Автор: Тянтова Елена Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 70"
Населённый пункт: г. Шахты Ростовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 70»
Консультация для педагогов
«Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»
Учитель-логопед
Тянтова Елена Борисовна
Консультация для педагогов на тему:
«Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»
Цель:
повысить
компетентность
воспитателей
в
вопросах
коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ.
Ход консультации
1.
Особенности коррекции речевых нарушений специалистами ДОУ.
В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного
образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой
мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств,
желания, выделять звуки в словах. Ребёнок 6 лет должен четко произносить все
звуки родного языка, анализировать на слух звуко-слоговой состав слов, иметь
богатый словарный запас, уметь грамматически правильно оформлять свое
высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т.к. до 80 %
информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии
неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в
общении, снижению самооценки и будут препятствовать гармоничному
развитию личности.
Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-
логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на
индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое
развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие
речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на
протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.
В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи
отмечаются следующие проблемы:
недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений;
слабовыраженная
мимика,
снижение
выразительности
речи, интонационная, бедность, общее недоразвитие эмоциональной
сферы;
нарушения звукопроизношения;
недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие,
слоговая структура слов);
бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического
строя речи, неумение грамматически правильно оформить свое
высказывание, выразить мысль;
снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти.
Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-
логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на
индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое
развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие
речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на
протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Для этого в
деятельности педагогов ДОУ должны быть учтены и реализованы следующие
задачи:
развитие общей и мелкой моторки, координации движений;
развитие мимики, самомассаж лица;
развитие
просодической
стороны
речи,
интонационной
выразительности;
развитие артикуляционного праксиса, артикуляционной базы звуков
(звукоподражание), воздушной струи;
развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыка
элементарного звуко-буквенного и звуко-слогового анализа;
развитие речевого внимания и речеслуховой памяти;
обогащение словарного запаса, ознакомление с различными формами
художественного слова;
формирование
навыка
словоизменения,
словообразования,
составления грамматических конструкций, формирование «речевого
чутья» путем обеспечения речевой активности и речевого опыта;
развитие всех форм связного речевого высказывания (монолог,
диалог, рассказ. пересказ)
2.
Особенности закрепление речевых умений в режимных моментах.
Закрепление
усвоенных
речевых
умений
у
детей
с
тяжёлыми
нарушениями речи вне занятий проводится педагогом во время режимных
моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед
сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время
наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях
разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа
обучения и индивидуальных особенностей детей.
Необходимо оречевление действий, которые выполняют дошкольники.
Развитие речи в режимных моментах
Таблица 1.
Режимный момент
Работа по развитию речи
утренний прием
создание активной речевой ситуации
до завтрака
автоматизация поставленных звуков (по заданию логопеда);
речевые игры (звукоподражание, развитие Л-Г строя речи,
звукоразличение и др.)
гигиенические
процедуры
развитие мимики, самомассаж лица и кистей рук;
упражнения на отработку воздушной струи;
ознакомление с малыми формами художественного слова
(стишки, пословицы, поговорки, потешки)
перед приемом пищи
артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики
нод
развитие связной речи
прогулка
развитие общей моторики и координации движений;
элементы логоритмики;
подвижные игры с речевым сопровождением:
речевые игры: подбор антонимов и синонимов, образование
уменьшительно-ласкательной формы сущ., согласование в роде
сущ. и прилагательных, подбор эпитетов при наблюдении за
живой природой, подбор однокоренных слов;
игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха и
восприятия («Чепуха», «Глухие телефончики», игра «Цепочка»
(на звукобуквенный анализ);
создание активных речевых ситуаций.
сон
развитие речевого внимания;
ознакомление с художественным словом.
подъем
развитие общей и мелкой моторики;
самомассаж лица и кистей рук;
элементы логоритмики;
ознакомление с малыми формами художественного слова
вечернее время
автоматизация звуков;
игры на звукоподражание и звукоразличение;
игра «Магазин» (звукослоговой анализ);
речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи;
игры на развитие речевого внимания и речеслуховой памяти
(«сколько слов запомнил?», «Лишнее слово», «Запретная
команда», «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»);
разгадывание и придумывание загадок и др.
3.
Заключение.
Взаимосвязь в работе всех специалистов, взаимодействующих с детьми
дошкольного возраста, посещающими логопедические группы позволяет
значительно быстрее исправлять речевые недостатки:
автоматизировать звуки;
формировать необходимые лексико-грамматические конструкции;
накапливать словарный запас;
помогать развитию связной речи.
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!
Литература
1.
Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и
воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3
2.
Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями
дошкольных
образовательных
организаций.
–
СПб.:
ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
3.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетрадь 1-2. Взаимосвязи
работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. -
М.: ГНОМ и Д, 2007. — 24 с.
4.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 1-3 взаимосвязи
работы логопеда и воспитателя в старшей логогрупп. – М.: Гном, 2016. –
24 с.