Напоминание

Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ


Автор: Тянтова Елена Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 70"
Населённый пункт: г. Шахты Ростовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 70»

Консультация для педагогов

«Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»

Учитель-логопед

Тянтова Елена Борисовна

Консультация для педагогов на тему:

«Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»

Цель:

повысить

компетентность

воспитателей

в

вопросах

коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ.

Ход консультации

1.

Особенности коррекции речевых нарушений специалистами ДОУ.

В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного

образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой

мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств,

желания, выделять звуки в словах. Ребёнок 6 лет должен четко произносить все

звуки родного языка, анализировать на слух звуко-слоговой состав слов, иметь

богатый словарный запас, уметь грамматически правильно оформлять свое

высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т.к. до 80 %

информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии

неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в

общении, снижению самооценки и будут препятствовать гармоничному

развитию личности.

Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-

логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на

индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое

развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие

речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на

протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.

В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи

отмечаются следующие проблемы:

недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений;

слабовыраженная

мимика,

снижение

выразительности

речи, интонационная, бедность, общее недоразвитие эмоциональной

сферы;

нарушения звукопроизношения;

недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие,

слоговая структура слов);

бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического

строя речи, неумение грамматически правильно оформить свое

высказывание, выразить мысль;

снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти.

Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-

логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на

индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое

развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие

речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на

протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Для этого в

деятельности педагогов ДОУ должны быть учтены и реализованы следующие

задачи:

развитие общей и мелкой моторки, координации движений;

развитие мимики, самомассаж лица;

развитие

просодической

стороны

речи,

интонационной

выразительности;

развитие артикуляционного праксиса, артикуляционной базы звуков

(звукоподражание), воздушной струи;

развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыка

элементарного звуко-буквенного и звуко-слогового анализа;

развитие речевого внимания и речеслуховой памяти;

обогащение словарного запаса, ознакомление с различными формами

художественного слова;

формирование

навыка

словоизменения,

словообразования,

составления грамматических конструкций, формирование «речевого

чутья» путем обеспечения речевой активности и речевого опыта;

развитие всех форм связного речевого высказывания (монолог,

диалог, рассказ. пересказ)

2.

Особенности закрепление речевых умений в режимных моментах.

Закрепление

усвоенных

речевых

умений

у

детей

с

тяжёлыми

нарушениями речи вне занятий проводится педагогом во время режимных

моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед

сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время

наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях

разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа

обучения и индивидуальных особенностей детей.

Необходимо оречевление действий, которые выполняют дошкольники.

Развитие речи в режимных моментах

Таблица 1.

Режимный момент

Работа по развитию речи

утренний прием

создание активной речевой ситуации

до завтрака

автоматизация поставленных звуков (по заданию логопеда);

речевые игры (звукоподражание, развитие Л-Г строя речи,

звукоразличение и др.)

гигиенические

процедуры

развитие мимики, самомассаж лица и кистей рук;

упражнения на отработку воздушной струи;

ознакомление с малыми формами художественного слова

(стишки, пословицы, поговорки, потешки)

перед приемом пищи

артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики

нод

развитие связной речи

прогулка

развитие общей моторики и координации движений;

элементы логоритмики;

подвижные игры с речевым сопровождением:

речевые игры: подбор антонимов и синонимов, образование

уменьшительно-ласкательной формы сущ., согласование в роде

сущ. и прилагательных, подбор эпитетов при наблюдении за

живой природой, подбор однокоренных слов;

игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха и

восприятия («Чепуха», «Глухие телефончики», игра «Цепочка»

(на звукобуквенный анализ);

создание активных речевых ситуаций.

сон

развитие речевого внимания;

ознакомление с художественным словом.

подъем

развитие общей и мелкой моторики;

самомассаж лица и кистей рук;

элементы логоритмики;

ознакомление с малыми формами художественного слова

вечернее время

автоматизация звуков;

игры на звукоподражание и звукоразличение;

игра «Магазин» (звукослоговой анализ);

речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи;

игры на развитие речевого внимания и речеслуховой памяти

(«сколько слов запомнил?», «Лишнее слово», «Запретная

команда», «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»);

разгадывание и придумывание загадок и др.

3.

Заключение.

Взаимосвязь в работе всех специалистов, взаимодействующих с детьми

дошкольного возраста, посещающими логопедические группы позволяет

значительно быстрее исправлять речевые недостатки:

автоматизировать звуки;

формировать необходимые лексико-грамматические конструкции;

накапливать словарный запас;

помогать развитию связной речи.

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!

Литература

1.

Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и

воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3

2.

Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями

дошкольных

образовательных

организаций.

СПб.:

ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.

3.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетрадь 1-2. Взаимосвязи

работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. -

М.: ГНОМ и Д, 2007. — 24 с.

4.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 1-3 взаимосвязи

работы логопеда и воспитателя в старшей логогрупп. – М.: Гном, 2016. –

24 с.



В раздел образования