь как основа русской музыкальной

культуры, должна удивлять и вдохновлять своим глубоким содержанием и

совершенной

формой.

С

помощью

народных

песен

дети

развивают

вокальные данные: правильное звуковедение и плавное исполнение. Этому

способствуют различные распевы, которые всегда присутствуют в русских

народных песнях.

Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и

певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают

первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами,

дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий.

Главная особенность игры - её самодеятельный характер, именно в ней

раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка. Народные тексты

особенно

удобны

для

распевного

выразительного

произношения

(интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет

выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе.

Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки,

пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног,

легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс

воспитания детей интересным, радостным [3].

Большое удовольствие детям дошкольного возраста доставляет игра на

музыкальных инструментах. Музицирование помогает развивать чувство

ритма, расширяет тембровые представления детей. Используются ударно-

шумовые

инструменты

со

звуками

неопределённой

высоты:

бубны,

погремушки, треугольники, колокольчики, бубенцы, ложки, барабан.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого

инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети

должны

почувствовать

выразительные

возможности

инструментов,

научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым,

развивается музыкальная отзывчивость на музыку - основа музыкальности.

Наиболее полно музыкальные способности проявляются при участии

детей в календарных обрядовых праздниках и развлечениях с элементами

фольклора, в сценарий которых включаются ранее выученные песни, пляски,

хороводы, игру на музыкальных инструментах, а также драматизации

русских народных сказок [2].

Календарные обрядовые праздники - уникальная возможность для

детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев,

обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим

репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается

качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от

встречи с прекрасным самобытным народным искусством.

Таким образом, фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд

(воспитание нравственно-патриотических качеств, развитие духовности,

принадлежности к своему народу, своей стране, формирование музыкального

вкуса, слушательской культуры и т. д). Вся ценность его заключается в том,

что с его помощью можно легко установить с ребёнком эмоциональный

контакт, эмоциональное общение. Через родную песню, сказку, овладение

языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста

получает первое представление о культуре русского народа.

Список использованной литературы

1. Боронина, Е.Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к

традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста: 56

автореф. дис. ... канд. пед. наук: защищена 07.12.2007: утв. 20.12.2008 [Текст]

/ Е.Г. Боронина. – М.: Изд-во РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2007. – 23 с.

2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А.

Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.

3. Купальная, Е. В. Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников / Е.

В. Купальная, Е. И. Шкатула. — Текст : непосредственный // Образование:

прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г.

Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 26-28.

4. Седельник, А. П. Развитие песенного творчества у детей старшего

дошкольного возраста / А. П. Седельник. — Текст : непосредственный //

Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 204-207.



В раздел образования