Автор: Мингазова Лилия Маратовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №6 "Теремок" г. Мамадыш"
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дифференциация звуков Р - Л"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка логопедического занятия.
ТЕМА: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]»
(подготовительная группа ФФНР)
Цель: умение дифференцировать звуки [р] – [л].
Задачи:
- закреплять знания о механизме организации звуков, их акустических
особенностях;
- формировать отличительные особенности звуков;
- закреплять условно-рефлекторные связи на заменимый уклад [р] – [л];
- развивать навыки звукового анализа слова (подбор слов, содержащих
данный звук, определение места звука в слове);
- развивать фонематический слух.
Оборудование:
Индивидуальные зеркала, артикуляционные профили звуков [р], [л],
запись ритмичной музыки «Оркестр», мячики для массажа рук, домики для
картинок, разрезные картинки со звуками [р], [л], кубики с картинками,
мешочек.
Ход занятия:
I.Пальчиковая гимнастика, массаж рук с помощью массажных мячиков.
II.Гимнастика на дыхание:
- вдох через рот, выдох через нос,
- вдох через рот, выдох через рот,
- вдох через рот, выдох через нос,
- вдох через нос, выдох через рот.
Организационный момент.
Сегодня у нас будет очень сложная работа, так как мы с вами будем
учиться различать звуки [р] и [л].
1. Совместное проговаривание изолированных звуков, используя
игровые моменты:
Игра: «Самолёт».
Цель: закрепление имеющихся знаний о звуках [р] – [л].
Логопед: «Ребята, сегодня к нам в гости прилетел самолет и зовет нас с
собой в путешествие. А чтобы отправиться в путешествие, мы должны
завести моторчик. Давайте все вместе заведём мотор самолёта: р-р-р-р-р…»
Дети: произносят р-р-р… и воспроизводят руками движения мотора.
Логопед: «Завели мотор, и полетел самолёт высоко, не видно его,
только гул слышен: л-л-л-л… Как гудит самолёт?»
Дети: л-л-л…
Логопед: правильно, молодцы!
2. Анализ артикуляционных укладов у зеркала. Анализ проводится
в сравнительном плане, общие и различительные особенности звуков.
Логопед: Добрый день, дорогие ребята! Я приветствую всех, кто
пришел на занятие «Правильной речи»! Мы с вами будем играть,
проговаривать чистоговорки и при, этом, конечно, красиво говорить. Ну, а,
чтобы наш язычок был готов к беседе, давайте сделаем небольшую зарядку
для языка:
Артикуляционная гимнастика по карточкам:
Улыбка, трубочка, часики, качели, парус, чистим зубы (верхние, нижние),
киска, футбол, кусаем язык, лошадка, грибочек, чашечку.
Логопед: Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук
[л]?
Дети: Когда мы произносим звук [л], наши губы улыбаются, зубы
слегка разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы. Форма языка
напоминает седло.
Логопед: А каково положение органов артикуляции при произнесении
звука [р]?
Дети: При произнесении звука [р] наши губы улыбаются, зубы слегка
разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые
края языка прижаты к верхним коренным зубам, форма языка напоминает
ложечку.
Логопед: Что ещё мы можем сказать про эти звуки?
Дети: Эти звуки согласные, звонкие.
Логопед: Почему вы так считаете?
Дети: Их можно пропеть.
Логопед: У меня еще один вопрос есть к вам. А что мы видим и
слышим?
Дети: Мы говорим и слышим это Звук, мы видим и пишем это Буквы.
Логопед: Давайте мы с вами это запомним и повторим:
Звуки мы слышим и произносим, Буквы мы видим, пишем, читаем.
Звуки бывают согласные и гласные.
Логопед обобщает ответы детей.
3. Повторение звука «р», слогов, слов, чистоговорок.
Цель: различение звуков [р] – [л] в слогах и в словах.
Ра – ра – ра – высокая гора, Ар – ар – ар – кипит наш самовар,
Ро – ро – ро – новое ведро, Ор – ор – ор – подмету я двор,
Ру – ру – ру – скачет кенгуру, Ур – ур – ур – повесим абажур
Ры – ры – ры – Рома видит рыб. Ир – ир – ир – выпили кефир.
4. Повторение звука «л», слогов, слов, чистоговорок.
Цель: различение в слогах, словах и в чистоговорках звуков [р] – [л].
Ла – ла – ла – наша мила Мала Ал – ал – ал – наш малыш упал,
Ло – ло – ло – мы приехали в село, Ол – ол – ол – это я пришёл,
Лу – лу – лу – мы гуляли по селу Ул – ул – ул – наш малыш уснул,
Лы – лы – лы – мы расставили столы ыл – ыл – ыл – суп уже остыл.
5. Игра «Замени звук».
Цель: образование новых слов путем замены звуков [р] – [л].
Упражнение образования новых слов, путём замены звука [р]-[л] (слова
– паронимы).
Логопед: ребята, я буду произносить слова, в которых вам необходимо
заменить звук [Р] на [Л]. Слушайте внимательно и заменяйте где это
необходимо. Спрашивать детей по очереди.
Рак – лак бар – бал борт – болт
Ров – лов жир – жил стар – стал
Рот – лот пир – пил рожь – ложь
Рама – лама мир – мил город – голод
6. Игра «Волшебный мешочек».
Цель: различение звуков [р] – [л] с помощью называния картинок,
восприятие слов на слух.
Логопед предлагает ребёнку достать из «волшебного мешочка» кубик.
Назвать картинки, которые на нём наклеены, хорошо проговаривая каждый
звук и определить его место в слове.
Физкультминутка.
Мы играем на гармошке. Наши ножки: топ – топ.
Громко хлопаем в ладошки. Наши ручки: хлоп – хлоп!
Головой слегка качаем. Вниз ладошки опускаем,
Руки к верху поднимаем. Отдыхаем, отдыхаем.
7. Игра «Найди свой домик».
Цель: восприятие звуков [р] – [л] на слух и зрительно с помощью
картинок.
Дети делятся на две команды.
Логопед: ребята, вам нужно подобрать картинки в соответствии со
звуком на домике и «заселить жильцов», располагая картинку в домике.
Дети перечислите жильцов домика, чётко проговаривая заданный звук.
Итог занятия.
Логопед: ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, вы все
справились с заданиями, молодцы! Давайте вспомним, как гудит самолет, на
котором мы путешествовали и заведем мотор.
Дети: гудят «л-л-л-л-л-л», завели мотор «р-р-р-р-
р-р».