Напоминание

"Дифференциация звуков Р - Л"


Автор: Мингазова Лилия Маратовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №6 "Теремок" г. Мамадыш"
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дифференциация звуков Р - Л"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка логопедического занятия.

ТЕМА: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]»

(подготовительная группа ФФНР)

Цель: умение дифференцировать звуки [р] – [л].

Задачи:

- закреплять знания о механизме организации звуков, их акустических

особенностях;

- формировать отличительные особенности звуков;

- закреплять условно-рефлекторные связи на заменимый уклад [р] – [л];

- развивать навыки звукового анализа слова (подбор слов, содержащих

данный звук, определение места звука в слове);

- развивать фонематический слух.

Оборудование:

Индивидуальные зеркала, артикуляционные профили звуков [р], [л],

запись ритмичной музыки «Оркестр», мячики для массажа рук, домики для

картинок, разрезные картинки со звуками [р], [л], кубики с картинками,

мешочек.

Ход занятия:

I.Пальчиковая гимнастика, массаж рук с помощью массажных мячиков.

II.Гимнастика на дыхание:

- вдох через рот, выдох через нос,

- вдох через рот, выдох через рот,

- вдох через рот, выдох через нос,

- вдох через нос, выдох через рот.

Организационный момент.

Сегодня у нас будет очень сложная работа, так как мы с вами будем

учиться различать звуки [р] и [л].

1. Совместное проговаривание изолированных звуков, используя

игровые моменты:

Игра: «Самолёт».

Цель: закрепление имеющихся знаний о звуках [р] – [л].

Логопед: «Ребята, сегодня к нам в гости прилетел самолет и зовет нас с

собой в путешествие. А чтобы отправиться в путешествие, мы должны

завести моторчик. Давайте все вместе заведём мотор самолёта: р-р-р-р-р…»

Дети: произносят р-р-р… и воспроизводят руками движения мотора.

Логопед: «Завели мотор, и полетел самолёт высоко, не видно его,

только гул слышен: л-л-л-л… Как гудит самолёт?»

Дети: л-л-л…

Логопед: правильно, молодцы!

2. Анализ артикуляционных укладов у зеркала. Анализ проводится

в сравнительном плане, общие и различительные особенности звуков.

Логопед: Добрый день, дорогие ребята! Я приветствую всех, кто

пришел на занятие «Правильной речи»! Мы с вами будем играть,

проговаривать чистоговорки и при, этом, конечно, красиво говорить. Ну, а,

чтобы наш язычок был готов к беседе, давайте сделаем небольшую зарядку

для языка:

Артикуляционная гимнастика по карточкам:

Улыбка, трубочка, часики, качели, парус, чистим зубы (верхние, нижние),

киска, футбол, кусаем язык, лошадка, грибочек, чашечку.

Логопед: Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук

[л]?

Дети: Когда мы произносим звук [л], наши губы улыбаются, зубы

слегка разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы. Форма языка

напоминает седло.

Логопед: А каково положение органов артикуляции при произнесении

звука [р]?

Дети: При произнесении звука [р] наши губы улыбаются, зубы слегка

разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые

края языка прижаты к верхним коренным зубам, форма языка напоминает

ложечку.

Логопед: Что ещё мы можем сказать про эти звуки?

Дети: Эти звуки согласные, звонкие.

Логопед: Почему вы так считаете?

Дети: Их можно пропеть.

Логопед: У меня еще один вопрос есть к вам. А что мы видим и

слышим?

Дети: Мы говорим и слышим это Звук, мы видим и пишем это Буквы.

Логопед: Давайте мы с вами это запомним и повторим:

Звуки мы слышим и произносим, Буквы мы видим, пишем, читаем.

Звуки бывают согласные и гласные.

Логопед обобщает ответы детей.

3. Повторение звука «р», слогов, слов, чистоговорок.

Цель: различение звуков [р] – [л] в слогах и в словах.

Ра – ра – ра – высокая гора, Ар – ар – ар – кипит наш самовар,

Ро – ро – ро – новое ведро, Ор – ор – ор – подмету я двор,

Ру – ру – ру – скачет кенгуру, Ур – ур – ур – повесим абажур

Ры – ры – ры – Рома видит рыб. Ир – ир – ир – выпили кефир.

4. Повторение звука «л», слогов, слов, чистоговорок.

Цель: различение в слогах, словах и в чистоговорках звуков [р] – [л].

Ла – ла – ла – наша мила Мала Ал – ал – ал – наш малыш упал,

Ло – ло – ло – мы приехали в село, Ол – ол – ол – это я пришёл,

Лу – лу – лу – мы гуляли по селу Ул – ул – ул – наш малыш уснул,

Лы – лы – лы – мы расставили столы ыл – ыл – ыл – суп уже остыл.

5. Игра «Замени звук».

Цель: образование новых слов путем замены звуков [р] – [л].

Упражнение образования новых слов, путём замены звука [р]-[л] (слова

– паронимы).

Логопед: ребята, я буду произносить слова, в которых вам необходимо

заменить звук [Р] на [Л]. Слушайте внимательно и заменяйте где это

необходимо. Спрашивать детей по очереди.

Рак – лак бар – бал борт – болт

Ров – лов жир – жил стар – стал

Рот – лот пир – пил рожь – ложь

Рама – лама мир – мил город – голод

6. Игра «Волшебный мешочек».

Цель: различение звуков [р] – [л] с помощью называния картинок,

восприятие слов на слух.

Логопед предлагает ребёнку достать из «волшебного мешочка» кубик.

Назвать картинки, которые на нём наклеены, хорошо проговаривая каждый

звук и определить его место в слове.

Физкультминутка.

Мы играем на гармошке. Наши ножки: топ – топ.

Громко хлопаем в ладошки. Наши ручки: хлоп – хлоп!

Головой слегка качаем. Вниз ладошки опускаем,

Руки к верху поднимаем. Отдыхаем, отдыхаем.

7. Игра «Найди свой домик».

Цель: восприятие звуков [р] – [л] на слух и зрительно с помощью

картинок.

Дети делятся на две команды.

Логопед: ребята, вам нужно подобрать картинки в соответствии со

звуком на домике и «заселить жильцов», располагая картинку в домике.

Дети перечислите жильцов домика, чётко проговаривая заданный звук.

Итог занятия.

Логопед: ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, вы все

справились с заданиями, молодцы! Давайте вспомним, как гудит самолет, на

котором мы путешествовали и заведем мотор.

Дети: гудят «л-л-л-л-л-л», завели мотор «р-р-р-р-

р-р».



В раздел образования