Авторы: Котлярова Екатерина Юрьевна, Костина Виктория Сергеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 161"
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ: МЫ ЗНАЕМ ВСЕ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – МБДОУ № 161»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
(КОМИНТЕРНОВСКИЙ РАЙОН)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
(беседа, консультация)
МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ:
МЫ ЗНАЕМ ВСЕ О ПРАВИЛАХ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ВОРОНЕЖ
2016
КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Каждый день, отправляясь на работу, ведя ребенка в детский сад, просто гуляя,
мы сталкиваемся, сами того не замечая, с важной проблемой – правилами
дорожного движения. Эта проблема всегда была и является в настоящий момент
одной из актуальных, поскольку от знаний и умений соблюдать правила
дорожного движения зависит наша жизнь.
Говорить с детьми о культуре поведения на дороге необходимо всегда. Поэтому
цель нашей беседы – рассказать о работе воспитателя с детьми по данной теме и
дать рекомендации родителям о методах и приемах обучения и закрепления
теоретических знаний, получаемых в детском саду.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
1) познакомить родителей с демонстрационным материалом по правилам
дорожного движения, используемым в группе:
– папки-передвижки «Я – пешеход», «Дорожная азбука»,
«Советы
светофора»;
– коврик-пазл «Город»;
– игровой набор «Набор знаков дорожного движения»;
– карточки для дидактической игры «Ситуации на дороге»;
– обучающие карточки «Правила маленького пешехода» (Аксай: Проф-
Пресс, 2014. 16 с.);
– развивающие карточки «Правила маленького пешехода» (Ростов н/Д.:
Феникс, 2016. 12 с.);
– детская настольная игра «Азбука пешехода» (Игр и Ко, 2005);
– лото «Дорожные знаки» (Десятое королевство, 2012);
– обучающая настольная игра «Дорога» (домино) (Десятое королевство,
2003);
– Азбука маленьких пешеходов. Игра с магнитными наклейками (М.:
Росмэн, 2004);
– плакат «Правила поведения на дороге»;
2) продемонстрировать литературу, используемую по данной теме:
2
– Азбука пешехода (М.: Оникс, 2012. 12 с.);
– Никитина Н. Правила маленького пешехода (Аксай: Проф-Пресс, 2008.
10 с.);
– Соболева И. Маленький пешеход (М.: Малыш, 2005. 12 с.);
– Шалаева Г. Азбука маленького пешехода (М.: Эксмо, 2008. 176 с.);
– Шалаева Г. Дорожные знаки для маленьких пешеходов (М.: Эксмо, 2007.
80
с.);
3) рассказать родителям о методах и приемах обучения и постоянного
закрепления теоретических знаний, получаемых детьми в детском саду:
– наглядном;
– словесном;
– игровом;
– практическом.
РАБОТА С ДЕМОНСТРАЦИОННЫМ МАТЕРИАЛОМ
В ДЕТСКОМ САДУ
Для работы с детьми по правилам дорожного движения в нашей группе мы
преимущественно
используем
наглядный
демонстрационный
материал,
сопровождаемый рассказом воспитателя. Это способствует быстрому усвоению
материала в легкой и интересной для детей форме. Ребята, сами того не замечая,
используют полученные знания и закрепляют их в игровых и жизненных
ситуациях.
На примере коврика-пазла «Город» мы учимся
расставлять светофоры и дорожные знаки,
переходить только на зеленый свет (дети сами
называют
последовательность
цветовых
сигналов), пересекать дорогу в положенном
месте, путешествовать по дорогам в качестве
водителей,
соблюдая
дорожные
знаки
и
сигналы
светофора,
в местах
пешеходных
3
переходов,
не
оборудованных
светофором,
уступать
дорогу
пешеходам,
соблюдать культуру поведения на дорогах. Эта игра пользуется у детей большой
популярностью.
Используя
игровой
набор
знаков
дорожного
движения,
мы
становимся
настоящими пешеходами и водителями и на конкретных ситуациях разбираем
правила поведения и аварийные случаи при их несоблюдении.
С помощью игры-лото «Дорожные знаки» мы закрепляем знания о знаках,
учимся давать им характеристику и связывать конкретный знак с определенной
ситуацией на дороге.
Игра-домино
«Дорога»
учит
детей
составлению
дороги
из
отдельных
элементов,
правильной
расстановке
дорожных знаков и соблюдению правил
поведения на дороге в качестве водителя и
пешехода.
Детская настольная игра «Азбука пешехода» – игра с кубиком и фишками.
Целью этой игры является прохождение пути с соблюдением всех правил
дорожного движения.
Обучающие и развивающие карточки «Правила маленького пешехода»
также способствуют лучшему усвоению материала с помощью красочных
иллюстраций и стихов.
Интерес у детей вызывает новый вид развивающих игр – игра-планшет с
наклейками по правилам дорожного движения. С помощью магнитных наклеек
4
мы можем создать, проанализировать и сделать выводы по любой дорожной
ситуации. Дети учатся играючи!
В нашей группе большой выбор литературы по правилам дорожного
движения. Яркие иллюстрации привлекают внимание детей, а стихи помогают
легче, быстрее и интереснее запоминать правила.
Таким образом, в группе проходит непрерывный процесс обучения по
весьма важной и актуальной теме – правила дорожного движения. Теоретический
материал сопровождается практикой в пределах территории детского сада. Чтобы
дети могли применять полученные знания в реальных ситуациях, нам необходимо
ваше участие, родители.
РОДИТЕЛЯМ О МЕТОДАХ И ПРИЕМАХ
ОБУЧЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Уважаемые родители, детский сад и дом – две образовательные единицы в жизни
ребенка, поэтому для достижения наилучших результатов в образовании и
воспитании детей мы должны быть сплоченной командой. Правила дорожного
движения, предупреждающие знаки… С этими ситуациями мы сталкиваемся
каждый день. Как правило, аварийные случаи происходят по незнанию и
несоблюдению правил дорожного движения, поэтому мы должны максимально
ответственно подойти к данной проблеме.
Ребенок должен осознавать, что он является одной из составляющих
механизма дорожного движения, а для исправного функционирования этого
механизма необходима четко слаженная работа всех его звеньев.
Существуют следующие методы обучения и закрепления теоретических
знаний о правилах дорожного движения с ребенком дома:
– наглядный;
– словесный;
– игровой;
– практический.
5
НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД
К наглядному методу относятся наблюдение и демонстрация. Пополните
библиотеку ребенка иллюстрированными книгами:
– о работе светофора: Мигунова Н. Светофор (М.: Алтей, 2011. 10 с.);
Сергеев В. Светофор (М.: Дрофа, 2005. 10 с.);
– законах дорожного движения: Гордиенко С. Правила дорожного движения
для детей (Ростов н/Д.: Феникс-Премьер, 2015. 16 с.);
– возможных ситуациях на дорогах: Шалаева Г. Правила дорожного
движения для воспитанных детей (М.: АСТ, 2009. 176 с.).
Рекомендуем
приобрести
набор
дидактических
карточек
«Правила
дорожного
движения»
(М.:
Маленький
Гений-Пресс,
2014.
32
с.)
для
самостоятельного изучения.
Посмотрите с ребенком детский познавательный мультфильм о правилах
дорожного движения «Уроки тетушки Совы».
СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД
Ни один метод обучения не обходится без применения словесного метода.
Побеседуйте с детьми по дидактическим карточкам, задавайте вопросы:
«Правильно ли он поступил? Почему ты так считаешь?», «Нарушил ли правила
дорожного движения?», «Какое правило дорожного движения он забыл?», «Как
бы ты поступил в этой ситуации?». Если ребенок затрудняется с ответом, укажите
на правильный ответ, поясните свой выбор, приведите другие примеры подобной
ситуации.
Требуйте от ребенка проговаривания его действий при переходе улицы по
светофору, пешеходному переходу. Регулярным повторением вы добьетесь
автоматизма в правилах поведения на улице.
Почитайте ребенку:
– Волков С. Про правила дорожного движения: Торопыжка на улице;
Торопыжка переходит дорогу (М.: Омега, 2006. 62 с.);
6
– Казанцева М. Как Стешка и Люся правила дорожного движения учили
(Ростов н/Д.: Феникс-Премьер, 2013. 64 с.);
– ПДД для детей (М.: Эксмо, 2016. 176 с.).
ИГРОВОЙ МЕТОД
Игровой метод является для детей самым интересным. В то же время он
способствует наиболее продуктивному закреплению изученного материала. В
игре ребенок вживается в роль пешехода или водителя и пытается четко
следовать всем правилам, с которыми он знаком. Ваша задача, родители, увидеть
и заполнить информацией пробелы в знаниях, скорректировать неточности.
Предложите ребенку поиграть в игры: «Я – пешеход», «Я – водитель», «Школа
для зверят о правилах дорожного движения».
Поиграйте с ребенком в ролевую игру с участием «полицейского» и
«нарушителя». Пусть нарушителем будет какая-нибудь игрушка, а вы –
полицейскими. Ваша задача – определить «нарушителя» и объяснить ему его
ошибку. Проявите фантазию в игре с ребенком и получайте удовольствие от
творческого процесса!
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Ребенку мало рассказывать – ему необходимо показывать! Закрепляйте все
имеющиеся знания на практике.
Больше гуляйте пешком, обращая внимание на дорожные знаки, разметку,
пешеходов. Попросите ребенка дать оценку увиденной ситуации (положительной
или отрицательной).
Создайте свой город мечты, в котором все люди знают правила дорожного
движения и не нарушают их: нарисуйте дорогу, склейте бумажные машинки, из
конструктора постройте дома.
Выполняйте интересные задания по книгам:
7
– Дмитриева В. Азбука маленьких пешеходов. Многоразовая тетрадь (СПб.:
Астрель, 2012. 8 с.);
– Маркин Н. Безопасность на дорогах. Пешеходы-вездеходы. Дорожное
движение и безопасность на дорогах (М.: НЦ Энас, 2007. 48 с.);
– Маркин Н. Спасибо, светофор! Значения сигналов светофора (М.: НЦ
Энас, 2007. 32 с.);
– Правила дорожного движения для маленьких пешеходов (М.: Риал-Канц,
2007. 8 с.).
Создайте свою наглядную иллюстрированную книгу о правилах дорожного
движениях (используя аппликацию, рисунки и вашу фантазию).
Каждый из вас совершает маршрут выходного дня: кто-то идет в гости,
гуляет, у кого-то запланирован поход в театр, кино, на выставки. У всех разный
маршрут, но объединяет вас всех одно – соблюдение правил дорожного
движения.
Давайте убедимся, насколько вы внимательны и осторожны. Для этого вам
необходимо отметить на карте свой маршрут выходного дня. По маршруту
расставьте все встретившиеся вам знаки, светофоры и нарисуйте пешеходные
переходы. Приятного путешествия!
Например, мы живем в городе Воронеже на улице Хользунова в доме
№ 102. В выходной день мы отправились в гости к бабушке Зине, которая
проживает в доме № 50 на улице Генерала Лизюкова. Наш маршрут выглядит так:
8
Таким образом, результатами совместной деятельности воспитателей и родителей
должны стать уверенное поведение ребенка на дороге в роли пешехода,
соблюдение всех правил дорожного движения, а это залог безопасности наших
детей!
Дорогие родители, будьте образцовым примером для своего ребенка!
9