Автор: Фалалеева Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №63"
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы по развитию музыкального творчества детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора
Раздел: дошкольное образование
Организация работы по развитию музыкального творчества детей старшего
дошкольного возраста средствами фольклора
Аннотация. Статья посвящена развитию музыкального творчества детей
старшего дошкольного возраста средствами фольклора.
Ключевые слова: музыкальное творчество, старший дошкольный возраст,
фольклор.
На современном этапе развития общества в России определяются
новые подходы к образованию детей, новые приоритеты воспитания
личности.
Стратегия
современного
образования
заключается
в
предоставлении
возможности
всем
детям
проявить
свои
таланты
и
творческий потенциал.
Способность к творчеству - это то, что всегда было определяющим в
самом феномене человека. В наибольшей мере эстетические, творческие
проявления сосредоточены в музыкальном творчестве. Под музыкальным
творчеством понимается вид человеческой деятельности, который связан с
восприятием, интерпретаций и созданием произведений искусства.
Детское музыкальное творчество включает: восприятие произведения
искусства
и
накопление
познавательного
и
чувствительного
опыта,
формирование исполнительских умений, и, на их основе — первых опытов
сочинительства. Результатом музыкального творчества ребенка выступает не
принципиально новый образ, имеющий собственную ценность, а личностные
изменения дошкольника [4].
Детей старшего дошкольного возраста отличает более богатый по
сравнению с младшего дошкольниками жизненный и музыкальный опыт.
Они с интересом слушают музыку, эмоционально ярко реагируют на нее.
Восприятие музыкального образа становится более адекватным, что связано
с
достаточно
высоким
уровнем
развития
системы
музыкальных
способностей, мышления, воображения. Дети усваивают понятие «жанр» -
ключевое понятие музыкального искусства. Обобщаются представления о
форме музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная форма). Легче
всего дети определяют ее, занимаясь музыкальным движением и играя в
оркестре.
Основной задачей музыкального образования в старшем дошкольном
возрасте становится предоставление возможности реализовать себя как
духовно-значимую
личность,
развить
способность
к
художественной,
эстетической и нравственной оценке окружающего мира.
Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир музыки, надо
развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в
музыкальной деятельности. Надо, прежде всего, воспитать у ребенка
музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость — два важнейших
компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому
прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.
Фольклор
-
чрезвычайно
ценный
дидактический
материал
в
художественном, эстетическом и нравственном воспитании подрастающего
поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны
и понятны детям. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами,
вызывает в них положительные эмоции, укрепляет светлое, радостное
восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво, а
что некрасиво. Фольклор дает им самые важные и простые представления о
жизни, о людях. Он отражает общий интерес, жизненно важные вещи,
которые влияют на каждого: человеческий труд, его отношения с природой,
жизнь в команде.
Музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества.
Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических
жанров фольклора (потешки, пестушки, заклички, русские народные песни,
народные танцы, игры, народные праздники) [1].
Основная форма работы - фольклорные занятия, цель которых
формирование устойчивого интереса к русским народным традициям,
обрядам, основанным на активном участии в совместной творческой
деятельности ребенка со взрослым, развитии музыкальных навыков детей
через различные формы фольклора.
Организация работы по развитию музыкального творчества детей
старшего дошкольного возраста средствами фольклора включает несколько
направлений:
• Слушание русской народной музыки, песен.
• Знакомство с народными музыкальными играми и хороводами.
• Знакомство с народными музыкальными инструментами.
• Знакомство с традициями и обрядами русского народа.
Народная песня, музыка является одной из самых ярких произведений
фольклора. Она входит в детскую жизнь как основа русской музыкальной
культуры, должна удивлять и вдохновлять своим глубоким содержанием и
совершенной
формой.
С
помощью
народных
песен
дети
развивают
вокальные данные: правильное звуковедение и плавное исполнение. Этому
способствуют различные распевы, которые всегда присутствуют в русских
народных песнях.
Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и
певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают
первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами,
дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий.
Главная особенность игры - её самодеятельный характер, именно в ней
раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка. Народные тексты
особенно
удобны
для
распевного
выразительного
произношения
(интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет
выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе.
Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки,
пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног,
легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс
воспитания детей интересным, радостным [3].
Большое удовольствие детям дошкольного возраста доставляет игра на
музыкальных инструментах. Музицирование помогает развивать чувство
ритма, расширяет тембровые представления детей. Используются ударно-
шумовые
инструменты
со
звуками
неопределённой
высоты:
бубны,
погремушки, треугольники, колокольчики, бубенцы, ложки, барабан.
Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого
инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети
должны
почувствовать
выразительные
возможности
инструментов,
научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым,
развивается музыкальная отзывчивость на музыку - основа музыкальности.
Наиболее полно музыкальные способности проявляются при участии
детей в календарных обрядовых праздниках и развлечениях с элементами
фольклора, в сценарий которых включаются ранее выученные песни, пляски,
хороводы, игру на музыкальных инструментах, а также драматизации
русских народных сказок [2].
Календарные обрядовые праздники - уникальная возможность для
детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев,
обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим
репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается
качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от
встречи с прекрасным самобытным народным искусством.
Таким образом, фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд
(воспитание нравственно-патриотических качеств, развитие духовности,
принадлежности к своему народу, своей стране, формирование музыкального
вкуса, слушательской культуры и т. д). Вся ценность его заключается в том,
что с его помощью можно легко установить с ребёнком эмоциональный
контакт, эмоциональное общение. Через родную песню, сказку, овладение
языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста
получает первое представление о культуре русского народа.
Список использованной литературы
1. Боронина, Е.Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к
традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста: 56
автореф. дис. ... канд. пед. наук: защищена 07.12.2007: утв. 20.12.2008 [Текст]
/ Е.Г. Боронина. – М.: Изд-во РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2007. – 23 с.
2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А.
Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
3. Купальная, Е. В. Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников / Е.
В. Купальная, Е. И. Шкатула. — Текст : непосредственный // Образование:
прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г.
Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 26-28.
4. Седельник, А. П. Развитие песенного творчества у детей старшего
дошкольного возраста / А. П. Седельник. — Текст : непосредственный //
Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 204-207.